Танцевально-двигательные и телесно-ориентированные техники направлены на чем младше ребенок, тем больше степеней свободы и легкости имеет его тело. Изначально почти всю информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения, поэтому на разных участках тела имеются зоны, «запоминающие» на всю жизнь положительные и отрицательные отпечатки его общения с миром. Не зря считается, что память тела самая крепкая. Поэтому очень важно при развитии ребенка постараться оставить на его теле как можно меньше негативных «отпечатков», напряжений и зажимов.Танцевально-двигательные и телесно-ориентированные техники направлены на чем младше ребенок, тем больше степеней свободы и легкости имеет его тело. Изначально почти всю информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения, поэтому на разных участках тела имеются зоны, «запоминающие» на всю жизнь положительные и отрицательные отпечатки его общения с миром. Не зря считается, что память тела самая крепкая. Поэтому очень важно при развитии ребенка постараться оставить на его теле как можно меньше негативных «отпечатков», напряжений и зажимов.
Танцевальнодвигательные и телесноориентированные
техники
Маленькие дети владеют естественной грацией и свободой тела.
Энергичные, шустрые, они все свое поведение проявляют через движение.
Взрослые часто завидуют малышам: «Сколько же в ребенке энергии,
постоянно бегает, суетится, прыгает и скачет! Откуда в нем столько сил?»
Чем младше ребенок, тем больше степеней свободы и легкости имеет
его тело. Изначально почти всю информацию об окружающем ребенок
получает через телесные ощущения, поэтому на разных участках тела
имеются зоны, «запоминающие» на всю жизнь положительные и
отрицательные отпечатки его общения с миром. Не зря считается, что
память тела самая крепкая. Поэтому очень важно при развитии ребенка
постараться оставить на его теле как можно меньше негативных
«отпечатков», напряжений и зажимов. Имеются в виду не только
физические наказания, раны и травмы, но и психологические зажимы на
теле, образующиеся в результате переживаний и эмоциональных проблем.
Тревожный, робкий, скрытный ребенок к 5 – 6 годам выглядит
сутулым, «согнутым», малоподвижным и пассивным.
У многих агрессивных, гиперактивных детей часто наблюдаются
болезни внутренних органов, появляются травмы и переломы. Взаимосвязь
психики и тела очевидна.
Чем меньше мышечных зажимов и отрицательных отметин на теле
человека, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает.
Именно поэтому можно использовать в развитии ребенка не только
методы воздействия на его сознание и мышление, но и упражнения,
отвлекающие контроль сознания над телом, то есть телесные и
танцевательные методы. Далее приводятся некоторые упражнения,
развивающие пластику, гибкость, легкость тела, снимающие мышечные
зажимы, дающие ребенку ощущения свободы и радости, способствующие
игровой инициативе, стимулирующие моторное и эмоциональное
самовыражение. Для выполнения упражнений необходима музыка разных
темпов. Совместные музыкальные танцевальные и двигательные занятия
детей и взрослых способствуют укреплению эмоциональных контактов,
взаимопониманию и доверию.
Научившись свободно двигаться, вы откроете в себе и ребенке
творца! Кроме того, выполняя их, вы почувствуете, что в них гармонично
соединяются техники, направленные и на развитие общительности,
сплочение, выход агрессии и страхов, на снятие психоэмоционального
напряжения.
Попробуйте, двигайтесь, и вы обязательно убедитесь в этом!«Сочини свой танец» (для детей с 6 лет)
Ведущий встает в центр круга. В такт музыке (быстрой или
медленной) он выполняет несколько различных танцевальных движений,
все остальные копируют его танец. Затем он дотрагивается до любого
участника, тот выходит в центр, сочиняет свой танец, и далее по кругу.
«Подари движение»
Участники встают в круг. Звучит веселая музыка. Ведущий начинает
танец, выполняя какието однотипные движения в течение 15 – 20 секунд.
Все остальные повторяют эти движения. Затем кивком головы он дает
знак следующему начинать свои движения в такт музыке, и далее
подобное продолжается по кругу.
«Танец пяти движений» (Габриэла Рот, для детей с 5 лет)
Для выполнения упражнения необходима запись с музыкой разных
«Течение воды» – плавная музыка, текучие, округлые, мягкие,
«Переход через чащу» – импульсивная музыка, резкие, сильные,
темпов, продолжительностью 1 минута каждого темпа.
1
переходящие одно в другое движения. 1 минута.
2
четкие, рубящие движения, бой барабанов. 1 минута.
3
«Сломанная кукла» – неструктурированная музыка, хаотичный
набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения (как «сломанная
кукла»). 1 минута.
4
нежные движения. 1 минута.
«Покой» – спокойная, тихая музыка или набор звуков,
5
имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса – стояние без
движений, «слушание» своего тела.
«Полет бабочек» – лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные,
Замечание: После окончания упражнения поговорите с детьми,
какие движения им больше всего понравились, что легко получалось, а что
с трудом.
«Свободный танец» (для детей с 5 лет)
Детям предлагается под музыку с закрытыми глазами танцевать,
выполняя любые, какие им хочется, движения, не мешая друг другу.
