Танцевально-двигательные и телесно-ориентированные техники

  • Игры
  • docx
  • 21.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Танцевально-двигательные и телесно-ориентированные техники направлены на чем младше ребенок, тем больше степеней свободы и легкости имеет его тело. Изначально почти всю информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения, поэтому на разных участках тела имеются зоны, «запоминающие» на всю жизнь положительные и отрицательные отпечатки его общения с миром. Не зря считается, что память тела самая крепкая. Поэтому очень важно при развитии ребенка постараться оставить на его теле как можно меньше негативных «отпечатков», напряжений и зажимов.Танцевально-двигательные и телесно-ориентированные техники направлены на чем младше ребенок, тем больше степеней свободы и легкости имеет его тело. Изначально почти всю информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения, поэтому на разных участках тела имеются зоны, «запоминающие» на всю жизнь положительные и отрицательные отпечатки его общения с миром. Не зря считается, что память тела самая крепкая. Поэтому очень важно при развитии ребенка постараться оставить на его теле как можно меньше негативных «отпечатков», напряжений и зажимов.
Иконка файла материала -Телесно-двиг техники для детей.docx
Танцевально­двигательные и телесно­ориентированные техники Маленькие   дети   владеют   естественной   грацией   и   свободой   тела. Энергичные, шустрые, они все свое поведение проявляют через движение. Взрослые   часто   завидуют   малышам:   «Сколько   же   в   ребенке   энергии, постоянно бегает, суетится, прыгает и скачет! Откуда в нем столько сил?» Чем младше ребенок, тем больше степеней свободы и легкости имеет его   тело.   Изначально   почти   всю   информацию   об   окружающем   ребенок получает   через   телесные   ощущения,   поэтому   на   разных   участках   тела имеются   зоны,   «запоминающие»   на   всю   жизнь   положительные   и отрицательные  отпечатки   его  общения  с  миром.  Не   зря  считается,  что память тела самая крепкая. Поэтому очень важно при развитии ребенка постараться   оставить   на   его   теле   как   можно   меньше   негативных «отпечатков»,   напряжений   и   зажимов.   Имеются   в   виду   не   только физические наказания, раны и травмы, но и психологические зажимы на теле, образующиеся в результате переживаний и эмоциональных проблем. Тревожный,   робкий,   скрытный   ребенок   к   5   –   6   годам   выглядит сутулым, «согнутым», малоподвижным и пассивным. У   многих   агрессивных,   гиперактивных   детей   часто   наблюдаются болезни внутренних органов, появляются травмы и переломы. Взаимосвязь психики и тела очевидна. Чем меньше мышечных зажимов и отрицательных отметин на теле человека,   тем   здоровее,   свободнее   и   благополучнее   он   себя   ощущает. Именно   поэтому   можно   использовать   в   развитии   ребенка   не   только методы   воздействия   на   его   сознание   и   мышление,   но   и   упражнения, отвлекающие   контроль   сознания   над   телом,   то   есть   телесные   и танцевательные   методы.   Далее   приводятся   некоторые   упражнения, развивающие   пластику,   гибкость,   легкость   тела,   снимающие   мышечные зажимы, дающие ребенку ощущения свободы и радости, способствующие игровой   инициативе,   стимулирующие   моторное   и   эмоциональное самовыражение. Для выполнения упражнений необходима музыка разных темпов. Совместные музыкальные танцевальные и двигательные занятия детей   и   взрослых   способствуют   укреплению   эмоциональных   контактов, взаимопониманию и доверию. Научившись   свободно   двигаться,   вы   откроете   в   себе   и   ребенке творца! Кроме того, выполняя их, вы почувствуете, что в них гармонично соединяются   техники,   направленные   и   на   развитие   общительности, сплочение,   выход   агрессии   и   страхов,   на   снятие   психоэмоционального напряжения. Попробуйте, двигайтесь, и вы обязательно убедитесь в этом!«Сочини свой танец» (для детей с 6 лет) Ведущий   встает   в   центр   круга.   