Театрализованные игры в детском саду
Оценка 4.7

Театрализованные игры в детском саду

Оценка 4.7
docx
04.10.2022
Театрализованные игры в детском саду
Консультация.docx

Консультация

«Театрализованные игры в детском саду»

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.

С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.

И в этом немаловажная роль принадлежит театрализованной игре. Она развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе. Для того чтобы превратить театральные занятия в увлекательный творческий процесс, необходимо органически сочетать эстетическое воспитание с развитием практических навыков.

Театрализованная игра — важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Театрализованная игра, как один из видов творческих игр в дошкольном учреждении, не только знакомит детей с миром прекрасного, но и пробуждает в них способность к состраданию, сопереживанию, активизирует мышление, воображение, а главное - помогает психологической адаптации ребенка в коллективе. Во время игры дети познают окружающий мир через музыку, образы и краски, решают личностные проблемы (например, преодолевают свои комплексы), самовыражаются и саморазвиваются, учатся логически выстраивать ход мыслей и анализировать ситуации.

       Помимо основных целей и задач, выделяют задачи, которые являются  специфичными для определённой возрастной группы:

В младшем дошкольном возрасте необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки (жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве; и жили они вместе долго и счастливо; ни в сказке сказать ни пером описать; тут и сказке конец, а кто слушал молодец!) Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, развлечений воспитатель включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию.

Основные направления развития театрализованной игры в среднем дошкольном возрасте состоят в постепенном переходе ребенка от игры "для себя" к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат; от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные ("параллельные") роли, к игре в группе, в которой ролевые позиции детей различны (равноправие, подчинение, управление). В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя состоит в поддержании интереса к театрализованной игре, путём усложнения: текстов, которые отныне отличаются более сложным содержанием, наличием смыслового и эмоционального подтекстов; интересными образами героев.

В старшем дошкольном возрасте основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией или соединяются несколько произведений. От игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя. От игры, в которой центром является "артист", к игре, в которой представлен комплекс позиций "артист", "режиссер", "сценарист", "оформитель", "костюмер", но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с каким-либо одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов. От театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.

В этом возрасте формируется положительное отношение детей к театрализованным играм. Это подразумевает углубление их интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, наличие интереса к театральной культуре.  Так же новым аспектом становится приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессии, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный) кукольный, театр зверей, клоунада и пр).

 

 

 

В дошкольном образовании выделяют 2 основных вида игр:

·         Основанные на самостоятельных действиях ребёнка, где он играет сам или использует предметы, но основными средствами выразительности при этом являются мимика, пантомимика и жесты. Это игры-драматизации.

·         А игры, где ребёнок не принимает прямого участия, но создаёт сценические действия и ведёт игрушечного персонажа, действуя за него. Это режиссёрские игры. Основным средством выразительности здесь выступает интонация.

Игры – драматизации бывают следующих видов:

·         Пальчиковые. В игре участвуют куклы, которые дети надевают на пальцы и управляют ими. По движению сюжета ребёнок действует одним или несколькими персонажами-пальцами, произнося текст. Допускаются свободные действия или за ширмой.

·         С куклами бибабо. Действие игры происходит на ширме. Дети надевают на руку куклы и становятся водящими, проговаривая текст за персонажа. На усмотрение воспитателя допускается свободное передвижение дошкольников.

·         Импровизация. Этот вид игры-драматизации предполагает использование кукол и самостоятельную игру детей. Главное отличие от других — разработка сюжета по ходу действия.

·         Самостоятельная игра. Предполагается, что ребёнок, облачившись по возможности в маску, накидку и т. п., играет за персонажа самостоятельно, без кукол и проч.

В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим играм, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры.

Среди режиссёрских игр принято выделять следующие:

·         Настольный театр игрушек. Игра предполагает использование игрушек и поделок. Главное условие — устойчивость на поверхности и отсутствие помех при передвижении.

·         Настольный театр картинок. В качестве персонажей и декораций в этой игре используются картинки и рисунки. Действия героев ограничены, а настроения передаются исключительно интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, создавая эффект сюрприза.

·         Фланелеграф или магнитный театр. Действия игры происходят на экране из ткани или на магнитной доске.

·         Теневой театр. Для игры используется экран из полупрозрачной бумаги или тонкой белой ткани, а также свет лампы за ним. Герои игры — плоскостные (желательно чёрные) персонажи, которые отбрасывают тени, а также пальцы рук.

