Технологическая карта открытого урока музыки в 6 классе по теме Небесное и земное в творчестве И.С. Баха.
Оценка 4.6

Технологическая карта открытого урока музыки в 6 классе по теме Небесное и земное в творчестве И.С. Баха.

Оценка 4.6
docx
01.10.2022
Технологическая карта открытого урока музыки в 6 классе по теме Небесное и земное в творчестве И.С. Баха.
Технологическая карта урока Небесное и.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ

в 6 классе по теме «Небесное и земное в музыке И.С. Баха»

 

 

Дата урока/ класс

/___/_________/ 20___ г. / 6 класс

Раздел /Тема уро­ка

«Небесное и земное в музыке И.С. Баха»

Педагогические цели

Познакомить учащихся с творчеством композитора И.С. Баха и учится понимать чувства, выраженные в его музыке.

Задачи

Образовательные: Научить разбираться в музыкальных жанрах и формах; знакомство с новыми понятиями: Хорал. Страсти. Орган;

Воспитательные: Способствовать формированию музыкальной культуры учащихся на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства. Воспитание духовности ребёнка через эмоционально-образное восприятие искусства (музыки, поэзии, живописи);

Развивающие: Способствовать развитию целостного музыкального мышления на основе творческого восприятия их в самостоятельном опыте. Расширять эмоционально-образовательную сферу художественных образов.

Тип, форма урока

Изучение и закрепление новых знаний и способов действий, урок-исследование.

Проблема урока

Формирование ощущения широты стиля композитора, многогранности его таланта; эмоциональное восприятие музыки И.С. Баха.

 

Планируемые ре­зультаты (пред­метные)

Учащиеся узнают: факты биографии И.С. Баха, особенности его музыки (жанровые и стилевые).

Учащиеся научатся: выявлять особенности музыкального языка и стиля композитора, определять в звучании различные танцы, их нацио­нальную принадлежность.

Учащиеся получат возможность научиться: воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведе­ниях как способе выражения чувств и мыслей человека; эмоционально отвлекаться на искусство, выражая отношение к нему в различных видах дея­тельности.

Метапредметные универсаль­ные учебные дей­ствия

Личностные: эмоционально воспринимать музыку И.С. Баха, понимать ценность его творчества для мировой музыкальной культуры.

Познавательные: сравнивать характер музыкальных произведений, анализировать средства музыкальной выразительности; овладение на­выками смыслового прочтения содержания «текстов» музыкальных произведений в соответствии с целями и зада­чами учебной деятельно­сти.

Коммуникативные: осуществляют продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных му­зыкально-творческих задач, высказывать и отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других, ува­жать это мнение.

Регулятивные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в различных видах музыкально-твор­ческой дея­тельности (слушание, пение, пластическое движение), строить речевые высказывания, отражающие содержание музы­кальных произведе­ний.

 

Основное содер­жание темы, по­нятия и термины

Органное творчество И.С. Баха. Знакомство с новыми понятиями: Хорал. Страсти. Орган;

Образовательные ресурсы

Учебник «Музыка»: класс, с. 66-71; фонохрестоматия музыкального материала, мультимедийная презентация, видеоролики, раздаточный материал (рабочие карты).

Музыкальный материал

"Страсти по Матфею"; Токката и фуга (ре минор); Фуга №2 (до минор) из «Хорошо темперированного клавира»; Хорал № 63 «O Haupt woll Blut und Wunden»; «Шутка» из Сюиты № 2 (в классическом исполнении); «Шутка» из Сюиты № 2 (в современной обработке)

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма и методы контроля

осуществляемые действия

Ожидаемый результат

Эпиграф к уроку:

«Благодаря истории мы точно принимаем каждого из великих

людей в своём доме, узнаём «кто он и что» и выбираем из его подвигов                                                                                         

самые значительные и прекрасные».

