Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Новое Якушкино муниципального района Исаклинский Самарской области
Классный час в 7 классе «Мир профессий глазами будущего»
Автор: Сергеева Татьяна Михайловна, учитель химии и ОБЖ, классный руководитель 7 класса
2019 год
Новое Якушкино
Пояснительная записка
«Кем ты хочешь быть?» — вопрос, который слышали многие из нас, начиная с детства, и у каждого ответ был свой: «Космонавтом, летчиком, продавцом мороженого». Детство проходит, и встает необходимость определиться с профессией, которая будет интересна, перспективна и прибыльна. Важно сделать правильный выбор. От этого зависит будущее человека. Многие находят себя и свое дело к концу жизни и не подозревают о скрытых в себе возможностях и талантах. А есть те счастливчики, кто вовремя осознал свои настоящие стремления и преимущества. Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.
Актуальность обусловлена современной стратегией обновления образования: необходимостью выполнения важной задачи образовательной системы – оказание помощи и поддержки при вхождении школьников в мир социального опыта, формированием у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Данная презентация «Мир глазами профессий будущего» предназначена для учащихся 7 класса. Нынешние семиклассники будут выпускаться из школы в 2024 году. По данным различных исследований видно, что к этому времени некоторые профессии могут исчезнуть, некоторые кардинально измениться, также появится много новых профессий. Исследователи прогнозируют, что 65% учеников младших классов в итоге своей карьеры будут владеть не существующими сегодня профессиями — такими, например, как юрист по вопросам применения искусственного интеллекта или биолог, выращивающий искусственные органы...Автоматизация простых процессов высвободит часть времени сотрудника для более сложных задач, исчезнет привычный всем принцип «один человек — одна задача». Окажется востребована многопрофильность. Глава Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева говорит, что «несмотря на промышленную революцию, роботы не смогут заменить эмоциональный интеллект, импатию, доброту, навыки, которые требуют творческого подхода – умение договариваться, коммуницировать, работать в команде, а также межсекторальное сотрудничество, межкультурные коммуникации». Во главу угла ставится умение формировать и мотивировать команды, формулировать задачи, адекватно планировать работу и управлять ресурсами. Критически важными навыками становятся не только личные достоинства, но и умение работать в команде. От специалистов требуется способность не только реализовать поставленную задачу, но и красиво презентовать результаты. Уже можно говорить о том, что многие навыки станут «сквозными». Умение работать с блокчейн-технологиями, дополненной и виртуальной реальностью, навыки программирования — все это будет востребовано в ближайшее десятилетие в самых разных областях. Приход цифровых технологий или диджитализация продолжат менять рынок. По словам генерального директора рекрутинговой компании «Hays» Алексея Штейнгардта, появляются профессии, которые потребуют новых навыков.
Данная презентация может быть использована на часах общения, а также на уроках технологии. В ней дается представление о многообразии профессий и в том числе о новых профессиях, которые будут появляться в ближайшем будущем.
Первоначально предлагается провести диагностическую работу для определения мотивации профессиональной деятельности. (слайд 5)
Все профессии можно разделить на 4 группы: профессии-старожилы, которые могут исчезнуть в привычном для нас виде, востребованные профессии, перспективные профессии и профессии будущего (Слайды 6-9).
Слайды 1-3 являются вводными.
