Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация"
Оценка 4.9

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация"

Оценка 4.9
doc
28.06.2020
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация"
ТК_Открытый урок на конкурс_Синтаксиси и пунктуация. Обобщение_К юбилею Победы.doc

Тема: Обобщение изученного материала по теме «Синтаксис и пунктуация».

Оборудование:

Раздаточный материал, компьютер, проектор, презентация.

Ход урока:

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Цель: обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация» в связи с другими разделами русского языка.

Задачи:

1.                  Предметная: повторить основные понятия, изученные в разделе «Синтаксис и пунктуация»

2.                  Коммуникативная: развивать умение систематизировать изученный материал, умение сравнивать, проводить связь между другими языковыми понятиями. Развитие орфографической зоркости, логического мышления.

3.                  Личностная: воспитывать чувство любви к Родине, благодарность людям, отстоявшим мир, победившим врага, бережное отношение к людям, своей земле.

Планируемые результаты:

- личностные УУД:

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;

Следование в поведении моральным и этическим требованиям;

-регулятивные УУД:

Понимать и строить планируемые действия;

Проговаривать вслух последовательность производимых действий.

- коммуникативные УУД:

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;

Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

- познавательные УУД:

Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять.

Извлекать нужную информацию.

Здоровьесберегающие компоненты урока:

1) чередование видов учебной деятельности: письмо, ответы на вопросы, чтение, устная работа с текстом;

2) чередование видов преподавания: наглядный, словесный, практический;

3) наличие физкультурной паузы, направленной на снятие мышечной усталости.

 

 

№п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1.

Организационный этап

Психологический настрой на урок

 

Учитель (в военной форме):

-Равняйсь! Смирно!

-Разрешите представиться. Меня зовут Серебрякова Наталья Викторовна. И сегодня на уроке я буду вашим командиром, а вы будете солдатами. Согласны? Отлично! Нам с вами предстоит сегодня много сделать и многое узнать. Пусть этот урок будет для всех нас удачным и интересным! И пусть вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Улыбнитесь друг другу, мы  начинаем  урок!

(Слайд №1)

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку.

 

фронтальная

Л. положительно относятся к учению. П.: понимают

Листы обратной связи

2

 

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

 

 

- Ребята! Вспомните, какой раздел языкознания вы изучали на предыдущих уроках? (Синтаксис). (Если сразу не ответят, напомнить, что они изучали словосочетания, предложения).

- А что изучает синтаксис?  (грамматические связи слов, правила построения предложений). 

Какие языковые единицы? (словосочетания, предложения).

- Учитывая вышесказанное, попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Повторение и обобщение знаний о разделе «Синтаксис»,- о предложениях их видах, правильной постановке знаков препинания в предложениях).

– А с какой целью мы будем повторять и обобщать эти знания?  (Чтобы уметь применять полученные знания на практике, правильно определять грамматическую основу предложения, ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, с прямой речью).

Правильно. Урок поможет систематизировать знания по теме «Синтаксис и пунктуация» и применить их при выполнении различных заданий, которые я для вас подготовила.

А тему материала, с которым мы будем с вами работать, вы узнаете,  разгадав кроссворд и определев его ключевое слово.

 

 

 

               ПОГРАНИЧНИК

               ОФИЦЕР

         ПОБЕДИТЕЛЬ

 СНАЙПЕР

           РОДИНА

           ЗНАМЯ

1.Ночью, днём и на рассвете

Службу я несу в секрете.

Я границу стерегу,

Преграждая путь врагу.         (Пограничник)

 

2. Был вначале он курсантом,
В полк приехал лейтенантом,
Он обучен воевать,
Как его, скажи, назвать. (Офицер)

 

3.  Советский народ в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками стал кем? … (победителем) 

 

4.  Меткий стрелок. (Снайпер)

 (Или как вариант: На тренировках каждый день
                                       Попасть старается в мишень.

                                        Как называется стрелок,

                                         Что асом стать в итоге смог?)

5 Место то, где ты живёшь,

Где родился и растёшь.

Здесь твой дом, друзья, родня.

