Технологическая карта открытого урока: "Работа над качеством звука интонированием и динамикой в младших классах"
Оценка 4.8

Технологическая карта открытого урока: "Работа над качеством звука интонированием и динамикой в младших классах"

Оценка 4.8
docx
11.05.2023
Технологическая карта открытого урока: "Работа над качеством звука интонированием и динамикой в младших классах"
Открытый урок..docx

Филиал №3 Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

«Детская школа искусств»

Сосновоборского района

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок

 

«Работа над качеством звука, интонированием и динамикой в младших классах»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект открытого урока преподавателя Ернеевой Г.М. с учеником 2-го класса

Шалдыбиным  Никитой  аккордеон, ДШИ филиал №3 Сосновоборского района.

Тема: «Работа над качеством звука, интонированием и динамикой в младших классах»

 

Программа урока

Время

Задачи (цель)

Ход урока

Анализ и задание на дом

1. Организационный момент.

Введение.

2 мин.

Представление ученика.

Введение. Рассказ о важности качественного, выразительного звука. Понять какие средства музыкальной выразительности помогают добиться качественного звука.

Выразительный звук основа художественного исполнения музыкального произведения. Важное место в работе над качеством звука занимает динамика, интонирование, правильное дыхание, филировка звука, туше (способ прикосновения пальцев к клавишам). Работая над произведением, исполняя, его мы должны уметь пользоваться всеми этими средствами. Тогда мы сможем добиться качественного звука.

Ученик освоил самые первые навыки игры на аккордеоне, изучил ряд простых детских песенок в I полугодии. Готов к более осмысленной, выразительной игре, а так же в репертуаре уже есть более сложные произведения.

2. Понятие динамика.

Упражнения.

4 мин.

Добиться точного исполнения заданного динамического оттенка.

Вспомним. Что такое динамика? Какие динамики мы знаем?

Ответ ученика.

Текст всех пьес выучен почти наизусть, с техническими трудностями практически справились, можно больше внимания уделить динамике – это оттенки громкости звучания. Перед тем как приступить к работе в пьесах, рассказать, как извлекается звук, проработать ряд упражнений. Звук на аккордеоне извлекается при нажиме на клавишу с предыдущем, одновременным, последующим движением меха. Преподавателю необходимо продемонстрировать все три приема звукоизвлечения. Затем попросить проделать данные упражнения ученика. Объяснив, что принцип звукоизвлечения зависит от характера пьесы, штрихов. И ученик должен познакомится с ними, и уметь их распознавать при изучении пьес.

Ученик с упражнениями справляется, различает и умеет извлекать звук с разным движением меха.

Упражнения на различную силу звучания.

5 мин.

Научиться точно применять различную силу звука.

Сила звука будет зависть от того, как повести мех. Необходимо рассмотреть какое изменение силы звука есть в музыке: постепенное cres. или dim.;внезапное subitoрезкое - акцент (мех упругий заранее, а не в момент акцента) Для закрепления предоставить ученику работу над данным материалом в упражнениях.

Устный опрос показывает, что ученик знает основные динамические оттенки. С упражнениями справляется, хотя и не сразу, чувствуется волнение. Продолжить и закрепить работу над упражнениями дома.

Обр. Аз. Иванова РНП «Я на горку шла»

5 мин.

Работа над фразировкой, динамикой.

Работая над динамикой и качеством звука, нужно учитывать характер песни. Не забывать о фразировке, для достижения хорошего качества звучания необходимо провести большую работу с меховедением и сменой меха. Выявить кульминацию в пьесе и разобрать динамику, штрихи, взаимосвязанную со словами.

Ученик с точной фразировкой, динамикой справляется, меховедение хорошее, следует более точно запомнить смену меха.

П. Чайковский «Французская песенка»

10 мин.

Работа над характером произведения.

Для того чтобы добиться спокойного, напевного характера пьесы при исполнении, работая над пьесой П. Чайковского «Французская песенка», необходимо полностью выдерживать длительности мелодической партии, а мелкие длительности, особенно в затакте следует исполнять неторопливо, как бы с неохотой покидая их, не подчеркивая и не выделяя. Аккомпанемент должен звучать мягко и не громко. Басы и аккорды исполнять немного укорочено, (но не в коем случаи нельзя отрывисто) – это позволит делать смену меха по фразам на «и», после второй доли такта.

