Конспект классного
часа «Научись говорить «нет»
Классный час, посвященный проблеме принятия решений в сложных жизненных ситуациях.
Главная задача классного часа
- научить подростков сопротивляться влиянию сверстников. Этот жизненный навык должен помочь подросткам в ситуациях, связанных с наркотиками, алкоголем, курением, любым другим деструктивным поведением.
Цели:
углубить представление детей о психическом и социальном здоровье; показать, как можно сопротивляться давлению сверстников путем неагрессивного настаивания на своем;
формировать стойкое неприязненное отношение к любым проявлениям деструктивного поведения, к вредным привычкам;
побуждать подростков к развитию своих способностей, к самореализации.
Подготовительная работа:
назначить двух учеников на роли помощников. Они должны будут помочь учителю провести фрагмент классного часа (информационный блок «Демонстрация»). Их задача - прочитать диалоги, затем по команде учителя обратиться к одноклассникам по именам и прочитать типичные фразы из списка. Диалоги надо не разучивать, а заранее прочитать, чтобы найти верную интонацию.
Диалоги
1. - Хочешь выпить?
- Спасибо, нет!
2. - Хочешь выпить пива?
- Нет, я не пью пива.
3. - Давай покурим?
- Мне нужно срочно позвонить!
4. - Хочешь затянуться? -Нет!
- Ну, ладно, затянись! -Нет!
- Просто попробуй! -Нет!
5. - Эй! Покурить хочешь?
Просто игнорируй вопрос.
6. - У меня есть сигареты. Хочешь одну? Скажи «нет» и уходи прочь.
Типичные фразы
1. Будешь курить? Будешь пиво? Хочешь сигарету? Нюхай скорей! Колеса дать? На, кури! Хочешь клей? На, затянись.
2. Хочешь курить? Будешь пиво? Хочешь сигарету? Колеса дать? Кури! Тебе вино или водку? Вина налить? Дать затянуться?
Оформление:
• на перемене перед классным часом написать на доске: Три способа настоять на своем:
1) пассивность;
2) агрессивность;
3) неагрессивное настаивание на своем;
• нарисовать таблицу:
№
Шесть способов сказать «нет»
1
Скажи: «Спасибо, нет»
2
Назови причину, почему не хочешь этого сделать
3
Смени тему разговора
4
Повторяй слово «нет», как автомат
5
Не реагируй, не подавай вида, что слышал
б
Уйди прочь
План классного часа
I. Интерактивная беседа «Когда ущемляют наши права?».
II. Мини-лекция «Три способа настоять на своем».
III. Информационный блок «Шесть способов сказать "нет"».
1. Мотивация «Зачем это нужно?».
2. Демонстрация «Как это работает?».
3. Оценка «Какой способ лучше?».
IV. Проблемные ситуации «Сумей отказаться».
V. Заключительное слово.
VI. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I. Интерактивная беседа «Когда ущемляют наши права?»
Классный руководитель.
Тема нашего классного часа «Научись говорить "нет"». У каждого бывают ситуации, когда надо настоять на своем, защитить свои права. Случалось ли вам попадать в такие ситуации?
Примерные ответы детей:
- Попросить продавца обменять порванную купюру, которую он дал на сдачу.
- Сказать продавцу, что он вас обсчитал.
- Вернуть плохой товар.
- Сделать замечание тому, кто лезет без очереди.
- Сказать «нет» тому, кто пытается тебе что-то продать.
- Сказать «нет» тому, кто просит у тебя нужную тебе самому вещь.
- Кто-то занял твое место, попросить освободить его.
Классный руководитель.
Как видим, такие ситуации нам знакомы. Одни в таких случаях пассивно отступают, постепенно теряя самоуважение, другие, наоборот, агрессивно наступают, теряя уважение окружающих. Но для психического и социального здоровья человека плохо и то и другое. Как же поступать, чтобы не уронить себя и не потерять уважение окружающих? Сегодня мы будем этому учиться.
II. Мини-лекция «Три способа настоять на своем»
Классный руководитель.
