Технологическая карта и конспект урока в 9 классе. Этапы эволюции человека.
Оценка 4.6

Технологическая карта и конспект урока в 9 классе. Этапы эволюции человека.

Оценка 4.6
pdf
01.03.2024
Технологическая карта и конспект урока в 9 классе. Этапы эволюции человека.
9 класс. Этапы эволюции человека.pdf

Тема: Этапы эволюции человека

Макарова Татьяна Владимировна, учитель биологии МБОУ «Лицей»  р. п. Земетчино Пензенской области

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 

Планируемые результаты для обучающихся (что надо знать и уметь после изучения темы)

Целеполагание для учителя

Знать основные этапы эволюции человека, их характерные черты;

Уметь распознавать на таблицах, рисунках исторические формы человека, черты совершенствования человека, доказывать роль социальных факторов в эволюции человека.

Образовательные – создать условия для усвоения знаний об этапах антропогенеза; Развивающие – развивать познавательный интерес; продолжить формирование основных приёмов мыслительной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, обобщения); развивать навыки работы в группе, способствовать развитию речи. 

Воспитательные – продолжить формирование научного мировоззрения.

Опорные знания:  

Антропогенез, положение человека в системе живой природы, признаки класса Млекопитающие, признаки отряда Приматы, черты сходства человека и животных, различие человека и животных, рудименты, атавизмы, особенности дриопитека и рамапитека. 

 

Новые понятия, термины, идеи: 

Австралопитековые – человек умелый Архантропы: питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек, человек прямоходящий (древнейшие люди)

Палеоантропы: человек неандертальский

(древние люди)

Новые люди: кроманьонец, современный человек. Их хронологический возраст, места находок, особенности строения.

Домашнее задание: § 46-47; дополнительное задание (по желанию) - эссе «Какие взгляды на происхождение человека мне близки?»

 

Этапы урока

Деятельность  учителя

Деятельность  учащихся

Дидактическое обеспечение

1.Вводно-мотивационный

Подготовка учащихся к усвоению нового материала. Создание проблемной ситуации.

Формулирование проблемы. Обсуждение способов решения проблемы.

Видеоролик «Происхождение человека. Антропогенез», презентация, карточки с заданиями  для групповой работы, рисунки, таблицы по общей биологии, листы самооценки.

2.Операционно-познавательнй

Организация работы учащихся по изучению нового материала. 

Организация закрепления и первич-

Изучение нового материала в ходе самостоятельной работы в группах.

Первичная проверка усвоения знаний. Первичное             закрепление знаний.

 

ного контроля усвоения нового материала.

Контроль и самопроверка знаний. 

 

 

3.Рефлексивно-оценочный

Подведение итогов урока. Информирование о домашнем задании.

Высказывают своё мнение о своей работе на уроке,  об отношении к изучаемой группе животных. Знакомятся с домашним заданием. 

Класс предварительно делится на группы.

 

Слайд 1. Тема урока.

Ход урока

1. Вводно-мотивационный этап.

Просмотр фрагмента видеоролика ««Происхождение человека. Антропогенез». (2 минуты).

-  Как называется процесс, показанный в видеоролике? (эволюция).

-  Давайте вспомним, что мы знаем о процессе эволюции. Если вы считаете, что утверждение об эволюции верно, то поднимаете карточку со словом «да», при неверном утверждении карточку со словом «нет». (1,5 – 2 минуты, слайды 2-3) 

 

1.      Наследственность и естественный отбор — это движущие силы эволюции. (ДА)

2.      Результатами эволюции считаются изоляция, борьба за существование и возникновение мутаций. (НЕТ)

3.      Сокращение численности вида уссурийского тигра — пример его развития по пути идиоадаптации. (НЕТ)

4.      Расширение ареала вида одуванчика лекарственного, увеличение его численности

— свидетельства его развития по пути биологического прогресса. (ДА)

5.      Наследственная изменчивость служит материалом для естественного отбора. (ДА)

6.      Наследственная изменчивость способствует сохранению в популяции наиболее приспособленных особей. (НЕТ)

7.      Естественному отбору подвергаются живые системы на популяционном уровне жизни. (ДА)

8.      Естественному отбору подвергаются только эукариотические организмы. (НЕТ)

9.      Результатами эволюции можно считать разнообразие организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды. (ДА)

10.  Потомству передаются признаки, приобретенные организмом в течение жизни. (НЕТ)

11.  Теорию эволюции можно применять не только к животным, но и к людям. (ДА) (слайд 4)

-  Прокомментируйте последнее утверждение. Почему вы так считаете? (Теория эволюции применима ко всем живым организмам: растениям, бактериям, грибам и животным. Человек является живым организмом и относится к царству Животные. Поэтому теорию эволюции можно применять и к человеку.)

