Тема: «Ворона и Лисица» И.А. Крылова.
Тип урока: конструирования новых знаний.
Оснащение урока: учебник, мультимедийное оборудование, аудиозапись басни (электронное приложение),
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.
Технологии: элементы дифференцированного, проектно-исследовательского обучения.
Методы организации учебной деятельности обучающихся: частично-поисковый, исследовательский, метод критического мышления.
Цель урока: УУД
· Личностные:развитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению литературного наследия классиков, формирование у детей доброты, уверенности в себе.
· Регулятивные:формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать; развивать навыки переноса знакомых знаний в новую ситуацию, организация действий самоконтроля.
· Познавательные:формирование умений отличать жанр басни от других жанров, выявление заложенных в произведении вневременных, нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение.
· Коммуникативные: умение выражать свои мысли в оценочном суждении, формирование навыка монологической речи и умения отвечать на поставленные вопросы.
Планируемые результаты:
· Личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей; выявление в басне заложенных вневременных ценностей и их принятие; формирование устойчивого познавательного интереса к изучению литературного наследия классиков.
· Метапредметные: развитие навыков само- и взаимоконтроля, способностей к формулированию собственного мнения и позиции по отношению к изучаемой проблеме, умение работать в группе; умение выделять существенное в тексте. Формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное, формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении.
· Предметные: отработка навыков выразительного чтения, развитие навыков самостоятельной работы с текстом; владение литературоведческими терминами «сравнение», «олицетворение», «аллегория», «мораль».
Ход урока.
Этапы урока
|
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Дея- ть уч- ся |
Время |
Организация начала занятия
|
личностные: внимание, уважение к сверстникам; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: мобилизация сил и энергии. |
Психологический настрой детей на урок. -Посмотрите друг на друга и произнесите: «Мне приятно тебя видеть!» |
Самоопределение |
1 мин |
Мотивация к учебной дея-ти
|
личностные: самоопределение, установление связи между целью учения и ее мотивом. коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли |
- Сегодня на уроке не будет оценок, привычных для вас. Вместо них – солнышки. За каждый правильный ответ – солнышко, которое вам улыбается. Кто наберет три жетона и больше, тот получит за урок «5». - Человек всегда любил слушать интересные истории. На предыдущем уроке, знакомившись с биографией И.А. Крылова, мы узнали глагол, который в древнерусском языке обозначал слово «рассказывать» -БАЯТЬ.(слайд1) -Название какого литературного жанра произошло от этого глагола? (басня) -Сегодня мы будем вести разговор о басне Крылова и учиться её выразительно читать.(слайд 2) -Вы догадались, о какой басне пойдёт речь? («Ворона и Лисица») (слайд 3) |
Знакомство со статьёй учебника «О чтении и читателях «Уч- ся читают текст, делают выводы
Выявление желания знакомиться с тв-вом автора |
6мин |
Постановка цели
|
личностные: самоопределение, побуждение к деятельности; познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
|
-Как же научиться читать с таким же мастерством? Определим цели нашего урока.(слайд 4) |
Ознакомление с целями урока
|
2 мин |
Открытие обуч-ся нового знания
|
регулятивные: составление плана и последовательности действий; познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в парах |
Уж
сколько раз твердили миру, -Для того чтобы было легче работать с текстом басни, необходимо разделить текст на небольшие отрывки. У каждого из вас есть карточки с текстом басни. Давайте составим план басни. -Итак, у нас получился такой план. (слайд5) |
Работа в парах |
5 мин |
Физминутка |
|
|
|
1 мин |
Орг- я дея-ти по восприятию и анализу басни
|
личностные: самоопределение, побуждение к деятельности; познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах
|
