Задания для проведения олимпиады среди четвероклассников
Оценка 4.8

Задания для проведения олимпиады среди четвероклассников

Оценка 4.8
pdf
29.06.2024
Задания для проведения олимпиады  среди четвероклассников
Задания для ученика Старт.pdf

Министерство образования Ставропольского края

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр для одаренных детей «Поиск»

 

Краевая комплексная олимпиада четвероклассников «Старт»

2023/2024 учебный год

Отборочный тур

Фамилия, имя_________________________________________

Результат _______________

ЗАДАНИЯ

Прочитайте предложенный текст.

Полководец-победитель

Александр Васильевич Суворов – великий русский полководец, основоположник русской военной теории. Он известен тем, что из 63 сражений, в которых участвовал, не проиграл ни одного, включая те, где силы противника значительно превосходили по численности русскую армию.

Александр Васильевич с раннего детства мечтал стать офицером. Правда, когда он был ребёнком, никто и подумать не мог, что он станет великим полководцем: таким он был слабым и болезненным. «Не с твоим здоровьем, Саша, в армию идти, – говорил отец сыну. – Там богатыри требуются, а ты? Слабенький, болеешь всё время. Не для тебя это». Слова отца огорчали Суворова. Но сила воли у маленького Саши была железная. Чтобы исполнить свою мечту, мальчик решил закаляться. Он вставал рано утром, обливался холодной водой, бегал, скакал на лошади, плавал в любую погоду. Вскоре он перестал болеть, стал крепким и сильным.

С крестьянскими ребятами ещё в возрасте четырёх лет любил будущий полководец разыгрывать известные военные сражения, например, Полтавский бой. У отца Александра, генерала Василия Ивановича Суворова, была огромная библиотека. Там восьмилетний Саша проводил целые дни. Читал о войнах, битвах, полководцах. Да вот только отец был против того, чтобы сын стал военным. Однажды к ним в гости приехал приятель отца, генерал Абрам Петрович Ганнибал (это был дедушка Александра Сергеевича Пушкина). Поговорив с Сашей Суворовым, Ганнибал посоветовал отцу не препятствовать увлечению сына и отдать его в Семёновский полк.

В 1744 году пятнадцатилетний Александр был зачислен в Семёновский лейбгвардии полк простым солдатом и 9 лет прослужил рядовым. Он жил, как все солдаты: ел простую пищу, спал на соломе, ходил в караулы и стоял на часах в любую погоду. В тридцать два года Александр Суворов стал полковником, потом генералом. Вся жизнь его была в боях и походах. В «науке побеждать» ему не было равных. 

Суворов знал: главный человек на войне – солдат, и сам себя так с гордостью называл. «Солдат для Отечества превыше всего», – часто говорил он. Александр Васильевич всегда следил, чтобы у бойцов было достаточно провианта, чтобы они были хорошо одеты и обуты. Почти всех своих ветеранов он знал по имени и всегда использовал любую возможность, чтобы лично к ним обратиться и подбодрить, вспоминая заслуги каждого во время прошлых военных кампаний. Иногда он тайно переодевался в мундир гренадёра и проникал в солдатскую среду, чтобы лучше узнать жизнь солдат, их мнение о военачальниках.

В мирное время Суворов не изматывал солдат строевой службой, а стремился научить их военному мастерству, закалить и подготовить к тяжёлым условиям войны. «Воевать не числом, а умением» – один из главных суворовских принципов. Постепенно он вырабатывал у солдат «дух победителей», заставляя их поверить в то, во что верил сам: неважно, какой численности перед тобой враг и какие у него укрепления, если ты прекрасно подготовлен и отработал свои действия до автоматизма, то обязательно победишь. В военное время Суворов первым поднимался в атаку, показывая своим солдатам пример, как надо воевать. Александр Васильевич никогда в жизни не терял присутствия духа. Это позволяло ему даже в самые тяжелые минуты правильно оценивать ситуацию и безошибочно находить самое верное, а порой единственное решение.

Много побед одержал Суворов. Он выигрывал сражения в Польше, во Франции, в Турции, Пруссии. Переход Суворова через Альпы стал уникальным в истории. 

В сентябре 1799 года русские войска совершили героический переход через горный перевал в Швейцарии. В Альпах уже началась настоящая зима. Горные тропы исчезли под толстым слоем снега, бесконечные метели не позволяли ничего видеть дальше вытянутой руки. Препятствием на пути войск Суворова стал мост, центральную часть которого разобрали французы, сделав проход невозможным. Тогда русские солдаты разобрали стоящий неподалёку сарай на брёвна, и, связав их между собой офицерскими шарфами, перебросили через пролом. Ни погодные условия, ни козни врагов не помешали войску под командованием Суворова оттеснить неприятеля. Русский штык прорвался сквозь Альпы! За эту кампанию Суворов был удостоен звания генералиссимуса. Император Павел написал Суворову такие слова: «Александр Васильевич! Один Бог может наградить Вас за то, что Вы сделали! Нет земных наград, достойных вашей храбрости и искусства».

