Цели: развивать игровое поведение, готовность к творчеству; развивать коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе, внимание, память, наблюдательность, эстетическое чувство.
Общеразвивающие игры проводятся в первой части занятия, непосредственно театральные игры – в заключительной. При проведении этих игр необходимо создавать веселую, непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Многие игры предполагают деление детей на исполнителей и зрителей, что дает возможность оценить действия других и сравнить их со своими собственными. Предлагаемые игры и упражнения допустимо использовать и в работе воспитателя.
Театральная игра
Цели: развивать игровое поведение, готовность к творчеству; развивать
коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе,
внимание, память, наблюдательность, эстетическое чувство.
Общеразвивающие игры проводятся в первой части занятия, непосредственно
театральные игры – в заключительной. При проведении этих игр необходимо
создавать веселую, непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых и
скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Многие
игры предполагают деление детей на исполнителей и зрителей, что дает
возможность оценить действия других и сравнить их со своими собственными.
Предлагаемые игры и упражнения допустимо использовать и в работе
воспитателя.
«Что изменилось»
Цель: развивать зрительную память, внимание, выдержку.
1 вариант: перед детьми разложены театральные атрибуты. В течение 1 мин
дети запоминают их расположение, затем закрывают глаза. Педагог меняет
атрибуты местами или один убирает. Дети должны определить, что
изменилось.
2 вариант: часть детей – «артисты», они показывают мизансцену из какого
либо спектакля, остальные дети – зрители, запоминают ее, затем закрывают
глаза. На сцене происходят изменения. Зрители должны восстановить
мизансцену.
«Поймай хлопок»
Цель: развивать произвольное слуховое внимание, быстроту реакции.
Дети стоят врассыпную. Они должны среагировать на хлопок педагога и
хлопнуть одновременно с ним. Педагог предлагает поймать маленький мячик
(цветок, монетку).«Поезд»
Цель: развивать зрительную память, произвольное внимание, чувство
сплоченности.
Несколько детей образуют вагоны поезда, стоя в колонне. Стоящий перед
ними ребенок – «паровоз», должен запомнить, в какой последовательности
стоят его «вагоны». Затем «паровоз» отворачивается и называет
детей«вагонов» в четкой последовательности.
«Словесный портрет»
Цель: развивать наблюдательность, произвольную зрительную память.
Водящий ребенок стоит в центре круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки,
и произносят слова: «В центр круга ты вставай и глаза не открывай. Поскорее
дай ответ – Машин опиши портрет». Дети останавливаются. Водящий
закрывает глаза и описывает портрет (прическу, цвет волос, одежду, ее цвет)
названного ребенка.
«Я положил в мешок …»
Цель: развивать произвольную слуховую память.
Педагог объясняет детям, сидящим в круге, что у них есть воображаемый
мешок, в который они могут положить любые предметы в строгом порядке.
Педагог начинает игру словами: «Я положила в мешок …» (называет любой
предмет). Следующий ребенок должен повторить сказанное и добавить свой
предмет и т.д. Постепенно запоминаемых слов становится все больше. Важно
воспроизводить их в заданной последовательности.
«У бабушки в огороде растет …»
Цель: та же, что и в описанной выше.
Педагог говорит детям о волшебном огороде, на котором может вырасти все
что угодно. Главное – запомнить последовательность «выросшего».
«Тень»
Цель: развивать внимание, наблюдательность, воображение, фантазию.Один ребенок (водящий) ходит по залу, делая произвольные движения
(останавливается, поднимает руку, наклоняется, поворачивается). Группа
детей (35 чел.), как тень, следует за ним, стараясь в точности повторить все,
что он делает.
«Разведчики»
Цель: развивать произвольное внимание, быстроту реакции.
По определенному сигналу одного из детей – командира, дети«разведчики»
должны выполнять действия. Например, по сигналу синей ракеты (карандаш
синего цвета) – присесть и притаиться, а по сигналу красной ракеты –
перепрыгнуть через воображаемое препятствие.
«Внимательные звери»
Цель: тренировать слуховое и зрительное внимание, быстроту реакции,
координацию движений.
Дети находятся в «лесной школе», где педагог тренирует их ловкость и
внимание, показывая, например, на ухо, нос, хвост и называя их. Дети
внимательно за ним следят и называют то, что он показывает. Затем вместо
уха он показывает нос, но упрямо повторяет слово «ухо». Дети должны
быстро сориентироваться и верно назвать то, что показал ведущий.
«Веселые обезьянки»
Цель: развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.
Дети«обезьянки» стоят врассыпную. Лицом к ним стоит посетитель зоопарка
(один из детей), который выполняет различные движения и жесты.
«Обезьянки», передразнивая его, все точно повторяют.
«Зеркало»
Цель: та же, что и в игре «Веселые обезьянки».
Дети стоят в парах напротив друг друга. Один ребенок – «зеркало», которое
отражает все движения, позы, выражения лица за стоящим напротив
ребенком. Затем дети меняются ролями.«Снежный ком»
Цель: развивать слуховое внимание, произвольную память, сплоченность
группы.
Дети сидят по кругу. Педагог предлагает «катать большой снежный ком».
Темы игры могут быть различные: имена сидящих детей, профессии их
родителей, любимые фрукты, цветы и т.д. Например, выбрана тема «Улица, на
которой я живу». Первый ребенок называет свою улицу, следующий говорит
улицу, на которой живет сказавший ребенок, а затем свою и т.д.
«Стульчики»
Цели: прививать умение свободно перемещаться в пространстве;
координировать свои действия с товарищами.
По предложению педагога дети перемещаются по залу со своими стульями и
«строят» круг (солнышко), домик для куклы (квадрат), самолет, автобус и
т.д.
«Дружные звери»
Цель: развивать внимание, выдержку, согласованность действий.
Дети распределяются на три команды: медведи, обезьяны, слоны. Затем
педагог называет поочередно одну из них, которая должна выполнить свое
движение. Например, медведи – топнуть ногой, обезьяны – хлопнуть в
ладоши, слоны – поклониться. Можно выбрать других животных и придумать
другие движения.
«Работа с моделями эмоций»
Цель: знакомить с мимическим изображением эмоций.
Педагог обращает внимание детей на глаза, брови, рот, схематичные
изображения лиц, выражающие различные эмоции. После того как дети
научатся определять эмоции по моделям, им раздают карточки и разрезают их
пополам поперек. Детям предлагают найти две подходящие половинки исоединить их.