Замечание: Ритм, громкость музыки лучше периодически менять.
«Джаз тела» (Габриэла Рот, для детей с 5 лет)
Танцующие встают в круг. Звучит ритмичная музыка. Ведущий
показывает порядок выполнения движений. Сначала нужно совершать
движения только головой и шеей в разные стороны, вперед и назад вразном ритме. Затем двигаются только плечи, то вместе, то попеременно,
то вперед, то назад, то вверх, то вниз. Далее – движения рук в локтях,
потом – в кистях. Следующие движения бедрами, затем коленями, далее –
ступнями.
А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное
движение по порядку: голова + плечи + локти + кисти + бедра + колени +
ступни. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими
частями тела одновременно.
«Веселая зарядка» (Афонькин С. Ю., для детей с 4 лет)
Ведущий рассказывает, а все остальные показывают в движении.
«Чтобы машина заработала, надо завести мотор. Спящий человек
похож на выключенную машину (дети «спят»). Каждый из вас – хозяин
своего тела. Вы можете его «завести» и «выключить». Давайте попробуем.
Вы – проснувшиеся котята – потяните лапки, выпустите коготки,
поднимите мордочки. А сейчас вы – упавшие на спину божьи коровки.
Лапки кверху, постарайтесь перекатиться со спины на лапки. А вот вы –
крадущиеся в джунглях тигры. Станем осенним листочком, качающимся
на ветру. Полетаем, как оторвавшийся листочек. Вдохнем поглубже и
превратимся в воздушные шарики, попробуем подпрыгнуть и взлететь
мягко и плавно. Тянемся вверх, как жирафы. Попрыгаем, как кенгуру,
чтобы стать такими же ловкими и сильными. А теперь мы – маятники,
тяжелые, громоздкие, покачаемся из стороны в сторону. А сейчас мы
пилоты, заведем мотор самолета, расправим крылья и полетаем.
Изогнемся, как лук индейца, и станем упругими. Какая из ваших ног
сегодня больше и выше попрыгает? А сколько раз выше попрыгает? А
сколько раз вы присядете, срывая цветок? Молодцы!»
«Походка и настроение» (для детей с 4 лет)
Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение:
«Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь с неба падают тяжелые,
большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь – как чайка, как орел.
Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемся,
как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся,
как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Задумчиво пройдемся,
как рассеянный человек. Побежим навстречу маме, прыгнем ей на шею и
обнимем ее».
«Водный карнавал» (для детей с 4 лет)
Ведущий предлагает побывать на празднике \ морского царя. Все
превращаются в рыбок, морских звезд, русалочек, ракушек, крабов,морских коньков и т.д. Звучит плавная музыка – морские обитатели, лежа
на полу или стоя, начинают свой карнавал. Морской царь (ведущий)
хвалит особо понравившихся ему танцоров.
«Воздушный бал» (для детей с 4 лет)
Ведущий предлагает превратиться в птиц, бабочек, стрекоз. Звучит
спокойная музыка. Танцующие «летают», кружатся, прыгают высоко
вверх. Всем легко, весело, радостно.
«Дискотека кузнечиков» (для детей с 4 лет)
Ведущий предлагает всем превратиться в кузнечиков
попрыгунчиков. Звучит ритмичная, задорная музыка. Кузнечики высоко
подпрыгивают, сгибают лапки, лягаются, весело скачут по «полю».
«Танец огня» (для детей 5 лет)
Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и
постепенно в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая
язычки пламени. Костер ритмично покачивается то в одну, то в другую
сторону, становится то выше (на цыпочках танцуют), то ниже (приседают
и покачиваются). Дует сильный ветер, и костер распадается на маленькие
искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с
другом (берутся за руки) по две, три, четыре вместе. Искорки светятся
радостью и добром.
«Зеркальный танец» (для детей с 5 лет)
Участники разбиваются на пары. Звучит любая музыка. Один из пары
– зеркало, он с наибольшей точностью старается повторить танцевальные
движения другого. Затем пары меняются ролями.
«Танец морских волн» (для детей с 6 лет)
Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и
второй. Ведущий – «ветер» включает спокойную музыку и «дирижирует»
волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании
руки вторые. Море может быть спокойным – рука на уровне груди.
Волны могут быть мелкими, могут быть большими – тогда ведущий
плавно рукой вверх показывает, кому присесть, кому встать, еще сложнее,
когда волны перекатываются: по очереди поднимаются выше и
опускаются ниже.
Замечание: Красота «танца морских волн» во многом зависит от
«дирижераветра».
Этюд «Из семени в дерево» (для детей с 4 лет)
Ведущий«садовник» предлагает детям превратиться в маленькое
сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрытьее руками). Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их
(гладит по голове и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком
семечко начинает медленно расти. (Поднимаются.) У него раскрываются
листочки (руки свешиваются с головы и тянутся кверху), растет стебелек
(вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны,
пальцы сжаты). Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко
разжимаются кулачки), и росток превращается в прекрасный сильный
цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть
себя), улыбается цветамсоседям (улыбки соседям), кланяется им, слегка
дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться
до соседей). Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в
разные стороны, борется с непогодой (раскачивания руками, головой,
телом). Ветер срывает лепестки и листья (опускаются руки, голова),
цветок сгибается, клонится к земле и ложится на нее. Ему грустно. Но вот
пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко
(свернуться на полу). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро
опять наступит весна, и оно оживет!
