Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста « Улетают птицы, улетают»

  • docx
  • 28.01.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала улетают птицы.docx

 

 

 

      Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности

                по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

« Улетают птицы,улетают»

 

Тема НОД: «Улетают, улетели».

Образовательная область: Речевое  развитие.

Возраст детей, группа: 6-7 лет, подготовительная группа.

Форма образовательной деятельности: групповое занятие.

Лексическая тема: Перелетные птицы.

Цель: Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний о перелетных птицах.

Задачи:

Образовательные:

·         обобщить и расширить представления о  перелетных птицах, их образе жизни;

·         дать определение словам «насекомоядные», «водоплавающие»;  

·         изучить новые понятия  (летят стаей, вереницей,  клином);

·         совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы, глагольный словарь;

·         упражнять в словообразовании (длинный хвост – длиннохвостая и т.д.);

·         упражнять в составлении и анализе предложений.

Развивающие:

·         развивать активный и пассивный словарь;

·         развивать зрительное восприятие и внимание, память,  координацию речи с движением;  

·         развивать мелкую моторику рук; 

·         развивать высшие психические функции – внимание, наглядно-логическое мышление;

·          развивать речевую активность и диалогическую речь.

Воспитательные:

·         воспитывать интерес и бережное отношение к природе, к пернатым друзьям.

Методы и приемы:

·         Наглядные;

·         Словесные;

·         Практические;

·         Прием развития поисковых действий;

·         Прием вариативности изложения материала;

·         Физкультминутка;

·         Пальчиковая гимнастика;

·         Игротерапия;

·         ИКТ.

Планируемый результат: Дети открыты новому, проявляют стремление к получению знаний, любознательны; способны к волевым усилиям, могут следовать правилам в разных видах деятельности; активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми в процессе игры; используют усвоенные представления об окружающем мире.

Оборудование: проектор, ноутбук, экран; компьютерная презентация «Перелетные птицы»; предметные картинки с изображением различных видов птиц, разрезные картинки, сундук со сладостями.


Технологическая карта НОД

Этап НОД

Структурные компоненты деятельности

                                                                          Ход НОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

 

Организационный момент

Воспитатель здоровается, приглашает детей пройти к своим стульчикам.

 

 

Дети здороваются и занимают места на своих стульчиках.

1 мин.

2.

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия

Воспитатель читает стихотворение:

Скоро белые метели,

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели, улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще.

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетел, улетел.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой черный

В огороде на гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели.

Улетели и грачи.

(«Улетают, улетели» Е. Благинина)

 

Воспитатель: О каком времени говорится в этом стихотворении? По каким признакам вы догадались?

Воспитатель: Ребята, а почему птицы улетают?

 

 

 

 

 

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на зиму в теплые края, чтобы весной вернуться снова в родные места?

Дети внимательно слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

Становится холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений, замерзают водоемы, птицам трудно добывать корм.

Перелетные птицы.

2 мин

3.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам НОД

Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами о перелетных птицах.

Воспитатель: Как вы думаете, какие птицы покидают нас первыми?

Воспитатель: Правильно. Раньше всех нас покидают птицы, которые едят насекомых. Каких насекомых они едят?

 

 

Воспитатель:  Птиц, которые едят насекомых, называют насекомоядные. И улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают дрозды, жаворонки, скворцы.

Воспитатель: Когда замерзают водоёмы - реки и озёра, направляются к югу – гуси и утки.

Воспитатель: Как вы думаете, с чем это связано?

 

 

Воспитатель: Правильно. И таких птиц называют - водоплавающие.

Воспитатель: А вы знаете, какие птицы должны осенью улететь в теплые края? Давайте поможем птицам разобраться, кому надо лететь, а кому нет.

Игра "Классификация"

На столах разложены картинки с разными видами птиц. Дети разбирают птиц по группам: перелетные – зимующие.

 

Воспитатель: Назовите перелетных птиц, которых вы нашли.

 

Воспитатель: Каких еще перелетных птиц вы знаете? Отгадайте про них загадки.

 

Загадки

·         Кто эта птица? Никогда

Не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.

·         Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад – вперед по пашне скачет,

А зовется птица…

·         Эту птицу всякий знает:

На шесте ее дворец,

Червяков домой таскает

Да трещит весь день…

·         Спереди – шильце,

Сзади – вильце.

Сверху – черное суконце,

А снизу – белое полотенце.

·         Он живет на крыше дома –

Это старый наш знакомый:

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

·         Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней.

Кто же это …?

Воспитатель: Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.

Игра «Четвертый лишний?»

Воспитатель: А сейчас попробуем отгадать кто лишний на картинке.

Грач, ласточка, воробей, скворец. Кто лишний?

 

Голубь, ласточка, скворец, гусь. Кто лишний?

 

Кукушка, лебедь, снегирь, утка.  Кто лишний?

 

Ворона, воробей, голубь, скворец.  Кто лишний?

 

Скворец, грач, утка, синица.  Кто лишний?

 

Журавль, аист,  снегирь, лебедь.  Кто лишний?

 

Гусь, ворона, грач, кукушка.  Кто лишний?

 

Аист, журавль, лебедь, индюк.  Кто лишний?

 

Воспитатель: Рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела.

 

 

 

 

Воспитатель: Чем покрыто тело птиц?

Воспитатель: Чем они отличаются друг от друга?

 

 

Воспитатель: У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают?

Игра «У кого какое тело?»

Воспитатель: Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост?  Значит, скворец какой?

Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка?

Это грач, у него острый клюв. Какой грач?