Итак, каким образом люди обычно реагируют на такие ситуации, когда нарушаются их права? Ученые утверждают, что таких способов всего три (показывает на доску): пассивность, агрессивность и неагрессивное настаивание на своем. Самый распространенный способ - пассивность, то есть отсутствие реакции, принятие всего без возражения и сопротивления.
Агрессивность означает атаку на другого человека, чрезмерно активное реагирование или проявление неприятного характера. Наиболее подходящий способ поведения в сложных ситуациях - это неагрессивно настаивать на своем, то есть умения постоять за свои права, смело и открыто выражать свое мнение. Это ответственная манера поведения.
А вот вам и ситуация для иллюстрации. Школьная столовая. Саша, Дима и Олег стоят в очереди, вдруг кто-то нахально становится впереди них.
Саша посторонился и промолчал.
Дима громко закричал: «Отвали, тебя здесь не было!»
Олег твердо сказал: «Извини, встань в очередь сзади!»
Какой способ сопротивления выбрал каждый из ребят?
(Дети отвечают: Саша - пассивность, Дима - агрессивность, Олег - неагрессивное настаивание на своем.)
Вы увидели, что самый лучший способ - это неагрессивно настоять на своем. Этот способ позволяет выразить свое мнение, избегая конфликтов и не роняя себя.
III. Информационный блок «Шесть способов сказать "нет"»
1. Мотивация «Зачем это нужно?»
Классный руководитель.
Но как настоять на своем? Самое лучшее - научиться говорить «нет».
Сейчас мы будем учиться говорить «нет» в ситуациях, когда предлагают сигареты, алкоголь, наркотики, клей. Конечно же, лучше всего избегать таких ситуаций. Для этого нужно держаться подальше от мест, где покупают, продают разное зелье. Если тебе надо идти домой этой дорогой, измени маршрут. Еще лучше держаться возле тех, кто не курит, не пьет, не нюхает, не колется. Их большинство, а большинство всегда сильнее. Но если ты все-таки оказался в компании, где на тебя могут оказать давление, обязательно нужно научиться говорить «нет».
2. Демонстрация «Как это работает?»
Классный руководитель.
На доске нарисована таблица «Шесть способов сказать "нет"». Сейчас мы разберем каждый способ в отдельности. А помогут мне в этом (имена, фамилии двух учеников).
(Два ученика выходят к доске. Учитель отдает им книгу, чтобы они читали диалоги, а сам читает названия способов с доски.)
Итак, первый способ - сказать «спасибо, нет».
(Помощники читают первый диалог из раздела «Диалоги».)
Давайте потренируемся говорить «спасибо, нет». Мои помощники будут обращаться к вам с фразами, типичными для данных ситуаций, а вы должны им ответить.
(Помощники быстро называют имена одноклассников, задают вопросы из списка «Типичные фразы». Ученики встают и быстро отвечают: «Спасибо, нет».)
Второй способ - назвать причину, почему ты не хочешь этого делать. Как это выглядит, покажите, пожалуйста.
(Помощники читают второй диалог из раздела «Диалоги».)
Теперь и мы попробуем применить этот способ. Нужно просто повторить последние слова, но с частицей «не».
(Помощники называют имена одноклассников, задают вопросы из списка «Типичные фразы». Ученики встают и быстро отвечают, исходя из ситуации.)
Третий способ - отказаться и перевести разговор на другую тему. (Обращается к помощникам.) Мы вас слушаем.
(Помощники читают третий диалог из раздела «Диалоги».)
Четвертый способ - просто повторять слово «нет», как автомат. {Обращается к помощникам.) Пожалуйста, покажите, как это делается.
(Помощники читают четвертый диалог из раздела «Диалоги».)
Пятый способ - не обращать внимания, не реагировать. (Дает знак помощникам.)
(Помощники читают пятый диалог из раздела «Диалоги».)
Шестой способ - сказать «нет» и немедленно уйти прочь. (Дает знак помощникам.)
(Помощники читают шестой диалог и садятся на свои места.)