Этюд «Потянулись – сломались» (Баскаков, для детей с 4 лет)
Исходное положение стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки
от пола не отрывать. Ведущий: «Тянемся, тянемся вверх, выше, выше... А
теперь наши ладони как бы сломались, повисли. Теперь руки сломались в
локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, перегнулось тело,
подогнулись колени, упали на пол... лежим, отдыхаем, хорошо».
Замечание: Когда дети отдыхают на полу, ведущий должен обойти
каждого из них и проверить, полностью ли расслаблено его тело, помочь
снять « зажимы ».
Этюд «Насос и надувная кукла» (для детей с 5 лет)
Дети разбиваются на пары. Один надувная кукла, из которой
выпущен воздух, лежит на полу в расслабленной позе (согнуты колени,
руки, голова опущена). Другой – «накачивает» куклу воздухом с помощью
насоса: ритмично наклоняется вперед, на выдох произносит: «Ссс».
Кукла медленно наполняется воздухом, распрямляется, твердеет – она
надута. Затем «куклу» сдувают, нажав несильно ей на живот, воздух
постепенно из нее выходит со звуком: «Ссс», она опять «опадает».
Пары меняются ролями.
Этюд «Строители» (для детей с 5 лет)
Участники выстраиваются в одну линию. Ведущий предлагает
вообразить и показать телом и лицом различные движения, как первый
передает соседу и т.д.:
тяжелое ведро с цементом;
легкую кисточку;
кирпич;
огромную тяжелую доску;
гвоздик;
молоток.
Замечание: Ведущий следит, чтобы поза, степень напряжения мышц
тела и выражение лица «строителей» соответствовали тяжести и объему
передаваемых «материалов».
Этюд «Пробуждение на деревенском дворе» (для детей с 5 лет)
Ведущий приглашает всех на деревенский двор в качестве
обитателей. Раннее утро. Все превращаются в домашних животных и
изображают их пробуждение. Вот, важно и гордо подняв голову,
прохаживается по двору, заложив руки за спину, петух и кричит: «Кука
реку!». А на крылечко мягко и осторожно выходит кот. Он садится на
задние лапки, а передние плавно облизывает и умывает мордочку, ушки,
плечики, приговаривая: «Мяу!» Неуклюже и смешно переступая с ноги на
ногу, выходит утка и начинает клювом чистить свои перышки, приветливо
покрякивая: «Крякря». Гордый гусь вышагивает, медленно поворачивая
головой в разные стороны, приветствуя: «Гага». Хрюшка, повалившись в
луже на бок и вытянув передние и задние ноги, резко поднимает голову,
прищуривает удивленно глаз и спрашивает: «Хрюхрю?» Стоя спит,
опустив голову, лошадь. Вот она открывает глаза, поднимает одно ухо
(ладошкой), поднимает голову и второе ухо и радостно ржет: «Игого!».
Просыпаются курицы и начинают суетливо бегать по двору: «Кококо».
Все проснулись!
С добрым утром!
Замечание:
1
Дети могут многие движения придумывать сами.
2 Сначала этюд отрабатывается по отдельным животным. Со
временем, когда участники отрепетируют разные роли, пробуждение
лучше делать одновременно, распределив заранее роли.
«Ожерелье» (для детей с 5 лет)
Участники встают в плотный круг. Они – бусинки красивого
ожерелья, тесно прижимаются, крутятся на месте, не отрываясь друг от
друга, бегают по шее хозяйки, так же плотно прижавшись. Ведущий
подходит к «ожерелью» и пытается «разорвать» его. Если ему это удается,
бусинки «рассыпаются» по полу и катаются по нему. Ведущий ловит их,
по очереди крепко держа за руку первую, та – вторую пойманнуюведущим, третью и т.д., пока не соберет снова все ожерелье и не сделает
его плотным и крепким. Первая пойманная бусинка становится ведущим.
«Лес» (для детей с 5 лет)
Ведущий: «В нашем лесу растут березка, елочка, дуб, плакучая ива,
сосна, травинка, цветок, гриб, ягода, кустики. Выберите сами себе
растение, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превратимся
в лес. Как ваше растение реагирует на:
тихий, нежный ветерок;
сильный холодный ветер;
ураган;
мелкий грибной дождик;
ливень;
очень жарко;
ласковое солнце;
ночь;
град;
заморозки».
Этюд «Согласованные действия» (для детей с 5 лет)
Дети разбиваются на пары или выбирают одного из родителей. Им
предлагается показать парные действия:
пилка дров;
гребля в лодке;
перемотка ниток;
перетягивание каната;
передача хрустального стакана;
парный танец.
«Огонь – лед» (для детей с 4 лет)
По команде ведущего: «Огонь!» – стоящие в круге дети начинают
двигаться всеми частями тела.
По команде: «Лед!» – дети застывают в позе, в которой их застала
команда. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время
выполнения той и другой.Материал подобран педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь