«Татарские орнаменты и узоры».
Оценка 4.6

«Татарские орнаменты и узоры».

Оценка 4.6
docx
14.03.2023
«Татарские орнаменты и узоры».
Конспект.docx

 

Тема: «Татарские орнаменты и узоры».

 

Цели: 1) познакомить учащихся с искусством татарского народа, с татарским национальным орнаментом; раскрыть значение орнамента, познакомить его с особенностями;

 

            2) развить творческие способности учащихся, навыки работы цветом, развивать вкус и умение видеть прекрасное;

 

            3) воспитать у детей любовь к искусству татарского народа, любовь к родному краю.

 

Оборудование: -компьютер, видеопроектор, экран;

 

                              - презентации к уроку;

 

- изделия из бабушкиного сундука (сапожки, ичиги, туфли, кульмек, камзол, каляпуш, тюбетейка, калфак);

 

                              - татарская народная мелодия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

Орг.момент

- Исәнмесез, укучылар һәм кунаклар! Матур итеп утырабыз һәм дәресне башлап җибәрәбез.

 

Актуализация опорных знаний:

1. - Ребята, в какой республике мы с вами живём? (в Татарстане)

 

- А столица нашей республики? (город Казань)

 

- Люди каких национальностей проживают в нашей республике?(русские, чуваши, татары и т.д.)

 

- Т.е. наша республика много… (многонациональная)

 

-  У каждого народа есть свои обычаи, традиции, свои национальные песни, танцы, костюмы. (см. приложение №1).

 

2. Работа по слайдам

 

а) У башкирских женщин головной убор наз-ся кашмау. Кашмау украшали монетами и подвесками, которые доходили до бровей и закрывали часть лица, а у мужчин – тюбетейки, круглые меховые шапки.

 

                   б)(удмурты). Девушки до замужества носили шапочки манлай. Невесте на свадьбе надевали  налобную повязку (манлай, чачак)и платок – знак замужней женщины. Пожилая женщина меняла это убор на головное полотенце с завязанным сверху платком.

 

                 в) (чуваши) наз-сь тухья и хушпу. Украшались монетами и украшениями из бисера. В орнаментах бисерного шитья отражались представления о мире или его части.

 

                     г) (марийцы) Платок – шовыч, украшенные вышивками. Невесту накрывали богато вышитым покрывалом имевшую форму большого прямоугольника украшенным узором с мотивом креста, который должен быть оберегать молодую женщину от сглаза и порчи (сторож дома). 

 

                   д) (русские) Делились головные уборы на девичьи и уборы замужних женщин. Замужняя женщина должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза, нельзя было даже заниматься домашними делами с непокрытой головой, а девушкам не запрещалось – “Девичья коса – всему миру краса”. Поэтому у девушек легкие и воздушные какошники, ленты, а у женщин – платки.

 

                 е) (татары) Надевался в комплекте со специальной повязкой – украшением (ука-чәчәк) , а конец  кисточки откидывался набок.

 

Так что отличает один костюм от другого? (узоры, орнамент)

А что такое орнамент?

Орнамент – это узор, состоящий из повторяющихся элементов,

 

предназначенный для украшения каких либо изделий или

 

архитектурного объекта. Слово “орнамент” произошло от

 

lat. “ornamentum” , - что значит “украшение”.

 

Слово “орнамент” произошло от lat  «ornamentum»,- что значит «УКРАШЕНИЕ».

 

Изучение новой темы.

- Итак, мы подошли к теме нашего урока «Красота татарских национальных костюмов. Орнамент»

 

- В национальных костюмах отражались обычаи, национальные особенности и духовный мир татарского народа.

 

  К татарской национальной одежде относятся кожаные ичиги, туфли, камзолы, вышитые передники и т.д

 

- А сейчас послушаем наших ребят, которые расскажут стихи и узнаем ещё какая одежда ещё относится:

 

1-ый ученик

 

Алъяпкычымның бизәге

 

Әллә кайдан күренә

 

Аллы – гөлле чәчәк төшкән,

 

Килешәдер үземә

 

(Словарная работа: алъяпкыч – передник)

 

2 – ой ученик

 

Балкып тора түбәтәйләр

 

Энҗе бөртекләре белән

 

Алар монда килгән гүя

 

Чын әкият иленнән.

 

Мин бит чын татар егете

 

Күз тимәсен үземә!

 

(түбәтәй – тюбетейка)

 

3-ий ученик

 

Калфак кигән кыз баланың

 

Багып алчы йөзенә:

 

Нинди гүзәл татар кызы

 

Күз тимәсен үземә.

 

(калфак - калфак)

 

Физминутка.

(под татарскую плясовую, делаем несколько упражнений)

 

Звучит мелодия «Ак калфак».

(Сандыкта ятты озак, әбинең чиккән калфак.

 

Ул калфакны әбиең кадерләп кигән һәрчак.

 

Милләтемнең нуры анда: Ука, Чугы, Чәчәге

 

Кадерләп сакла, балам, әбиемнең калфагын.)

 

- Итак, сегодня мы с вами будем рисовать татарский национальный головной убор – калфак.

 

1) Положили перед собой альбомы, взяли карандаш. На столе у вас шаблоны. Обведите их.

 

2)Проведите прямую линию. Мы будем рисовать орнамент в полосе. Ещё раз, что такое орнамент?

 

 

3)Делаем широкую линию. Так как сам орнамент будет по середине ставим в центре вертикальную линию и проводим границы для верхней и нижней части нашего цветка.

 

- Будем рисовать тюльпан – символ весны, молодости.

 

4)Рисуем одну сторону цветка. У нас получилось только половина цветка. Если сейчас поставить зеркало, то у нас появится вторая половина, т.е. симметричная другой половине. Нарисуйте вторую половину.

 

 

5)Берём следующий узор –

 

Трилистник – тукранбаш

 

6) Оформляем. Например, добавим усики гороха.

 

А дальше вы уже сами придумываете, но не забывайте о том, что узоры должны быть повторяющимися.

 

 

VI.         Физминутка

 

- Разукрасим орнамент.

 

- Цвета берём яркие

 

(дети сами разукрашивают)

 

Выставка рисунков.

Итог урока.

– Вам понравился урок?

 

             -Что нового узнали?

 

            - С культурой какого народа познакомились?

 

            - Что такое орнамент?


 

Тема: «Татарские орнаменты и узоры»

Тема: «Татарские орнаменты и узоры»

Орг.момент - Исәнмесез, укучылар һәм кунаклар!

Орг.момент - Исәнмесез, укучылар һәм кунаклар!

Надевался в комплекте со специальной повязкой – украшением (ука-чәчәк) , а конец кисточки откидывался набок

Надевался в комплекте со специальной повязкой – украшением (ука-чәчәк) , а конец кисточки откидывался набок

Алар монда килгән гүя Чын әкият иленнән

Алар монда килгән гүя Чын әкият иленнән

Делаем широкую линию. Так как сам орнамент будет по середине ставим в центре вертикальную линию и проводим границы для верхней и нижней части нашего цветка

Делаем широкую линию. Так как сам орнамент будет по середине ставим в центре вертикальную линию и проводим границы для верхней и нижней части нашего цветка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2023