3. Оценка «Какой способ лучше?»
Классный руководитель. Вы узнали о разных способах сказать «нет». Какой вам кажется самым удобным?
Примерные ответы детей:
- Лучше всего сказать «нет» и уйти.
- Лучше вообще не обращать внимания.
- Самое лучшее - сказать «спасибо, нет».
- Все зависит от обстановки.
IV. Проблемные ситуации «Сумей отказаться»
Классный руководитель. Действительно, каким способом вы скажете «нет», зависит от обстоятельств. Я предлагаю вам несколько ситуаций. Подумайте, как бы вы себя вели?
(Учитель читает описание ситуаций, предлагает выбрать, каким способом сказать «нет». Дети по желанию поднимают руки, отвечают. По одной ситуации могут ответить несколько детей.)
1. Несколько твоих друзей в туалете. Один говорит: «Старик, как насчет покурить?», другие говорят: «Да он новичок!», предполагая, что ты хочешь покурить. Ты никогда прежде не курил. Твои действия.
2. Ты на вечеринке или в кино, и все, с кем ты пришел, курят. Некоторые из них предлагают тебе покурить. Твои действия.
3.Ты вместе с ребятами вне здания школы. Ребята пьют пиво и курят. Ты выглядишь белой вороной. Кто-то пустил по кругу пачку сигарет. Твои действия.
4. Ты стоишь в очереди за обедом в школьном буфете, кто-то лезет вперед без очереди. Твои действия.
5. Одноклассница пригласила тебя на день рождения. Ты знаешь, что в ее доме никто не курит. И вдруг твой приятель закуривает сигарету. Твои действия.
6. Ты в доме приятеля. Все пьют пиво. Предлагают тебе. Ты не хочешь. Как отказаться?
7. Твой друг просит у тебя плеер, фотоаппарат. Ты не хочешь давать, так как боишься, что он его сломает. Как отказать?
8. Друг просит, чтобы ты одолжил для него у своих родителей крупную сумму денег, на что, не говорит.
Примерные ответы детей:
- Извини, мне нужно уходить.
- Ребята, поймите меня, я не курю.
- Просто передать пачку дальше по кругу со словами «я не курю».
- Извини, но сейчас моя очередь.
- Извини, но тут никто не курит.
- Я не пью пиво.
- Извини, но эта вещь мне сейчас нужна самому.
- Извини, поговори сам с моими родителями.
V. Заключительное слово
Классный руководитель. В ситуациях, когда нарушаются наши права, когда на нас оказывается давление, очень важно научиться неагрессивно настаивать на своем. Иногда для этого нужно научиться просто говорить «нет». Это поможет вам сохранить самоуважение, избежать конфликтов, сберечь свое психическое и социальное здоровье.
VI. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель.
Какой жизненный навык мы сегодня тренировали? Что даст он вам в жизни?
Примерные ответы детей:
- Неагрессивное настаивание на своем и умение говорить «нет».
- Спасет от вредной зависимости.
- Придаст уверенности в себе.
- Поможет отстоять свою точку зрения.
- Поможет показать свой характер.
Как важно уметь говорить «НЕТ»! Классный час с элементами тренинга
· Кондрашова Ольга Геннадьевна, педагог-психолог, учитель технологии
· Филимонова Алла Викторовна, педагог-психолог
Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика
Классы: 6, 7
Ключевые слова: тренинг
Цель:
Задачи:
Категория участников: учащиеся 6-7 классов.
Материалы и оборудование: ручки, листы бумаги А-3, эпиграф, напечатанный на листе бумаги или на экране, экран, компьютер.
Ход классного часа
Эпиграф:
«Бедность
от лени, а болезнь –
от невоздержанности»
Народная мудрость
1. Ритуал приветствия.
Упражнение «Здравствуйте!».
Встав в круг, участники кладут руки друг другу на плечи, приветливо смотрят друг на друга и здороваются сначала с соседом справа, затем с соседом слева.
2. Вступительное слово – приветствие педагога-психолога.
