Техника подготовительных работ в художественном оформлении
Оценка 4.9

Техника подготовительных работ в художественном оформлении

Оценка 4.9
doc
26.02.2020
Техника подготовительных работ в художественном оформлении
КОНСПЕКТ.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УФИМСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ

на тему:

«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА КОЖИ»

ПМ01.  МДК 01.01Техника подготовительных работ в художественном оформлении

54.01.01 Исполнитель художественно-оформительских работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработал:

Преподаватель спецдисциплин

Мурзакамалов Алмаз Агзамович

 

 

 

 

 

 

2016 год

 

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА КОЖИ

 

Тема урока: Художественная обработка кожи. Изготовления изделия.

Цель урока: Формирование знаний и умений по художественной обработке кожи.

Цели:

  • дополнить и обобщить знания учащихся в области художественной обработки изделий;
  • ознакомить учащихся с натуральной кожей как материалом, дать представление об ее свойствах и применении в различных областях;
  • научить простым способам обработки кожи, приемам и навыкам работы с ней;
  • развивать самостоятельность, творческую активность, пространственное воображение путем создания авторских работ;
  • воспитывать бережливость, аккуратность и эстетический вкус, приучать к рациональной организации своего труда

Тип занятия: Лекция, практическая работа.

 Методы: рассказ, объяснение, демонстрация.

Формы обучения: групповая, индивидуальная.

Оснащение урока:

- литература, конспекты уроков по данной теме;

- образцы материалов и инструментов для обработки кожи;

- показ презентации, видео;

- раздаточный материал - инструкционные карты, карточки задания;

- образцы рисунков изготовления брелоков;

- для работы - кусочки кожи, шаблоны, клей, ножницы, ручка.

Организационная часть занятия

Приветствие.

Проверка готовности рабочих мест.

Сообщение темы занятия.

Лекция, конспект.

Практическая работа.  

результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Выполнение подготовительных работ, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.

Изготавливать конструкции для художественно-оформительских работ

 

ПК 2.

Подготавливать к художественно- оформительским работам рабочие поверхности из различных материалов

 

ПК 3.

Составлять колера.

 

ПК 4.

Оформлять фоны.

 

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

 

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

 

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей деятельности

 

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

 

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

 

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

 

ОК 7.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных знаний (для юношей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

Художественная обработка кожи – увлекательнейший творческий процесс. Это невероятное приключение в мир искусства, красоты, удовольствия от полученного результата – прекрасного кожаного изделия, изысканного и неповторимого, уникального и красивого.

Художественная обработка кожи - это сложный технологический процесс в производстве самых различных изделий из кожи, которому предшествует несколько подготовительных этапов работ по выделке и дублению материала. И от специфики проведения дубящих операций и используемых химических средств во многом зависит выбор определенного вида последующей художественной обработки. И, разумеется, художественная обработка может существенно различаться при изготовлении различных изделий - одежды, обуви или кожгалантерейных предметов.

Сама по себе кожа - материал, который люди начали обрабатывать и использовать одним из первых. Изначально ни о какой «художественной» обработке не могло быть и речи, но человеку свойственно стремление украсить себя и свой быт, поэтому уже в эпоху неолита простейшие одежды из шкур заменяются (у народов, не знавших ткачества) одеждами из кожи и меха. Тогда же появляются первые декоративные приёмы - гравировка и аппликация. Но даже открытие ткачества не вытеснило кожу из быта - ремни, сумки, обувь, доспехи, кажется, что они были всегда и у всех народов.

Существует три основных этапа превращения шкуры животного в кожу. В результате подготовительных операций - свежевания и очистки - дерма превращается в недубленый полуфабрикат – голье, обладающее микроструктурой и химическими свойствами, необходимыми для производства конкретного вида кож. Затем, при дублении закрепляется структура голья. Отделочные операции проводятся для придания дубленому полуфабрикату необходимых свойств (гигиенических, технологических, физических и прочих) и заданного внешнего вида.

Приемы выделки кожи у разных народов отличались. Для предохранения шкуры животного от гниения и разрушения применялись разные способы дубления. Один из самых древних – выдерживание шкуры в дыму сжигаемых растений (альдегидное дубление). Кочевники смазывали шкуры жиром и мозгом животного, а индейцы втирали в кожу смесь из яиц и жира. Затем кожу отмывали в проточной воде и разминали гладкими камнями округлой формы. Это приемы жирового дубления. В Индии и у народов Севера, для дубления кожи использовали отвары и настои из веток и листьев растений – это пример растительного дубления. В Азии применялся способ квасцового дубления с использованием смеси муки, соли, яичного желтка и алюминиевых квасцов.