Как зовут то место? А? (Родина)

 

6. Я символ власти городской,
Со мной полки стремятся в бой,
Я в странах важный атрибут,
Меня, как око берегут.
Я в спорте тоже много значу,
Своим я приношу удачу,
Когда Россия побеждает,
Меня под купол поднимают. (Знамя)

 

- Какое слово у нас с вами получилось? (Победа)

 

 -Молодцы!

- Ребята, вы, наверное, обратили внимание на то, что я пришла к вам в военной форме. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

 

Итак, весь наш материал будет связан с одной важной датой. С какой? ((Юбилей Победы))

 

Кроме русского языка, мы будем с вами говорить на уроке о Великой Победе нашего народа в Великой Отечественной войне, 75-летие которой отмечается в текущем году. А значит, мы с вами не только повторим материал по нашей лингвистической теме, но и закрепим ваши знания об истории и героическом подвиге  советского народа.

У вас на партах лежат листы самооценки. Запишите в них свою фамилию и напротив строчки с заданием «кросворд» поставьте себе оценку за выполнение задания.  Критерии оценок у вас также лежат на столе.

Отложите листочки в сторонку.

Отвечают на вопросы, выполняют задание.

Фронтальная, групповая

П: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводыю. Осознают учебно-познавательную задачу. Р.: планируют необходимые действия, операции.

Л.: имеют мотивацию к учению,

си

Устные ответы. Заолнение листа самооценки

3

Объявление эпиграфа (Слайд 2)

 

А теперь посмотрите, пожалуйста, на доску и прочитайте эпиграф.  (Слайд №9)                                        

 Кто говорит, что на войне не страшно,

                                                                 Тот ничего не знает о войне.

                                                                                                Ю. Друнина.

– Как вы понимаете смысл этого эпиграфа?

 - Почти 79 лет назад сон советских людей был прерван громкими взрывами бомб и снарядов. Ранним утром 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.  (запись Левитана о начале войны)

Война … короткое, но очень страшное слово, которое несет кровь, смерть, разлуку, страх всем людям, разрушение мирной, налаженной жизни, планов, целей людей. Война – это очень страшно. Страшно, когда враг твою Родину, твой город, улицу, дом уничтожить, заставить тебя стать рабом, забыть твой язык, близких. Было очень трудно, страшно.

Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили.

Сегодняшний урок русского языка, сохранённого благодаря подвигу советских воинов, мы посвящаем Великой Победе.

Свой вклад в дело мира, в дело приближения победы вносил каждый советский человек, даже ребёнок. Внесем его и мы, превратясь сегодня на время в радистов, разведчиков,  шифровальщиков и снайперов. Итак, внимательно слушайте мои команды и четко выполняйте задания.

Читают эпиграф, делают выводы

 

 

Отвечают на вопрос

 

 

Индивидуальная, групповая

П.: читают и слушают, извлекают нужную информацию.

Р.:

К. формулируют собственные мысли, высказывают и обосновают свою точку зрения

Устные ответы

4

4.Актуализация  знаний.

 

Откройте тетради и запишите: Число. Классная работа. (Слайд №10)

Раз мы сегодня с вами говорим о Победе, я предлагаю вам вспомнить все, что у вас связано с этим словом. Запишите в тетрадь через запятую 3-5 слов, которые у вас ассоциируются с  Великой Победой. (ветеран, солдат, герой, орудие, Победа, 9 мая и т.д. ) Как вы их написали? Объясняте. (Объясняют правописание). Эти слова понадобятся для вашей будущей творческой работы.

После зачитывают свои слова.

 

Индивидуальная

 

 

 

 

 

5

1. Обобщение знаний по теме «Синтаксис»

Самостоятельная работа с проверкой по эталону  (тестирование)

А теперь я предлагаю вам выполнить ваше первое боевое  задание. (Слайд №11)

Для него вам нужно вспомнить все, что вы изучили на предыдущих уроках.

Военные должны быть внимательными и четко выполнять поставленные задачи. Как и снайперы, при его выполнении вы должны быть внимательны и точны.  

    У вас на партах лежат листочки с заданием. Вам нужно выбрать правильные ответы и внести их в соответствующую таблицу.  Даю на выполнение этого задания 3 минуты.

Тестирование.

1. Из чего состоит грамматическая основа предложения?

а) подлежащее и сказуемое;

б) определение:

в) сказуемое;

г) подлежащее.

2. Выберите второстепенные члены предложения:

а) дополнение;

б) подлежащее;

в) определение;

г) обстоятельство.

