Урок физики в 8-м классе по теме «Влажность воздуха».
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель урока:
· Изучить понятие влажности воздуха
· Выяснить способы определения влажности
· Ознакомиться с приборами, определяющими влажность воздуха
· Выяснить, для чего человеку нужно знать влажность воздуха
· Проверить и закрепить полученные знания
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД: уметь выявлять причинно-следственные связи, формировать умение анализировать факты, выявлять главное, понимать принцип действия физических приборов.
Коммуникативные УУД: умение работать в группе, умение выслушать чужое мнение, умение отстаивать свою точку зрения
Регулятивные УУД: целеполагание, смыслообразование, оценка качества и уровня усвоения материала урока, оценка результатов работы.
Личностные УУД: формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к предмету, расширение кругозора, эрудиции, развитие внимания, памяти, речи, логического мышления.
Основные понятия: абсолютная влажность, относительная влажность, точка росы, насыщенный и ненасыщенный водяной пар, гигрометр, психрометр.
Межпредметные связи: формирование вычислительных навыков, умение работать с таблицами, здоровье человека.
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя. |
Деятельность обучающихся. ФОУД |
Формирование УУД |
1 этап организационный |
На предыдущих уроках мы изучали понятия «насыщенный и ненасыщенный водяной пар». Давайте вспомним основные отличия между этими понятиями. |
|
|
2 этап Актуализация знаний Слайд 1 |
Перед вами таблица и высказывания, которые нужно соотнести в нужные графы таблицы. Приступаем к работе. |
Ф Работают в тетрадях, заполняют таблицу. |
Регулятивные: Соотносят то, что уже известно, то что уже изучали ранее |
Слайд 2 |
Давайте проверим, что у нас получилось. |
Ф Проверяют свои работы |
Регулятивные: Контроль и коррекция промежуточного результата |
3 этап Определение потребностей и мотивов |
1) Побуждающий диалог Вспомните, что такое масса вещества в 1 м3? ( Плотность вещества) Если пар ненасыщенный, то воздух содержит небольшое количество водяного пара и его можно назвать сухим. А если пар насыщенный, то его в 1 м3 воздуха много, и воздух можно назвать влажным. Итак, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Какие цели и задачи мы должны решить? 2) Формулирование темы и целей урока. |
Ф В ходе побуждающего диалога учащиеся делают вывод, что речь на уроке пойдет о влажности воздуха и цель урока: научиться определять влажность воздуха |
Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи Личностные: Потребность научиться на уроке определять влажность воздуха. |
4 этап Изучение новых знаний и способов деятельности Слайд 3 Слайд 4 |
Фронтальная письменная работа. Нужно решить задачу: В комнате объемом 25 м3 содержится 0,3 кг водяного пара. Найдите абсолютную влажность воздуха в комнате. В каких единицах она измеряется? По какой формуле мы будем ее вычислять? |
Ф Решают задачу, выводят формулу ρ= m (г) /V [ρ]=[г/м3] |
Регулятивные: Соотнесение уже известного и нового Коммуникативные: Формулирование выводов, построение высказываний в устной форме Познавательные: Узнавание нового понятия – абсолютная влажность |
4 этап
Слайд5
Слайд 6 |
Диалог учителя с учениками: ρ = 12 г/м3. Что вы можете сказать, зная эту цифру? Сухой у нас воздух в комнате или влажный? Т. е. знание ρ не дает нам информации о влажности воздуха. Что не хватает нам для ответа на вопрос? Нам не хватает знания о насыщенности водяного пара. Насыщен сейчас пар в комнате или нет? Если нет, то насколько он далек от насыщения? То есть надо знать плотность насыщенного пара в воздухе при этой же температуре. Ответьте на вопрос: как вы назовете такой воздух? А такой? Значит, чтобы охарактеризовать воздух словами сухой или влажный надо знать ρпара и ρнасыщенного пара. Ρнасыщенного пара будем обозначать ρ0. Значения ρ0 берем из специальных таблиц. Обратите внимание, что для каждой температуры значение ρ0 определено свое. Относительная влажность воздуха –φ – физическая величина, показывающая насколько водяной пар, содержащийся в воздухе, далек от насыщения. Относительную влажность принято выражать в %.
|
Ф Участвуют в диалоге. |
Коммуникативные : Умение точно выражать свои мысли при ответе на поставленный вопрос, умение слушать других |
5 этап Первичная проверка понимания изученного Слайд 6 |
Фронтальная письменная работа Класс делим на 3 группы ( по рядам) Задание для групп: для температуры 200С определить относительную влажность воздуха. 1 группа: ρ=6,4 г/м3 2 группа: ρ=11,4 г/м3 3 группа: ρ=15,4 г/м3 Охарактеризовать состояние воздуха. |
Г Работают в группах, решают расчетную задачу. Получаем результаты: 1) φ = 37% 2) φ = 66% 3) φ = 89% 1) Воздух сухой 2) Воздух средней влажности 3) Воздух высокой влажности |
Коммуникативные: Умение работать в группе, слышать товарища Регулятивные: Контроль и коррекция промежуточного результата Познавательные: Анализ полученных результатов и вывод |
5 этап Слайд 6
Слайд 7,6 |
Учитель: обратите внимание, что ρ0 с понижением температуры уменьшается. Решите ту же задачу, которая у вас была, но теперь у вас будут другие температуры: 1 группа: t = 4 0С 2 группа: t = 13 0С 3 группа: t = 18 0С Давайте сделаем вывод. Когда меняется влажность воздуха, если абсолютная влажность неизменна? Ответ: Если изменить температуру. Пользуясь таблицей, найдите точку росы. Каждая группа берет данные из первой задачи. |
Г Продолжают работать в группах. Получают результат φ = 100%. Г Получаем результат: 1) 4 0С 2) 130С 3) 180С |
|
6 этап Закрепление изученного Слайд 8,9,10
|
Вашему вниманию предлагается тест. Решаем, сверяем ответы, выставляем сами себе оценки. |
Ф Решают тест |
Регулятивные: Контроль , коррекция и оценка результата |
7 этап информация о домашнем задании |
Дома §19, подготовить рассказ о гигрометрах по картинкам. Информацию об этих приборах вы сейчас прослушаете. |
|
|
8 этап Обобщение и подведение итогов Слайд 11,12,13 |
Опережающее задание Рассказ об устройстве и принципе действия гигрометров |
Ф Слушают рассказ своих одноклассников |
Коммуникативные: Умение слушать, воспринимать информацию Личностные: Развитие памяти, воображения |
9 этап рефлексия |
Давайте вспомним, какие цели и задачи мы перед собой ставили? Поднимите руки те, кто считает, что он достиг этих целей. А кто не достиг? Дома будет великолепная возможность еще раз ознакомиться с данной темой. А заодно приготовьте короткое сообщение о том, зачем человеку необходимо знать значение влажности воздуха. |
Ф Анализируют свою работу на уроке |
Регулятивные: Оценка своего труда Познавательные: Что нового узнали на уроке |
Литература:
1.Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват.учреждений/. – 6-е изд.,стереотип.- М.:Дрофа, 2011.-192 с.
2. Тесты по физике. 8 класс: / А.В. Чеботарева – 3-е изд.,стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.- 191с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.