-  Какое положение занимает человек в системе живой природы? (Слайд № 5 - 6 систематическое положение человека)

-  Как называется процесс исторического развития вида Человек разумный и наука, изучающая процесс становления и развития человека как биологического вида? (антропогенез, антропология)

2.Операционно-познавательный этап. Просмотр презентации (3 мин) 

-Скажите, полно ли представлена информация в презентации? Какие дополнения нужно внести в неё по вашему мнению? 

Задание: Каждой группе предоставлена таблица, в которой необходимо охарактеризовать определенную стадию. Заполните свою строку в таблице, а при обсуждении заполните всю таблицу.

1  группа – предшественники человека (австралопитек), первые люди (человек умелый)

2  группа – древнейшие люди (архантропы: питекантроп и синантроп)

3  группа – древние люди (неандерталец)

4  группа – люди современного типа (кроманьонец)

Учащиеся работают в группах, разделив обязанности по поиску, систематизации и изложению материала. Заполняют в таблице необходимые графы, пользуясь учебником и дополнительной литературой. По истечении 12 минут группа рассказывает о той стадии, которая ей досталась, при этом остальные ученики фиксируют данные в таблицу. В ходе доклада учащиеся опираются на презентацию, подготовленную учителем.

Работа в группах. (12 минут)

Физкультминутка (2 мин) 

Ходьба на месте

Перед началом этого упражнения можно упомянуть о том, что в отличие от животных человек передвигался на двух задних конечностях, то есть ходил.

Упражнение для позвоночника и плеч

Древнейший человек ходил сутулясь, а человек разумный — выпрямившись.

Ребята продолжают ходьбу на месте, сгибаясь и выпрямляясь.

Упражнение для кисти рук — «Сбор плодов»

Одним из первых занятий древних людей было собирательство. Собирая плоды или ягоды с верхних ветвей, человек подтягивался и руками срывал плоды.

Упражнение для шейного отдела позвоночника — «Человек на охоте».

Повороты головы.

Выступления групп. Работа с таблицей. (3 мин для каждой группы)

Предок человека

Исторический возраст

Место обнаружения

Объём мозга

Особенности черепа

Орудия труда

Речь

Австралопитек 

4-1 млн.лет

Африка

530 см³

Слабое развитие челюстей, отсутствие крупных выступающих клыков, костяной

 

Отсутствовала

 

 

 

 

стреловидный гребень

 

 

Человек умелый 

2,6-1,5 млн.лет

Африка

650-800 см3

Выпуклость внутри тонкостенного черепа, немассивные челюсти

Из гальки

Отсутствовала

Человек прямоходящий А) питекантропы Б) синантропы В) гейдельбергский человек

1,6 млн 200 тыс.лет

 

О. Ява

Китай

900-

1220 см3

Развит сплошной толстый надглазничный валик, низкий лоб, отсутствовал подбородочный выступ

Из камня 

Зачаточная

Неандертальцы 

200-28 тыс.лет

Германия

1200-

1400 см3

Сильно развит надглазничный валик, приплюснутый сверху затылок, слабо развитый подбородочный выступ

Кремниевые и костяные орудия

Зачаточная 

Кроманьонцы 

50 тыс.лет

Франция,

Китай, Чехия, Аф-

рика, РФ

(Воронеж,

Владимир)

1350-

1600 см3

Высокий лоб, затылок округлый, лоб прямой, малая высота лица, подбородочный выступ, иногда выражены надбровные дуги

Орудия из камня, кости и рога – резцы, скребки, свёрла, иглы, наконечники для дротиков, стрел и копий

Членораздельная 

Обсуждение заполнения таблицы (2 мин)

3.Рефлексивно-оценочный этап (5 мин)

Учитель: Ребята давайте подведем итог и ответим на вопрос: как изменялся человек в процессе эволюции? 