3. Найдите предложение с однородными членами предложения (знаки препинания не расставлены):

а) Мой прадедушка был солдат.

б) Моя прабабушка трудилась в тылу, она работала в поле. 

в) Мой прадед награжден орденами и медалями.

г) 9 мая мы отмечаем юбилей Великой Победы.

4.Какими бывают предложения по цели высказывания?

а) побудительными;        

б) повествовательными;

в) вопросительными;

г) восклицательными.

5. Найдите сложное предложение (знаки препинания не расставлены)

а) В День Победы мы поздравляем ветеранов Великой Отечественной войны с праздником.

б) Жди меня, и я вернусь…

в) Татищевский район дал Родине 10 Героев Советского Союза.  

г)  В День Победы ветеранам войны дарят цветы и открытки. (все выполнили правильно? комментировать)

Проверка по ключу: 1- а, 2- а, в, г. 3 – в. 4 – а, в, г. 5 – б (Слайд №12)

Оцените  свою работу с тестом  в листе самооценивания.

Отвечают на вопросы, выполняют задания

Индивидуальная , групповая

П: извлекают необходимую информацию , систематизируют собственные знания. Р: планируют  необходимые действия, операции, действуют по плану.

Л: осознают свои возможности в учении, способны рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с училием, трудолюбием.

Письменная работа.

Листы самооценивания

6

2.Конструирование предложения

 На партах у вас лежат конверты с донесением с фронта. Но, к сожалению, полностью текст солдату, его доставлявшему, сохранить не удалось. Лист был поврежден,  и слова «перепутались». Попробуйте восстановить текст из данных слов: Победа, трудна, но, страна, выстояла, родная. (работают в паре) (Слайд №13)

  Запишите предложение в тетрадь.

1. Выполните синтаксический разбор этого предложения 

2. Составьте схему предложения.  (Для проверки вызвать одного ученика к доске) (Слайд №14)

            Трудна победа, но родная страна выстояла.

(повеств., невоскл, сложное, 1-е предл, - нераспр, 2-е распр., сочинител. противит. союзом НО ).      (Слайд №15)

1

, но

2

    Поменяйтесь тетрадью с соседом и проверьте у него правильность выполнения задания.

Молодцы!

Занесите отметку о выполнении задания в свой  лист оценивания.

Работают с языковыми единицами. Отвечают на вопросы,делают выводы.

 

Работа в паре

 

 

П: читают и слушают, извлекают нужную информацию, самостоятельно выполняют задание.

Р. Осознают  правило контроля и успешно используют его в решении учебной  задачи

К.: формулируют свои мысли, высказывают свою точку зрения

Письменная работа. Устные ответы. Взаимопроверка

 

 

5.Физкультминутка

Молодцы! Вы хорошо поработали. Но военные должны быть еще и в хорошей физической форме. А для этого необходимы тренировки.

 

 Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой - раз, левой - раз,
Посмотрите все на нас.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!

Выполняют элементарные фмизические упражнения

Фронтальная

Л:  осознают необходимость заботы о здоровье

 

 

6.Применение знаний и умений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Словарная работа

Отправляясь на защиту своей Родины, солдаты очень долгое время находились вдали от своих родных и близких. Единственным средством связи с родными для солдат была почта. Именно почтальоны первыми на себя принимали человеческие переживания: делили с людьми и радости, и горе, были психологами и психотерапевтами,  радовались с теми, кто получил с фронта письма, делили горе с теми, кому пришла похоронка, поддерживали, кому не было писем. Недаром сейчас во многих городах поставлены памятники почтальону (Слайд 16).

Почта в годы войны играла очень важную роль, о которой говорится в песне «В путь».

(Просмотр видеофрагмента из кинофильма «Максим Перепелица», 1956 г. ) (Слайд 12).

Путь далек у нас с тобою,
Веселей солдат гляди.
Вьется, вьется
Знамя полковое,
Командиры – впереди.
Солдаты в путь, в путь, в путь.
А для тебя, родная,
Есть почта полевая.
Прощай: труба зовет.
Солдаты в поход

- Ребята, а кто из вас знает, что такое «полевая почта»?

Словарная работа. (Слайд18 ).

