Театрализованная деятельность в жизни дошкольников
Оценка 4.6

Театрализованная деятельность в жизни дошкольников

Оценка 4.6
Лекции
doc
воспитание
7 кл
23.10.2020
Театрализованная деятельность в жизни дошкольников
Доклад Театр в жизни дошкольников.doc

Театрализованная деятельность в жизни дошкольников

 

Бондарева Т. А. воспитатель 1-ой категории

ДО №15 «Жидек» г. Актобе РК

 

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально – духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

В настоящее время много внимания уделяется развитию творческих способностей и диагностике детского дарования уже в дошкольные годы. Основным условием успешного решения этой проблемы является создание максимально благоприятной атмосферы в детском коллективе, характеризующимся взаимным доверием и уважением, где эмоциональное благополучие каждого ребенка, возможность проявление им инициативы становится главным. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста педагоги реализуют в процессе театрально-игровой деятельности.

Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков, так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т. д.

Театрализованная деятельность оказывает позитивное влияние на развитие различных сторон речи дошкольника в силу двух причин: в театрализованной деятельности используются лучшие образцы художественного слова; естественная ситуация речевого общения активизирует словарь, совершенствует связную речь и грамматический строй речи.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Такие занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов, - создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

Театральность и импровизация позволяют ребёнку решать проблемные ситуации, помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка.

Участвуя в театрализованной деятельности дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. А умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы. В процессе работы незаметно активизируется словарь детей через знакомство:

- с театральными профессиями (актер, режиссер, т.д.);

- с театральными жанрами: драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей и др.;

- с разными видами кукольных театров: настольный, пальчиковый, теневой, би-ба-бо и др.;

- с целым миром новых слов и понятий: сцена, занавес, костюмы, атрибуты, зрительный зал и др.;

- с лучшими образцами искусства. Театр объединяет в себе все виды искусства, что дает возможность говорить с детьми не только о его истории, но и о живописи, об архитектуре, истории костюма, декоративно-прикладном искусстве, художниках-иллюстраторах.

- наблюдение в природе. Наблюдая за природными явлениями, любуясь картинами, созданными волшебницей природой, дети выражают свое отношение к происходящим явлениям.

Знакомясь со сказками, в которых добро всегда побеждает зло, дети всегда хотят быть похожими на любимых героев, говорить их словами, совершать их подвиги. Дети любят слушать сказки народов мира, песенки,    потешки, стихи А. С. Пушкина, С. Маршака, С. Черного, М. Алимбаева, А. Дуйсенбиева. Дети умеют слышать красоту поэтического слова, а позднее сами используют знакомые строчки в речи.

Нами создаются ситуации образных сравнений, при которых раскрываются творческие возможности детей, их наблюдательность, воображение. Деревья, цветы, птицы, звери, букашки наделяются образными характеристиками. Они как и люди бывают разными: большими и маленькими, худыми и толстыми. Они печалятся и радуются, разговаривают на своем языке. Все это помогает детям расширить словарный запас, познать мир, умом и сердцем.

Театр является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». (В. А. Сухомлинский).

Например, после того, как мы показали спектакль по сказке «Заюшкина избушка», на вопрос к детям: «Кто вам больше запомнился и понравился из героев сказки?», они отвечают: «Заяц и петух». Да, роль зайца – основная и самая сложная роль. Как же нужно было ребенку сыграть роль зайца, чтобы все дети ему посочувствовали, что он остался без дома, чтобы каждый мог поставить себя на его место. Поэтому и является театр лучшим средством развития чувства эмпатии. Основа эмпатии – в умении распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям, жестам и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы и содействия. А.Б. Теплов говорил: «Чтобы веселиться весельем и сочувствовать чужому горю нужно успеть с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место».

На принципе проигрывания различных ролей и ситуаций построена психогимнастика, в которой драматические, музыкальные, двигательные техники направлены на развитие общительности, сплочение, снятие психоэмоционального напряжения, на самоутверждение детей.

Дети часто не догадываются, что ту или иную роль они получили не случайно, но, проигрывая, вживаясь в роль, преодолевая трудности своего героя, ребенок избавляется от патологической застенчивости, робости, упрямства, и сверхкомфортности. Интересно, что именно усугубление окарикатуривание типажа в пьесе ведет к освобождению от природной невротической типажности.

Театр является ярким воспоминанием у ребенка, если он сам участвовал в роли любимого персонажа сказки.

Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико, так как искусство пробуждает у детей способность не только чувствовать в этом гармонию, красоту, но и создавать их в любой своей деятельности.

Таким образом, театр помогает нам в комплексе увидеть, услышать, изобразить, насладиться, и тем самым обогатить духовный мир ребенка.

Сказки любят все и взрослые и дети. А вот ребенок не просто любит сказки. Для него сказка – это мир, в котором он живет. В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности. Возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. В дальнейшей работе мною планируется совместное участие детей, педагогов и родителей в театрализованной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

1)    «Давайте играть!», Музыкальные игры и песни для детей младшего и среднего школьного возраста./ Составитель И. В. Кошмина.

2)    «Театр сказок». – Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам народных сказок. Поляк Лора СПб, «Детство-Пресс», 2001.

3)    Интегрированные занятия / Под ред. К. Ю. Белой – М; ТЦ Сфера, 2005, -64с- (Программа развития).

4)    Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. Комплекс коррекционно-развивающих занятий и психологических тренингов. Картинный материал (Приложение). Коноваленко С. В., М; «Издательство Гном и Д», 2001, -48с.


5)   

Театрализованная деятельность в жизни дошкольников

Театрализованная деятельность в жизни дошкольников

Театральность и импровизация позволяют ребёнку решать проблемные ситуации, помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость

Театральность и импровизация позволяют ребёнку решать проблемные ситуации, помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость

Поэтому и является театр лучшим средством развития чувства эмпатии

Поэтому и является театр лучшим средством развития чувства эмпатии

Используемая литература: 1) «Давайте играть!»,

Используемая литература: 1) «Давайте играть!»,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2020