Театральная терапия как средство развития речи младших школьников с нарушениями слуха

  • docx
  • 15.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала МОИСЕЕВА ТЕАТРАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ 1.docx

Театральная терапия как средство развития речи младших школьников с нарушениями слуха

 

Моисеева Раиса Ивановна

учитель-сурдопедагог

          

В России в настоящее время происходят серьёзные изменения условий формирования личности школьника. Социальное и информационное  пространство, в котором находится ребёнок, не имеет чётких внешних и внутренних границ. Виртуальные формы социализации ослабляют вертикальные связи между детьми и взрослыми, что  приводит к самоизоляции детства. Примитивизация сознания детей, рост агрессивности, грубости, есть результат этого явления, за которым  скрываются одиночество, неуверенность, непонимание и отвержение будущего.

Современная педагогика рассматривает возможности  театрализованной деятельности в качестве реального средства виртуальных форм социализации и вертикальных связей между детьми и взрослыми, в том числе и развития речи обучающихся с нарушениями слуха. Целью театральной терапии является развитие и совершенствование речевых навыков обучающихся в области урочной и внеурочной деятельности.

Что такое театральная терапия по своим задачам? Это, прежде всего, мировоззренческая система, причём она мыслится как междисциплинарная, то есть театральная терапия пытается породнить, соединить, связать разные учебные предметы. Вне всякого сомнения, на первом месте стоит предмет развитие речи, далее ознакомление с окружающим миром, математика и другие образовательные предметы.

Театральная  терапия – доступный вид искусства для детей с ОВЗ, в частности для детей с нарушениями слуха, поскольку: развивает и корректирует устную речь; целенаправленно обновляет коммуникативные качества; помимо прочего создаёт положительный эмоциональный настрой, что доказано на личной практике.

С позиции реализации требований ФГОС НОО для детей с дефицитарным развитием слухового анализатора, театральное искусство является актуальным. Театральная терапия, как правило, организуется во внеурочное время. Выстраивается на основе произведений художественной литературы, это может быть маленький рассказ, сказка, текст, стихотворение.

Подготовить спектакль сложно. Почему? Потому что приходится выступать в роли режиссёра, актёра, декоратора, сценариста, художника по костюмам, костюмера. Но вместе с тем, это увлекательное и полезное занятие для каждого участника данного процесса. В школе функционирует экспериментальная площадка на базе программы «Театральный кузовок». Данная программа имеет сертификат качества Научно-образовательного учреждения «Вектор науки», рецензию доктора педагогических наук Акутина – Нижегородский государственный университета им. Лобачевского, рецензию доктора педагогических наук Дозморовой – Томский государственный педагогический университет.

Программа «Театральный кузовок» имеет четыре блока:

1.      Основы театральной культуры;

2.      Техника и культура речи;

3.      Актёрское мастерство;

4.      Работа над мини-сценкой или мини-спектаклем.

Каждый блок базируется на трёх основных ступенях:

1.      Искренняя улыбка и обращение к ребёнку лицом к лицу и только по имени;

2.      Внимательное слушание и постоянная активизация любого ребёнка к речи;

3.      Обязательное использование наглядного дидактического, речевого, картинного материала.

Содержание «Театрального кузовка» – это адаптированные русские народные сказки, современные сказки, рассказы с упрощённым адаптированным  текстом, стихотворения о животных. На базе полученных знаний у детей формируется: умение осуществлять поиск необходимой информации; умение вступать в диалог, находить общее решение, согласованно взаимодействовать; умение моделировать различные ситуации поведения в школе, других общественных местах, выходить из сложных ситуаций без проблем.

Театрализованная деятельность вовлекает не только актёра, а также и зрителя в сказочное пространство, окутывает божеством действия, сопровождает творчеством фантазии. Положение ребёнка в роли игрока на сцене, осуществляет, прежде всего, речевой, этический, эстетический, вербальный, коммуникативный аспект развития. Помогая детям с дефицитарным развитием слухового анализатора, педагоги не пытаются их исправить или загнать в жёсткие рамки общепринятых норм, театр не имеет рамок (делай так и только так!), а ищут способы поддержки ребёнка в раскрытии его потенциала и интеграции в социум, какой бы диагноз не был ему поставлен. Ребёнок всегда выступает «партнёром» в педагогическом процессе.

Исходя из выше сказанного, дети, участвуя в театрализованных постановках, музыкальных спектаклях и играх-драматизациях, быстрее адаптируются в социуме. Взаимодействие с окружающими значительно выше и формируется гораздо быстрее, чем у детей, которые не принимают участие в театрализованной деятельности. Таким образом, в чем смысл жизни сурдопедагога? Конечно, всё ему дано от Бога! По заповедям он живёт, и с неба звёзд не достаёт. Детей он учит слушать, говорить, в театр играть и Человеком быть!

 

Список литературы:

1.              О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 24.11.1995 г. №181-ФЗ (в ред. от 02.07.2013 г., с доп. и изм., вступающими в силу с 01.09.2013 г.) // СПС Консультант-Плюс: [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148903/

2.             Арт-терапия и арт-педагогика в спец. образовательном учреждении [Текст]: учебник для студентов сред. и высш. пед. учебных заведений. – М.: Дрофа, 2011. – 219 с.

3.             Вернер  Д. Реабилитация детей-инвалидов [Текст] / Д. Вернер. – М.: Филонтроп, 2005. – 355 с.

4.             Дети с отклонениями в развитии [Текст]: Методич. пособие / сост. Н.Д. Шматко. – М.: Аквариум, 2007. – 128 с.

5.             Малер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями (книга для родителей) [Текст] / А.Р. Малер. – М.: «Педагогика-Пресс», 2006. – 79 с.

6.             Маркова Л. Развитие коммуникаций через театрализованную деятельность у детей с ограниченными способностями [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/art-esthetic-development/13918.html


 

Скачано с www.znanio.ru