Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского муниципального района
Новосибирской области детский сад «Золотой ключик»
Технологическая карта НОД в старшей группе
«Волшебный сундучок Деда Грамотея».
Выполнила:
воспитатель
Ластовская Татьяна Михайловна,
ДОУ «Золотой Ключик»
2023
Тема: «Волшебный сундучок Деда Грамотея».
Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников.
Задачи:
Обучающая:
Продолжать учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. Закреплять умение делить слова на слоги. Учить согласовывать глаголы с существительными. Закреплять знания согласных и гласных звуков.
Развивающая:
Развивать фонематический слух, воображение, творческое и логическое мышление.
Воспитывающая:
Воспитывать аккуратность в работе, правильное поведение.
Интеграция: «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Используемый материал: Сундук, письмо, замок и ключи от картона, карточка с изображением цветка, декоративный аквариум, групповые уголки, карандаши простые, раскраски.
Этап занятия, его продолжительность |
Задачи этапа |
Деятельность педагога |
Деятельность воспитанников |
Методы, формы, приёмы, возможные виды деятельности |
Результат |
Организационный момент 1мин |
Организовать |
Приветствие, |
Дети проходят в группу, здороваются с гостями; вспоминают правила. |
Прежде чем начать наш разговор, давайте вспомним некоторые правила 1. Каждый день всегда, везде, На занятиях в игре, Громко, четко, говорим, Никуда мы не спешим. 2. Если хочешь ответить, не шуми, Только руку подними. |
Привлечение направленного внимания. Внутренняя мотивация на деятельность. |
Актуализация внимания 2 мин. «Речевое развитие».
|
Сосредоточить внимание детей на слушание письма и выполнении последующих заданий. |
Чтение письма от «Деда Грамотея» |
Слушание письма; |
Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри. (Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо) Воспитатель: Сундучок-то не простой! С семью замками! Давайте прочитаем письмо: «Дорогие дети старшей группы! Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с семью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха! Дед Грамотей».
|
Мотивация детей на выполнение последующих заданий. |
Основная 1 часть 8-10 мин. «Речевое развитие». |
Закрепление имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений. |
Чтение заданий от «Деда Грамотея», загадывание загадок. По необходимости оказание помощи детям в различных видах деятельности. |
Ответы на вопросы воспитателя; выполнение различных заданий от «Деда «Грамотея»; отгадывание загадок. |
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи? (Ответы детей) Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке: Есть в комнате портрет, Во всём на вас похожий. Засмейтесь – и в ответ Он засмеётся тоже. Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало! (Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала) Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием – один замок откроем! Задание №1. Воспитатель: Помощники Деда Грамотея принесли для вас карточку с изображением цветка. Что это за цветок? Дети: Мак Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый звук? Дети: М-м-м… Воспитатель: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м… Получается? А что нам мешает? Дети: Губы Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук? Дети: Согласный Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Мак? Дети: М-аааа-к! Звук А Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук. Дети: А-а-а… Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук? Дети: Гласный. Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук К и определяют, что он не поётся, а значит он согласный. Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ! (Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)
Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Не куст, а с листочками, Не человек, а разговаривает, Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги! (Находят второй ключ, выполняют второе задание.)
Задание №2. Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру « Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но… забыл слова. Давайте поможем Дедушке!
Над лугами, над водой Хлынул дождик проливной, А потом повисло В небе коромысло. Ребятишек радует Цветная … (радуга).
Утром дед спросил у внучки: Почему не моешь… (ручки)
Михаил играл в футбол И забил в ворота…(гол)
Солнце светит очень ярко, Бегемоту очень … (жарко).
