Технологическая карта открытого урока русского языка.
Предмет: Русский язык.
УМК: «Школа России».
Класс: 2
Тема урока: «Слова с удвоенными согласными».
Тип урока: Урок освоения новых знаний.
Триединая цель урока:
Образовательная:
- сформировать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса;
Развивающая:
- развивать орфографическую зоркость; навыки групповой, парной работы; навыки устной и письменной речи, умений анализировать, формирование действий самооценки.
Воспитательная:
- воспитать уважительное отношение друг к другу в процессе различных форм организации учебной деятельности (парной, групповой, фронтальной).
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и одноклассников.
Познавательные: расширить словарный запасслов с удвоенными согласными, правильно обозначать их на письме.
Коммуникативные: развитие умения эффективно сотрудничать, грамотно излагать собственную точку зрения и обосновывать суждения, проявлять активность для решения познавательных задач, соблюдать правила общения.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
Расширение словарного запаса, формирование умения правильного письма и переноса слов с удвоенными согласными.
Оборудование и материалы к уроку:
1. Учебник, рабочая тетрадь.
2. Мультимедийный проектор, ПК.
3. Карточки с заданиями
Этап урока, цель. |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Универсальные действия |
I. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент) Эмоциональный настрой. (2-3 мин) Цель: Создание условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
|
Фронтальная. Словесный. Психологический настрой. |
1.Приветствие гостей и детей. - Здравствуйте, ребята! Зовут меня Галина Алексеевна и на этот урок русского языка я буду вашим учителем. У нас сегодня гости. Повернитесь и поприветствуйте гостей. Присаживайтесь. 2. Проверка готовности к уроку. - Посмотрите внимательно глазками, всё ли у вас готово к уроку? 3. Эмоциональный настрой. - Я очень рада, что попала в такой светлый и уютный класс! А ещё мне сказали, что здесь учатся самые умные, самые активные и самые дружные ребята. Это правда? - Возьмитесь за руки и давайте вместе скажем: «У нас сегодня всё получится!»
|
Приветствуют учителя и гостей.
Проверяют готовность рабочего места.
Желают друг другу удачи. |
Личностные УУД: проявляют готовность к учебной деятельности, эмоциональную отзывчивость на слово учителя. Регулятивные УУД: Проверяют готовность рабочего места под руководством учителя, нацеливаются на успешную деятельность. Коммуникативные УУД: - формирование умения слушать и слышать.
|
II.Актуализация знаний. (2 мин.) Цель: На основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока.
|
Фронтальная. Игровая ситуация.
|
1. Игровая ситуация. - Нам пришла телеграмма от этого милого животного. Кто это? (Бегемот) Слайд 2 -Странно, а здесь написано «от гиппопотама» (щелчок). Это что – ошибка? (Нет, бегемот и гиппопотам – это разные названия одного животного). Как называются слова, которые пишутся и произносятся по-разному, а предмет называют один и тот же? (Синонимы) -Ребята, как называется сказка, где есть этот герой? («Телефон») Кто ее автор? (К.И. Чуковский)
|
Участвуют в диалоге с учителем.
|
Предметные умения: расширение словарного запаса; понятие о синонимах; знание авторов и названий детских произведений; Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; сравнение, анализ и обобщение информации;
Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли полно и точно; Формирование умения слышать и слушать; Регулятивные:
|
III. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи. (2-3 мин.) Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.
lV. Открытие нового знания. (2-3 мин).
|
Фронтальная. Словесный. Пальчиковая гимнастика. Практический. Проблемный диалог, подводящий к теме урока. Работа со справочным материалом.