(Плутарх)

 

Мотивирование к учебной деятель-ности (организа-ционный момент)

 

 

 

Организует вход в класс. Исполняет музыкальное приветствие.

Проводит проверку готовности к уроку.

- Сегодня у нас очередная встреча с музыкой. Я надеюсь, что она будет для нас не только познавательной, но и приятной.

 

Организованно входят в класс под музыку.

Привет­ствуют учителя и гостей. Организуют свое рабочее место.

Вслушиваясь в звучание музыки, входят в класс, стараясь присоединится к музыке.

Фронтальная. На­блюдение, слуша­ние.

 

 

 

 

Повторение изу-ченного материла (актуализация знаний, проверка д/з)

 

 

Организует повторение изученного ранее материала (про­верка прой­денных тем), корректирует формулировки вопросов и ответов.

- Мы продолжим изучение раздела «Духовная музыка», но сегодня перенесемся в Западную Европу и поговорим о творчестве композитора И.С. Баха. Ранее на уроках мы говорили о русской духовной музыке.

- Кто может напомнить нам музыка каких композиторов звучала на предыдущих уроках? (В.Г. Кикты, В.А. Гаврилина)

- Что композиторы выражали в своих произведениях? (Свое отношение к родной истории и русской природе)

 

Принимают участие в обсуждении

 

Активное участие.

Фронтальная.

Наблюдение, уст­ный опрос.

Постановка учебной задачи и проблемы урока

 

 

 

 

Организует самостоятель­ную формулировку учащимися учебной задачи и способов ее решения; подводит учащихся к формулировке пробле­мы урока.

 

- «Благодаря истории мы точно принимаем каждого из великих людей в своём доме, узнаём «кто он и что» и выбираем из его подвигов                                                                                  самые значительные и прекрасные». (Плутарх)

 

-  Сегодня на уроке будет звучать музыка И.С. Баха. Музыка, в которой талантливым образом слились надежда и отчаяние, радость и боль, бренное и вечное, земное и небесное.

      Бах писал музыку, когда мир был совсем иным – ещё передвигались на лошадях, стреляли из мушкетов, секли людей  шпицрутенами, фортепиано было в диковинку. И жизнь тащилась медленно и сонно, как почтовая карета из Лейпцига в Гамбург.

 

(показ на карте Германии и города Лейпциг, обратить внимание детей на стенд с фотографиями старого Лейпцига).

 

Рассматривают и читают страницы учебника, озвучива­ют известные им сведения и проблемные вопросы, предлагают формулировки учебной задачи, формы музыкально -творческой

деятельности, выстраивают план урока.

Моделирование художественно-творческого процесса.

 

Восприятие информации.

Эмоциональный отклик.

Активное участие в обсуждении

Желание высказаться

Фронтальная. Уст­ный опрос,

работа с учебником

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение нового материала

 

 

 

 

 

Знакомит учащихся с фактами биографии И.С. Баха.  

 

- Во времена Баха церковь была всесильна. Композитор работал

кантором церкви Св. Фомы в городе Лейпциге. В обязанности кантора входило писать музыку к богослужениям, руководить хором и быть учителем в церковной школе. С него требовали очень многое, а давали почти ничего.

     Главное, Бах должен был к каждой воскресной службе и каждому празднику сочинять по новой кантате. Тут-то и начинались для него самые большие трудности.

     Композитор стремился к доступности церковной музыки для простого народа. Он включал в свою музыку народные песенные и даже танцевальные интонации, а церковные власти заставляли его писать музыку традиционную, отвечающую канонам средневековья. Вставал вопрос о лишении Баха прав исполнять в церкви свою музыку, т.к. его музыка мешает верующим сосредоточиться в религиозном настроении.

 -  Как вы думаете, а какой по характеру был композитор? (Могучий духом, уверенный.)

- Бах Иоганн Себастьян (1685-1750 гг) – выдающийся немецкий композитор, органист, представитель эпохи барокко. Непревзойденный мастер полифонии.