Один из слайдов (11) рассказывает о том, каким должен быть специалист будущего. На слайдах 12-17 дается краткая характеристика некоторых профессий, которые появятся в будущем, и именно нынешние семиклассники будут первыми, кто начнет их осваивать. Потому что мнению специалистов, в число которых вошли ведущие ученые, аналитики и технологи, одними из самых популярных среди выпускников будущего сфер станут космос и виртуальная реальность. Исследователи уверены, что вопреки распространенному мнению роботы не заменят людей, а, наоборот, в эру цифровых технологий появится больше возможностей для карьерного и личностного роста. «Хотя эти работы кажутся чем-то из области фантастики, они указывают на изменения, которые происходят уже сейчас. Рынок труда меняется быстрее, чем раньше, частично из-за широкого распространения искусственного интеллекта»- пишет Райан Асдоуриан, руководитель подразделений Microsoft, занимающихся разработкой Windows и Surface. Авторы исследования также полагают, что 65% тех, кто сейчас учится в школе или в вузе, займут должности, которых сейчас еще не существует. В связи с этим опрошенные компанией эксперты высказались за то, чтобы молодые люди получали целый ряд новых знаний и навыков, стараясь отойти от традиционной модели образования, предполагающей узкую специализацию. «Все большую важность приобретает наличие навыков сразу из нескольких областей, — продолжает Стив Тоз, редактор The Future Laboratory и один из авторов доклада. — Так, дизайнеру виртуальной среды обитания нужно также обладать компетенциями редактора. А еще эта профессия чем-то похожа на геймдизайн. Я полагаю, что подобному специалисту также потребуется получить квалификации архитектора и психолога, чтобы быть способным ответить на самые актуальные вопросы.
Технологическая карта классного часа в 7 классе
Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ с. Новое Якушкино.
Учитель: Сергеева Т.М.
Дата:
ЦЕЛЕВОЙ БЛОК
Тема занятия: Мир профессий глазами будущего
Цель занятия: Создание условий для социально-профессиональной адаптации школьников;
Планируемые результаты: (предметные, универсальные учебные действия): усвоят правила выбора профессии; выяснят определение профессии и профессиональной деятельности; сформируют понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК
Задачи занятия: 1Выявление степени информированности школьников о мире профессий;2. Оказание профориентационной помощи школьникам; 3. Формирование готовности к сознательному выбору профессии;4. Развитие творческого потенциала.
Тип занятия: комбинированный
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: ноутбук, экран, презентация
ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК
Образовательные технологии: Проблемно-деятельностная и информационная
Межпредметные связи: Литература, обществознание.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт;
Учебные
задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: развитие умения
работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
формирование умения строить логическое рассуждение, включая установление
причинно-следственных связей, делать умозаключения и выводы на основе
аргументации; развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог,
излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
Термины и понятия: Названия профессий
Формы работы: Групповая, коллективная, индивидуальная.
Схема технологической карты урока
«Путь в тысячу миль начинается
с одного шага»
Лао-Цзы
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные |
УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент |
Пройдёт совсем немного времени, и вам придётся выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнётся с перекрёстка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 30 тысяч дорог и больше, столько- сколько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Те, кто сильно мотивирован, т.е. нацелен на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи. Чтобы вы могли ответить на вопросы: Для чего? Зачем? И как? и выяснить вашу нацеленность на успех в будущем проведем небольшую диагностическую работу – по таблице поставьте себе оценки для каждого пункта ( выберите ту графу, которая вам ближе всего) Подсчитаем результат. Обработка диагностики. Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами: ВМ = оценка п.6 + оценка п.7; ВПМ = оценка п.1 + оценка п.2 + оценка п.5; ВОМ = оценка п.3 + оценка п. 4; Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (возможно, и дробное) Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ. К оптимальным результатам следует отнести следующие два типа сочетаний: ВМ> ВПМ> ВОМ и ВМ = ВПМ> ВОМ Наименее оптимальным мотивационным комплексом является тип ВОМ > ВПМ > ВМ |
Слушают и смотрят презентацию
заполняют таблицу, подсчитывают результат по формуле с помощью учителя
|
Расширить детские представления о мире профессий и людях труда. |
понимание значимости выбора профессий |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основная часть |
Для выбора профессии необходимо знать несколько важных критериев, что бы в будущем выбранная специальность не принесла разочарования. Профессия должна: - отвечать Вашим склонностям и возможностям; -интересовать и увлекать; -развивать способности и приносить пользу обществу; - давать надежду на трудоустройство.
Ребята, а как вы понимаете высказывание Лао-Цзы
А теперь давайте с вами обсудим информацию, представленную на слайдах. |
Отвечают
Приводят свои аргументы Смотрят презентацию и ведут диалог с учителем. |
Умение вступать в диалог.