|
- Чем похожи слова телеграмма и гиппопотам? (В них рядом одинаковые буквы стоят) -Верно, ребята, такие буквы-близнецы называются удвоенные. Эти буквы называют гласные или согласные звуки? (согласные) Слайд 3 - Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Какова тема нашего урока? (Слова с удвоенными согласными) Слайд 4 - Произнесём слово телеграмма. Сколько звуков [м] слышится на месте удвоенной ММ? (Один)(Щелчок) А букв сколько? (Две) Произнесём слово гиппопотам. Сколько звуков [п] слышится на месте удвоенной ПП? (Щелчок) Какое заметили противоречие? (Букв две, а звук один) - Как вы думаете, можно ошибиться в написании таких слов? (Да) -Как называется в слове такое место, в котором можно допустить ошибку? (Орфограмма) -С какой орфограммой будем сегодня работать? (Удвоенные согласные) Слайд 5. -Поставим цели нашего урока. Что же мы должны узнать на уроке? (Какие есть слова с удвоенными буквами) - Чему должны научиться? ( Писать слова с удвоенными буквами, переносить их) -Что нужно делать с орфограммами? (Проверять по правилу или запоминать, смотреть в орфографическом словаре) -Откроем страницу 117 в учебнике, прочитаем правило. -Что советует делать мудрая Сова с такими словами? (Проверять по словарю) -На партах у вас лежит справочный материал по новой теме. Им можно пользоваться как словарём. -Что же гиппопотам прислал в телеграмме? Слайд 6 (На слайде: мм, сс, нн, оо, пп, жж). Это минутка чистописания. Перед вами изображены слоги? (Нет, это буквы). А какая пара букв лишняя и почему? (ОО, потому что они называют гласные звуки) Есть другие мнения? -Чтобы красиво написать буквы, что нужно сделать с пальчиками? (Пальчиковую гимнастику) На двери висит замок, (руки в замок) Кто его открыть бы мог? Постучали, покрутили (стучат ладошками, вращают кистями) Потянули и открыли. (вытягивают вперёд и раскрывают)
Минутка чистописания. - Откройте тетради, запишите число и классная работа. Запишите красиво пары букв, кроме лишней. Следите за правильной осанкой. Подчеркните пару букв, которая красивее всех получилась. - Молодцы, ребята, справились с заданием. - Хотите узнать следующее задание? (Да) |
Высказывают свои варианты формулировок темы и цели.
Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма.
Читают правило в учебнике.
Делают гимнастику для пальчиков.
В тетради записывают число и классная работа. Выполняют письмо по эталону. Осуществляют самопроверку.
|
Предметные: вырабатывают каллиграфический подчерк; овладевают изучаемыми нормами русского языка; понимают недостаточность имеющихся знаний; развитие умения видеть орфограмму в слове; Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов;осуществляют подготовку мелкой моторики руки к письму; Познавательные: учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме. Регулятивные: постановка учебной задачи в ходе проблемного диалога; сравнение, классификация, анализ, планирование, прогнозирование, самоконтроль, самооценка, оценивают (сравнивают с эталоном) результаты своей деятельности. Коммуникативные: умение ясно и чётко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции |
V. Первичное закрепление новых знаний и способов действий. (10 мин.) Цель: ознакомление учащихся с новым материалом.
Физминутка для глаз. (1-2 мин.)
|
Индивидуальная. Работа в группах. Словесный. Практический. Наглядный. Работа со справочным материалом.
|
Задание 1. -Следующее задание будете выполнять в группах. Вспомним правила работы в группах. Слайд 7. Будете работать по плану. Слайд 8. Группы получают задание на карточках (Приложение1), выполняют, затем результат работы представляют другим. (В это время на слайде отображается текст задания) Слайды 9,10,11,12. Учитель задаёт вопрос: «Все согласны или есть другие мнения?» -Молодцы и с эти заданием вы справились.
Задание 2. Слайд 13. Думаю, что загадки вы точно отгадаете. (Приложение 2) А слова-отгадки нужно записать, разделив для переноса. Чтобы не ошибиться при переносе, что нужно вспомнить? (Правило) -Есть правило-стихотворение Слайд14. Слайды 15,16,17,18 (Картинки-отгадки) - Проверьте работу по образцу.Слайд 19. - Поднимите руку те, кто не сделал ни одной ошибки. Молодцы! - С одним из слов составьте предложение и запишите его в тетрадь. Физминутка для глаз. Слайд 20 (гиперссылка на физминутку) Следите глазками за движущимися объектами на слайдах. -Глазки отдохнули, готовы работать дальше? Задание 3. Слайд 21. Фронтальная работа (один человек удоски). - Найдите в предложениях однокоренные слова, выпишите их парами, выделите корень. Подчеркните удвоенные согласные. - Как пишется корень в однокоренных словах? (Одинаково). -Устно придумайте к ним еще однокоренные слова.
Задание 4. Слайд 22. Работа в парах. Установите соответствие слова и его лексического значения (проведите линию). Вставьте пропущенные буквы. Проверьте себя. Слайд 23. - Какие слова вызвали затруднение? -Устали, наверное? Сделаем зарядку. |
Называют правила работы в группах. Работают в группах. Представляют результаты работы в группах.