 

1.      Возникновение прямохождения

2.      Освобождение руки для труда

3.      Связанные с прямохождением и трудовой деятельностью    изменения скелета

4.      Прогрессивное развитие головного мозга

5.      Совершенствование звуковой сигнализации (возникновение членораздельной речи)

6.      Сплочение членов общества

Оцените свою работу на уроке, заполнив таблицу «Сотрудничество»

Внимательно прочитайте приведенные ниже утверждения и отметь знаком V, насколько вы согласны с данным утверждением.

Утверждение

Абсолютно

согласен

 

Согласен

 

Частично

согласен

 

Не согласен

 

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий группы

 

 

 

 

Я внимательно выслушиваю то, что говорят члены моей группы

 

 

 

 

Если я не согласен с чем-то, я не спорю, а предлагаю другое решение

 

 

 

 

Я помогаю участникам группы, когда они нуждаются во мне

 

 

 

 

Я с уважением отношусь к мнению участников группы, даже если я не согласен с ними

 

 

 

 

Когда мы сталкиваемся с проблемами, я стараюсь искать выход, а не предлагаю прекратить работу

 

 

 

 

Я стараюсь услышать прежде всего то, что участник группы хочет предложить, а не ищу ошибки в его или ее высказывании

 

 

 

 

 Подведение итогов урока, оценивание работы групп учителем. Домашнее задание. 

(3 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1. Задания для работы в группах.

1-я группа

Для выполнения заданий вам потребуется материал учебника и дополнительные материалы, выданные учителем.

1.      Найдите сведения об историческом возрасте австралопитеков и человека умелого.

2.      Где были обнаружены останки австралопитека и человека умелого?

3.      Каков объём головного мозга австралопитека и человека умелого?

4.      Укажите особенности строения черепа австралопитека и человека умелого.

5.      Пользовались ли австралопитеки и человек умелый орудиями труда, огнём?

6.      Умели ли австралопитеки и человек умелый строить жилище? Если не умели, то где они укрывались от непогоды?

7.      Была ли развита членораздельная речь у австралопитека и человека умелого?

8.      Подготовьте краткое сообщение об этом этапе эволюции человека.

Австралопитеки 

Австралопите́ки — род ископаемых высших приматов, кости которых впервые были обнаружены в пустыне Калахари (Южная Африка) в 1924 году, а затем в Восточной и Центральной Африке. Австралопитеки жили в плиоцене, примерно 4 млн. лет назад до менее миллиона лет назад.

По-видимому, эти существа были не более чем обезьянами, по-человечески перемещавшимися на двух ногах, хотя и сгорбленно. Возможно, под конец они умели пользоваться подручными камнями для раскалывания, к примеру, орехов, использовали палочки для извлечения термитов и дубинки для охоты. Насколько часто австралопитеки охотились — вопрос спорный, так как их ископаемые останки редко ассоциируют с останками убитых животных.

С человеком австралопитеков сближает слабое развитие челюстей, отсутствие крупных выступающих клыков, хватательная кисть с развитым большим пальцем, опорная стопа и строение таза, приспособленное для прямохождения. Головной мозг относительно крупный (530 см³). Одним из основных характерных признаков для парантропов является костяной стреловидный гребень на черепе.

Человек умелый

Человек умелый, судя по найденным костным остаткам, обнаруженным в 1959 г. в Танзании, существовал более полумиллиона лет. Его лицо имело архаичную форму с надглазничными валиками, плоским носом и выступающими вперёд челюстями. Голова человека умелого стала более округлой формы, чем у австралопитеков; мозг также стал крупнее, хотя составлял всё ещё лишь половину мозга современного человека. Объём мозга человека умелого — 600—800 см³. Выпуклость внутри тонкостенного черепа говорит о наличии у них центра речи, но гортань, возможно, не была способна производить столько же звуков, сколько наша гортань. Челюсти были менее массивные, чем у австралопитека. Человек умелый, по-видимому, сознательно изготавливал орудия труда и охоты: первые ещё грубо обработанные каменные гальки неоднократно находили вместе с останками этого существа. Орудия, которые делал человек умелый, почти все были кварцевые, а кварц в местах стоянок этих людей не водился. Они приносили его с расстояния от 3 до 15 км. Однако в отличие от более поздних видов Homo, хабилисы не слишком бережно относились к изготовленным собой орудиям труда и, зачастую, после кратковременного использования попросту выбрасывали их. Кисть человека умелого уже можно назвать человеческой. Она обладала силовым захватом большей мощности. Ни у одной обезьяны таких способностей нет. 2-я группа

Для выполнения заданий вам потребуется материал учебника и дополнительные материалы, выданные учителем.