умение аргументировать свои высказывания; - четко выражать свои мысли; |
формировать представление о мире профессий, - понимание значимости различных профессий |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия |
Отгадайте, о каких профессиях идет речь
1. К труженикам этой профессии напрямую относятся слова М. В. Ломоносова: «…в земных недрах пространство, и богато царствует натура…Металлы и минералы сами во двор не придут – требуют глаз и рук для своего прииска». Высокие медицинские требования предъявляются к людям этой профессии, так как в течение всей рабочей смены они вынуждены находится глубоко под землей. (Горняк, шахтер)
2. Само слово прочно закрепилось в нашем лексиконе, хотя пришло оно с Запада. Первоначально слово обозначало умение объезжать лошадей и править ими. В современном английском языке это слово буквально означает «руководство людьми». Функция этой профессии изменяются по мере развития науки, техники, производства. Сегодня – это функции планирования, организации и контроля. Наличие знаний в области управления, экономики, права, психологии и уметь применять их в жизни – вот что требуется от современного специалиста этой профессии. (Менеджер) 3. «Живописать» растениями можно лишь при наличии очень богатого воображения. Представитель этой профессии, начиная работу над созданием единого декоративного ансамбля, только в воображении видит ее результат, квалифицированный работник обладает хорошо развитым глазомером и цветовым зрением.Нужно знать принципы планировки насаждений, внешнее строение растений. Если соцветия обращены вниз, как у лилии, их высаживают на высоких местах; если они обращены вверх (как у ромашки или хризантем) – размещают в низких местах, осматриваемых сверху. Белые, желтые, золотистые, алые цветы высаживают вдали от людных мест, так как они хорошо различаются издали, а синие, фиолетовые только вблизи наиболее посещаемых мест. (Цветовод) 4. Люди этой профессии первыми пребывают на место преступления, они все знают об отпечатках пальцев и о почерке человека. Любой специалист этой профессии знает, что у мужчин длина шага 60-90 см, а у женщин и стариков 50-70; а если длина шага метр и больше, значит, человек бежит. (Криминалист) 5. В настоящее время в России эта профессия завоевала особую популярность. В отличие от европейский стран, у нас в стране получить данную профессию совсем не сложно. А вот во Франции, например, желающих получить эту профессию подвергаются серьезному экзамену. Одним из главных этапов экзамена является психологические испытания. Их задача – установить личные качества испытуемого: степень активности, умение сохранять самообладание и хладнокровие. Путем перекрестных опросов выясняется его воспитанность, обходительность и т.д. Кандидаты пишут обязательное сочинение о своей будущей профессии, по которому экзаменаторы судят об умственный способностях экзаменуемого, уровне его духовной культуры. Последняя подсказка: представитель этой профессии имеет дело с ценностями и деньгами. (Продавец)
Из предложенных букв составьте названия профессий
|
Отгадывают профессии |
развитие любознательности и познавательной инициативы; - развитие умения выделять главное.
развитие умения работать в группе. |
формирование умения взаимодействовать со сверстниками во внеучебной деятельности; - формирование готовности к преодолению трудностей.
формирование готовности к преодолению трудностей. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заключительный этап |
В заключение посмотрим мультфильм «Кем я хочу стать» когда вырасту.
https://www.youtube.com/watch?time_continue=244&v=xQ8yOGoTMmY&feature=emb_logo
|
Смотрят Мультфильм, Обсуждают его друг с другом |
|
|
Используемая литература:
1. Алоева М.А.,.Бейсова В.Е. Класные часы и родительские собрания в 7-9 классах, издательство «Феникс», Ростов н/Д, 2005
2. Береснева Н. В. Классный час "В поисках своего призвания": по теме "мир профессий и твое место в нём" / Береснева Н.В.// Последний звонок.- 2008.- № 8.
3. Рогов, Е.И. Выбор профессии: становление профессионала / Е.И. Рогов- М.: Владос - пресс, 2013
4. Интернет-ресурсы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.