Где обедал воробей? В зоопарке у…(зверей)
У себя в саду Андрейка Поливал цветы из… (лейки)
Жук упал и встать не может, Ждёт он, кто ему…(поможет)
(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ) Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Деда Грамотея:
Посмотрите, дом стоит, До краёв водой налит, Без окошек, но не мрачный, С четырёх сторон прозрачный. В этом домике жильцы – Все умелые пловцы. (Аквариум) (Дети достают ключ, он находится возле аквариума) Задание №3. Воспитатель: Вот и третье задание с третьим ключом: это рассказ. «Зина любила прыгать через веревочку. Попросила она у мамы верёвочку, и побежала с ней на полянку. Посмотрела кругом – нет её подружек! Зина начала громко звать подруг: Ма – ша!, Ма – ри – на!, Та – ня!, На – та – ша!, Ва – ля!. Подружки услышали, прибежали и начали весело играть». Вопросы к детям: Как девочка звала своих подруг? Называла ли она целое слово, или произносила его по частям? Почему девочка именно так звала своих подруг? (ответ: так лучше слышно) Мы с вами знаем, что все слова можно разделить на слоги, и мы с вами сейчас попробуем сосчитать, сколько слогов в именах девочек. (Дети делят имена на слоги с помощью двух приёмов: с помощью руки, подставленной к подбородку и с помощью хлопков). Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой? Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».
|
Закрепление имеющихся знаний. Обогащение словарного запаса детей.
|
Физминутка 1-2 мин. «Социально –коммуникативное развитие», «Речевое развитие» |
Снять усталость и напряжение;внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью; тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций.
|
Вместе с детьми проговаривает текст и показывает движения. |
Выполняют движения по показу и в соответствии с текстом. |
«Буратино» Буратино потянулся, Руки в стороны развёл, Раз – нагнулся, Ключик так и не нашёл. Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать, Три – нагнулся. Надо на носочки встать. Ключик вдруг упал из рук Наклонится надо, друг!
|
Снятие эмоционального напряжения |
Основная 2 часть 8-10 мин. «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие» |
Закреплять навыки щтриховки. Формировать умение согласовывать глаголы с существительным. Упражнять в умение называть слова с заданным звуком. |
Загадывает загадки; даёт задания от «Деда Грамотея» |
Отвечают на вопросы; отгадывают загадки, выполняют задания. |
Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку: Пишет он, когда диктуют, Он и чертит, и рисует, - А сегодня вечерком Он раскрасит наш альбом.
Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!
Задание №4. Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом и прописью (или тетрадью, можно дать картинки, которые дети должны заштриховать) (Дети справляются с заданием, «открывают» ключом четвёртый замок). Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:
Что за чудо – кирпичи Я в подарок получил. Что сложу из них – сломаю, Всё сначала начинаю. (Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.) Задание №5. Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра! Я буду называть действие, а вы будете отвечать, кто их совершает.
Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка, листья желтые с деревьев…) Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака…) Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка…) Кто и что идет? (Человек, дождь, снег, время…) Кто и что стоит? (Человек, дом, столб, стол…) Кто и что прыгает? (Мячик, заяц, человек…) (Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» пятый замок).
Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать,постарайтесь угадать: Бьют его, а он не плачет, Только выше, выше скачет! Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)
Задание №6. Воспитатель: Слушайте последнее, шестое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста. А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «К»: картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад. Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук «М»: молоко, масло, макароны, сметана, мука. (Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом) После выполнения задания дети получают шестой ключ, |
Закрепление навыков штриховки, умения согласовывать глаголы с существительным, умения называть слова с заданным звуком. |
Пальчиковая гимнастика 1-2 мин. «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное». |
Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений. Совершенствовать умение подражать взрослому, понимать смысл речи. |
Проговаривание текста и показ движений пальчиковой гимнастики. |
Выполнение движений в соответствии с текстом пальчиковой гимнастики |
А чтобы открыть сам сундук нам в этом поможет пальчиковая гимнастика «Замок»: На двери висит замок. Кто его открыть бы мог? Постучали (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы) Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.0 Потянули (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.) И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.) Сундучок открывается. |
Снятие напряжения пальцев рук. |
Заключительный этап. 3-4 мин. |
Вызвать эмоциональный отклик на сюрпризный момент. |
Сюрпризный момент. Задаёт вопросы. |
Отвечаю на вопросы; принимают угощение. |
Подведение итогов НОД: Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит! Дети: Это Печенье в форме букв! Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить! Спасибо Деду Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности? Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки!
|
Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, обобщение полученного ребенком опыта. Получение удовлетворения от выполненной работы. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.