 

За свою жизнь написал более 1000 произведений. Среди них: "Хорошо темперированный клавир" (ч.1 – 1722 г, ч.2 – 1744 г.), "Страсти по Матфею" (1727 г),

"Страсти по Иоанну" (1724 г),

шесть "Бранденбургских концертов" (1711-1720 гг) и пр.

 

- Его музыка оказала сильнейшее влияние на творчество последующих композиторов

 

Слушают рассказ учителя, самостоятельно вносят от­веты на вопросы в рабочую карту.

Просмотр презентации

 

Проявление интереса к информации.

Эмоциональный отклик.

 

 

 

 

 

 

Рассказ, беседа

Слушание, просмотр

Усвоение новых знаний и способов действий

"Страсти по Матфею"; Хорал № 63 «O Haupt woll Blut und Wunden»

Организует работу с музыкальными произведениями И.С. Баха: слушание, музыкальная характеристика, срав­нение.

 

- На экране мы видим Библию. Новый завет. Четыре евангелиста описали земную жизнь Иисуса Христа. Бах создал два грандиозных произведения на основе двух евангелий. Речь пойдёт об одном из произведений – «Страсти по Матфею». Давайте запишем в тетради понятие:

 

«Страсти или страдания – рассказ о последних днях земной жизни Христа»

 

- Что это за произведение? Об этом нам подготовил сообщение (____________).

 

- Страсти – одно из наиболее масштабных произведений Баха. Оно состоит из 78 частей в том числе речитативов (включая чтение Евангелия нараспев), арий, хоралов и хоров. Общая продолжительность звучания – около 3 часов. Изначально предназначенная для лютеранского богослужения, в наши дни эта музыка чаще исполняется на концертной эстраде. «Страсти по Матфею» - одна из вершин творчества Баха и мировой музыкальной культуры в целом.

 

- Главная роль в повествовании принадлежит Евангелисту. Он говорит прозой, от лица очевидца. Сольные номера чередуются с хоралами. Запишем ещѐ одно понятие:

 

Хорал –

1) одноголосное песнопение в христианской церкви;

2)  многоголосная обработка. Является частью ораторий и кантат.

(Звучит хорал.)

 

 - Какая музыка по характеру?

 - О чём думали, слушая такую музыку?

 - Расскажите о вашем настроении

 

Что-то в музыке поминальное,

Что-то щемящее сверх понимания,

Что-то грустное, что-то печальное,

Что-то пустынное до одичания.

Что-то скифское и курганное,

Чернобыльное и полынное,

Первородное, первозданное,

Богатырское и былинное,

Что-то смелое и решительное,

И прямое, как высота,

Что-то самое значительное –

Человечность и доброта.    

                                         (Виктор Боков)                                    

 

Слушают рассказ учителя, музыку, делают записи в тетради.

Активное участие в обсуждении.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение

В. Бокова

Сообщение уч-ся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заинтересован-ность обсуждаемым вопросом,

Дети научатся применять знания о

средствах

музыкальной выразительности.

 

 

 

 

Рассказ, слуша­ние, беседа, размышление

Слушание, размышление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физ.минутка

 

 

 

 

 

 

 

«Улетают журавли».

 

Улетают журавли движения, имитирующими взмах крыльями  Далеко за край земли,

За поля и за луга, поочередное разведение рук с поворотом

За высокие стога. поднятие рук вверх  

Улетают журавли движения, имитирующие взмах крыльями Далеко за край земли. 

Листья по ветру летят, хаотичное движение руками  

Журавлей догнать хотят. руки вперед, через стороны вниз

Слушают рассказ учителя, музыку, делают записи в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкально-ритмические движения

Усвоение новых знаний

(про­должение)

Токката и фуга (ре минор); Фуга №2 (до минор) из «Хорошо темперированного клавира»; «Шутка» из Сюиты № 2 (в классическом исполнении); «Шутка» из Сюиты № 2 (в современной обработке)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует работу с музыкальными произведениями

И.С. Баха: слушание, музыкальная характеристика, срав­нение.