1.Мораль (слайд 6) -Какова роль морали в басне? (в ней содержится поучение) ---- Разберёмся, чему учит нас мораль этой басни? Для этого найдём ключевые слова. -Подчеркните самые важные для понимания слова.(слайд 6) --Используя значение ключевых слов (смотрите карточку-информатор), попробуйте своими словами сказать, чему учит нас эта басня?(угодливое восхваление опасно) - Мораль- это поучение. С какой интонацией будем её читать? (поучительной) - Поучать можно по-разному. - Как поучает нас «дедушка Крылов»? (добродушно) читаем текст с учётом подсказок(слайд7)
2. Ворона и сыр -Дальше у нас появляется одна из героинь басни – Ворона. -Какой «секрет» спрятал «дедушка Крылов» в слове Ворона? Почему оно написано с большой буквы? (под Вороной подразумевается человек) -Обратите внимание, говорит ли Ворона какие-нибудь слова? (нет) - Её описывает сам автор. Поэтому нам нужно понять, какая Ворона, пользуясь словами Крылова. (слайд 8)Ключевые слова в этом отрывке подчёркнуты. Ваша задача – послушав объяснение ключевых слов, понять, какая Ворона и назвать прилагательные, которыми можно её охарактеризовать, и подумать, с какой интонацией мы будем читать её описание. Словарная работа. Воспользуйтесь иллюстрацией.(слайд 9) -Как относится к ней Крылов (с усмешкой) - В каком темпе? (медленно, с расстановкой, нерасторопно) (слайд 10) -Попробуйте прочитать с учётом основных данных интонации. 3.Появление лисицы (слайд 11) -Какие слова повторяются в этом отрывке? (сыр, Лисица) -Почему? (показать, как голодна Лиса) -А зачем выделены глаголы «Остановил..видит…пленил»? -На этих словах мы будем повышать голос.(слайд 12) - А как вы думаете, какие слова в этих трех строчках мы будем читать с интонацией тревоги? (на ту беду, близёхонько) -Как называет Крылов Лису? (плутовка) -То есть, какая Лиса? (хитрая) -Найдите и подчеркните слова, которыми Крылов показывает, что Лиса – плутовка. (на цыпочках подходит; вертит хвостом, глаз не сводит, говорит так сладко, чуть дыша) - Какие слова подсказывают нам интонацию чтения? (говорит так сладко, чуть дыша) - То есть читать, чуть задерживая дыхание, очень мягко, сладко. -Попробуйте прочитать с учётом основных данных интонации
(слайд 13) - Итак, в этом отрывке Лиса заговорила. - Какова цель Лисы? (заставить Ворону открыть рот) - Найдите в этом отрывке самые важные предложения, которыми Лиса уговорила Ворону открыть рот. -С какой интонацией мы будем произносить эти уговоры? (просить, уговаривать) -Какими словами Лисица льстит Вороне? -Найдите и подчеркните. (слайд 14) -Что общего между этими словами? То есть, как мы будем произносить эти строки? (ласково, с интонацией перечисления, обратить внимание на обилие восклицательных знаков) - А какое слово окончательно убедило Ворону открыть рот? (царь – птица). Это слово мы должны особенно выделить. -Попробуйте прочитать с учётом основных данных интонации
(слайд 15) -В какое состояние пришла Ворона после таких слов?(восторг), это нужно показать интонацией. - Но сам автор восторгается Вороной? (нет, он над ней смеётся). -Найдите выражения, которые не соответствуют образу царь – птицы. -С какой интонацией нужно произнести эти предложения? (с усмешкой, грубо). -А как стоит произнести последнюю строчку? -Выберите один из предложенных вариантов и объясните. Можно предложить свой вариант.(слайд 16) -Попробуйте прочитать с учётом основных данных интонации
|
Выражают свои чувства от прочтения, размышляют над вопросами Работают в группах
Тренинг для 1 группы – выразительное чтение отрывка
Тренинг для 2 группы – выразительное чтение отрывка
тренинг для 3 группы –выразительное чтение отрывка тренинг для 4 группы –выразительное чтение отрывка тренинг для 5 группы –выразительное чтение отрывка
|
20мин |
Рефлексия деятельности (итог урока) |
личностные: - оценивать результат учебной деятельности. регулятивные: - соотносить полученный результат с поставленной целью.
|
-Послушаем профессиональное чтение басни. -Вам понравился урок? -Чему научил вас сегодняшний урок? -В заключение сосчитайте свои солнышки. |
Учащиеся делают выводы |
4 мин |
Домашнее задание |
личностные: стремление к речевому самосовершенствованию; регулятивные: саморегуляция.
|
Задание на выбор: 1.Сопоставить язык басен Сумарокова, Тредиаковского и Крылова. 2. Инсценируйте басню. 3. Выучить басню наизусть. |
|
1 мин |
Карточка-информатор
Ключевые слова
1) Лесть (льстец) – угодливое восхваление
2) Сколько раз твердили – постоянно повторяли
3) Гнусна - внушающая омерзение, вредна - опасна
4) Не впрок - не на пользу
5) Уголок – маленькое местечко
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.