ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРУЖОК «ЮНЫЙ АКТЕР» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…» (Б. М. Теплов) В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены в обновленном ГОС ДО, ребенок, на этапе завершения дошкольного образования, должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность является одним из самых доступных видов искусства для детей дошкольного возраста. Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей. Театральная деятельность близка и понятна ребёнку, она является неисчерпаемым источником эмоциональных открытий. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни, ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализация является средством самовыражения и самореализации ребенка. В современной отечественной педагогике и психологии исследованием вопроса приобщения дошкольников к театрализованной деятельности занимаются многие педагоги и психологи. По мнению исследователей Т.Н.Дороновой, А.И.Бурениной, Н.Ф.Сорокиной, Л.Г.Миланович, М.Д.Маханевой и др., театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального, художественно-эстетического развития и восприятия детей. В настоящее время театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. В связи с этим на протяжении многих лет в нашем дошкольном учреждении действует театральный кружок «Юный актер». Кружок «Юный актер» - организуется в свободное от ООД время, во второй половине дня, два раза в неделю. Работа кружка позволяет получить ребенку не только базовое дошкольное образование, но и развить индивидуальные способности, проявить творческий потенциал и укрепить здоровье. Цель кружка «Юный актер» - развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа. Воспитание любви к театру и театральной деятельности. Задачи кружка: Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности. Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности. Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых Познакомить детей с различными видами театра (кукольным, настольным, пальчиковым, театром на магнитах, фланелеграфе, драматическим театром и др.). Совершенствовать артистические навыки детей, их исполнительские умения. Приобщать детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт. Для реализации поставленных задач были использованы методы и приемы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы; организация предметно-развивающей среды; индивидуальные беседы с детьми; чтение и обсуждение художественных произведений; экскурсия в театр; просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; просмотр и обсуждение слайдов, видеофильмов, мультфильмов; игры-драматизации; режиссерские игры; подготовка и разыгрывание сказок и инсценировок; моделирование ситуаций; упражнения по формированию выразительности исполнения; изготовление атрибутов, элементов костюмов. Был разработан перспективный план кружка «Юный актер», который состоит из шести разделов работы с детьми: 1. Знакомство с художественной литературой Задачи: развивать интерес к художественной, познавательной литературе. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями и др. Формировать умение воспринимать наиболее яркие выразительные средства литературного произведения в связи с его содержанием: прием иносказания, фантастические превращения; афористичность языка, употребление поговорок, вставных песенок, повторов, прием преувеличения. Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы). Продолжать учить пересказывать эмоционально, передавать интонационно разнообразно, в зависимости от смысла содержания произведения, характеры персонажей, выражать собственное отношение к героям и их поступкам. 2. Театральная игра Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве; строить диалог с партнёром на заданную тему; запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение. 3. Ритмопластика Задачи: развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их. 4. Культура и техника речи Задачи: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас. 5.Основы театральной культуры Задачи: овладение детьми элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Основные темы раздела: особенности театрального искусства; виды театрального искусства; рождение спектакля; театр снаружи и изнутри; культура зрителя. 6.Работа над спектаклем Задачи: учить сочинять этюды по сказкам, развивать навыки действий с воображаемыми предметами, развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивлённо, восхищённо, жалобно и т. д.). Для организации театрализованной деятельности широко используются: настольный театр: «Теремок», «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка» и др.; пальчиковый театр: «Теремок», «Репка», «Курочка ряба»; «Три медведя» и др.; плоскостной театр: «Три медведя», «Кошкин дом» и др.; костюмы к сказкам «Маша и медведь», «Теремок», «Колобок», «Кошкин дом», «Сказка о рыбаке и рыбке» и т.д.; сюжетные картинки по сказкам; дидактические игры: лото «Сказки», «Мои любимые сказки», раскраски по мотивам сказок. В работе кружка принимают участие воспитатели и родители, и это очень важно. Совместная творческая деятельность детей и взрослых не только создает условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, развития способностей и детского творчества, но и позволяет ребенку вступать в контакты с детьми и взрослыми. Расширение круга общения создает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти свое особенное место, стать полноценным членом сообщества. Таким образом, подобная организация театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех, так как взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия. Такой союз педагогов, детей и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. Результат кружковой деятельности позволяет сделать вывод: повысился уровень речевого развития и речевого этикета детей; дети умеют читать стихи, легко и с выражением пересказывают небольшие произведения, выполняют роли в драматизациях сказок, произведений. могут выступать перед публикой (родителями, сверстниками). Легко и с желанием участвуют в творческой деятельности. понимают эмоциональное состояние своего партнера и передают свое. Создают творческий образ, отличающийся оригинальностью, гибкостью и подвижностью. развита интеллектуальная и литературная способность, выразительно передают образы героев сказок. повысился эмоциональный контакт с семьями воспитанников. А самое главное достижение работы кружка «Юный актер» – создание благоприятной дружеской атмосферы в детском коллективе, установление контакта между педагогом и воспитанниками, наполнение детей яркими впечатлениями. Использованная литература: 1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: методические рекомендации / Е. А. Антипина. - М.: Сфера, 2009. – 128 с. 2. Вакуленко Ю.А., Власенко О.П. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду / - Волгоград: Учитель, 2008.- 153с. 3. Григорьева Т.С. Программа «Маленький актёр»: для детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с. 4. Гончарова О.В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания / - ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.