"Театрализованная деятельность, как средство развития речи у детей с ТНР".
Оценка 4.6

"Театрализованная деятельность, как средство развития речи у детей с ТНР".

Оценка 4.6
docx
01.10.2024
"Театрализованная деятельность, как средство развития речи  у детей с ТНР".
teatrolizovannaya_deyatelnost_v_rabote_logopeda.docx

 

"Театрализованная деятельность, как средство развития речи  у детей с ТНР".

Театрализованная деятельность - это самый распространенный и мощный вид развития речи, детского творчества, воображения.  Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни детям хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение, в непринужденной форме используя и развивая собственную речь. Активизируя тем самым словарный запас. Театрализованная  деятельность близка и понятна каждому ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с увлекательной  игрой.

Театрализованная деятельность - это не только игра. Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.

Театрализованная деятельность направлена:

- На развитие у ее участников ощущений, чувств, эмоций;

- На развитие мышления, воображения, внимания, памяти;

- На развитие фантазии;

- На формирование волевых качеств;

- На развитие многих навыков и умений ( речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и т. д.)

Цель театрализованной деятельности:

Создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей с ОНР и повышение мотивации на устранение собственных речевых дефектов.

Задачи театрализованной деятельности:

1. Пополнение и активизация словаря ( за счет слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков).

2. Отработка дикции, автоматизация всех поставленных звуков.

3. Закрепление навыка использования прямой и косвенной речи.

4. Совершенствование монологической и диалогической форм речи.

5. Воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.

          Задачи:

1. Развитие речи детей и коррекция ее нарушений.

2. Обеспечение понимания детьми способов коррекции речи.

3. Развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы.

4. Развитие эстетических способностей.

Цель коррекционной работы логопеда - Научить детей говорить отчетливо, грамотно, выразительно. Для достижения данной цели, на занятиях по развитию речи можно использовать речевые игры и упражнения, направленные на :

 - Развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

- Четкой дикцией

- Умение владеть правильной артикуляцией

- Разнообразной интонацией

- Логикой

- Игры со словом, развивающие связную речь

- Творческую фантазию

- Умение сочинять небольшие рассказы и сказки

- Подбирать простейшие рифмы

В коррекционной работе с детьми с нарушениями речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес.

Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Развитие личности и речи посредством логосказки осуществляется по следующим направлениям:

* Активность (от потребности в эмоциональной разрядке к положительным эмоциональным проявлениям).

* Самостоятельность  (от ориентировки в средствах языковой выразительности к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении).

* Творчество (от подражания взрослому к словесному фантазированию).

* Эмоциональность (эмоциональное заражение образами сказки).

* Произвольность (от переживания эмоциональных состояний сказочных героев - через  оценку своих поступков - динамическому равновесию исполняемых движений в игре).

* Связная речь (от продолжения фраз взрослого к творческим импровизациям по сюжету).

Все эти направления логически связаны и осуществляются в комплексе.   Артикуляционная и дыхательная гимнастика в игровой форме с использованием логосказок, также способствует повышению интереса детей к выполнению упражнений.

Одним из показателей полноценного развития ребенка является уровень развития мелкой моторики. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи, мышлением ребенка.

Результаты работы:

*Благодаря проделанной работе дети стали сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.

*  Дети получают эмоциональный подъем, проявляют позитивные качества характера такие как : находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх-драматизациях.

*  Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи детей. С помощью театрализованных занятий решаются практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития  детей, мы используем материал словесного творчества народа.

*   Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок научился многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.

*Обогатился активный словарь детей

* Улучшилась монологическая и диалогическая форма речи

* Повысилась интонационная и звуковая культура речи

* Повысился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению

* Проявляет творческие способности в театрализованной деятельности.

 

Этапы работы:

 1. Обогащение и активизация словарного запаса по данной и смежным темам ( дикие и домашние животные и птицы, детеныши животных, время года, продукты питания, семья).

2. Ознакомление с произведением, распределение ролей ( учитывая возрастную категорию): для старших детей - обязательно считаясь с личными пожеланиями.

3. Разучивание текста.

4. Изготовление атрибутики ( билеты, костюмы, афиша, декорации), по мере возможности самими детьми, с учетом возрастной группы, привлекая родителей.

5. Подбор музыкального сопровождения, в старшем возрасте привлекаем детей, как к выбору музыкальных отрывков, так и к их исполнению (под бубен выходит петух, а под колокольчик - коза, обязательно обсуждаем, звучание какого инструмента подходит тому или иному герою).