 - При жизни Бах был известным органистом, но не композитором. Слава композитора пришла к нему лишь спустя пол столетия после его смерти. Более того, большинство его произведений после смерти были забыты и лишь в 1829 году после исполнения Мендельсоном "Страстей по Матфею", началось возрождение произведений и возвеличивание имени великого композитора.

 - Он работал в таких жанрах как токката, фуга, страсти.  Давайте с каждым из них познакомимся более подробно.

 

(Звучит фрагмент Токкаты и фуги ре минор)

Назвать произведение.

 

-  Что означает слово «токката»?  (Сообщение уч-ся)

 

- Слово «токката» - означает трогать, дотрагиваться.

 

 - Скажите, какая по характеру «токката» у Баха?

-  Музыка величавая, гордая, торжественная.

 

- «Токката» строится на интонациях, которые создают напряженность, проблему над которой стоит задуматься.

    

-  А как объяснить слово «фуга»? (Сообщение уч-ся)

 

- «Фуга» - с латинского означает «бег», это сложное музыкальное  произведение, где один голос как бы догоняет другой. В основе большинства фуг лежит одна тема. Фугу всегда начинает один голос, который излагает тему. В зависимости от числа голосов фуга может быть 2-х, 3-х, 4-х, 5-тиголосной.

 

- Как вы думаете, произведение это полифоническое или гомофонное? Если гомофония – это когда один голос главный, а другие – второстепенные. А полифония это когда все голоса равнозначны, одинаково важны.

 

- «Полифония» переводится как многоголосие». Каждый голос самостоятелен, поэтому все голоса выразительны и напевны. В полифонии все голоса развиваются по принципу имитации или подражанию. В музыке это прием поочередного вступления голосов, при котором каждый голос как бы подражает предыдущему, с некоторым опозданием, повторяя ту же мелодию.

Если одному из голосов нечего сказать, он некоторое время должен помолчать, пока не будет, вполне естественно втянут в беседу. Но никто не должен вмешиваться в середине разговора и не должен говорить без смысла и надобности», – советовал Бах своим ученикам.

 

 - А на каком инструменте исполняется произведение? (на органе)

 

 - Орган – мощный инструмент. Он заменяет звучание всего симфонического оркестра. Играть на нем очень сложно. Порой органисты даже прибегали к помощи своих ассистентов, чтобы вовремя можно было использовать звучание определенного регистра.

 

 – А сейчас прозвучит уже знакомая нам токката и фуга ре минор в исполнении очень известной и популярной в России китаянки Ванессы Мэй. Она скрипачка, никогда не умела играть на органе, но очень хотела исполнить музыку Баха. Хотела её популяризировать среди молодёжи. Ванессе удалось соединить классическую и современную музыку, создав новый стиль: техно-акустику. Обратите внимание на начало произведения и на то, какое развитие получит мелодия дальше.

 

Слушание токкаты в исполнении Ванессы Мэй.

 

Музыка приобрела какое-то изменение? (Нет, только другой инструмент)

– Что напомнило вам начало токкаты? (Возглас, как призыв к молчанию): «Внемлите!» - говорит вступление.

Из вступления рождается музыкальная речь. Какая она по характеру? (Яркая, драматичная, подобная бурной реке весной).

– Как звучит фуга? (Лирично, изящно, в отличие от токкаты фуга напоминает прозрачные воды ручья).

 

– Что это? Трепет верующего сердца? Успокоение после сомнений? Признание в любви? Каждый слышит в этой музыке что-то своё, близкое и понятное только ему одному. А я поймала себя на мысли, что каждый раз, когда я слушаю фугу, она захватывает меня полностью, подчиняет себе, заставляет прожить целую жизнь, полную восторга и сомнений.

