Технологическая карта на тему: "ВОРОНА И ЛИСИЦА"
Оценка 4.9

Технологическая карта на тему: "ВОРОНА И ЛИСИЦА"

Оценка 4.9
doc
28.08.2022
Технологическая карта на тему: "ВОРОНА И ЛИСИЦА"
Крылов-урок-по-ФГОС.doc

 

 

            Тема: «Ворона и Лисица» И.А. Крылова.

  Тип урока: конструирования новых знаний.

Оснащение урока: учебник, мультимедийное оборудование, аудиозапись басни (электронное приложение),

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

Технологии: элементы дифференцированного, проектно-исследовательского  обучения.

Методы организации учебной деятельности обучающихся: частично-поисковый, исследовательский, метод критического мышления.

Цель урока: УУД  

·         Личностные:развитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению литературного наследия классиков,  формирование у детей доброты, уверенности в себе.

·         Регулятивные:формирование  способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать;  развивать навыки переноса знакомых знаний в новую ситуацию, организация действий самоконтроля.

·         Познавательные:формирование умений отличать жанр басни от других жанров, выявление заложенных в произведении вневременных, нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение.

·         Коммуникативные: умение выражать свои мысли в оценочном суждении, формирование навыка монологической речи и умения отвечать на поставленные вопросы.

Планируемые результаты:

·         Личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей; выявление в басне заложенных вневременных ценностей и их принятие; формирование устойчивого познавательного интереса к изучению литературного наследия классиков. 

·         Метапредметные: развитие навыков само- и взаимоконтроля, способностей к формулированию собственного мнения и позиции по отношению к изучаемой проблеме, умение работать в группе; умение выделять существенное в тексте. Формирование  умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное, формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении. 

·         Предметные: отработка навыков выразительного чтения, развитие навыков самостоятельной работы с текстом; владение литературоведческими терминами «сравнение», «олицетворение», «аллегория», «мораль».

 

                                          Ход урока.

 

Этапы урока

 

 

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Дея- ть

уч- ся

Время

 

Организация начала занятия

 

 

 

 

 

 

личностные: внимание, уважение к сверстникам;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: мобилизация сил и энергии.

 

Психологический настрой детей на урок.

-Посмотрите  друг на друга и произнесите: «Мне приятно тебя видеть!»

 

Самоопределение

1 мин

 

 

Мотивация к учебной дея-ти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

личностные:

самоопределение, установление связи  между целью учения и  ее  мотивом.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли

- Сегодня на уроке не будет оценок, привычных для вас. Вместо них – солнышки. За каждый правильный ответ – солнышко, которое вам улыбается. Кто наберет  три жетона и больше, тот получит за урок «5».

- Человек всегда любил слушать интересные истории. На предыдущем уроке, знакомившись с биографией И.А. Крылова, мы узнали глагол, который в древнерусском языке обозначал слово «рассказывать» -БАЯТЬ.(слайд1)

 -Название какого литературного жанра произошло от этого глагола? (басня)

-Сегодня мы будем вести разговор о басне Крылова и учиться её выразительно читать.(слайд 2)

-Вы догадались, о какой басне пойдёт речь? («Ворона и Лисица»)

(слайд 3)

Знакомство со статьёй учебника

«О чтении и читателях «Уч- ся читают текст, делают выводы

 

Выявление желания знакомиться с тв-вом  автора

6мин

 

Постановка цели

 

 

 

 

личностные: самоопределение,  побуждение к деятельности;

познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

 

 

 

-Как же научиться читать с таким же мастерством?

Определим цели нашего урока.(слайд 4)

 

Ознакомление с целями урока

 

2 мин

 

Открытие обуч-ся нового знания

 

 

регулятивные: составление плана и последовательности действий;

познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач;

коммуникативные: инициативное сотрудничество  в поиске и сборе информации в парах

 

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

-Для того чтобы было легче работать с текстом басни, необходимо разделить текст на небольшие отрывки. У каждого из вас есть карточки с текстом басни. Давайте составим план басни.

-Итак, у нас получился такой план. (слайд5)

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

 

5 мин

Физминутка

 

 

 

 

 

 

1 мин

Орг- я

 дея-ти по восприятию и анализу басни

 

 

личностные: самоопределение,  побуждение к деятельности;

познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

коммуникативные: инициативное сотрудничество  в поиске и сборе информации в группах

 

 

1.Мораль (слайд 6)

-Какова роль морали в басне? (в ней содержится поучение) ---- Разберёмся, чему учит нас мораль этой басни? Для этого найдём ключевые слова. -Подчеркните самые важные для понимания слова.(слайд 6)

--Используя значение ключевых слов (смотрите карточку-информатор), попробуйте своими словами сказать, чему учит нас эта басня?(угодливое восхваление опасно)

- Мораль- это поучение.

С какой интонацией будем её читать? (поучительной)

- Поучать можно по-разному.

- Как  поучает нас «дедушка Крылов»? (добродушно)  читаем текст с учётом подсказок(слайд7)

 

 2. Ворона и сыр

 -Дальше у нас появляется одна из героинь басни – Ворона.