Полева́я по́чта — вид почтового обслуживания в воинских частях в мирное время, организованного вместо почтовой связи через обычные государственные почтовые ведомства. Разновидностью полевой почты является вое́нно-полева́я по́чта — почтовая связь, устанавливаемая в действующей армии в условиях ведения боевых действий.

Слушают объяснение учителя. Смотрят кинофрагмент.

Индивидуальная, групповая

П. извлекают информацию  из прослушанного объясненияния учителя.

Л.: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе

Коммуникативные.  Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают

 

Устные ответы

 

2. Работа в группах с текстом

У вас на столах лежат треугольнички. Именно такие приходили письма с фронта. Откройте их и прочитайте задания. (Слайд №19)

Работа в группах:

Шла война. Враги окружали деревню со всех сторон. Здесь служил юный барабанщик. На пост он встал ночью. Показались тени. Все бойцы крепко спали. Ударил барабанщик изо всех сил. Бойцы быстро вскочили, схватили оружие и отбили врага.

1 группа: Подчеркнуть грамматическую основу в предложениях 2,7.

2 группа: Найти и подчеркнуть нераспространенные предложения.

3  группа: Найти и подчеркнуть распространенные предложения.

4 группа: Подчеркнуть грамматическую основу в предложениях 1,3.

Оцените свою работу. Насколько верно вы выполнили задание? Поставьте соответствующую оценку в ваш лист оценки.

 

Работают с текстом. Выполняют задания. Делают выводы

Групповая

П.: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для  решения учебных задач операции анализа,  синтеза, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, , делают обобщения, выводы. Р.: работают по плану, оценивают свою работу.  К.: формулируют собственные мысли, обобщают и высказывают свою точку зрения.

Письменная работа. Листы обратной связи

 

3.Запись предложения с прямой речью

Во время Великой Отечественной войны важную работу проводили радисты, передающие и точно записывающие необходимые сведения.  А кто из вас ответит, как называется максимально точная, без изменений, передача чужой речи? (Прямая речь).

 Вам сейчас тоже предстоит побывать в роли радистов. Сейчас вы услышите фразу, которую произнес диктор Юрий Левитан в первый день войны. Вам нужно записать предложение с прямой речью. И правильно расставить в нем знаки препинания.

Слушают аудиозапись.  (Слайд №20) 

 

Записывают предложения, используя подсказки-заготовки: В обращении к советскому народу диктор Юрий Левитан произнес: «Наше дело правое! Победа будет за нами!». (Слайд №21) 

- Но чтобы враг не смог перехватить сообщение, его нам нужно «закодировать». И в этом нам помогут шифровальщики.

- Составьте схему своего  предложения. ( А: «П!» или «П!» - а.) (Слайд №22) 

- Оцените свою работу.

Слушают аудиозапись.  Составляют предложение.

Индивидуальная, групповая

П.: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для  решения учебных задач операции анализа,  синтеза, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, , делают обобщения, выводы. Р.: работают по плану, оценивают свою работу. Л.: осознают свои возможности в учении.

 

 

Творческая работа

Доп. материал (если останется  время)

1. Написать письмо-пожение или открытку ветерану Великой Отечественной войны (родственнику, знакомому, постороннему человеку) к юбилею Победы.

2. Составить словосочетания со следующими существительными:

Привал,пуля, бой, война, поступок,тишь, событие, день, ночь, госпиталь, звезда, салют, приказ,победа, время, пламя.

 (Слайд №23)

Составляют текст

Индивидуальная, групповая

 

 

 

 

 

Л. следование в поведении моральным и этическим требованиям, уважительное отношение к истории и подвигу своего народа. П.: К.

Листы обратной связи

7

 

Рефлексия учебной деятельности на уроке

 

Ребята! (Слайд №24)

- Какой теме был посвящен урок

- Был ли вам он полезен? , - Понравилось ли вам сегодня на уроке?

-Какое у вас сейчас настроение? Покажите его подходящим смайликом.

 

Заполните листы самооценки и поставьте себе отметку за урок. (Слайд №25)

вручаю звезды

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют листы самооценки

Индивидуальная, групповая

Р.: Оценивают свою работу. К.:Строят небольшие монологические высказывания

Листы обратной связи

8

Домашнее задание

Написать письмо-пожение или открытку ветерану Великой Отечественной войны (родственнику, знакомому, постороннему человеку) к юбилею Победы.