Психолог: Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада встрече с вами. Я хочу подарить вам свою улыбку, чтобы она помогла нам общаться тепло, открыто, дружелюбно….
- А теперь, и вы ещё раз подарите друг другу свои улыбки...
Спасибо.
Психолог: Сегодня мы поведём с вами доверительный разговор. Как вы думаете, о чём?... Посмотрите (на доску), на эпиграф…
Верно.
Мы затронем одну из самых важных тем – тему
(Название темы)
3. Основная часть
3.1. Интерактивная беседа
Психолог: Начнем с человеческих привычек.
- Как вы считаете, что такое привычка? (привычка – это особенность человека привыкать к каким-то действиям или ощущениям).
- Какие бывают привычки? (хорошие и плохие, вредные и полезные).
- Какие полезные привычки вы знаете? (Чистить зубы, делать зарядку, заниматься музыкой, танцами, спортом, собирать грибы и т. д.).
- Какие привычки вредны для человека? (Курение, пьянство, наркомания, игромания).
- Как понимаете пословицу «Бедность от лени, а болезнь от невоздержанности»?
Итак, мы выяснили, что плохие привычки проявляются от неумения человека сдержать себя. Плохие привычки несут человеку болезни и бедность.
Сегодня мы будем говорить, как бороться с вредными привычками.
Психолог: Есть такое маленькое слово «Нет!», но как бывает порой не просто его произнести.
- Почему?..
- Чего мы боимся?..
Ответы учащихся (Обидеть просящего, показаться черствым и подлым по отношению к нему, стать отвергнутым, потерять симпатии окружающих и т.д.)
3.2. Психолог: Одно из важнейших качеств человека - умение отказывать, т.е. уметь сказать: «Нет».
- В первую очередь не умеет отказывать тот, кто большое значение придаёт мнению окружающих о том, что он сделал и чего не сделал.
Научиться своевременно, говорить «Нет!» - важный этап в борьбе за самостоятельность мышления и поведения, за твердое следование своим намерениям.
Психолог: Сейчас мы выполним упражнение «Разожми кулак».
Работаем в парах. Сначала один из вас уговаривает другого участника разжать кулак. Через минуту, по- моему сигналу (хлопок), меняемся ролями.
Учащиеся выполняют упражнение.
Психолог: Ребята, поднимите руку, кому удалось уговорить,.. кому – нет. А теперь, поднимите руку, кому удалось отказаться,.. кому – нет.
Ответы ребят.
Психолог: Спасибо. А сейчас игра!
3.3. Ролевая игра «Умей сказать «Нет».
Многие дети начинают курить под влиянием друзей. Им не хочется курить, но они не знают, как отказаться. Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Умей сказать «Нет». В этой игре мы будем учиться отказываться от того, чего мы не хотим делать.
К доске выйдут два ученика. Они разыграют сцену предложения закурить. Интересно посмотреть, кто лучше всех умеет уговаривать, а кто умеет отказать так, чтобы не поссориться. Все остальные будут внимательно следить за диалогом и решат, кто победил в словесной дуэли.
Диалог № 1.
Миша. Давай закурим.
Саша. Я не могу.
Миша. Почему?
Саша. Родители увидят
Миша. Мы отойдем за угол.
Саша. Мне нельзя, у меня сердце болит.
Миша. Ну, ты же не умрешь от одной сигареты.
Саша. А я сигарет без фильтра не курю.
Миша. У меня с двойным фильтром
Саша. Да я спички забыл.
Миша. У меня есть зажигалка.
Саша. Нас соседи из окон увидят.
Миша. А мы пойдем в подвал.
Саша молчит, не зная, что сказать.
Психолог: Как вы думаете, кто оказался сильнее в этом споре?
Как это ни странно, Саша, ни разу не сказал «Я не хочу», чтобы Миша от него отстал. Ведь, если Миша его друг, то он должен уважать его желания. Иначе, о какой дружбе идет речь? Отговорки Саши сумбурны и случайны. Когда человек обосновывает свой отказ, таким образом, возникает впечатление, что он вот-вот согласится. Если вы действительно решили отказаться, выберите самое весомое, с вашей точки зрения, объяснение и настаивайте на нем.