Однако Александр Васильевич Суворов известен не только своими достижениями на поле боя. Он прославился и как инженер. Прибыв на Кубань в 1778 году, чтобы защитить южные рубежи Российской империи, он начал строительство укреплений Кубанской оборонительной линии от Чёрного моря до Ставрополя. Слава Суворова в регионе была так велика, что старожилы приписывали ему строительство Ставропольской крепости. Но это лишь вымыслы.

Суворов дважды бывал в Ставропольской крепости. Первый раз – в марте 1778 года. Являясь командующим Кубанским корпусом, Суворов мог грамотно контролировать уже возведённые военные объекты, поэтому его ждали в Ставропольской крепости. Легенда гласит, что прибыл Суворов не с парадного входа, а с чёрного. Переодетый в солдатский мундир, он потребовал часового пропустить его в крепость. Солдат отказал ему, потребовав предъявить документы. Впоследствии часовой получил личную благодарность полководца за проявленную бдительность. Вторично Суворов посетил Ставрополь в феврале 1779 года.

Всего пять лет Суворов провёл на юге России. Но как много он успел и насколько глубоко врезался в народную память! Например, станицу Карантинную, по просьбе хопёрских казаков, в 1835 году переименовали в Суворовскую «в память о пребывании сего полководца на Кавказе».

В 1976 году, в канун празднования 200-летия Ставрополя, на Крепостной горе установили памятник А.В. Суворову. Одна из улиц в центре города также носит имя Суворова. А в 2018 году в рамках проекта «Великие имена России», по итогам народного голосования, аэропорту города Ставрополя было присвоено имя Александра Васильевича Суворова.

Выполните задания, составленные на основе прочитанного текста.

I.  ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Задания с выбором ответа 

1.   Подберите наиболее подходящий современный синоним для слова «полководец», которое использовано в названии текста.

1)                    Воевода.     3) Руководитель.

2)                    Военачальник.     4) Предводитель.

Укажите номер верного ответа:

 

2.   Выберите наиболее точное значение словосочетания «ходить в караулы».

1)                    Нести дежурство по охране и обороне какого-нибудь объекта.

2)                    Отдавать честь ружьём.

3)                    Ходить в то место, где можно звать на помощь.

4)                    Служить в составе охранного отряда.

Укажите номер верного ответа:

 

3.   Выберите наиболее точное значение заимствованного слова «провиант» (пятый абзац).

1)                    Одежда.      3) Свободное время.

2)                    Оружие.     4) Продукты питания.

Укажите номер верного ответа:

 

4.   Соотнесите слово с его лексическим значением. 

1. Ветеран

А) Солдат или офицер отборных (по высокому росту) пехотных или кавалерийских частей.

2. Гренадёр

Б) Военный поход, действия армии за время одной войны.

3. Кампания

В) Военная или гражданская форменная (обычно парадная) одежда для верхней части тела.

4. Мундир

Г) Заслуженный, опытный престарелый воин.

1)                    1А, 2Г, 3Б, 4В;     3) 1Г, 2А, 3Б, 4В; 2) 1Г, 2В, 3Б, 4А;          4) 1Г, 2А, 3В, 4Б.

Укажите номер верного ответа:

 

5.   Определите, в каком варианте есть ошибка(и) в фонетическом разборе слова.

1)                    ВОЕННОЙ – 7 букв, 7 звуков, 3 гласных, 2 мягких согласных, 2 твёрдых согласных;

2)                    ПРЕПЯТСТВОВАТЬ – 14 букв, 12 звуков, 4 гласных, 3 мягких согласных, 5 твёрдых согласных;

3)                    КРЕСТЬЯНСКИМИ – 13 букв, 13 звуков, 5 гласных, 5 мягких согласных, 4 твёрдых согласных;

4)                    ТРИДЦАТЬ – 8 букв, 6 звуков, 2 гласных, 2 мягких согласных, 2 твёрдых согласных. Укажите номер верного ответа:

 

6.   Укажите вариант ответа, в котором лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в предложении Слава Суворова в регионе была так велика, что СТАРОЖИЛЫ приписывали ему строительство Ставропольской крепости.   

1)                    Старые жилы.      3) Люди, которые жили и стали старыми.

2)                    Старые жители.   4) Люди, много лет живущие в одном месте.