Инструменты, используемые для изготовления и обработки кожаных изделий, в нашей стране не производятся, но их можно найти в странах Балтии. Их великое множество. Перечислим некоторые из них.

Сапожный нож двусторонней заточки. Такой нож применяется для нарезания кожи по линейке и без нее, а также для резки бумаги и картона, что часто бывает необходимо при работе с кожей. Нож должен быть изготовлен из хорошей инструментальной стали и остро заточен. Если нет возможности приобрести сапожный нож, то можно пользоваться скорняжным ножом или медицинским скальпелем.

Шерфовальный нож односторонней заточки. Он применяется для шерфования, то есть истончения кожи. Вместо него тоже можно использовать скальпель. Хранить ножи необходимо в чехле, точить на наждачной бумаге или мелкозернистом бруске.

Большие и маленькие ножницы производства металлического завода города Могилева - для нарезания кожи.

Молотки металлический - для выполнения перфораций (отверстий), деревянный - для простукивания оплетки, вышивки и тому подобное.

Пинцет (лучше с тонкими длинными концами и без насечки внутри). Таким пинцетом удобно протаскивать кожаные ремешки через отверстия при оплетке и вышивке, выполнять тиснение.

Шило толстое и тонкое. Используется для проделывания отверстий в коже.

Стальная линейка. По ней нарезают кожу, если при крое нужна прямая линия.

Пробойники круглые - для перфорации под оплетку диаметром 2; 2,5; 3 мм, других размеров и форм для резьбы по коже. Пробойники должны быть изготовлены из хорошей инструментальной стали, остро заточены и закалены. Пробивать отверстия можно на плотной, толстой резине, на свинце, на торцевом спиле мягкого дерева. Нельзя перфорировать на деревянной доске, так как может сломаться даже качественный пробойник. При перфорировании пробойник нужно держать вертикально и ударять по нему молотком так, чтобы не было перекосов.

Стамески прямые и полукруглые - для оформления краев изделий и выполнения прорезей.

Зубчатое металлическое колесико - для перевода выкройки на ткань. Этим колесиком выполняется разметка для перфорации под оплетку и шитье кожи ручными швами.

Детский прибор для выжигания по дереву пригоден для выжигания рисунков на коже.

Нитки прочные: армированные с лавсаном, крученый шелк, толстый капрон. Возможно использование хлопчатобумажных ниток № 0, № 00.

Натуральный пчелиный воск - для придания изделиям блеска и защиты кожи от влаги.

Клей ПВА, "Момент", "Контактол", "Феникс" и другие. Клей используется для склеивания поверхностей кож друг с другом.

 

Наиболее распространенные и декоративные способы обработки кожи.

1). Тиснение. Способ обработки материала, при котором поверхность приобретает особую рельефную текстуру и рисунок. Современное кожевенное производство различает несколько видов тиснения, в основном используется технология штамповки сырья. То есть, определенный заданный рисунок появляется на поверхности кожи благодаря выдавливанию пресс-формами. Более декоративным и дорогим способом тиснения считается изготовление при помощи штампов и чеканов. Также существует технология тиснения с наполнением, то есть вырезание из специального картона (лингина) или кусочков шоры всех элементов рельефа будущего изделия и последующее подкладывание под подготовленный слой юфти (обязательно несколько увлажненной), которая подвергается обжимке по всему контуру. Далее заготовка должна подсохнуть и затвердеть, чтобы необходимый рельеф поверхности кожи остался фиксированным и стабильным. Выделяется также методика термотиснения, при которой рельефная текстура кожи выдавливается на поверхности посредством горячих металлических штампов.

2). Перфорация. Известный еще с древнейших времен способ декоративной обработки кожи, перфорация, тем не менее, позволяет создавать уникальные и красивые изделия из натуральной кожи. По-другому называется "высечкой" и, в принципе, не представляет собой ничего чрезвычайно сложного. Перфорация заключается в высечении отверстий различного диаметра на кожном материале, из которых должен сложиться заданный рисунок. Технология актуальна при создании ювелирных украшений, изделий сложной композиции. Этот прием используют и для создания сложных композиций наподобие витража или арабеска (например, в ювелирных украшениях, настенных панно и других).

3). Плетение. Изысканная и вместе с тем достаточно простая технология художественной обработки кожного материала. В изготовлении используется несколько полосок кожи, сплетаемых различными способами. Подобным методом производятся украшения, аксессуары, отделочные детали одежды, сумок, обуви. Кто не знает, что такое «косичка», сплетенная из трех кожаных шнурков? Такой «косичкой» украшают одежду, шкатулки, её используют в качестве завязок, шнурка для подвесок и так далее. А если это «косичка» из четырех или шести шнурков? Это уже браслет. А если из двенадцати? Да плюс изящная пряжка? Да плюс узорные накладки? Замечательный получается ремень! А если использовать особое «круглое» плетение (то есть когда коса имеет круглое сечение и не имеет оборотной стороны) то получится классическая ногайка. В ювелирных изделиях часто применяют элементы макрамэ, выполненные из «цилиндрического» шнурка.