В   такт   музыке   (быстрой   или медленной) он выполняет несколько различных танцевальных движений, все   остальные   копируют   его   танец.   Затем   он   дотрагивается   до   любого участника, тот выходит в центр, сочиняет свой танец, и далее по кругу. «Подари движение» Участники встают в круг. Звучит веселая музыка. Ведущий начинает танец, выполняя какие­то однотипные движения в течение 15 – 20 секунд. Все остальные повторяют эти движения. Затем кивком головы он дает знак   следующему   начинать   свои   движения   в   такт   музыке,   и   далее подобное продолжается по кругу. «Танец пяти движений» (Габриэла Рот, для детей с 5 лет) Для выполнения упражнения необходима запись с музыкой разных «Течение   воды»   –   плавная   музыка,   текучие,   округлые,   мягкие, «Переход   через   чащу»   –   импульсивная   музыка,   резкие,   сильные, темпов, продолжительностью 1 минута каждого темпа. 1 переходящие одно в другое движения. 1 минута.  2 четкие, рубящие движения, бой барабанов. 1 минута.  3 «Сломанная   кукла»   –   неструктурированная   музыка,   хаотичный набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения (как «сломанная кукла»). 1 минута.  4 нежные движения. 1 минута.  «Покой»   –   спокойная,   тихая   музыка   или   набор   звуков, 5 имитирующих   шум   воды,   морской   прибой,   звуки   леса   –   стояние   без движений, «слушание» своего тела.  «Полет бабочек» – лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, Замечание:   После   окончания   упражнения   поговорите   с   детьми, какие движения им больше всего понравились, что легко получалось, а что с трудом. «Свободный танец» (для детей с 5 лет) Детям   предлагается   под   музыку   с   закрытыми   глазами   танцевать, выполняя любые, какие им хочется, движения, не мешая друг другу. Замечание: Ритм, громкость музыки лучше периодически менять. «Джаз тела» (Габриэла Рот, для детей с 5 лет) Танцующие встают в круг. Звучит ритмичная музыка. Ведущий  показывает порядок выполнения движений. Сначала нужно совершать  движения только головой и шеей в разные стороны, вперед и назад вразном ритме. Затем двигаются только плечи, то вместе, то попеременно,  то вперед, то назад, то вверх, то вниз. Далее – движения рук в локтях,  потом – в кистях. Следующие движения бедрами, затем коленями, далее –  ступнями. А   теперь   надо   постепенно   прибавлять   каждое   отработанное движение по порядку: голова + плечи + локти + кисти + бедра + колени + ступни.   В   конце   упражнения   надо   стараться   двигаться   всеми   этими частями тела одновременно.                      «Веселая зарядка» (Афонькин С. Ю., для детей с 4 лет) Ведущий рассказывает, а все остальные показывают в движении. «Чтобы   машина   заработала,   надо   завести   мотор.   Спящий   человек похож на выключенную машину (дети «спят»). Каждый из вас – хозяин своего тела. Вы можете его «завести» и «выключить». Давайте попробуем. Вы   –   проснувшиеся   котята   –   потяните   лапки,   выпустите   коготки, поднимите мордочки. А сейчас вы – упавшие на спину божьи коровки. Лапки кверху, постарайтесь перекатиться со спины на лапки. А вот вы – крадущиеся в джунглях тигры. Станем осенним листочком, качающимся на   ветру.   Полетаем,   как   оторвавшийся   листочек.   Вдохнем   поглубже   и превратимся   в   воздушные   шарики,   попробуем   подпрыгнуть   и   взлететь мягко и плавно. Тянемся вверх, как жирафы. Попрыгаем, как кенгуру, чтобы стать такими же ловкими и сильными. А теперь мы – маятники, тяжелые,   громоздкие,   покачаемся   из   стороны   в   сторону.   А   сейчас   мы пилоты,   заведем   мотор   самолета,   расправим   крылья   и   полетаем. Изогнемся,   как   лук   индейца,   и   станем   упругими.   Какая   из   ваших   ног сегодня больше и выше попрыгает? А сколько раз выше попрыгает? А сколько раз вы присядете, срывая цветок? Молодцы!» «Походка и настроение» (для детей с 4 лет) Ведущий   показывает   движения   и   просит   изобразить   настроение: «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь с неба падают тяжелые, большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь – как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемся, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Задумчиво пройдемся, как рассеянный человек. Побежим навстречу маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее». «Водный карнавал» (для детей с 4 лет) Ведущий   предлагает   побывать   на   празднике   \   морского   царя.   