6. Репетиции с использованием мимики, жестов, походки ( сначала индивидуально, затем в малых группах, и только как заключительный момент - общая игра-драматизация.

Организация предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность:

- Разные виды театра

- Маски

- Костюмы, парики, атрибуты для постановок

        - Детские рисунки

- Природный бросовый материал

- Аудиозаписи музыкального сопровождения

- Стеллаж с детской литературой

Речь ребенка активизируется в различные виды театра:

Пальчиковый театр

* Формирует пространственные представления

* Способствует развитию речи, внимания, памяти.

* Развивает ловкость, точность, выразительность, координацию      движений

 * Повышает работоспособность, тонус коры головного мозга

Стимулирование кончиков пальцев. движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.

Театр картинок и фланелеграф

*  Развивают творческие способности

 * Содействуют эстетическому воспитанию

* Развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности

Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.

Конусный настольный театр

* Помогает учить детей координировать движение рук и глаз

* Сопровождать движение пальцев речью

* Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи

Театр на перчатке

* Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами

* Помогает справиться с переживаниями, страхами

* перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети

Театр кукол Би-ба-бо

Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя ( свою руку) с куклой.

При игре в кукольный театр, используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть молча. Поэтому именно эти куклы часто используют в своей работе логопеды, психологи и педагоги.

Театр на дисках

Развивает речь, образы мышления, моторику рук.

Театр на ложках

* Развивает свободное общение со взрослыми и детьми, диалогическую форму речи, творческую самостоятельность детей.

* Способность передавать повадки, голоса животных.

* Развивает умение обыгрывания слов куклами.

Теневой театр

Всегда любим детьми и великолепно развивает мелкую моторику и сенсомоторную координацию.

Театр масок

* Способствует развитию психофизических способностей, помогает справиться с застенчивостью, дети с удовольствием показываю мимику животных, имитируют голоса животных.

* Также маски используются, как способ адаптации детей в группе, как сюрпризные моменты, для заучивания стихов.

Игра - драматизация - самый "разговорный" вид театрализованной деятельности.

* Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов.

* способствует самопознанию и самовыражению личности.

* Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма , выразительности движений и речи, как игра-драматизация.

Формы работы с детьми:

* Совместная деятельность с детьми в режимных моментах.

* Самостоятельная деятельность детей.

* Непосредственно образовательная деятельность.

Элементы педагогических технологий:

* Здоровьесберегающие технологии

* Личностно-ориентированного взаимодействия педагога и детей.

* Индивидуально-дифференцированное обучение, основанное на индивидуальных возможностях.

* Игровые технологии.

* интегрированное обучение.

* Взаимодействие с семьей.

Творческие методы и приемы:

* Знаковая система обучения (схемы, алгоритмы, условные обозначения)

* Моделирование.

* Ситуация "проживания".

* Ассоциации

* Коммуникативные ( диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание).

* Просмотр видеофильмов

* Слушание аудиозаписи

* Проектирование

* Коллаж из сказок


 

Театрализованная деятельность, как средство развития речи у детей с

Театрализованная деятельность, как средство развития речи у детей с

Отработка дикции, автоматизация всех поставленных звуков

Отработка дикции, автоматизация всех поставленных звуков

Развитие личности и речи посредством логосказки осуществляется по следующим направлениям: *

Развитие личности и речи посредством логосказки осуществляется по следующим направлениям: *

Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи детей

Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи детей

Подбор музыкального сопровождения, в старшем возрасте привлекаем детей, как к выбору музыкальных отрывков, так и к их исполнению (под бубен выходит петух, а под колокольчик…

Подбор музыкального сопровождения, в старшем возрасте привлекаем детей, как к выбору музыкальных отрывков, так и к их исполнению (под бубен выходит петух, а под колокольчик…

Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи

Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи

Театр масок * Способствует развитию психофизических способностей, помогает справиться с застенчивостью, дети с удовольствием показываю мимику животных, имитируют голоса животных

Театр масок * Способствует развитию психофизических способностей, помогает справиться с застенчивостью, дети с удовольствием показываю мимику животных, имитируют голоса животных

Знаковая система обучения (схемы, алгоритмы, условные обозначения) *

Знаковая система обучения (схемы, алгоритмы, условные обозначения) *
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2024