·         Стенд-книжка. Сюжет изображается с помощью иллюстраций, которые сменяют друг друга: ведущий переворачивает листы стенд-книжки, показывая действия героев и события.

В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. Эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Важная особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой. Их сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает, организует пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом. Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.

Конечно же, в каждом возрасте существуют определённые особенности:

В младшем дошкольном возрасте формируется интерес к театрализованным играм и желание играть, дополняя отдельные реплики героев. Драматизации как таковой ещё нет, но во время занятий воспитатель перевоплощается в персонажей и меняет интонацию, включая тем самым её элементы. Дети же пока не способны перевоплощаться в образы персонажей, а лишь подражают им, копируя внешние черты, не раскрывая особенностей поведения.

 Например: игры-имитации отдельных действий человека, животных или птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте). Так же игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево). Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке). Игра-импровизация под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку"). Существуют однотемные бессловесные игры-импровизации с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель "Заинька, попляши... ". Игра по текстам коротких сказок, рассказов или стихов, которые рассказывает воспитатель. У детей отмечается первичное освоение театрализованной игры. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов ("Этот пальчик - дедушка... ", "Тилибом", К. Ушинский "Петушок с семьей", А. Барто "Игрушки", В. Сутеев "Цыпленок и утенок")

Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.

ü Первая группа умений связана с освоением позиции "зритель" (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо "артистам").

ü Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции "артист", включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и "вести" куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.

ü Третья группа умений - это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.

В среднем дошкольном возрасте особенности таковы, что  детям становится важным не только процесс игры, но и результат, реакция зрителей. Усложняются тексты, потому что содержание уже несёт большую смысловую и эмоциональную нагрузку и отличается более интересными языковыми средствами. Содержательную основу составляют образно-игровые этюды, например "Угадай, что я делаю", "Угадай, что со мной только что было", "Покажи, не называя, литературного героя". В возрасте 4 - 5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года - и с ширмой), театр ложек и пр. Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями.

Театрально-игровые умения дошкольников существенно усложняются.

Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции "зритель" (быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее "на сцене", отвечать на обращение "артистов", благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников-"артистов").

Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции "артист". Главным образом это подразумевает умение использовать средства невербальной выразительности (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций,. Например: Машенька заблудилась в лесу - испугалась, увидела избушку - удивилась, придумала, как обмануть медведя, - обрадовалась), для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера (старый дед с трудом, но тянет репку; внучка тянет не очень старательно, хочет убежать и поиграть с подружками; мышка так боится кошки, что тянет изо всех сил). Развивается и умение "управлять" куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно "вести" куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.

Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции "режиссер" в режиссерской театрализованной игре, т.е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнять его игрушками и фигурками по своему усмотрению.

Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями "оформителя спектакля", что подразумевает способность определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры.

Пятая группа умений, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры.

В старшем дошкольном возрасте театрализованная игра становится средством самовыражения личности и реализации способностей.

Происходит углубление театралъно-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. А видах театров вам расскажу чуть позже. Углубление опыта игры-драматизации заключается в том, что дети становятся более активными и самостоятельными в выборе содержания игр, относятся к выбору творчески. Усложняются тексты для постановок.

 У детей  старшего дошкольного возраста развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций.

Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя как "умного, доброго советчика".

Вторая группа предполагает углубление позиции "артист", развитие способности самовыражаться с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.

Третья группа обеспечивает становление позиции "режиссер-сценарист.

Четвертая группа позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями оформителя-костюмера, т.е. способностью обозначать место "сцены" и "зрительного зала", самостоятельно изготовливать атрибуты и элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения и пр.

Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность в театрализованной игре.

К организации театрализованной игровой деятельности предъявляют следующие требования:

И на всех  этих этапах игровой деятельности поддерживается сотрудничество детей с воспитателем.

Приведу примеры педагогических ситуаций, разрешаемых с помощью театральной деятельности.

1. «Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создаём воображаемую ситуацию. Например: посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или «волшебные очки». Затем привлечь внимание детей к какой-либо вещи: скамейка (Не с нее ли упало яичко?), миска (Может в этой миске испекли Колобок?). Затем детей спрашивают, узнали ли они из какой сказки эти вещи.