 

 

 

 

 

 

Победа     трудна    но     страна        выстояла    родная

Победа      трудна    но     страна        выстояла    родная

Победа      трудна    но     страна        выстояла    родная

Победа      трудна    но     страна      выстояла    родная

Победа      трудна    но     страна      выстояла    родная

Победа      трудна    но     страна       выстояла    родная

Победа      трудна    но     страна        выстояла    родная

Победа      трудна    но     страна        выстояла    родная

Победа      трудна    но     страна        выстояла    родная

Победа      трудна    но     страна        выстояла    родная

Победа      трудна    но     страна        выстояла    родная

Победа      трудна    но     страна        выстояла    родная

    ,      ,     ,      ,        ,         ,       ,          ,           ,        ,      ,          ,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кто говорит, что на войне не страшно,             
     Тот ничего не знает о войне.

                                                                                              Ю. Друнина

 

 

 

 

 

 

Шла война. Враги окружали деревню со всех сторон. Здесь служил юный барабанщик. На пост он встал ночью. Показались тени. Все бойцы крепко спали. Ударил барабанщик изо всех сил. Бойцы быстро вскочили, схватили оружие и отбили врага.

 

1 группа: Подчеркнуть грамматическую основу в предложениях 2,7.

 

 

Шла война. Враги окружали деревню со всех сторон. Здесь служил юный барабанщик. На пост он встал ночью. Показались тени. Все бойцы крепко спали. Ударил барабанщик изо всех сил. Бойцы быстро вскочили, схватили оружие и отбили врага.

 

2 группа: Найти и подчеркнуть нераспространенные предложения.

 

Шла война. Враги окружали деревню со всех сторон. Здесь служил юный барабанщик. На пост он встал ночью. Показались тени. Все бойцы крепко спали. Ударил барабанщик изо всех сил. Бойцы быстро вскочили, схватили оружие и отбили врага.

 

 

3  группа: Найти и подчеркнуть распространенные предложения.

Шла война. Враги окружали деревню со всех сторон. Здесь служил юный барабанщик. На пост он встал ночью. Показались тени. Все бойцы крепко спали. Ударил барабанщик изо всех сил. Бойцы быстро вскочили, схватили оружие и отбили врага.

 

Шла война. Враги окружали деревню со всех сторон. Здесь служил юный барабанщик. На пост он встал ночью. Показались тени. Все бойцы крепко спали. Ударил барабанщик изо всех сил. Бойцы быстро вскочили, схватили оружие и отбили врага.

 

 

4 группа: Подчеркнуть грамматическую основу в предложениях 1,3


Тема: Обобщение изученного материала по теме «Синтаксис и пунктуация»

Тема: Обобщение изученного материала по теме «Синтаксис и пунктуация»

Этап урокаДеятельность учителя

Этап урокаДеятельность учителя

А тему материала, с которым мы будем с вами работать, вы узнаете, разгадав кроссворд и определев его ключевое слово

А тему материала, с которым мы будем с вами работать, вы узнаете, разгадав кроссворд и определев его ключевое слово

Что асом стать в итоге смог?) 5

Что асом стать в итоге смог?) 5

У вас на партах лежат листы самооценки

У вас на партах лежат листы самооценки

Читают эпиграф, делают выводы

Читают эпиграф, делают выводы

Найдите предложение с однородными членами предложения (знаки препинания не расставлены): а)

Найдите предложение с однородными членами предложения (знаки препинания не расставлены): а)

Составьте схему предложения. (Для проверки вызвать одного ученика к доске) (Слайд №14)

Составьте схему предложения. (Для проверки вызвать одного ученика к доске) (Слайд №14)

Словарная работа Отправляясь на защиту своей

Словарная работа Отправляясь на защиту своей

Слушают объяснение учителя. Смотрят кинофрагмент

Слушают объяснение учителя. Смотрят кинофрагмент

Запись предложения с прямой речью

Запись предложения с прямой речью

Победа трудна но страна выстояла родная

Победа трудна но страна выстояла родная

Кто говорит, что на войне не страшно,

Кто говорит, что на войне не страшно,

Шла война. Враги окружали деревню со всех сторон

Шла война. Враги окружали деревню со всех сторон
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2020