1.      Найдите сведения об историческом возрасте древнейших людей.

2.      Где были обнаружены их останки?

3.      Каков объём головного мозга архантропов?

4.      Укажите особенности строения черепа древнейших людей.

5.      Пользовались ли древнейшие люди орудиями труда, огнём?

6.      Умели ли они строить жилище? Если не умели, то где они укрывались от непогоды?

7.      Была ли развита членораздельная речь у древнейших людей?

8.      Подготовьте краткое сообщение об этом этапе эволюции человека.

Человек прямоходящий (питекантропы и синантропы)

Предполагается, что представители этого рода появились в Восточной Африке1,5 млн 200 тыс.лет назад.

Около 1.8 миллиона лет назад через территорию Ближнего Востока они широко распространились по Евразии вплоть до Китая. В Восточной Азии обитали два подвида: более примитивные яванские питекантропы из Индонезии и более прогрессивные синантропы из Китая. За европейским подвидом закрепилось название гейдельбергского человека. Обладали средним ростом (1,2—1,5 м), прямой походкой.

 Среди особенностей строения черепа можно выделить толстые стенки, низкая лобная кость, выступающие надглазничные валики, скошенный подбородок. Объём мозга достигал 900—1200 см³.  Питекантропы и синантропы активно изготавливали каменные орудия, использовали шкуры в качестве одежды, жили в пещерах, пользовались огнём и практиковали каннибализм; около 1,9 миллиона лет назад начали готовить пищу на огне. Считают, что у них были зачатки речи.

Эти люди изготовляли орудия не только из камня, но и из рога и кости. На стенах своих пещер они оставили рисунки, изображающие людей, животных, сцены охоты. Кроманьонцы мастерили различные украшения. У них появилось первое домашнее животное — собака.

Жили общинами по 20—100 человек и впервые в истории создали поселения. У кроманьонцев, как и у неандертальцев, жилищем были пещеры, шатры из шкур, в Восточной Европе строили землянки, а в Сибири — хижины из каменных плит. Обладали развитой членораздельной речью, строили жилища, одевались в одежды из шкур. Жили родовым обществом, приручили собаку.

 

3-я группа

Для выполнения заданий вам потребуется материал учебника и дополнительные материалы, выданные учителем.

1.      Найдите сведения об историческом возрасте древних людей.

2.      Где были обнаружены их останки?

3.      Каков объём головного мозга палеоантропов?

4.      Укажите особенности строения черепа древних людей.

5.      Пользовались ли древние люди орудиями труда, огнём?

6.      Умели ли они строить жилище? Если не умели, то где они укрывались от непогоды?

7.      Была ли развита членораздельная речь у древних людей?

8.      Подготовьте краткое сообщение об этом этапе эволюции человека.

Неандертальцы 

Неандертальцы жили 200—28 тысяч лет назад. Название происходит от находки черепа, выявленной в 1856 году в ущелье Неандерталь (Германия). Неандертальцы обладали средним ростом (около 165 см), массивным телосложением и большой головой необычной формы. По объёму черепной коробки они даже превосходили современных людей. Череп отличался массивной и утолщённой лицевой и мозговой частями. Их отличали мощные надбровные дуги, выступающий широкий нос и очень маленький подбородок. Объём головного мозга 1200-1600 см3. Шея короткая и как будто под тяжестью головы наклонена вперёд, руки короткие. Существуют предположения, что они могли быть рыжими и светлокожими.

Изготавливал орудия труда, которые поражают своим разнообразием: пилки, шильца, каменные ножи, остроконечники, скребки для шкур, топоры и др.

Кроме того, неандертальцы верили в загробную жизнь. Об этом говорит то, что они хоронили умерших – этого не делает больше ни одно живое существо, только мы и неандертальцы. Причём умершего не просто закапывали, а пытались о нём позаботиться: в могилу помещали орудия труда, еду и… цветы. Да, уже тогда существовал такой обычай – и первыми стали так делать неандертальцы.