Грубое давление сверстники оказывают чаще всего на тех, кого не очень уважают. А за что могут уважать?
3.4. Памятка.
Психолог: Что же делать, если ты пока не уверен в себе и не можешь противостоять давлению товарищей?
Психологи дают такие советы:
5. Заключительная часть
5.1 Психолог: Спасибо за работу.
Ребята. Если вам очень трудно справиться со своими желаниями, если вас неудержимо тянет к сиюминутным удовольствиям, то вам нужно оценить свои действия. Вам нужно научиться говорить себе «Нет», укреплять свою силу воли, учиться самостоятельности.
Иначе легко можно стать жертвой вредных привычек.
6. Рефлексия
- Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор?
- Кем вы ощущали себя на занятии?
- Что и кому вы хотели пожелать сегодня?
ИЛИ
- Поделитесь своими впечатлениями, закончите предложения:
(у кого в руках мяч, тот и отвечает. Вопросы задаются поочередно: сначала на первый вопрос, затем второй и др.)
- Очень важным на классном часе для меня было ….
- В жизни мне пригодится ….
- Сегодня я воспитывал в себе …
Ребята обмениваются своими впечатлениями.
7. Ритуал прощания
Все встают в круг, троекратно пожимают друг другу руки со словами: «Спасибо за приятное общение! До новых встреч!»
Психолог: Спасибо, до новых встреч!
Приложение 1
Приложение 2
Литература
1. Грецков А.Тренинг общения для подростков. СПб.,2005
2. Ефимова Н.С Психология взаимопонимания. Психологический практикум. СПб.,2004
3. Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов психиатрии. Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2010.
4. http: klassnye-chasy.ru/klassnyy-chas-pravonarusheniya - Классные часы по профилактике правонарушений.
Умей сказать «Нет!»
Цель: формирование умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами, отработка навыков уверенного поведения, отстаивания своей позиции.
Задачи: развивать способность делать самостоятельно свой выбор и умение поступать в соответствии с собственным решением; формировать представление о силе группового давления на личность, расширять поведенческий репертуар подрост6-ка в процессе конфронтации с группой.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Приветствие
Я рада видеть вас на нашем часе общения. Надеюсь, наша работа будет очень плодотворна и полезна.
2. Сообщение темы, цели занятия.
Сегодняшнее занятие мы начнем с просмотра видеофрагмента. Внимательно посмотрите и ответьте на вопрос:
- Что нужно уметь сказать и в каких случаях?
Тема нашего занятия: «Умей сказать «Нет!».
Сегодня мы будем учиться говорить «Нет!», т.е. противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами, учиться уверенному поведению при отстаивании своей позиции.
Почему умение отказывать, т. е. уметь сказать: «Нет» - одно из необходимых качеств человека?
Сколько раз Вам, иногда даже во вред себе и своим близким, приходилось выполнять чужие поручения, выполнять работу за других, общаться с неприятными Вам людьми? Сколько раз Вы чувствовали себя несчастными только лишь потому, что не смогли отказать, не смогли, постеснялись или побоялись сказать «Нет»?
Здесь никто не говорит о том, что надо быть эгоистом и никогда не выполнять чужих просьб. Я говорю о том, что вы имеете право сами решать, какую просьбу вам выполнять, а какую нет.
Есть такое маленькое слово «Нет!», но как бывает порой непросто его произнести.
- Почему? Чего мы боимся? Посмотрите на экран, зачитайте утверждения.
МИФЫ, по которым НЕ принято говорить «НЕТ»:
Если ты часто делаешь то, что тебе не надо, не нравится, не хочется делать…
Значит, тебе надо научиться говорить «НЕТ».
3. Беседа с элементами тренинга.
У каждого из нас есть свой круг общения. Это наши приятели в классе, друзья, товарищи по интересам и т. д.
- Почему почти у каждого человека существует потребность в принадлежности к какой-либо группе? (высказывания детей из своего опыта).