Укажите номер верного ответа:

 

7.   Даны слова:

А) пролом, Б) шарфы,    В) закалить,    Г) козни,     Д) велика. Выберите и запишите вариант ответа, в котором указаны все слова с ударением на последнем слоге.

1)                    А, В, Д;       2) А, Б, В, Г;        3) А, Б, В, Д;        4) А, Б, В.

Укажите номер верного ответа:

 

8.   Соотнесите слово и часть речи.

1. Четырёх

А) имя прилагательное

2. Пятнадцатилетний

Б) имя числительное 

3. Во время

В) имя существительное

4. Численность

Г) предлог

1)                    1Б, 2А, 3Г, 4В;     3)  1В, 2Б, 3А, 4Г; 2)  1Б, 2А, 3В, 4Г;        4)  1Б, 2В, 3Г, 4А.

Укажите номер верного ответа:

 

9.   Сколько определений в предложении В мирное время Суворов не изматывал солдат строевой службой, а стремился научить их военному мастерству, закалить и подготовить к тяжёлым условиям? Выберите и запишите номер правильного ответа.

1)                    Шесть;        2) пять;       3) четыре;   4) три.

Укажите номер верного ответа:

 

10.            Укажите, каким словом можно заменить фразеологизм ПРИСУТСТВИЕ ДУХА в предложении из шестого абзаца Александр Васильевич никогда в жизни не терял присутствия духа.

1)                    Характера; 2) самообладания;        3) жизнелюбия;   4) вдохновения.

Укажите номер верного ответа:

 

                                                                                                                             Результат 

 

Задания с кратким ответом               

11.   Из второго абзаца выпишите глагол первого спряжения, который стоит в форме 2 лица единственного числа настоящего времени. 

Ответ:_____________________________________________________________

12.   Из данного предложения выпишите грамматическую основу.

Это позволяло ему даже в самые тяжёлые минуты правильно оценивать ситуацию и безошибочно находить самое верное, а порой единственное решение.

Ответ:_____________________________________________________________ 

13.   Из предложения Тогда русские солдаты разобрали стоящий неподалёку сарай на брёвна, и, связав их между собой офицерскими шарфами, перебросили через пролом выпишите слово(а), состоящее(ие) из приставки, корня, двух суффиксов и окончания. Ответ:_____________________________________________________________ 

 

Результат 

 

Задание в виде текста на вставку 

14. Озаглавьте текст. В первом и во втором абзацах вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Исправьте орфографические ошибки в последнем абзаце.

____________________________________________________

(название)

Свой взгля_ на в_енное искусство Суворов изложил в книг_  Наука поб_ждать . Главным в в_енном искусстве, по Суворову, были «глазомер  быстрота и натиск»  Под глазомером он понимал умение оц_нить обст_новку  пр_никнуть в планы пр_тивника и найти его слабые м_ста, куда и следовало бить быстро и не_жиданно для врага 

Суворов __итал, что войска д_лжны быть прекрас_но выучены, работа с_лдата в мирное время должна быть такова, чтобы война для него была отдыхом. «Т_жело в учени_ – ле_ко на поход_! – не раз повторял он. Упорство в б_ю – «натиск» – может демонстрировать только обученная армия.

Александр Васильевич был уверен в том, что огромное значение для победы имеет духовная сила солдат, их привычки и отточенные движения. «Люди на войне делают не то, что нужно, а то, чему их учили» – этот принцип маршала Саксонского взял на вооружение великий русский полководец. Суворов создал систему воспитания и образования войск, поражающую логической выдержкой и художественной законченностью. «Всякий воин должен понимать свой манёвр!» – говорил он, чтобы военачальники поясняли солдатам не только куда идти, но и зачем.

Суворов не признавал шаблонов. «Начальник на войне, - писал он, - не должен ничем себя связывать, а поступать соответственно обстоятельствам и всегда быстро». Он признавал только наступательную стратегию и тактику. Это отличало Александра Васильевича от предшественников, которые нападали первыми на противника, только имея численное преимущество.

Правела ваенной ноуки суворов излагал порой образными пагаворками. На пример,

«бей не чеслом, а уменеем» или о преимуществе штыковой атаки: «пуля – дура, штык – маладец». Суворов щитал, што салдата нада ни толька абучать, но и васпитывать в патриотическом духе. Выросший среди громких росийских побед, Александр Васильевич имел все аснования гардиться своей Роденой. «Природа произвела Россию только одну, она соперниц не имеет, – говорил он. – Мы русские, всё одолеем!».

Результат

 

II.   ЗАДАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

Задания с выбором ответа 

1.                 Используя информацию из текста, определите, во сколько лет получил Александр Васильевич Суворов звание генералиссимуса.

1)   55;           2) 67;          3) 70;          4) 78.