 -Какой «секрет» спрятал «дедушка Крылов» в слове Ворона? Почему оно написано с большой буквы?  (под Вороной подразумевается человек)

-Обратите внимание, говорит ли Ворона какие-нибудь слова? (нет)

- Её описывает сам автор. Поэтому нам нужно понять, какая Ворона, пользуясь словами Крылова. (слайд 8)Ключевые слова в этом отрывке подчёркнуты. Ваша задача – послушав объяснение ключевых слов, понять, какая Ворона и назвать прилагательные, которыми можно её охарактеризовать, и подумать, с какой интонацией мы будем читать её описание. Словарная работа.

Воспользуйтесь иллюстрацией.(слайд 9)

-Как относится к ней Крылов (с усмешкой)

- В каком темпе? (медленно, с расстановкой, нерасторопно)

(слайд 10)

 -Попробуйте прочитать с учётом основных данных интонации.

 3.Появление лисицы

 (слайд 11)

-Какие слова повторяются в этом отрывке? (сыр, Лисица)

 -Почему? (показать, как голодна Лиса)

-А зачем выделены глаголы «Остановил..видит…пленил»?  

-На этих словах мы будем повышать голос.(слайд 12)   

- А как вы думаете, какие слова в этих трех строчках мы будем читать с интонацией тревоги? (на ту беду, близёхонько)

-Как называет Крылов Лису? (плутовка)

-То есть, какая Лиса? (хитрая)   

-Найдите и подчеркните  слова, которыми Крылов показывает, что Лиса – плутовка. 

(на цыпочках подходит; вертит хвостом, глаз не сводит, говорит так сладко, чуть дыша) - Какие слова подсказывают нам интонацию чтения? (говорит так сладко, чуть дыша)

- То есть читать, чуть задерживая дыхание, очень мягко, сладко.

 -Попробуйте прочитать с учётом основных данных интонации

  1. Лесть Лисы

(слайд 13)

 - Итак, в этом отрывке Лиса заговорила.

 - Какова цель Лисы? (заставить Ворону открыть рот)

- Найдите в этом отрывке самые важные предложения, которыми Лиса уговорила Ворону открыть рот.

 -С какой интонацией мы будем произносить эти уговоры?

(просить, уговаривать)

-Какими словами Лисица льстит Вороне?

-Найдите и подчеркните.

(слайд 14)

-Что общего между этими словами? То есть, как мы будем произносить эти строки? (ласково, с интонацией перечисления, обратить внимание на обилие восклицательных знаков)

- А какое слово окончательно убедило Ворону открыть рот? (царь – птица). Это слово мы должны особенно выделить.

-Попробуйте прочитать с учётом основных данных интонации

  1. Потеря сыра

(слайд 15)

  -В какое состояние пришла Ворона после таких слов?(восторг), это нужно показать интонацией.

- Но сам автор восторгается Вороной? (нет, он над ней смеётся).   

-Найдите выражения, которые не соответствуют образу царь – птицы.

-С какой интонацией нужно произнести эти предложения? (с усмешкой, грубо).    

-А как стоит произнести последнюю строчку?

-Выберите один из предложенных вариантов и объясните. Можно предложить свой вариант.(слайд 16)

-Попробуйте прочитать с учётом основных данных интонации

  

Выражают свои чувства от прочтения, размышляют над вопросами

Работают в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тренинг для 1 группы – выразительное чтение отрывка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тренинг для 2 группы – выразительное чтение отрывка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тренинг для 3 группы –выразительное чтение отрывка

тренинг для 4 группы –выразительное чтение отрывка

тренинг для 5 группы –выразительное чтение отрывка

 

 

20мин

 

Рефлексия деятельности

(итог урока)

личностные:

- оценивать результат учебной деятельности.

регулятивные:

- соотносить полученный результат с поставленной целью.

 

-Послушаем профессиональное чтение басни.

-Вам понравился урок?  

-Чему научил вас сегодняшний урок?

-В заключение сосчитайте свои солнышки.

Учащиеся делают выводы

4 мин

 

Домашнее задание

личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные: саморегуляция. 

 

 

Задание на выбор:

1.Сопоставить язык басен Сумарокова, Тредиаковского и Крылова.

2. Инсценируйте басню.

3. Выучить басню наизусть.

 

1 мин

 

 

 

Карточка-информатор

 

                                          Ключевые слова

1)    Лесть (льстец) – угодливое восхваление

2)    Сколько раз твердили – постоянно повторяли

3)    Гнусна - внушающая омерзение, вредна - опасна

4)    Не впрок - не на пользу

5)    Уголок – маленькое местечко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тема: «Ворона и Лисица» И.А. Крылова

Тема: «Ворона и Лисица» И.А. Крылова

Этапы урока Формируемые УУДДеятельность учителяДея- ть уч- сяВремя

Этапы урока Формируемые УУДДеятельность учителяДея- ть уч- сяВремя

Уж сколько раз твердили миру,

Уж сколько раз твердили миру,

Словарная работа. Воспользуйтесь иллюстрацией

Словарная работа. Воспользуйтесь иллюстрацией

Орг- я дея-ти по восприятию и анализу басни личностные: самоопределение, побуждение к деятельности; познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме коммуникативные: инициативное…

Орг- я дея-ти по восприятию и анализу басни личностные: самоопределение, побуждение к деятельности; познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме коммуникативные: инициативное…

Ключевые слова 1) Лесть (льстец) – угодливое восхваление 2)

Ключевые слова 1) Лесть (льстец) – угодливое восхваление 2)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.08.2022