Все превращаются   в   рыбок,   морских   звезд,   русалочек,   ракушек,   крабов,морских коньков и т.д. Звучит плавная музыка – морские обитатели, лежа на   полу   или   стоя,   начинают   свой   карнавал.   Морской   царь   (ведущий) хвалит особо понравившихся ему танцоров. «Воздушный бал» (для детей с 4 лет) Ведущий предлагает превратиться в птиц, бабочек, стрекоз. Звучит спокойная   музыка.   Танцующие   «летают»,   кружатся,   прыгают   высоко вверх. Всем легко, весело, радостно.                       «Дискотека кузнечиков» (для детей с 4 лет) Ведущий   предлагает   всем   превратиться   в   кузнечиков­ попрыгунчиков. Звучит ритмичная, задорная музыка. Кузнечики высоко подпрыгивают, сгибают лапки, лягаются, весело скачут по «полю».                                   «Танец огня» (для детей 5 лет) Танцующие   тесно   сжимаются   в   круг,   руки   поднимают   вверх   и постепенно в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. Костер ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше (на цыпочках танцуют), то ниже (приседают и покачиваются). Дует сильный ветер, и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две, три, четыре вместе. Искорки светятся радостью и добром. «Зеркальный танец» (для детей с 5 лет) Участники разбиваются на пары. Звучит любая музыка. Один из пары – зеркало, он с наибольшей точностью старается повторить танцевальные движения другого. Затем пары меняются ролями. «Танец морских волн» (для детей с 6 лет) Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий – «ветер» ­ включает спокойную музыку и «дирижирует» волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании руки вторые. Море может быть спокойным – рука на уровне груди. Волны могут быть мелкими, могут быть большими – тогда ведущий плавно рукой вверх показывает, кому присесть, кому встать, еще сложнее, когда   волны   перекатываются:   по   очереди   поднимаются   выше   и опускаются ниже. Замечание:   Красота  «танца  морских   волн»  во  многом  зависит  от «дирижера­ветра». Этюд «Из семени в дерево» (для детей с 4 лет) Ведущий­«садовник»   предлагает   детям   превратиться   в   маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрытьее руками). Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит   по   голове   и   телу),   ухаживает.   С   теплым   весенним   солнышком семечко начинает медленно расти. (Поднимаются.) У него раскрываются листочки (руки свешиваются с головы и тянутся кверху), растет стебелек (вытягивается  тело),  появляются  веточки   с бутонами (руки  в  стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимаются   кулачки),   и   росток   превращается   в   прекрасный   сильный цветок.   Наступает   лето,   цветок   хорошеет,   любуется   собой   (осмотреть себя), улыбается цветам­соседям (улыбки соседям), кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до   соседей).   Но   вот   подул   ветер,   наступает   осень.   Цветок   качается   в разные   стороны,   борется   с   непогодой   (раскачивания   руками,   головой, телом).   Ветер   срывает   лепестки   и   листья   (опускаются   руки,   голова), цветок сгибается, клонится к земле и ложится на нее. Ему грустно. Но вот пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна, и оно оживет! Этюд «Потянулись – сломались» (Баскаков, для детей с 4 лет) Исходное положение стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Ведущий: «Тянемся, тянемся вверх, выше, выше... А теперь наши ладони как бы сломались, повисли. Теперь руки сломались в локтях,   в   плечах,   упали   плечи,   повисла   голова,   перегнулось   тело, подогнулись колени, упали на пол... лежим, отдыхаем, хорошо». Замечание: Когда дети отдыхают на полу, ведущий должен обойти каждого из них и проверить, полностью ли расслаблено его тело, помочь снять « зажимы ». Этюд «Насос и надувная кукла» (для детей с 5 лет) Дети   разбиваются   на   пары.   