техн карта окр мира

  • docx
  • 28.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала tehnologicheskaya_karta_uroka_okruzh.mir_.hvoinki.docx

Технологическая карта урока. Окружающий мир.

Тема урока: ЧТО ТАКОЕ ХВОИНКИ?

Тип урока: Открытие нового знания.

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

знать, что хвоинки — это лис­тья хвойных деревьев;

различать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам;

различать лиственные и хвойные деревья.

Метапредметные результаты:

понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

сравнивать ель и сосну;

описывать дерево по плану;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

осознавать необходимость бережного отношения к деревьям.

Оборудование. У учителя — букет из опавших листьев; веточка лиственницы. У учащихся — цветные фишки; веточки, хвоинки и шишки ели и сосны (для групповой работы).

Предварительная работа. До урока желательно провести прогулку, во время которой дети рассмотрят сосну и ель, а также, по возможности, лиственницу.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Проверьте, все ли готово у вас к уроку : учебник, тетрадь, ручка, цветные карандаши,ножницы,клей.

Дети приветствуют учителя и проверяют готовность к уроку.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Мотивация и целеполагание.

 Урок можно начать с чтения детям стихотворения:

Опавшей листвы                                                           — С осинки...

Разговор еле слышен:                                 — С черёмухи...

— Мы с клёнов...                                                          — С дуба...

— Мы с яблонь...                                                          — С берёзы...

— Мы с вязов...                                                             Везде листопад:

— Мы с вишен...                                                           На пороге — морозы!

                                                                                                                                    Ю. Капотов

Учитель предлагает назвать, с каких деревьев упали листья, со­бранные в его букете. Затем учитель напоминает, что сосна и ель, которые мы видели во время прогулки, по-прежнему стоят зеленые. Чем покрыты их веточки?

«Что такое хвоинки?» - спрашивает Муравей Вопросик..

«Сегодня на уроке мы обязательно узнаем, что такое хвоинки. А еще узнаем… (зачитывается текст рубрики «Что узнаем, чему научимся» (с. 30).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Хвоинками.)

 

 

 

 

Дети пытаются дать ответ

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические - анализ, объектов с целью выделения признаков

3. Актуализация знаний и умений.

Если при перечислении известных им деревьев дети назовут только лиственные, учитель напоминает о тех деревьях, которые видели во время последней прогулки (сосна, ель). При работе с иллюстрацией можно предложить детям отметить лишний, по их мнению, рисунок цветной фишкой. Если решение неверное, то в ходе последующего обсуждения фишку перемещают. Учитель подводит детей к выводу: лишний  рисунок тот, который изображает веточку ели, потому что у нее вместо обычных листьев - иголки (хвоинки).

Дети выполняют задания на с. 30 учебника.

 

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные:

постановка вопросов; познавательные: общеучебные-

самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы

4.Физминутка

Взяв в руки листья, дети выполняют ритмиче­ские движения под музыку.

 

 

5. Освоение нового содержания и его применение.

«Обычными листьями мы с вами назвали такие, которые имеют вид пластинок. А иголки – это тоже листья, только другой формы. Такие листья называются хвоинками. Вот мы и ответили на вопрос «Что такое хвоинки?» 

 Муравей Вопросик: «А я не понял!»

 Учитель: «Давайте еще раз объясним Муравьишке, что такое хвоинки.В разговор вступает Мудрая Черепаха: «Не кажется ли вам, ребята, что мы подошли к важному открытию? По строению листьев деревья можно разделить на две группы. Кто скажет, какие?

Верно. Деревья, имеющие листья в виде пластинок, называются лиственными. Деревья, имеющие листья в виде хвоинок, называются хвойными».

После выполнения и проверки задания учитель от имени Мудрой Черепахи предлагает подробнее познакомиться с хвойными деревьями. Проводится практическая работа «Определяем хвойные деревья     Далее выполняются задания на с. 31 учебника (сравнение ели и сосны, описание каждого дерева по предложенному плану). Эта работа ведется фронтально. Завершить ее можно загадками:

 

Её всегда в лесу найдёшь.                        У меня длинней иголки,

Пойдём гулять и встретим:                      Чем у ёлки.

Стоит колючая, как ёж,                                              Очень прямо я расту

Зимою в платье летнем.                                           В высоту.

(Ель)                     Если я не на опушке,

Ветви — только на макушке.

(Сосна)

  Учитель: «Отгадайте загадки и скажите, какие особенности изученных нами деревьев в них отражены?»

Приобретенные знания и умения применяются при выполнении задания в рабочей тетради (с. 20, №3.

Важно, чтобы учащиеся четко назвали признаки, по которым они узнали веточки: по длине хвоинок (у ели — короткие, у сосны — длинные), по расположению хвоинок на веточке (у ели сидят по одной, у сосны — по две).

     По усмотрению учителя в урок в качестве дополнительного материала может быть включен материал о лиственнице. Учитель демонстрирует веточку лиственницы, предлагает рассмотреть и спрашивает: «Можно ли это де­рево отнести к хвойным Как они расположены? Чем это дерево отличается от других хвойных деревьев» На этот вопрос дети отвечают на основе наблюдений, если в окрестностях школы  или дома могли видеть лиственницы. В качестве подсказки можно загадать загадку о лист­веннице:

Есть у родственницы ёлки

Неколючие иголки.

Но, в отличие от ёлки,

Опадают те иголки.

 

 

 

 

 

 

 (Дети: «Хвоинки – это листья, которые имеют вид иголок»).

 

 

 

 

(Лиственные и хвойные.)

 

 

 

 

Далее в парах выполняется задание в рабочей тетради (с.19, №1).

Дети работают в группах по заданиям учебника и рабочей тетради. Одним группам предлагаются для определения веточки, хвоинки и шишки ели, другим - веточки, хвоинки и шишки сосны. Дети  определяют их по рисунку на с. 31 учебника, выполняют зарисовки в рабочих тетрадях и делают  сообщение классу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Дети работают самостоятельно, затем представляют классу результаты работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 (Да, потому что у него есть хвоинки.)

(Пучками.)

 (Осенью желтеет и сбрасывает хвою.)

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические -решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

6. Рефлексия. Выводы и обобщения.

При подведении итогов урока учитель просит еще раз объяснить Муравьишке, что такое хвоинки. Учитель: «А какие еще выводы мы можем сделать по сегодняшнему уроку?»

Высказывания детей обобщаются с помощью текста на с. 31 учебника.

 

 

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

7.Контроль и оценка достижений.

Проводится с помощью блока вопросов на с. 31 учебника.

 

 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и. точностью выражать свои мысли;