Вспоминают правило. Выполняют задание письменно в тетрадях. Самопроверка по образцу на слайде.
Следят глазами за движущимися объектами.
Выписывают однокоренные слова, выделяют корни, наблюдают, делают вывод о единообразном написании корней в однокоренных словах.
Работают в парах. Устанавливают соответствие, проверяют написание слов по словарю. |
Предметные: знать признаки орфограммы «Удвоенные согласные»; знать о единообразном написании корней в однокоренных словах; воспринимать смысл читаемого; Познавательные: общеучебные умения (анализ, синтез, сравнение); уметь перерабатывать полученную информацию:находить ответы на вопросы; уметь видеть орфограмму в слове; Регулятивные: уметь высказывать своё предположение (версию); оценивают (сравнивают с эталоном) результаты своей деятельности. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совершенствовать навыки работы в группе, приобретать опыт озвучивания и защиты своей позиции.
Личностные УУД: ориентируются на здоровый образ жизни, развивать познавательный интерес, учебную мотивацию; |
Физминутка. (1-2 мин) Цель: Создание условий для психоэмоциональной и физической разгрузки учащихся.
|
|
Слайд 24 (нажать кнопку «звук») - По моей команде в соответствии с картинками выполняете движения: кросс – бег на месте, теннис – прыжки на месте, брасс – движения руками (имитация плавания). |
Выполняют движения под музыку. |
Предметные умения: воспринимают смысл читаемого. Личностные УУД: осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня.
|
Vl.Усвоение новых знаний и способов действий. (10-12 мин.) Цель:закрепить навыки правильного письма и переноса слов с удвоенными согласными.
|
Индивидуальная. Работа в парах. Словесный. Практический. Наглядный. Работа со справочным материалом. |
Задание 5. Слайд 25. Работа по учебнику. Упражнение 188 стр. 117 Выполняют индивидуально с самопроверкой. -Ребята, встаньте те, кто не сделал ни одной ошибки. Умницы! -Встаньте, те кто сделал 1-2 ошибки. Вы тоже хорошо справились. -У кого 3-4 ошибки? Не расстраивайтесь. Какую перед собой поставите задачу? (Больше упражняться, сверять написание со словариком). - Последнее задание осилим? Задание 6 Слайд 26. Задание в парах (дифференцированное) Следующее задание разного уровня сложности будете выполнять в парах. (Приложение 4) У вас на партах лежат карточки. Одна звёздочка обозначает лёгкое задание, две – сложнее, а три – повышенного уровня сложности. Договоритесь с соседом, выберите задание,с которым вы справитесь и которое вам будет интересно. Выполните взаимопроверку. |
Работают индивидуально, выполняют самопроверку. Оценивают результат.
Работают в парах. Выбирают уровень сложности, выполняют задание.
|
Предметные умения: воспринимают смысл читаемого. Личностные: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; оценивание усваиваемого содержания; Регулятивные: умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, Коммуникативные: умение работать в паре, в группе.
|
VIl. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (3 мин.) Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
Фронтальная. Словесный. Диалог. |
-Давайте подведём итог урока. Какие цели мы ставили на урок? (Слайд с целями урока) - Что узнали? (Новые слова) - Чему научились? (Научились писать слова с удвоенными согласными и правильно переносить слова с удвоенными согласными с одной строки на другую.) -Достигли целей? (Да) -Кто и за что может похвалить себя? -Какие задания вызвали трудности? - Что нужно сделать? (тренироваться) - Вы сегодня были действительно активные, думающие, сплочённые, поэтому и урок у нас получился таким интересным и плодотворным. |
Участвуют в диалоге с учителем, оценивают свои достижения. |
Регулятивные: открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. |
VIIl. Домашнее задание. (3мин.) Цель: Дать инструкцию по выполнению домашнего задания. |
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя. |
Домашнее задание у вас на выбор. Слайд 27. 1.Для тех, кому надо потренироваться в написании слов с удвоенными согласными-выполните упр. 189 с.117. 2.Второе задание - творческое (для тех, кто хорошо разобрался с выполнением предыдущих заданий). Представьте себя корреспондентом на олимпиаде в Сочи-2014. Напишите об этом заметку в школьную газету, употребив слова с удвоенными согласными. Можно нарисовать рисунок или подобрать картинки. - Спасибо за работу на уроке! |
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи в дневнике. |
Регулятивные: принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.