Один   надувная   кукла,   из   которой выпущен воздух, лежит на полу в расслабленной позе (согнуты колени, руки, голова опущена). Другой – «накачивает» куклу воздухом с помощью насоса:   ритмично   наклоняется   вперед,   на   выдох   произносит:   «С­с­с». Кукла  медленно  наполняется   воздухом, распрямляется, твердеет –  она надута.   Затем   «куклу»   сдувают,   нажав   несильно   ей   на   живот,   воздух постепенно из нее выходит со звуком: «С­с­с», она опять «опадает». Пары меняются ролями. Этюд «Строители» (для детей с 5 лет) Участники   выстраиваются   в   одну   линию.   Ведущий   предлагает вообразить и показать телом и лицом различные движения, как первый передает соседу и т.д.:  тяжелое ведро с цементом;     легкую кисточку;  кирпич;  огромную тяжелую доску;  гвоздик;  молоток.  Замечание: Ведущий следит, чтобы поза, степень напряжения мышц тела и выражение лица «строителей» соответствовали тяжести и объему передаваемых «материалов». Этюд «Пробуждение на деревенском дворе» (для детей с 5 лет) Ведущий   приглашает   всех   на   деревенский   двор   в   качестве обитателей.   Раннее   утро.   Все   превращаются   в   домашних   животных   и изображают   их   пробуждение.   Вот,   важно   и   гордо   подняв   голову, прохаживается по двору, заложив руки за спину, петух и кричит: «Ку­ка­ реку!». А на крылечко мягко и осторожно выходит кот. Он садится на задние лапки, а передние плавно облизывает и умывает мордочку, ушки, плечики, приговаривая: «Мяу!» Неуклюже и смешно переступая с ноги на ногу, выходит утка и начинает клювом чистить свои перышки, приветливо покрякивая: «Кря­кря». Гордый гусь вышагивает, медленно поворачивая головой в разные стороны, приветствуя: «Га­га». Хрюшка, повалившись в луже на бок и вытянув передние и задние ноги, резко поднимает голову, прищуривает   удивленно   глаз   и   спрашивает:   «Хрю­хрю?»   Стоя   спит, опустив голову, лошадь. Вот она открывает глаза, поднимает одно ухо (ладошкой), поднимает голову и второе ухо и радостно ржет: «И­го­го!». Просыпаются курицы и начинают суетливо бегать по двору: «Ко­ко­ко». Все проснулись! С добрым утром! Замечание: 1 Дети могут многие движения придумывать сами.  2   Сначала   этюд   отрабатывается   по   отдельным   животным.   Со временем,   когда   участники   отрепетируют   разные   роли,   пробуждение лучше делать одновременно, распределив заранее роли.  «Ожерелье» (для детей с 5 лет) Участники   встают   в   плотный   круг.   Они   –   бусинки   красивого ожерелья, тесно прижимаются, крутятся на месте, не отрываясь друг от друга,   бегают   по   шее   хозяйки,   так   же   плотно   прижавшись.   Ведущий подходит к «ожерелью» и пытается «разорвать» его. Если ему это удается, бусинки «рассыпаются» по полу и катаются по нему. Ведущий ловит их, по   очереди   крепко   держа   за   руку   первую,   та   –   вторую   пойманнуюведущим, третью и т.д., пока не соберет снова все ожерелье и не сделает его плотным и крепким. Первая пойманная бусинка становится ведущим. «Лес» (для детей с 5 лет) Ведущий: «В нашем лесу растут березка, елочка, дуб, плакучая ива,  сосна, травинка, цветок, гриб, ягода, кустики. Выберите сами себе  растение, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превратимся  в лес. Как ваше растение реагирует на: тихий, нежный ветерок;  сильный холодный ветер;  ураган;  мелкий грибной дождик;  ливень;  очень жарко;  ласковое солнце;  ночь;  град;  заморозки».  Этюд «Согласованные действия» (для детей с 5 лет) Дети разбиваются на пары или выбирают одного из родителей. Им  предлагается показать парные действия: пилка дров;  гребля в лодке;  перемотка ниток;  перетягивание каната;  передача хрустального стакана;  парный танец.  «Огонь – лед» (для детей с 4 лет) По команде ведущего: «Огонь!» – стоящие в круге дети начинают  двигаться всеми частями тела. По команде: «Лед!» – дети застывают в позе, в которой их застала  команда. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время  выполнения той и другой.Материал подобран педагогом­психологом – Е.М.Бондарь