«Театральная терапия как средство развития речи младших школьников с нарушениями слуха»

  • docx
  • 16.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ТЕАТРАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ 1.docx

Слайд №1

«Театральная терапия как средство развития речи младших школьников с нарушениями слуха»

               

Как хорошо, что есть театр! Он был и будет с нами вечно,

Всегда готовый утверждать всё, что на свете человечно.

Здесь всё прекрасно – жесты, маски, костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки и с ними светлый мир добра!

Слайд №2Современная педагогика рассматривает возможности театрализованной деятельности в качестве реального средства развития речиобучающихся с нарушениями слуха.

Целью театральной терапии является развитие и совершенствование речевых навыков обучающихся в области урочной и внеурочной деятельности.

Что такое театральная терапия по своим задачам? Это, прежде всего, мировоззренческая система, причём она мыслится как междисциплинарная, то есть театральная терапия пытается породнить, соединить, связать разные учебные предметы. Вне всякого сомнения, не первом месте стоит предмет развитие речи, далее ознакомление с окружающим миром, математика и другие предметы.

Театральная терапия – доступный вид искусства для детей с ОВЗ, в частности для детей с нарушениями слуха, поскольку:

развивает и корректирует устную речь;

целенаправленно обновляет коммуникативные качества;

помимо прочего создаёт положительный эмоциональный настрой, что доказано на личной практике.

Слайд №3С позиции реализации требований ФГОС НОО для детей с дефицитарным развитием слухового анализатора, театральное искусство является актуальным. Театральную терапию, как правило, организуем во внеурочное время. Выстраиваем на основе произведений художественной литературы, это может быть маленький рассказ, сказка, текст, стихотворение.

Подготовить спектакль сложно. Почему? Потому что приходится выступать в роли режиссёра, актёра, декоратора, сценариста, художника по костюмам, костюмера.

Но вместе с тем, это увлекательное и полезное занятие для каждого участника данного процесса.

Слайд №4В школе функционирует экспериментальная площадка на базе программы «Театральный кузовок». Данная программа имеет сертификат качества Научно-образовательного учреждения «Вектор науки», рецензию доктора педагогических наук Акутина – Нижегородский государственный университета им. Лобачевского, рецензию доктора педагогических наук Дозморовой – Томский государственный педагогический университет.

Слайд №5Тематические блоки программы:

Основы театральной культуры;

Техника и культура речи;

Актёрское мастерство;

Работа над мини-сценкой или мини-спектаклем.

Каждый блок базируется на трёх основных ступенях:

Искренняя улыбка, обращение к ребёнку лицом к лицу и только по имени.

Внимательное слушание и постоянная активизация любого ребёнка к речи.

Обязательное использование наглядного дидактического, речевого, картинного материала.

Слайд №6Содержание «Театрального кузовка» - это адаптированные русские народные сказки, современные сказки, рассказы с упрощённым адаптированным  текстом, стихотворения о животных.   

Слайд №7На базе полученных знаний у детей формируется:

Умение осуществлять поиск необходимой информации;

Умение вступать в диалог, находить общее решение, согласованно взаимодействовать;

Умение моделировать различные ситуации поведения в школе, других общественных местах, выходить из сложных ситуаций без проблем.

Слайд №8Последний этап – это подготовка и представление мини-спектакля на школьной сцене, показ сказочного действия дошкольникам.

Слайд №9Театрализованная деятельность вовлекает не только актёра, а также и зрителя в сказочное пространство, окутывает божеством действия, сопровождает творчеством фантазии.

Слайд №10       Положение ребёнка в роли игрока на сцене, осуществляет, прежде всего, речевой, этический, эстетический, вербальный, коммуникативный аспект развития.

Помогая детям с дефицитарным развитием слухового анализатора, мы не пытаемся их исправить или загнать в жёсткие рамки общепринятых норм, театр не имеет рамок (делай так и только так!), мы ищем способы поддержать ребёнка в раскрытии его потенциала и интеграции в социум, какой бы диагноз не был ему поставлен. Для нас ребёнок всегда «партнёр» в педагогическом процессе.

Слайд №11В результате всего сказанного, можно сделать вывод - участие детей с нарушениями слуха в конкурсах различного уровня, достойные награждения, дают возможность ещё более утвердиться в желании заниматься и далее театральной деятельностью.Завершить  выступление хочется ответом на поставленный вопрос.

В чем смысл жизни сурдопедагога?

Конечно, всё ему дано от Бога!

По заповедям он живёт,

И с неба звёзд не достаёт.

Детей он учит слушать, говорить,

В театр играть и Человеком быть!

 

 

Список литературы

1.             О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 24.11.1995 г. №181-ФЗ (в ред. от 02.07.2013 г., с доп. и изм., вступающими в силу с 01.09.2013 г.) // СПС Консультант-Плюс: [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148903/

2.            Арт-терапия и арт-педагогика в спец. образовательном учреждении [Текст]: учебник для студентов сред.и высш. пед. учебных заведений. – М.: Дрофа, 2011. – 219 с.

3.            Вернер, Д. Реабилитация детей-инвалидов [Текст] / Д. Вернер. – М.: Филонтроп, 2005. – 355 с.

4.            Дети с отклонениями в развитии [Текст]: Методич. пособие / сост. Н.Д. Шматко. – М.: Аквариум, 2007. – 128 с.

5.            Малер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями (книга для родителей) [Текст] / А.Р. Малер. – М.: «Педагогика-Пресс», 2006. – 79 с.

6.            Маркова Л. Развитие коммуникаций через театрализованную деятельность у детей с ограниченными способностями [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/art-esthetic-development/13918.html

7.            http://www.minobr.org/posts/28


 

Скачано с www.znanio.ru