4). Пирография, или выжигание, может считать относительно новой технологией декоративной обработки кожи, и одновременно - побочной. Выжигание выделилось в самостоятельную методику в качестве варианта термотиснения. Изначально пирография заключалась в нанесении на поверхность грубоватой кожи рисунков при помощи горячих штампов из меди. Способ применялся при изготовлении красивой конной упряжи, однако на сегодняшний день эта технология являет собой практически неограниченный источник для различного рода дизайнов и текстур натурального материала. Пирография - возможность создания самых тонких и изысканных текстур, потому так востребована в производстве украшений, панно, сувениров. Современная пирография своими выразительными возможностями обязана изобретению выжигательного прибора (пирографа).

5). Гравировка, или резьба, актуальна при работе с плотными и тяжелыми кожами и заключается в нанесении на поверхность материала рисунка при помощи специального резака. Прорези расширяются дорожником или штихелем и заполняются специальной акриловой краской, рисунок высыхает и фиксируется. Вместо дорожника может использоваться пирограф.

6). Аппликация - это приклеивание или пришивание различных кусочков кожи на заготовку. При этом аппликация может осуществляться несколькими способами, в зависимости от создаваемого изделия. При производстве одежды используется тонкая кожа, панно, бутылей, сувениров - любая кожа, к примеру.

7). Интарсия - аналог инкрустации и мозаике в кожевенном производстве. Заключается в соединении кусочков кожи разного размера максимально близко друг к другу, но без нахлеста. Используется тканевая (тонкие мягкие кожи) или деревянная основа (тяжелые кожи). Как правило, интарсия применяется при изготовлении панно, сувениров, предметов мебели и различных аксессуаров. Для достижения надлежащего качества, по предварительному эскизу выполняют точные лекала всех фрагментов композиции. Затем по этим лекалам, из предварительно окрашенных кож вырезают элементы и наклеивают на основу при помощи костного клея или эмульсии ПВА. Техника интарсии применяется в основном для создания настенных панно, но в сочетании с другими приемами может использоваться при изготовлении бутылей, сувениров, декорировании мебели.


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

1.     Голубинцева Е. Подарки из кожи: Украшения и аксессуары. – М.: Изд-во «ЭКСМО»; СПб.: Валери СПД, 2004. – 128 с., ил. (Серия «Академия «Умелые руки».)

2.     Журналы «Юный художник» 1984г. - № 6, 9, 10; 1985г. - № 2; 1986г. - № 4; 1987 № 7, 8; 1989 - № 7; 1990 - № 4, 12; 1993 - № 2

3.     Филиппова С.Н. Изделия из кожи/С.Н. Филиппова. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2004. – 78 с

4.     Фиталева С. В. Барабошина Д.А. Основы технологии художественно-оформительских работ. – М. Изд-во Высшая школа. 2012 г. - 100 с. ISBN .978-5-7695-5327-1

5.     Шахова Н.В. Кожаная пластика/Н.В. Шахова; Н.А. Дмитриева. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 78 с.

6.     http://worldofteacher.com

7.     https://www.livemaster.ru/topic/413151-7-sposobov-hudozhestvennoj-obrabotki-kozhi

8.     http://posredi.ru/knb_h_hud_obrab.html

 

 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА КОЖИ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА КОЖИ

Код Наименование результата обучения

Код Наименование результата обучения

Ход урока. Художественная обработка кожи – увлекательнейший творческий процесс

Ход урока. Художественная обработка кожи – увлекательнейший творческий процесс

Инструменты, используемые для изготовления и обработки кожаных изделий, в нашей стране не производятся, но их можно найти в странах

Инструменты, используемые для изготовления и обработки кожаных изделий, в нашей стране не производятся, но их можно найти в странах

Детский прибор для выжигания по дереву пригоден для выжигания рисунков на коже

Детский прибор для выжигания по дереву пригоден для выжигания рисунков на коже

Подобным методом производятся украшения, аксессуары, отделочные детали одежды, сумок, обуви

Подобным методом производятся украшения, аксессуары, отделочные детали одежды, сумок, обуви

Затем по этим лекалам, из предварительно окрашенных кож вырезают элементы и наклеивают на основу при помощи костного клея или эмульсии

Затем по этим лекалам, из предварительно окрашенных кож вырезают элементы и наклеивают на основу при помощи костного клея или эмульсии

Перечень рекомендуемых учебных изданий,

Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2020