 

- Серов говорил:

«Что за гений этот Бах! Возьмет одну мысль (тему) и проводит её все глубже, вживается в ней и вместе с этой мыслью внедряется в тайники души».

Великий Бах, ты – музыка Вселенной, 
Дыхание органа обуздав,
И в XXI веке современном
Ты будешь в человеческих сердцах.
Ручьём сольется мощное звучанье
В последний, торжествующий аккорд,
И человек – частица мирозданья –
Почувствует бессмертия восторг.

 

- Бах был серьезным музыкантом, но никогда не был скучным музыкантом. Он сочинял и веселую, легкую музыку, но отлично понимал, что не она составляет главную часть музыкального искусства, как шутка не составляет главную часть жизни человека.

     Человеческие чувства очень разнообразны, как и музыка И. С. Баха: от серьезной, порой трагической до шуточной, полной юмора. Это часто мы ощущаем в его произведениях.

     Я предлагаю вам послушать музыкальное произведение.

 

              (Звучит «Шутка» в классическом исполнении.)

 

- Какие чувства передала музыка? Задор, легкость.

- Как бы вы назвали это произведение (варианты ответов)

 

- Эта пьеса называется «Скерцо» или «Шутка». Она из «Сюиты № 2».  Давайте вспомним, что означает слово сюита

 

Сюита – это форма музыки, состоящая из нескольких пьес, обычно танцевального склада, которые близки по характеру.

- У Баха много таких сюит, состоящих из старинных танцев.

 

- Как вы считаете, это произведение полифонического или гомофонического склада?  Полифонического.

- А какой инструмент исполнял главный голос? Флейта.

 

- Несмотря на то, что флейта выступает в качестве солиста и музыку, которую она исполняет, мы воспринимаем, как главный голос, другие голоса и сопровождают ее и в то де время достаточно самостоятельны и переплетаются друг с другом, как в полифонической музыке.

 

Слушают музыку, смотрят видеофрагменты, соотносят увиденное и услышанное с настроением, характером музыки, находят соответ­ствующие музыке понятия; делают записи.

Сообщение уч-ся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Желание продолжить общение с музыкой И.С. Баха

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ, слуша­ние, беседа, размышление

Закрепление знаний и спосо­бов действия

Организует закрепление изученного на уроке материла.

 

- А как вы думаете, музыка И. С. Баха современна, интересна в наши дни? (Да)

- Почему? (Понятна, выражает человеческие чувства.)

 

- Да, интерес к музыке И. С. Баха не угасает и сегодня. Известно много интерпретаций (исполнительских трактовок) его сочинений. К ним относится и это произведение.

 

(Звучит «Шутка» в современной обработке.)

 

- Что нового услышали? (Необычное звучание, интересное, современное).

- Какой инструмент, по-вашему, звучал? (Электрогитара)

- Это - электроскрипка

 

- Прослушав столько произведений И.С. Баха, какую особенность его стиля вы могли бы выявить? (ответы детей)

-  Особенностью Баховского стиля является полифонический склад его произведений.

-  А что такое полифония? (ответы детей)

 

- «Полифония» переводится как многоголосие». Каждый голос самостоятелен, поэтому все голоса выразительны и напевны. В полифонии все голоса развиваются по принципу имитации или подражанию. В музыке это прием поочередного вступления голосов, при котором каждый голос как бы подражает предыдущему, с некоторым опозданием, повторяя ту же мелодию.

 

- Прочитайте слова Д. Б. Кабалевского:

«Бывают люди, которые видят то, что перед глазами, а бывают люди, которые много читают, много слушают, много замечают, а главное – много думают и много чувствуют – такие люди очень многое воспринимают в жизни и помогают другим людям понять многое».

 

- Скажите, этими словами мы могли бы сказать о И. С. Бахе? Почему?

(Да. Потому что своей музыкой он доказал, что нужно оставаться самим собой, свободным и независимым.)

