ТАЙНЫ УСПЕХА ВОСПИТАТЕЛЯ ГПД
Воспитатель ГПД и учитель технологии
Мещерякова-Гольнева А.В.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 6 ГОРОДА СНЕЖНОЕ»
Творческая педагогика, творческий учитель, воспитатель – как они необходимы сейчас.
Развивающемуся обществу нужны современные, образованные, нравственные, предприимчивые педагоги, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, творчеством, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Творческий потенциал республики - профессия педагога. Но легко понять и такую зависимость: только креативная, творческая личность может воспитать творца.
Воспитатели групп продленного дня, желающие овладеть педагогическим мастерством и стать мастером педагогического труда, должны создать собственную творческую лабораторию, необходимую для педагогической деятельности как творчества, работать постоянно повышая профессионально-личностное мастерство.
Хороший воспитатель тем и отличается от ремесленника, что, тогда как последний руководствуется только стереотипными приемами, первый вживается в индивидуальные особенности воспитанника и к ним прикладывает свой идеал доброго гражданина. Что это значит? Значит, что у воспитателя прежде всего есть идеал, затем он прикладывает его к данным условиям и, наконец, при выполнении пользуется приобретенными педагогическими навыками.
При этом педагогический идеал в творчестве воспитателя – это не только его сугубо личная категория.
Суть дела, прежде всего, в организации характера воспитателя, его поведении, а затем в организации его специальных знаний и навыков, без которых ни один воспитатель не может быть хорошим педагогом, не может работать, так как у него не поставлен голос… Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение.
В педагогическом творчестве воспитателя важную роль играет этический аспект его педагогического идеала, который в конечном счете воплощает в себе систему нравственных установок личности воспитателя. Этическая сторона педагогического идеала является нравственным фундаментом каждого педагогического действия, педагогического мышления, педагогического общения, создает общий нравственный облик воспитателя. Этический идеал педагога проявляется прежде всего в умении любить ребенка. «Научиться любить детей, - писал В.А. Сухомлинский, - нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам, эта способность развивается в процессе участия человека в общественной жизни, его взаимоотношений с другими людьми. Но по своей природе педагогический труд – повседневное общение с детьми – углубляет любовь к человеку, веру в него».
Творчество воспитателя осуществляется в ходе непосредственного взаимодействия с детьми, что требует от педагога умения управлять своими психическими состояниями, оперативно вызывать творческое самочувствие у самого себя и у детей как участников деятельности, осуществлять творческий процесс педагогического общения и т.п. Все эти профессиональные особенности творческого процесса педагога оказывают существенное влияние на содержание его деятельности.
Как научиться молодому специалисту творчеству?
Педагогическое творчество, пожалуй, несравнимо ни с каким другим видом продуктивной деятельности человека, и прежде всего потому, что педагог всегда творит на живом «человеческом материале». Это предъявляет к его деятельности особые требования.
Трудно, вероятно, найти человека, сознательно посвятившего себя учительской профессии и не желающего работать творчески. Но чтобы включиться в творчество тому, кто хочет работать с детьми, знания только одной психолого-педагогической теории недостаточно.
Человеку, вступающему в педагогическую деятельность, важно оценить свою расположенность к ней. Пути здесь самые разные. Для начала важно определить, есть ли у вас склонность к работе в системе профессий «человек – человек», а педагогический труд – это именно такая система. Здесь вам поможет тест Е.А.Климова.
Если не осознать сущность, значение и задачи собственной педагогической деятельности, ее цели, то педагог может быть хорошим (точнее – приличным) исполнителем, но вряд ли поднимется до уровня творчества. А творчество предполагает высокий уровень самостоятельности во всех аспектах деятельности – от целеполагания до оценки результатов. Если воспитатель осознает собственную творческую индивидуальность тогда он может добиться единства педагогического приема и личностных качеств педагога, только в случае их органического единства педагогическое воздействие будет «вырастать из личности педагога», и только тогда осуществится естественное взаимодействие воспитателя и воспитанника. Познать себя, свою индивидуальность педагогической деятельности,- значит, сделать освоенную теорию и опыт других работающим достоянием собственной личности.
Для осуществления плодотворной педагогической деятельности воспитателю необходимо обладать коммуникативными способностями и умением организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними и руководить их деятельностью, это важнейшие качества воспитателя. Если нет любви к детям, способность к общению будет нулевой. Для успеха недостаточно только знания учителем основ наук и методики учебно-воспитательной работы. Ведь все его знания и практические умения могут передаваться учащимся только через систему живого и непосредственного общения с ними. Сам процесс общения воспитателя и учащихся выступает как важное непременное условие и содержание профессиональной педагогической деятельности
Для решения учебных задач, необходимо общение, оно является средством обеспечения воспитательного процесса.
Творчество в процессе педагогического общения выступает в нескольких планах. Это творчество в ходе познания воспитателя учащихся, в системе взаимодействия с ними, в организации непосредственного взаимодействия на ребенка, в управлении собственным поведением (саморегуляция в общении), в самом процессе организации взаимоотношений. Общение, таким образом, выступая как профессионально-творческая категория, представляет собой в педагогической деятельности процесс и результат процесса решения воспитателем множества коммуникативных задач.
Представьте себе, что необходимо организовать какое либо педагогическое воздействие: помочь ребёнку решить задачу, сделать замечание и т. п. Мы, во – первых, анализируете ситуацию, во-вторых, перебираете возможные варианты решения, причем делаете это, как правило оперативно (в этом также проявляется специфика педагогической коммуникации), выбираете оптимальный метод, а потом организуете воздействие. То есть после решения общей педагогической задачи, как целевой, и выбора метода воздействия мы должны поставить коммуникативную задачу, как инструментальную, для осуществления непосредственного воздействия.