Неандертальцы, скорее всего, представляли вымершую боковую ветвь генеалогического древа гоминид

Но существует и другой взгляд на неандертальцев их считают возможными предками современного человека в отдельных регионах, например, в Центральной Европе, или даже универсальным звеном в эволюции от человека прямоходящего (Homo erectus) к современному человеку разумному.

4-я группа

Для выполнения заданий вам потребуется материал учебника и дополнительные материалы, выданные учителем.

1.      Найдите сведения об историческом возрасте кроманьонцев.

2.      Где были обнаружены их останки?

3.      Каков объём головного мозга неоантропов?

4.      Укажите особенности строения черепа неоантропов.

5.      Пользовались ли они орудиями труда, огнём?

6.      Умели ли они строить жилище? Если не умели, то где они укрывались от непогоды?

7.      Была ли развита членораздельная речь у кроманьонцев?

8.      Подготовьте краткое сообщение об этом этапе эволюции человека.

Кроманьонцы 

Кроманьонцы — общее название ранних представителей современного человека, которые появились значительно позже неандертальцев и некоторое время сосуществовали с ними (40—30 тысяч лет назад). Название происходит от скального грота Кро-Маньон во Франции, где в 1868 году французский палеонтолог Луи Ларте обнаружил и описал несколько скелетов людей вместе с орудиями позднего палеолита. 

По внешнему облику и физическому развитию практически ничем не отличались от современного человека. Череп кроманьонцев в целом похож на череп современного человека: объём мозга в среднем 1300–1800 см3, череп высокий, затылок округлый, лоб прямой, малая высота лица, подбородочный выступ и др. Но есть и отличия: череп несколько массивнее, его продольные размеры, ширина глазниц и толщина костей больше, чем у современных европейцев, иногда выражены надбровные дуги.

Эти люди изготовляли орудия не только из камня, но и из рога и кости. На стенах своих пещер они оставили рисунки, изображающие людей, животных, сцены охоты. Кроманьонцы мастерили различные украшения. У них появилось первое домашнее животное — собака.

Жили общинами по 20—100 человек и впервые в истории создали поселения. У кроманьонцев, как и у неандертальцев, жилищем были пещеры, шатры из шкур, в Восточной Европе строили землянки, а в Сибири — хижины из каменных плит. Обладали развитой членораздельной речью, строили жилища, одевались в одежды из шкур. Жили родовым обществом, приручили собаку.

Приложение 2. Таблица.

Предок человека

Исторический возраст

Место обнаружения

Объём мозга

Особенности черепа

Орудия труда

Речь

Австралопитек 

 

 

 

 

 

 

Человек умелый 

 

 

 

 

 

 

Человек прямоходящий

А) питекантропы

Б) синантропы В) гейдельбергский человек

 

 

 

 

 

 

Неандертальцы 

 

 

 

 

 

 

Кроманьонцы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Этапы эволюции человека

Тема: Этапы эволюции человека

Вводно-мотивационный

Вводно-мотивационный

Наследственная изменчивость способствует сохранению в популяции наиболее приспособленных особей

Наследственная изменчивость способствует сохранению в популяции наиболее приспособленных особей

Работа в группах . (12 минут)

Работа в группах . (12 минут)

Неандертальцы 200-28 тыс

Неандертальцы 200-28 тыс

Я внимательно выслушиваю то, что говорят члены моей группы

Я внимательно выслушиваю то, что говорят члены моей группы

Для выполнения заданий вам потребуется материал учебника и дополнительные материалы, выданные учителем

Для выполнения заданий вам потребуется материал учебника и дополнительные материалы, выданные учителем

Они приносили его с расстояния от 3 до 15 км

Они приносили его с расстояния от 3 до 15 км

Для выполнения заданий вам потребуется материал учебника и дополнительные материалы, выданные учителем

Для выполнения заданий вам потребуется материал учебника и дополнительные материалы, выданные учителем

Найдите сведения об историческом возрасте кроманьонцев

Найдите сведения об историческом возрасте кроманьонцев

Человек прямоходящий А) питекантропы

Человек прямоходящий А) питекантропы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2024