Технологическая карта к уроку физики в 8 классе по теме : "Влажность воздуха"

  • docx
  • 13.08.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала технологическая карта урока 8 класс.docx

Урок физики в 8-м классе по теме «Влажность воздуха».

 Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель урока:

·        Изучить понятие влажности воздуха

·        Выяснить способы определения влажности

·        Ознакомиться с приборами, определяющими влажность воздуха

·        Выяснить, для чего человеку нужно знать влажность воздуха

·        Проверить и закрепить полученные знания

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Познавательные УУД: уметь выявлять причинно-следственные связи, формировать умение анализировать факты, выявлять главное, понимать принцип действия физических приборов.

Коммуникативные УУД: умение работать в группе, умение выслушать чужое мнение, умение отстаивать свою точку зрения

Регулятивные УУД: целеполагание, смыслообразование, оценка качества и уровня усвоения материала урока, оценка результатов работы.

Личностные УУД: формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к предмету, расширение кругозора, эрудиции, развитие внимания, памяти, речи, логического мышления.

Основные понятия: абсолютная влажность, относительная влажность, точка росы, насыщенный и ненасыщенный водяной пар, гигрометр, психрометр.

Межпредметные связи: формирование вычислительных навыков, умение работать с таблицами, здоровье человека.

 

 

Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

ФОУД

Формирование УУД

1 этап

организационный

На предыдущих уроках мы изучали понятия «насыщенный и ненасыщенный водяной пар». Давайте вспомним основные отличия между этими понятиями.

 

 

2 этап

Актуализация знаний

Слайд 1

Перед вами таблица и высказывания, которые нужно соотнести в нужные графы таблицы. Приступаем к работе.

Ф

Работают в тетрадях, заполняют таблицу.

Регулятивные:

Соотносят то, что уже известно, то что уже изучали ранее

Слайд 2

Давайте проверим, что у нас получилось.

Ф

Проверяют свои работы

Регулятивные:

Контроль и  коррекция

промежуточного результата

3 этап

Определение потребностей и мотивов

1)    Побуждающий диалог

Вспомните, что такое масса вещества в 1 м3?                    ( Плотность вещества)

Если пар ненасыщенный, то воздух содержит небольшое количество водяного пара и его можно назвать сухим. А если пар насыщенный, то его в 1 м3 воздуха много, и воздух можно назвать влажным.

Итак, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Какие цели и задачи мы должны решить?

2)    Формулирование темы и целей урока.

Ф

В ходе побуждающего диалога учащиеся делают вывод, что речь на уроке пойдет о влажности воздуха и цель урока: научиться определять влажность воздуха

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи

Личностные:

Потребность научиться на уроке определять влажность воздуха.

4 этап

Изучение новых знаний и способов деятельности

Слайд 3

Слайд 4

Фронтальная письменная работа.

Нужно решить задачу:

В комнате объемом 25 м3 содержится 0,3 кг водяного пара. Найдите абсолютную влажность воздуха в комнате.

В каких единицах она измеряется? По какой формуле мы будем ее вычислять?

Ф

Решают задачу, выводят формулу

ρ= m (г) /V

[ρ]=[г/м3]

Регулятивные:

Соотнесение уже известного и нового

Коммуникативные:

Формулирование выводов, построение высказываний в устной форме

Познавательные:

Узнавание нового понятия – абсолютная влажность

4 этап

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд5

 

 

 

Слайд 6

Диалог учителя с учениками:

ρ = 12 г/м3. Что вы можете сказать, зная эту цифру? Сухой у нас воздух в комнате или влажный?

Т. е. знание ρ не дает нам информации о влажности воздуха.

Что не хватает нам для ответа на вопрос?

Нам не хватает знания о насыщенности водяного пара. Насыщен сейчас пар в комнате или нет? Если нет, то насколько он далек от насыщения? То есть надо знать плотность насыщенного пара в воздухе при этой же температуре.

Ответьте на вопрос: как вы назовете такой воздух?

А такой?

Значит, чтобы охарактеризовать воздух словами сухой или влажный надо знать ρпара и ρнасыщенного пара.

Ρнасыщенного пара будем обозначать ρ0.

Значения ρ0 берем из специальных таблиц. Обратите внимание, что для каждой температуры значение ρ0 определено свое.

Относительная влажность воздуха –φ – физическая величина, показывающая насколько водяной пар, содержащийся в воздухе, далек от насыщения. Относительную влажность принято выражать в %.

 ∙ 100%

Ф

Участвуют в диалоге.

Коммуникативные :

Умение точно выражать свои мысли при ответе на поставленный вопрос, умение слушать других

5 этап

Первичная проверка понимания изученного

Слайд 6

Фронтальная письменная работа

Класс делим на 3 группы ( по рядам)

Задание для групп: для температуры 200С определить относительную влажность воздуха.

1 группа: ρ=6,4 г/м3

2 группа: ρ=11,4 г/м3

3 группа: ρ=15,4 г/м3

Охарактеризовать состояние воздуха.

Г

Работают в группах, решают расчетную задачу. Получаем результаты:

1)    φ = 37%

2)    φ = 66%

3)    φ = 89%

1)    Воздух сухой

2)    Воздух средней влажности

3)    Воздух высокой влажности

Коммуникативные:

Умение работать в группе, слышать товарища

Регулятивные:

Контроль и коррекция промежуточного результата

Познавательные:

Анализ полученных результатов и вывод

5 этап

Слайд 6

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7,6

Учитель: обратите внимание, что ρ0 с понижением температуры уменьшается.

Решите ту же задачу, которая у вас была, но теперь у вас будут другие температуры:

1 группа: t = 4 0С

2 группа: t = 13 0С

3 группа: t = 18 0С

Давайте сделаем вывод. Когда меняется влажность воздуха, если абсолютная влажность неизменна?

Ответ: Если изменить температуру.

Пользуясь таблицей, найдите точку росы. Каждая группа берет данные из первой задачи.

Г

Продолжают работать в группах. Получают результат φ = 100%.

Г

Получаем результат:

1)    4 0С

2)    130С

3)    180С

 

6 этап

Закрепление изученного

Слайд 8,9,10

 

Вашему вниманию предлагается тест.

Решаем, сверяем ответы, выставляем сами себе оценки.

Ф

Решают тест

Регулятивные:

Контроль , коррекция и оценка результата

7 этап

информация о домашнем задании

Дома  §19, подготовить рассказ о гигрометрах по картинкам. Информацию об этих приборах вы сейчас прослушаете.

 

 

8 этап

Обобщение и подведение итогов

Слайд 11,12,13

Опережающее задание

Рассказ об устройстве и принципе действия гигрометров

Ф

Слушают рассказ своих одноклассников

Коммуникативные:

Умение слушать, воспринимать информацию

Личностные:

Развитие памяти, воображения

9 этап

рефлексия

Давайте вспомним, какие цели и задачи мы перед собой ставили? Поднимите руки те, кто считает, что он достиг этих целей. А кто не достиг? Дома будет великолепная возможность еще раз ознакомиться с данной темой. А заодно приготовьте короткое сообщение о том, зачем человеку необходимо знать значение влажности воздуха.

Ф

Анализируют свою работу на уроке

Регулятивные:

Оценка своего труда

Познавательные:

Что нового узнали на уроке

 

Литература:

1.Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват.учреждений/. – 6-е изд.,стереотип.- М.:Дрофа, 2011.-192 с.

2. Тесты по физике. 8 класс: / А.В. Чеботарева – 3-е изд.,стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.- 191с.