В тексте динамические оттенки указаны. С учеником выяснить, где общая кульминация (точка наивысшего напряжения), она приходится на 6 такт второй части.

При исполнении добиться хорошей кульминации, делая правильную смену меха. Стараться передать динамику, помнить о развитии мелодии в каждом предложении, думать не мотивами, а фразами и предложениями. Работать над интонированием во фразах, предложениях. Помнить, что характер третьей части, одинаков с первой, и поэтому уметь быстро переключаться, так же не забывать о дыхании.

Произведение более объемное. Всю проделанную работу закрепить дома.

Г. Беренс «Этюд».

3 мин.

Закрепление штриха – кистевое стаккато.

В «Этюде» Г. Беренса a moll основной штрих - кистевое стаккато. Степень укорачивания длительностей нот при стаккато и исполнительский прием зависят от характера музыки и темпа. В медленном темпе, когда каждый звук прослушивается отдельно, звуки извлекаются путем краткого прикосновения к клавишам с помощью движения кисти.  Объясняется методика исполнения штриха стаккато, которая состоит из 3 основных частей: замах пальца, удар пальца, отскок от клавиатуры. Именно этим приемом необходимо исполнять данный «Этюд». А так же следить за сменой позиций, ученик должен быстро и не заметно ее осуществлять, так что бы это не мешало выполнению точной динамики и работе над звуком.

Ученик полностью освоил все приемы и навыки в данном произведении.

Д. Кабалевский «Маленькое скерцо».

4 мин.

Чтение с листа и работа над пальцевым стаккато. Показать как характер музыки влияет на данный способ игры, научиться добиваться качественного звука при этом штрихе – пальцевое стаккато.

Данная пьеса берется для чтения с листа и ознакомления с пальцевым стаккато. Объяснить ученику, что есть и пальцевое стаккато. Т.е. при быстром чередовании звуков, воспринимающих на слух, как ритмическая группа (с одним ударением на 2, 4 и более звуков), стаккато исполняется коротким, активным движением пальцев, что диктует характер пьесы и при исполнении этого штриха важно следить за качеством звука каждой ноты, группы нот.

Закрепить дома новый штрих.

РНП «Полянка».

5 мин.

Работа над акцентами.

Работая над качеством звучания в РНП «Полянка» необходимо обратить внимание на акценты. Добиваться качественного его исполнения. Ученик должен научится исполнять акцент коротким и резким движением меха в сочетании с активным нажатием пальцем клавиши, но без специального замаха. Очень важным является предслышание акцента и мышечная подготовка. Упругое движение мехом для выполнения акцента производится, как правило, не в момент нажатия клавиши, а раньше, непосредственно перед акцентом. Конечно, для этого должна быть цезура между акцентируемой нотой и предыдущей. Если цезура отсутствует (например, при игре легато), то подготовка акцента может осуществляться усилением (cres.) предыдущих звуков. Степень резкости акцента зависит от художественной задачи. Разучивая пьесу играть ее надо в замедленном темпе. При повторении можно исполнять песню в разных октавах. Это позволит приобрести данный навык и в менее удобной для исполнения части клавиатуры.

Ученик осознает, как исполняется акцент, но чувствуется отсутствие закрепившихся навыков его исполнения. Продолжить данную работу. В дальнейшем использовать другие произведения с применением акцентов, а так же изучить необходимые упражнения.

Устный опрос о изученном материале.

2 мин.

Закрепление изученного

Ученик отвечал на заданные вопросы.

Ученик отвечал правильно и без затруднений.

Вывод: Ученик на уроке достиг хороших результатов в работе над динамикой, качеством звука и интонированием. Урок был познавательный, интересный, использовались различные методы и приемы. В работе чувствуется индивидуальный подход преподавателя к ученику, творческая атмосфера зажигает интерес ребенка, что плодотворно сказывается на результатах.

 

 

 

 

 


 

Филиал №3 Муниципальное бюджетное учреждение

Филиал №3 Муниципальное бюджетное учреждение

Конспект открытого урока преподавателя

Конспект открытого урока преподавателя

В тексте динамические оттенки указаны

В тексте динамические оттенки указаны

Устный опрос о изученном материале

Устный опрос о изученном материале
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2023