Конотопцева Виктория Николаевна
Учитель начальных классов
МБОУ г. Иркутска гимназия 25
Тема: Обозначение звука [й’] на письме перед гласным.
Планируемые результаты:
Предметные:
- умеют обозначать звук [й’] на письме перед гласным.
- умеют выполнять звуковой анализ слова.
- умеют читать слоги и слова.
Метапредметные:
Познавательные:
- умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
(на этапе формулирования учебной задачи)
- умение преобразовывать объект из чувственной формы в знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта
(в процессе записи слова звуками и при моделировании учебной задачи)
Регулятивные:
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности
(на этапе создания ситуации успеха – записи слов звуками и буквами, при моделировании и решении учебной задачи)
Коммуникативные:
- умение слушать собеседника и возможность вести диалог
(на этапе постановки учебно-практической задачи, при формулировании, моделировании и решении учебной задачи)
Личностные:
-
формирование познавательных интересов и учебных мотивов
(при создании интеллектуального конфликта,
моделирования и решения учебной задачи)
1.
Создание ситуации успеха
Предлагаем учащимся задание практического
характера, которое они смогут выполнить известным способом действия.
Задание: Запишите слова звуками и буквами.
Требования к языковому материалу:
слова с известным лексическим значением
слова без орфограмм
все звуки отчетливо слышны
с изученными буквами
слова, где звук
[й’] стоит на конце слова и слога.
Слова: лайка, змейка, майка, май, рай,
лай.
Дети по цепочке выходят к доске и записывают слова.
2. Постановка учебно-практической задачи
Возникновение интеллектуального конфликта
Ученик выходит к доске и записывает слово МАЯК (заранее выясняем лексическое значение)
У: Прочитаем слово
у: Майак.
У: Верно ли мы записали слово?
у: Нет, потому что буква А является показателем твёрдости предыдущего согласного.
У: Какая ещё буква обозначает звук [а]?
у: Буква Я.
У: Давайте попробуем подставить букву Я в слово.
У:
Читаем.
у: Маййяк.
У: Верно ли мы записали слово?
у: Нет, у нас появился лишний звук [й’].
У: А почему это случилось?
у: Потому что буква Я выполняет две работы: обозначает звук [й’] и гласный звук[а].
Определение области знания и незнания
У: Почему у нас не получилось обозначить один звук [й’]?
у: Потому что мы знаем, как обозначить звук [й’] в конце слова и слога, а как обозначить звук [й’] перед гласным мы не знаем.
3. Формулировка учебной задачи
У: Какой вопрос у нас возникает?
у: Как обозначить звук [й’]перед гласным на письме.
4.
Моделирование учебной задачи
У: Обозначим на модели то, что мы знаем и то, что мы должны узнать.
1.
2.
5.Решение
учебной задачи
У: Что нам нужно, чтобы решить нашу проблему?
у: Нам нужно убрать букву Й.
У: Почему?
у:
Потому что звук [й’] на письме обозначается только в конце слова и слога.
У: Давайте попробуем убрать букву Й из нашего слова.
У:
Читаем.
у: Маяк.
У: Мы смогли записать слово правильно?
у: Да, мы хотели записать слово [май’ак] и записали его.
Предлагаем учащимсязаписать слова юла, ёлка, ель звуками и буквами.
У: Какой вывод мы можем сделать?
у: Если звук [й’] стоит перед гласным, то на письме он обозначаетсягласными буквами: е, ё, ю, я.
У: Составим модель.
у:
У: Молодцы, а как можно изменить предыдущую модель обозначения звука [й] на письме на конце слога и слова.
у: В предыдущей модели звук [й] стоит не перед гласным, поэтому можно составить следующую модель.
У: Правильно! Какие способы обозначения звука [й] на письме вы знаете?
у:
Если звук [й] стоит не перед гласным, то на письме он обозначается с помощью буквы й.
Если звук [й] стоит перед гласным, то на письме он обозначается с помощью гласных букв е, ё, ю, я.
У: Верно! Молодцы!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.