- Общие увлечения, одинаковые интересы объединяют группы, однако каждый из нас – индивидуальность и чем-то отличается от остальных. И вот именно это может отразиться на отношениях в группе: порой группа требует от человека отказаться от своего мнения. Часто это происходит незаметно от нас.
Психологи называют такое явление групповым давлением.
– Ребята, приходилось ли вам испытывать групповое давление?
Знакомство со способами давления и с формами отказа.
В жизни встречаются разные виды группового давления.
Представьте себе, что в классе есть ученик , который не желает петь. Но мы сговорились заставить его петь.
- Обратите внимание, каким способом заставляют ученика петь.
(Каждой группе учащихся раздаю карточки с фразами.)
1. Спой! У тебя голос лучше, чем у Пугачёвой!
Какие приемы воздействия на человека мы используем?
а) Лесть, похвала;
2. Если споёшь, я подарю тебе игрушку.
б) Шантаж, подкуп;
3. Спой! Мне так нравится твоё пение.
в) Уговоры, обман;
4. Если не споёшь, я не буду с тобой разговаривать.
г) Угроза, запугивание;
Теперь давайте поиграем. Представьте себе, что в классе
есть ученик, который не желает участвовать в Новогоднем празднике. Но мы
сговорились заставить его участвовать в мероприятии.
Попытайтесь упомянутыми способами заставить, убедить своего одноклассника
участвовать в празднике.
- А теперь давайте подумаем, каким образом люди обычно реагируют на такие ситуации, когда нарушаются их права? Ученые утверждают, что таких способов всего три (показывает на доску): пассивность, агрессивность и неагрессивное настаивание на своем. Самый распространенный способ - пассивность, то есть отсутствие реакции, принятие всего без возражения и сопротивления.
Агрессивность означает атаку на другого человека, чрезмерно активное реагирование или проявление неприятного характера. Наиболее подходящий способ поведения в сложных ситуациях - это неагрессивно настаивать на своем, то есть умение постоять за свои права, смело и открыто выражать свое мнение. Это ответственная манера поведения.
А вот вам и ситуация для иллюстрации.
«Школьная столовая. Саша, Дима и Олег стоят в очереди, вдруг кто-то нахально становится впереди них.
Саша посторонился и промолчал.
Дима громко закричал: «Отвали, тебя здесь не было!»
Олег твердо сказал: «Извини, встань в очередь сзади!»
Какой способ сопротивления выбрал каждый из ребят?
(Дети отвечают: Саша - пассивность, Дима - агрессивность, Олег - неагрессивное настаивание на своем.)
Вы увидели, что самый лучший способ - это неагрессивно настоять на своем. Этот способ позволяет выразить свое мнение, избегая конфликтов и не роняя себя.
Упражнение с элементами тренинга. Игра «Откажись по-разному».
А сейчас вы будете предлагать мне, а я буду отказываться. Я буду выражать отказ по-разному.
1. Отказ-обещание.
- Пойдем гулять!? - Завтра – обязательно, а сейчас к контрольной готовлюсь, ты уж извини.
1. |
Отказ-обещание |
Мягкая безобидная |
Когда нужно избежать конфликтной ситуации. Вежливо показываем, что ценим общение с предложившим. |
- Пошли гулять!? - Завтра – обязательно, а сейчас к контрольной готовлюсь, ты уж извини. |
2. Отказ-альтернатива
- Пойдем гулять?
- Холодно, давай лучше у меня фильм посмотрим!
2 |
Отказ-альтернатива |
Мягкая безобидная |
Когда что-то мешает принять предложение, но мы не хотим прерывать общение, а выдвигаем встречный вариант |
- Пошли в кино? - Денег нет, давай лучше у меня фильм посмотрим! |
3. Отказ «обстоятельства не позволяют»
- Пойдем гулять!