Укажите номер верного ответа:

 

2.                 Найдите в тексте ответ на вопрос: «В каком году Суворов впервые побывал в Ставрополе?». Сколько нечётных чисел можно составить из цифр найденного числа, если каждую цифру можно использовать ровно один раз?

1)   4;  2) 6;   3) 8;   4) 10.

Укажите номер верного ответа:

 

3.                 Переход русских войск под командованием А.В. Суворова через Альпы длился с 10 по 27 сентября 1799 года. За этот период число снежных дней в 2 раза превосходило число дней без снега. Сколько снежных дней было в указанный период? 

1)   17; 2) 12;          3) 9;   4) 6.

Укажите номер верного ответа:

 

4.                 Рота из 178 солдат выстроилась в ряд. Суворов попросил их рассчитаться на первыйвторой-третий. Первый солдат сказал: «Первый!»; второй сказал: «Второй!»; третий сказал: «Третий!»; четвёртый сказал: «Первый!»; пятый сказал: «Второй!»  – и так далее. Сколько солдат сказали: «Первый»?

1)   57; 2) 58;          3) 59;          4) 60.

Укажите номер верного ответа:

 

5.                 В одном из сражений Александр Васильевич отправил в тыл врага группу разведчиков, которая двигалась со скоростью 40 км в день. На следующий день вслед ей послал вторую группу, которая проходила по 45 км в день. Через сколько дней после своего выхода вторая группа догнала первую?

1)   7;   2) 8;  3) 9;   4) 10.

Укажите номер верного ответа:

 

 

 

                                                                                      Результат

  

Задания с кратким ответом

6.                 Однажды Суворов встретился с группой ветеранов. При встрече все мужчины пожали друг другу руки. Сколько ветеранов встретилось с Александром Васильевичем, если всего было сделано 10 рукопожатий?

Ответ:_____________________________________________________________ 

7.                 Вечером после победы у Рымника Суворов шёл по русскому лагерю. Смотрит: у одной из палаток собрались офицеры, шумят, спорят, кто первым ворвался в турецкий лагерь. Остановился Суворов, прислушался.

   Я первым ворвался, – говорит поручик Синицкий.

   Нет, я, – уверяет капитан Мордюков.

   Первым был Синицкий, – доказывает граф Калачинский.

Спорят офицеры, не уступают друг другу. Кто из них прав, если известно, что два офицера солгали, а один сказал правду?

Ответ:_____________________________________________________________ 

8. Картина «Переход Суворова через Альпы», написанная в 1899 году, – одна из знаменитых работ Василия Ивановича Сурикова. Размер полотна: 495 см × 373 см. Периметр картины в рамке равен 17 м 92 см. Какова ширина рамки?

Ответ:_____________________________________________________________ 

Результат

 

Задания с развёрнутым ответом 

9.                 Обливаться по утрам холодной водой Александр Васильевич продолжал до глубокой старости. Однажды он зачерпнул в колодце 15 литров воды в два ведра. Пока Суворов шёл к дому, пролил 2 литра воды из первого ведра и 5 литров из второго ведра. Зато воды в вёдрах стало поровну. Сколько литров воды было в каждом ведре первоначально?   Решение: 

 

Ответ:_____________________________________________________________ 

10.            Суворов не боялся никакой работы. Он мог сам напилить дров. Взял Александр Васильевич несколько брёвен, сделал 8 распилов и получил 13 чурбачков. Сколько брёвен распилил Суворов? 

 

Министерство образования Ставропольского края

Министерство образования Ставропольского края

В тридцать два года Александр

В тридцать два года Александр

Суворов дважды бывал в Ставропольской крепости

Суворов дважды бывал в Ставропольской крепости

Ветеран А) Солдат или офицер отборных (по высокому росту) пехотных или кавалерийских частей

Ветеран А) Солдат или офицер отборных (по высокому росту) пехотных или кавалерийских частей

Численность Г) предлог 1) 1Б, 2А, 3Г, 4В; 3) 1В, 2Б, 3А, 4Г; 2) 1Б, 2А, 3В, 4Г; 4) 1Б, 2В, 3Г, 4А

Численность Г) предлог 1) 1Б, 2А, 3Г, 4В; 3) 1В, 2Б, 3А, 4Г; 2) 1Б, 2А, 3В, 4Г; 4) 1Б, 2В, 3Г, 4А

Задание в виде текста на вставку 14

Задание в виде текста на вставку 14

I. ЗАДАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

I. ЗАДАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

Результат Задания с кратким ответом 6

Результат Задания с кратким ответом 6

Ответ: _____________________________________________________________ 9

Ответ: _____________________________________________________________ 9
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.06.2024