2. Чтение и совместный анализ сказок. Например, проводится беседа, направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем – выделяются герои с различными чертами характера и сравниваем себя с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети могут смотреться в «специальное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной.

3. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением воспитателем и детьми нравственных качеств и мотивов действий персонажей. 

4. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

Так же театрализованные игры могут проводиться в двух вариантах: с изменением сюжета, сохранив образы произведения или с заменой героев, но сохранив содержание сказки.

В педагогической практике принято выделять 3 этапа работы с игровым материалом:

1. Происходит знакомство детей с сюжетом сказок, потешками, считалками и др. Воспитатель может рассказывать наизусть или читать готовый текст. Если игра импровизированная, объясняется ситуация, которую дошкольники будут обыгрывать.

2. Освоение специальных умений и навыков: т.е. умение выполнять роли «актёра», «режиссёра», «сценариста», «оформителя» и «костюмера» и т.д.

3. А после знакомства с текстом, разработкой реквизита, происходит переход к игре, где дети действуют самостоятельно, а воспитатель только направляет игру в нужное русло.

Театрализованные игры эффективны на любых занятиях и в различных видах деятельности. Для более успешной организации игры следует придерживаться следующих рекомендаций. Очень важно, чтобы по окончании игры были довольны как актёры, так и зрители.

 

·         Внимательно слушать ответы и предложенные детьми варианты: наша задача поправить, если что-то идёт не так или ребёнок не совсем понял свою задачу. Например, вы поручили ему роль «костюмера», но он предлагает хорошие дополнения сценария. Внимательно выслушав все варианты, вы сможете использовать их в игре, а также вовремя объяснить ребёнку его задачу.

·         При отсутствии ответов переходить к действиям персонажа. Если видим, что ребёнок не совсем понимает, что именно от него требуется в роли персонажа, задать ему вопросы, которые помогут представить, как действует его герой, какое у него настроение и т. д.

·         Стремиться вызвать радость после проделанной работы, находить для этого разные способы поощрения: аплодисменты, сладкие призы и др.

 Ну и, конечно же, в зависимости от возрастных особенностей дошкольников длительность игры может быть различной:

·         Первая младшая: продолжительность игры не превышает 7 минут. Но если воспитатель планирует проведение серии игр, время увеличивается до 12–15 минут.

·         Вторая младшая группа: обычная игровая деятельность составляет не более 7 минут, серия игр — не более 20.

·         Средняя группа: игры проводятся от 7 до 20 минут.

·         Старшая группа: от 7–10 до 25 минут.

·         Подготовительная группа: от 10 до 25–30 минут.

Использованная литература:

1.«Играем в театр» для детей 4-6 лет Т. Н. Доронова. Москва «Просвещение» 2004г;

2.«Театр для малышей» Генов Г.В, Москва., 2016г;

3.«Театрализованные игры в детском саду». Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева. Москва, 2000г;

4.Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.- М., 2008г.

5.Сигуткина Р. Рекомендации к организации театрализованных игр// Дошкольное воспитание.- 1988.-№8.

6.Юрина.Н.Н Театрализованная деятельность в детском саду// Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста/ Под ред. Е.А.Дубровской, С.А.Козловой. – М.,2002.- С.60-89.

 


 

Консультация «Театрализованные игры в детском саду»

Консультация «Театрализованные игры в детском саду»

Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении

Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении

В дошкольном образовании выделяют 2 основных вида игр: ·

В дошкольном образовании выделяют 2 основных вида игр: ·

Стенд-книжка. Сюжет изображается с помощью иллюстраций, которые сменяют друг друга: ведущий переворачивает листы стенд-книжки, показывая действия героев и события

Стенд-книжка. Сюжет изображается с помощью иллюстраций, которые сменяют друг друга: ведущий переворачивает листы стенд-книжки, показывая действия героев и события

Заинька, попляши... ". Игра по текстам коротких сказок, рассказов или стихов, которые рассказывает воспитатель

Заинька, попляши... ". Игра по текстам коротких сказок, рассказов или стихов, которые рассказывает воспитатель

Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции "артист"

Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции "артист"

Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя как "умного, доброго советчика"

Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя как "умного, доброго советчика"

Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий

Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий

Первая младшая: продолжительность игры не превышает 7 минут

Первая младшая: продолжительность игры не превышает 7 минут
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2022