- Не могу, у меня много дел! Мне на тренировку нужно (можно так же увести разговор в сторону)
3 |
Отказ «обстоятельства не позволяют» |
Более жесткая форма |
- Когда нужно «отвязаться» он предложившего. Не даем никаких обещаний и альтернатив не выдвигаем - Когда есть угроза расправы или психологическая зависимость от предлагающего. |
- Пошли гулять! - Не могу, у меня много дел! - Пошли с нами, говорю! - Нет, не пойду, мне на тренировку (можно так же увести разговор в сторону) |
4. Отказ-отрицание
- Пойдем гулять!
- Не хочу. Дурацкое времяпрепровождение…только время терять…
(с тобой не хочу…просто не хочу!
4 |
Отказ-отрицание |
Жесткая бескомпромиссная, даже обидная |
Когда хотим избежать подобных предложений в дальнейшем. |
- Пойдем в клуб! - Не хочу. Дурацкое времяпрепровождение…только время терять…или: с тобой не хочу…просто не хочу! |
5. Отказ-конфликт
- Пойдем гулять!
- Отвали со своей прогулкой, идиот!...
(сам занимайся этой ерундой!)
5 |
Отказ-конфликт |
Может содержать оскорбление или угрозу |
Крайний вариант, когда другие не действуют |
- Пошли на веранде посидим! - Отвали со своей уродской, верандой, идиот!...или сам занимайся этой ерундой! |
Ролевая игра.
Рассмотрите ситуации, когда подростки «на слабо» предлагают что-то опасное для здоровья. Ситуации, в которых значимые сверстники предлагают выпить, уколоться, «раскурить косячок», пойти на сомнительную вечеринку. Давайте поупражняемся в умении неагрессивно отказать.
Я раздам вам карточки с мини-диалогами и попрошу вас разыграть их в группах.
1. - Привет! Присоединяйся к нашей компании. У нас есть кое – что выпить.
А) - Да ну! Сейчас по телевизору начинается классный фильм, пойдем лучше посмотрим. (отказ-альтернатива).
Б) - Нет, спасибо, мне сейчас нужно идти на тренировку на занятия. (обстоятельства не позволяют)
2. - Давай покурим. Чего ты боишься? Сейчас только младенцы не курят. Ты что салага?
А) - Нет, не хочу. Кстати, большинство людей как раз не курят. (отказ-отрицание)
Б) - Нет, спасибо. Мне совсем не нравится запах табака. Меня от него просто тошнит. (отрицание)
3. Пойдем со мной в гости. Ребята обещали принести наркотики. В жизни надо попробовать все. Не упрямься.
А) - Нет, это не по мне. Плохое место. Я не хочу, чтобы обо мне говорили , что я наркоман. (отрицание)
Б) - Ты шутишь! Такие эксперименты всегда заканчиваются плохо. Я хочу оставаться здоровым. (отрицание)
4. - Хочешь выпить?
А) - Нет, спасибо, от вина люди перестают соображать и совершают глупые поступки. (отрицание)
Б) - Нет, спасибо, от вина у меня болит голова. (отрицание)
Как видите, если вам предлагают пить, курить, употреблять наркотик, это может быть преодолено с использованием навыков неагрессивного отказа, которые помогут отстаивать свои интересы и права, открыто и честно выражать свои чувства, не нарушая прав и интересов других людей.
К таким ситуациям следует заранее быть готовым. Как же это сделать?
Шаги:
1. Выслушать просьбу спокойно, доброжелательно.
2. Попросить разъяснения, если что-то не ясно («Что ты имеешь в виду?»).
3. Оставаться спокойным и сказать «нет».
4. Объяснить, почему Вы говорите «нет».
5. Если собеседник настаивает, повторить «нет» без
объяснений. ("Не дави на меня!" "У меня такое ощущение,
что ты на меня давишь!")
Давайте рассмотрим еще одну ситуацию
Ситуация « Просьба».
Сергей шел по улице. Вдруг его кто-то окликнул. Он оглянулся и увидел хорошо одетого, солидного мужчину, стоящего около дорогой иномарки. Сергей остановился и подошел к нему. Мужчина попросил юношу отнести и передать какую – то коробку в офис, находящийся в доме напротив. Сергей стал отказываться, тогда мужчина стал его уговаривать. Сначала он предложил ему за услуги деньги, потом стал нервно объяснять, почему он сам не может ее отнести. Когда он разговаривал с Сергеем, он старался не смотреть ему в глаза.