- Человеком с большой буквы.

 

 

Отвечают на вопросы учи­теля, опираясь на записи в рабочих картах

Заинтересован-ность

обсуждаемым вопросом.

Фронтальная, уст­ный и письменный  опрос.

Вывод и итог

Помогает в формулировании вывода урока:

- Итак, мы еще раз прикоснулись к музыке великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха.

-  Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей)

-  Какое воздействие оказала на вас музыка И.С. Баха. (ответы детей)

- Сегодня на уроке мы говорили о музыке И. С. Баха. Как вы считаете, в чем заключается сила его музыки? В музыке Баха мы видим желание сделать человека благородным, свободным, гордым

 

 - Я хочу, чтобы каждый из вас стал именно таким.

                    

Формулируют вывод, исхо­дя из поставленной цели и темы урока.

Внутренняя самооценка собственных патриотических чувств

Высказывание собственных суждений

Фронтальная, уст­ный опрос.

Вокально-хоровая работа

 

 

Организует исполнение песни

Работа над точностью испол­нения ритмического ритма, четкостью дикции, правиль­ностью интонирования.

 

участие в обсуждении.

Вокально-хоровая работа

Исполнение песни в характере.

 

на­блюдение, слуша­ние, исполнение, беседа

Рефлексия учебной деятельно­сти на уроке

Организация осмысления собственной деятельности на уроке. Предлагает продолжить фразу:

ü  Сегодня я узнал новое для себя…

ü  Мне было интересно узнать, что…

ü  Сегодня я научился…  

ü  Мне было непонятно…

Оценка деятельности учащихся на уроке (выставление и аргументация отметок)

участие в

обсуждении. Свободные высказывания.

Рефлексия. Закрепление. Высказывание собственных суждений

Фронтальная. Уст­ный опрос.

Домашнее задание

Закрепить понятия: «токката», «фуга», «хорал», «полифония».

Делают записи в дневнике, слушают инструкцию учи­теля.

 

Желание продолжить общение с музыкой И.С. Баха

Индивидуальная.

Запись в тетради.

Выход

 


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ в 6 классе по теме «Небесное и земное в музыке

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ в 6 классе по теме «Небесное и земное в музыке

Метапредметные универсаль­ные учебные дей­ствия

Метапредметные универсаль­ные учебные дей­ствия

Этапы урока Деятельность учителя

Этапы урока Деятельность учителя

Организует самостоятель­ную формулировку учащимися учебной задачи и способов ее решения; подводит учащихся к формулировке пробле­мы урока

Организует самостоятель­ную формулировку учащимися учебной задачи и способов ее решения; подводит учащихся к формулировке пробле­мы урока

Баха прав исполнять в церкви свою музыку, т

Баха прав исполнять в церкви свою музыку, т

Евангелия нараспев), арий, хоралов и хоров

Евангелия нараспев), арий, хоралов и хоров

Физ.минутка «Улетают журавли»

Физ.минутка «Улетают журавли»

Организует работу с музыкальными произведениями

Организует работу с музыкальными произведениями

А сейчас прозвучит уже знакомая нам токката и фуга ре минор в исполнении очень известной и популярной в

А сейчас прозвучит уже знакомая нам токката и фуга ре минор в исполнении очень известной и популярной в

Что за гений этот Бах! Возьмет одну мысль (тему) и проводит её все глубже, вживается в ней и вместе с этой мыслью внедряется в тайники…

Что за гений этот Бах! Возьмет одну мысль (тему) и проводит её все глубже, вживается в ней и вместе с этой мыслью внедряется в тайники…

Как вы считаете, это произведение полифонического или гомофонического склада?

Как вы считаете, это произведение полифонического или гомофонического склада?

Полифония» переводится как многоголосие»

Полифония» переводится как многоголосие»

Вокально-хоровая работа

Вокально-хоровая работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2022