У него чёрное крыло? Значит, он…

Это гусь, у него длинная шея. Значит, какой гусь?

Это утка, у нее плоский клюв. Она какая?

У утки лапы с перепонками. Значит они…

У аиста длинные ноги. Он…

У журавля длинный клюв. Значит он…

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно.

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл.

 

 

 

 

 

 

Это связано с тем, что птицам негде плавать и добывать себе еду.

 

 

 

 

 

 

Делят птиц на перелетных и зимующих.

 

Аист, грач, ласточка, утки, гуси.

Отгадывают загадки.

 

 

 

Кукушка

 

 

 

Грач

 

 

 

Скворец

 

 

 

Ласточка

                

 

 

Аист

 

 

 

 

Соловей

 

 

 

 

 

Называют лишнюю птицу и объясняют свой выбор.

 

Воробей, так как он зимующая птица.

Голубь, так как он зимующая птица.

Снегирь, так как он зимующая птица.

Воробей, так как он зимующая птица.

Синица, так как она зимующая птица.

Снегирь, так как он зимующая птица.

Ворона, так как она зимующая птица.

Индюк, так как он домашняя птица.

У птиц есть голова.  У птиц есть туловище с  двумя  крыльями.

У птиц есть две лапы.  У птиц есть хвост.

У птиц есть клюв.

Перьями.

Величиной, цветом, формой, размером крыльев.

По оперению, внешнему виду, величине.

 

Короткий Короткохвостый Длиннохвостая Остроклювый Чернокрылый Длинношеей Плоскоклювая Перепончатые Длинноногий Длинноклювый

13 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

 

Воспитатель: Ребята, а, вы знаете, как птицы летят в теплые края?

Воспитатель: Птицы летят стаями, вереницей, поодиночке, клином. (На экране появляются соответствующие картинки).

Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы.

Гуси чаще всего летят косяком.

Скученной стаей летят дрозды, скворцы и другие мелкие птицы.

Шеренгой, прямым фронтом или поперечным рядом летят цапли, утки.

Воспитатель: Некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед отлетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Воспитатель: Давайте представим, что мы птицы и выполним физминутку.

Физическая минутка «Стая птиц летит на юг».

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг.

Чтоб скорее прилетать

Надо крыльями махать.

В небе ясном солнце светит,

Космонавт летит в ракете.

А внизу леса, поля –

Расстилается земля.

Птички начали спускаться

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть.

И опять пора в дорогу

Пролететь нам надо много

Вот на юг. Ура! Ура!

Приземлиться нам пора!

Ответы детей

 

Рассматривают картинки на экране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети машут руками, как «крыльями»

Машут еще интенсивнее

 

Потягивание – руки вверх

 

Низкий наклон вперед, руки в сторону

Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд

 

Встают и машут крыльями

 

Дети садятся

5 мин

5.

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

 

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину» 

Воспитатель начинает, а дети продолжают

- Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что…

- Дятла можно назвать лесным доктором, потому что ….

 

- Все люди любят слушать соловья, потому что …

- Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что …

 

Упражнение «Скажи наоборот»

Воспитатель: Закончите предложения.

Аист большой, а соловей….

У аиста длинная шея, а у кукушки….

У соловья серая грудка, а у ласточки…

Аист белый, а грач…

Упражнение: «Подбери по аналогии»

Воспитатель: Продолжите предложения.

У людей дети, а у птиц ….

У человека нос, а у птиц ….

У животных шерсть, а у птиц …

У людей ногти, а у птиц …

Игровое упражнение «Угадай и назови»

Воспитатель: Угадайте и назовите птиц.

-У какой птицы самая длинная шея?

-Какие птицы подражают пению других?

-У какой птицы красный длинный клюв?

-Какие птицы пьют и питаются на лету?

-Какие птицы лучше всего поют?

-Какая птица уничтожает вредных насекомых?

-Какие это птицы?

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно.

Игра «Собери картинку»

Воспитатель: Ребята, у нас в конвертах разрезные картинки.

Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их. (Детям, затрудняющимся в выполнении, воспитатель дает зрительную опору в виде целостной картинки).

Воспитатель: Расскажите, чьи изображения вы сложили.

Воспитатель: Молодцы ребята, и с этим заданием вы справились. А теперь давайте поиграем с нашими пальчиками.

Упражнение «10 птичек - стайка»

Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развесёлый чиж.
Ну, а эта – злой орлан.
Птички, птички – по домам! 

Упражнение «Улетают – не улетают»

Воспитатель: Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

 

 

Насекомые прячутся и им нечем питаться.

Он достает жучков и насекомых.

Он красиво поет.

Им нужно выводить птенцов.

 

 

Маленький.

Короткая.

Белая.

Черный.

 

 

Птенцы.

Клюв.

Перья.

Когти.

 

 

У лебедя.

Скворцы.

У аиста.

Ласточка.

Скворцы.

Грач.

Перелетные птицы.

 

 

Собирают разрезные картинки и называют какая у них на картинке изображена птица.

 

 

 

 

 

Самомассаж каждого пальца по очереди.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перелетная птица – машут руками. Зимующая птица – садятся.

7 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Систематизация знаний.

 

 

Воспитатель: На этом наше путешествие в мир птиц закончилось.

Ребята, о каких птицах мы сегодня говорили? (О перелетных птицах).

Воспитатель: Не забывайте, что птицы - наши друзья, младшие братья, и мы их как старшие должны беречь и охранять. Все наши перелетные птицы улетели, но чтобы вы их не забыли до весны, они передали вам угощение с названием перелетной птицы «Ласточка».

Дети вспоминают, чем они занимались на занятии

2 мин