Нужно при такой просьбе что-то объяснять человеку?
Способы отказа.
Нет, не могу.
Нет, нет, и еще раз нет.
Нет, мне сейчас некогда.
Нет, спасибо, мне не нужны деньги.
Скажите « нет» и уйдите, не объясняя причины.
1.Ролевая игра – умей сказать «Нет»
- Ребята! Сейчас мы с вами поиграем в игру «Умей сказать «Нет». В этой игре мы будем учиться отказываться от того, чего мы не хотим делать. Интересно посмотреть, кто лучше умеет уговаривать, а кто умеет отказываться так, чтобы не поссориться».
Ситуация 1:
В компании настойчиво предлагают выпить: «Давай, только ты не выпил, все уже выпили!»
Ситуация 2:
Друг настойчиво угощает сигаретами: «Давай покурим. В жизни все надо попробовать!»
Ситуация 3: Сосед или приятель просит оставить кое-какие подозрительные вещи у себя дома.
Обсуждение. Удалось ли отказаться от предложений? Почему да или почему нет?
Как известно, люди порочными не рождаются, а становятся. Пороки вырастают из маленьких удовольствий, если их не контролировать. Например, наслаждение вкусной едой может перерасти в переедание, а удовольствие от бокала шампанского - в алкоголизм. Поэтому самое главное для человека - вовремя остановиться, сказать себе и другим «нет!».
Вопросы для рефлексии:
1. Что было самым полезным в сегодняшнем часе общения?
2. Был ли в ходе тренинга какой-либо неприятный момент? Какой? С чем
связан?
3. Какое главное открытие вы сделали для себя в результате тренинга?
4. Чтобы вы хотели пожелать себе и окружающим?
5. Чтобы вы хотели пожелать классному руководителю?
Виды отказа
№ п/п |
Вид отказа |
Форма отказа |
Когда можно использовать |
Пример |
1 |
Отказ-согласие |
Мягкая безобидная |
Когда человек согласен, но деликатно сопротивляется, чтобы предложивший мог отступить, если сам делал предложение только из вежливости |
-Чаю? - Нет-нет, спасибо, не хочу вас затруднять! |
2 |
Отказ-обещание |
Мягкая безобидная |
Когда нужно избежать конфликтной ситуации. Вежливо показываем, что ценим общение с предложившим. |
- Пошли гулять!? - Завтра – обязательно, а сейчас к контрольной готовлюсь, ты уж извини. |
3 |
Отказ-альтернатива |
Мягкая безобидная |
Когда что-то мешает принять предложение, но мы не хотим прерывать общение, а выдвигаем встречный вариант |
- Пошли в кино? - Денег нет, давай лучше у меня фильм посмотрим! |
4 |
Отказ «обстоятельства не позволяют» |
Более жесткая форма |
- Когда нужно «отвязаться» он предложившего. Не даем никаких обещаний и альтернатив не выдвигаем - Когда есть угроза расправы или психологическая зависимость от предлагающего. |
- Дай списать! - Не получится, я еще сам не доделал! - Пошли гулять! - Не могу, у меня много дел! - Пошли с нами, говорю! - Нет, не пойду, мне на тренировку (можно так же увести разговор в сторону) |
5 |
Отказ-отрицание |
Жесткая бескомпромиссная, даже обидная |
Когда хотим избежать подобных предложений в дальнейшем. |
- Пойдем в клуб! - Не хочу. Дурацкое времяпрепровождение…только время терять…или: с тобой не хочу…просто не хочу! |
6 |
Отказ-конфликт |
Может содержать оскорбление или угрозу |
Крайний вариант, когда другие не действуют |
- Пошли на веранде посидим! - Отвали со своей уродской, верандой, идиот!...или сам занимайся этой ерундой! |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.