Технологическая карта образовательной деятельности по изобразительной деятельности (рисованию)
Вид деятельности: Рисование «Кто живет в зимнем лесу?»
Возрастная группа: разновозрастная (5-6 лет)
Форма организации: групповая
Программное содержание: Учить дополнять зимний пейзаж обитателями леса.
Закреплять умение рисовать животных по алгоритмическим схемам, передавая в движении их характерные особенности, фактуру шерсти.
Совершенствовать технические умения и навыки работы кистью и красками.
Развивать фантазию, воображение и творчество.
Воспитывать любовь и бережное отношение к обитателям леса.
Планируемые результаты: Дети умеют рисовать диких животных по схемам, передавая в движении их характерные особенности, фактуру шерсти; правильно рисуют округлые линии, могут рисовать кончиком кисти и способом «тычка».
Предварительная деятельность: Рассматривание картин, выполненных разными художниками – анималистами, иллюстраций с изображением диких животных. Беседа о жизни диких животных зимой. Дидактическая игра «Кто живёт в лесу?». Заучивание стихов и загадок о диких животных. Рисование диких животных по схемам. Знакомство с новым приемом рисования щетинистой кистью.
Демонстрационный материал: Пособие с изображением леса, дикие животные из фетра, иллюстрации с изображением белки, лисы, зайца, магнитная доска с магнитами.
Раздаточный материал: Алгоритмические схемы рисования диких животных; нарисованные детьми пейзажи; по 3 кисти на каждого ребенка: средняя беличья №4, тонкая беличья №2 и щетина №4; подставки под кисти; гуашь; стаканы с водой; палитры; салфетки; простые карандаши; терки.
Литература:
Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Макеенко Е.П., Котова Л.Н, Михайлюк С.И., Бридько Г.Ф., Губанова Н.В., Кобзарь О.В. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 208 с.
Комарова Т. С. K63 Обучение детей технике рисования. Изд. 2-е. перераб. и доп. М., «Просвещение», 1976. 158 с. с ил.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. Москва;2012. – 129 с.
Т. С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий., 2011
№ |
Этапы Деятельности. Задачи этапа |
Деятельность педагога |
Методы, формы, приемы |
Предполагаемая деятельность детей |
1. |
Организационно-мотивационный этап. Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме. |
- Ребята, давайте возьмемся за руки. Улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение. - Помните, недавно мы с вами были художниками – пейзажистами и писали что? - Давайте, с хорошим настроением мы подойдем и полюбуемся на эту красоту. Помните, все ваши пейзажи мы объединили, чтобы лес получился большим. - Какие краски вы использовали для изображения зимнего леса? - Это теплые или холодные цвета? - Дети, у вас у всех получился очень красивый зимний лес. А что вы рисовали, чтоб получилась такая красота? - Присядьте и полюбуйтесь на лес. - Мне так понравилось ваше творчество, что мне очень захотелось, чтоб вашу красоту увидели и гости, и лесные жители. (Открываю пособие с изображением леса) |
Вопросы к детям. Беседа. Показ детских работ
Демонстрация наглядного пособия |
Дети берутся за руки, улыбаются.
Вспоминают, что рисовали зимний лес.
Любуются собственным творчеством. - Использовали белые, голубые, коричневые, черные краски. - Это холодные цвета.
- Рисовали деревья, кусты, облака, снег. Дети присаживаются полукругом, рассматривают пособие с изображением леса |
2. |
Основной этап.
Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме. Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений. |
- Посмотрите, это - лес и он очень похож на тот, который изобразили вы. - Кого можно встретить в зимнем лесу? - В нашем зимнем лесу тоже обитают звери, но сейчас они спрятались в своих домиках и ждут, когда вы их узнаете. Отгадайте загадку: Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке серенькой зимой, А в рыжей шубке - летом. - Если вы знаете, где живет белка, тогда помогите ей показаться. - Только почему – то у нее шерстка серого цвета. Почему у белочки поменялся цвет шерстки?