Начинающие воспитатели нередко считают, что дистанция в общении помогает им утвердить себя как педагога, и пользуется такой формой общения как средством самоутверждения в ученической да и в педагогической среде. Но в большинстве случаев этот тип общения в его чистом виде ведет к педагогическим неудачам, пусть и незаметным сразу. Авторитет должен завоевываться не через установление дистанций между воспитателем и воспитанником, а через взаимопонимание в процессе общения.
К сожалению, существует и негативная форма общения. Таковым является общение-устрашение. Чаще всего к нему прибегают начинающие воспитатели, что объясняется их неумением организовать продуктивную совместную деятельность с учениками.
Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия в коллективе, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной и творческой деятельности.
Приоритетные упражнения молодому специалисту (воспитателю группы продленного дня), способствующие обеспечению эмоционального благополучия в классе.
Упражнения на выработку умения естественно действовать в ситуации общения с детьми: войдите в класс, откройте окно, напишите на доске число, пройдитесь между рядами, приготовьте необходимые материалы, сядьте за стол, откройте книгу или журнал, прикройте дверь, выйдите из класса; те же действия с быстрой сменой ритмов: быстро войдите, быстро пройдитесь по классу и т. д.
Упражнение по обеспечению мышечной свободы и эмоционального благополучия при работе в группе продлённого дня: постарайтесь почувствовать перед входом в группу физическую бодрость, мобилизованность, теперь входите, начинайте действовать; поищите себе удобную позу и место, нашли – действуйте. Устраивает ли вас новое положение тела? Ищите удобное положение. И т. п. Не мешает ли вам что-нибудь, например ваши руки (их некуда деть – займите их чем-нибудь необходимым. Что еще мешает? Проверьте мышечное напряжение. Теперь действуйте. Пройдите по кабинету, старайтесь быть свободным, раскованным. Ощутите свою раскованность. Найдите наиболее удобную для вас позу. Вы идете, сложив руки за спиной, нет, так вам не удобно, измените позу. Найдите ту, при которой вы почувствуете себя хорошо.
Упражнения на развитие навыков сосредоточения внимания: разговаривая с кем-нибудь из учащихся, не теряйте из виду остальных.
Вы пошли в кабинет, и ваше внимание рассеялось; соберите его по «кругам внимания» ( К.С. Станиславский), сосредоточьтесь на каком-нибудь воспитаннике. Сосредоточились? Это «малый круг» внимания. Теперь можно его постепенно расширять – кругом вашего внимания становится группа ребят. Получается, нет? После того как у вас сложится «средний круг» внимания, попытайтесь включить в него всю группу – «большой круг» внимания. Как только почувствуете, что внимание рассеивается, начните сначала. Это упражнение повторите несколько раз с отдельными ситуационными изменениями. Например, вы вошли в кабинет, постепенно расширяя свой круг внимания. Вдруг стук в дверь. Вы подходите к двери, возвращаетесь к столу, снова начинаете собирать внимание, если это необходимо.
Эти упражнения помогают сформировать навыки устойчивого внимания, перераспределения его, необходимого сосредоточения. Упражнения на развитие простейших навыков общения: войдите в ккбинет и привлеките к себе внимание без речевого общения средствами мимики, пантомимики. Обращайтесь к детям, использовав разные системы «приспособлений» (просьба, требование, предупреждение, похвала, юмор, вопрос, намек, приказ, пожелание и т. п.); необходимо найти не только нужные интонации, но и пластику мимикопантомимического интонирования, правильное «приспособление» тела. Следите за мышечной свободой.
Упражнения по управлению инициативой в общении (по А. А. Леонтьеву): «Вы ведете с кем-то разговор. Ваш собеседник держит нить разговора в своих руках ( является в данный момент «лидером» контакта). Вы сейчас пассивный участник разговора – поддакиваете, подаете реплики. Постарайтесь перехватить инициативу контакта, взять лидерство. Это не сразу вам удается; очень вероятно, что собеседник будет стремиться удержать лидерство за собой».
Упражнения по технике интонирования: произносите фразы с различными оттенками речи (в зависимости от педагогической ситуации): «Кто дежурный?», «Идите сюда», «Выполнили ли вы задание?», «Прошу внимания», «Да», «Будьте добры» и т.д.
Упражнения на развитие мимики, пантомимики: проводятся в группе и индивидуально дома – перед зеркалом. Вы должны постигнуть особенности своей мимической природы. Темы: изобразите удивление, волнение, гнев, смех, иронию и т. п. Эти упражнения помогут вам педагогически правильно передавать переживания.
Войдите в кабинет и только мимическими и пантомимическими средствами постарайтесь войти с ним в эмоциональный контакт, будьте внимательны и внутренне мобилизованы.
Упражнения на развитие семантических движений: поиск двигательных, мимических средств выражения требования («Садитесь», «Внимание», «Тише», «Прошу внимания», «Здравствуйте», «Идите сюда» и т. п.). Находите пантомимические и мимические средства для выражения этих требований.
Да, творчество безгранично, потребность в нем не насыщаема. Только креативная, творческая личность может воспитать творца. И значит, любой воспитатель, осознающий свою социальную ответственность, должен стремиться работать, развивая в себе талант, оригинальность, духовные ценности, уникальность. О том, что педагогическая деятельность – это творчество, что педагог – творческая профессия, сказано немало. Творческая педагогическая деятельность – своего рода искусство.
Молодой воспитатель должен учиться творчеству, быть готовым к действию в бесконечно меняющейся педагогической действительности. Бесспорно, что ремесло, мастерство, владение конкретными приемами совершенно необходимы. Но они должны сочетаться с логикой и технологией педагогического творчества, и тогда рождается искусство, и тогда рождается воспитатель.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.