- А кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме? - Давайте проверим. Кто знает, где в лесу может прятаться заяц? - Действительно, заяц тоже поменял цвет шубки. А зачем он это сделал? - Кто же еще может жить в лесу. Слушайте следующую загадку: Рыжая плутовка Спряталась под елкой, Зайца ждет хитрюга та. А зовут ее? … - Как вы думаете, меняется зимой цвет шерсти у лисы?
- А как называется дом лисы? - Кто смелый и достанет лису из норы? - Кого мы не встретим зимой в лесу и почему? - Правильно, мы зимой не увидим медведя. - А где он спит? - Он в берлоге крепко спит, и его нельзя будить. А что может произойти, если вдруг кто-то потревожит медведя средь зимы? - Давайте, я тихонько загляну в берлогу к медведю и проверю, крепко ли он спит, как ему зимуется. (Достаю медведя, показываю, что он спит). - Медведь действительно спит, и будить мы его не будем. - Ребята, жаль, что у нас нет фотоаппарата. Хотелось бы сфотографировать животных, которых мы встретили. - А мы можем сделать фотографии своими руками? Как? - Встаньте и покажите, как можно изобразить хитрую лису? - А что может делать заяц? Покажите, как он боится, прыгает. - Как белка грызет орешки. И как спит медведь. - Давайте внимательно рассмотрим животных, которых мы сегодня повстречали. - Чем похожи животные?
- Но ведь они же чем – то и отличаются? -Давайте наберемся сил перед ответственным заданием. Физкультминутка Мы пришли в зимний лес. Сколько здесь вокруг чудес! Березка в шубке стоит, Елка на нас глядит. Вот и зайка проскакал. От лисы он убежал. Лишь медведь в берлоге спит, Так всю зиму он проспит. - Ребята, вы много знаете о животных, подумайте, кого бы вы хотели изобразить в своем лесу. Возьмите схему рисования животного и рисунок своего зимнего леса. Пройдите за столы. - Напоминаю, что сначала нужно сделать набросок простым карандашом, отметив расположение и размер частей. Схема подсказывает последовательность рисования частей. Подумайте, что будет делать ваш зверь: бежать, сидеть, спать, или прятаться. От этого будет зависеть положение лап, ушей, хвоста. Чтобы вашему зверю было куда прятаться не забудьте нарисовать ему дом. - Обратите внимание, что всегда необходимо начинать рисовать с самой крупной детали и заканчивать прорисовкой мелких частей. При рисовании животных самая большая часть это…? - С помощью каких геометрических форм можно рисовать зверей? - Каким цветом будем раскрашивать лису? Медведя? Зайца? Белку? - Кто будет рисовать белку, как вы получите серый цвет?
- Какой кистью нужно рисовать детали: глаза, кисточки на ушах, когти, усы, кончик носа? - Вы уже знаете, как можно рисовать животное, чтобы показать пушистый мех. Давайте вспомним. Возьмите в правую руку щетинистую кисть вертикально. И покажите в воздухе, как будете рисовать способом «тычка» - Можно ли опускать кисть в воду при рисовании «тычком»? - Все остальные правила рисования вы знаете. А для того чтобы у вас все получилось, нужно приготовить пальчики к работе. Мы поиграем с ними. Пальчиковая гимнастика «Звери» У зверей четыре лапы. Когти могут поцарапать. Не лицо у них, а морда.
Хвост, усы, а носик мокрый.
И, конечно, ушки Только на макушке. - Возьмите карандаш в руку и приступайте к работе.
|
Вопросы к детям
Загадывание загадки
Появление объекта (белки)
Появление объекта (зайца)
Загадывание загадки
Проблемный вопрос
Проблемный вопрос Подражательные упражнения с детьми
Рассматривание иллюстраций.
Физкультминутка Художественное слово
Указание Напоминание Словесная инструкция Показ способов изображения. Закрепление способов рисования. Обследование образца. Вопросы к детям.
Прорисовка жестом.
Пальчиковая гимнастика.
Словесное указание. |
Рассматривают.
- Можно встретить диких животных.
Слушают и отгадывают загадку про белку.
(Ребенок достает из дупла белку и садит на ветку.
- Цвет шерстки она меняет для того, что бы ее трудно было заметить на деревьях. - Заяц тоже меняет цвет шубки. - Заяц может прятаться за кустом. (Ребенок достает из – за куста зайца.) - Чтобы прятаться от хищников в сугробе, словно белый снежок. Слушают и отгадывают загадку про лису.
- Лиса зимой рыжая, потому что ей не от кого прятаться, она – хищник. - Дом лисы - это нора. (Достают лису.) - Мы зимой не увидим медведя. Он зимой спит. - Медведь спит в берлоге. - Медведь разозлится и может нападать на людей.
- Мы можем нарисовать животных. (Дети изображают повадки и мимику лисы) - Заяц может прыгать, бояться, прятаться… (Рассматривают изображения животных.) - У всех зверей есть овальное туловище, круглая голова, хвост, 4 лапы, уши, шерсть на все частях тела) - Звери отличаются размерами, формами, цветом.
(Ходьба на месте) (Развести руки в стороны) (Отвести правую руку в сторону) (Отвести левую руку в сторону) (Прыжки) (Имитация «лисьей» походки) (Имитация сна)
(Дети выбирают схему рисования животного, рисунок своего зимнего леса и занимают место за столом, внимательно слушают.)
- Туловище. - С помощью овала, круга, треугольника. Ответы детей.
- Нужно смешать белый с черным цветом. - Нужно рисовать тонкой кистью.
(Дети показывают в воздухе способ рисования «тычком»)
- При работе «тычком» кисть в воду опускать нельзя.
(Поднимают и опускают четыре пальца на руках) (Пальцы двигаются как коготки) (Гладят лицо, затем соединяют пальцы двух рук, образовав шарик) (Волнообразные движения рукой, «рисуем» усы, круговые движения пальцем по кончику носа) (Растираем ладошками свои ушки) (Массажируем две точки темени) Приступают к работе.
|
3. |
Этап практического решения проблемы.
Овладение действиями, способами решения проблемы. |
Самостоятельная деятельность детей Во время рисования слежу за осанкой детей, за тем как держат, карандаш, кисть. Осуществляю индивидуальную помощь (дополнительный показ, совет, частичный показ). |
Индивидуальная помощь. Дополнительный показ на отдельном листе своим карандашом или кистью. Совет. Частичный показ. |
Дети выполняют творческое задание, рисуют животных по алгоритмическим схемам и их жилища. |
4. |
Заключительный этап Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки. |
- Кого вы сегодня рисовали? - Значит, вы сегодня были художниками – анималистами. Это художники, которые изображают животных.
- С какими животными мы встретились в лесу?
- Предлагаю все ваши работы снова объединить в один большой лес! Проводится анализ работ. - Какие замечательные рисунки у вас получились! - Ты кого нарисовал? Какой он у тебя получился? - Давайте найдем самого пушистого зверя, самого толстенького, самого большого, самого маленького, самого доброго. - Какой рисунок понравился больше всего и почему? - Молодцы, ребята! Вы сегодня очень постарались, рисовали увлеченно, с желанием. - Работы получились аккуратные, звери на них, как живые. - Как человек должен относиться к диким животным? - Давайте мы сами никогда не будем обижать зверей и не дадим их другим в обиду. И тогда наша Земля будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных, для всех растений, для всех птиц. - А вы любите дарить подарки? А получать? - Вы сделали замечательные подарки животным – красиво их изобразили, нарисовали им уютные теплые дома. Но я знаю, что у лесных жителей для вас и наших гостей тоже есть сюрприз. Нужно только очень аккуратно просунуть руку в их домик. |
Вопросы. Активизация словаря. Показ и анализ детских работ. Обсуждения.
Этическая беседа.
Сюрпризный момент. |
- Рисовали диких животных.
- Встретились с белкой, зайцем, лисой и медведем.
(Дети крепят свои работы магнитами на магнитную доску, любуются)
(Отвечают на итоговые вопросы, рассуждают, делают выводы.)
- Люди должны беречь и охранять животных.
(Дети просовывают руку в одну из норок и достают сюрприз, приглашают гостей выбрать подарок от лесных жителей.) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.