Филиал №3 Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
«Детская школа искусств»
Сосновоборского района
Открытый урок
«Работа над качеством звука, интонированием и динамикой в младших классах»
Конспект открытого урока преподавателя Ернеевой Г.М. с учеником 2-го класса
Шалдыбиным Никитой аккордеон, ДШИ филиал №3 Сосновоборского района.
Тема: «Работа над качеством звука, интонированием и динамикой в младших классах»
Программа урока |
Время |
Задачи (цель) |
Ход урока |
Анализ и задание на дом |
1. Организационный момент. Введение. |
2 мин. |
Представление ученика. Введение. Рассказ о важности качественного, выразительного звука. Понять какие средства музыкальной выразительности помогают добиться качественного звука. |
Выразительный звук основа художественного исполнения музыкального произведения. Важное место в работе над качеством звука занимает динамика, интонирование, правильное дыхание, филировка звука, туше (способ прикосновения пальцев к клавишам). Работая над произведением, исполняя, его мы должны уметь пользоваться всеми этими средствами. Тогда мы сможем добиться качественного звука. |
Ученик освоил самые первые навыки игры на аккордеоне, изучил ряд простых детских песенок в I полугодии. Готов к более осмысленной, выразительной игре, а так же в репертуаре уже есть более сложные произведения. |
2. Понятие динамика. Упражнения. |
4 мин. |
Добиться точного исполнения заданного динамического оттенка. |
Вспомним. Что такое динамика? Какие динамики мы знаем? Ответ ученика. Текст всех пьес выучен почти наизусть, с техническими трудностями практически справились, можно больше внимания уделить динамике – это оттенки громкости звучания. Перед тем как приступить к работе в пьесах, рассказать, как извлекается звук, проработать ряд упражнений. Звук на аккордеоне извлекается при нажиме на клавишу с предыдущем, одновременным, последующим движением меха. Преподавателю необходимо продемонстрировать все три приема звукоизвлечения. Затем попросить проделать данные упражнения ученика. Объяснив, что принцип звукоизвлечения зависит от характера пьесы, штрихов. И ученик должен познакомится с ними, и уметь их распознавать при изучении пьес. |
Ученик с упражнениями справляется, различает и умеет извлекать звук с разным движением меха. |
Упражнения на различную силу звучания. |
5 мин. |
Научиться точно применять различную силу звука. |
Сила звука будет зависть от того, как повести мех. Необходимо рассмотреть какое изменение силы звука есть в музыке: постепенное cres. или dim.;внезапное subitoрезкое - акцент (мех упругий заранее, а не в момент акцента) Для закрепления предоставить ученику работу над данным материалом в упражнениях. |
Устный опрос показывает, что ученик знает основные динамические оттенки. С упражнениями справляется, хотя и не сразу, чувствуется волнение. Продолжить и закрепить работу над упражнениями дома. |
Обр. Аз. Иванова РНП «Я на горку шла» |
5 мин. |
Работа над фразировкой, динамикой. |
Работая над динамикой и качеством звука, нужно учитывать характер песни. Не забывать о фразировке, для достижения хорошего качества звучания необходимо провести большую работу с меховедением и сменой меха. Выявить кульминацию в пьесе и разобрать динамику, штрихи, взаимосвязанную со словами. |
Ученик с точной фразировкой, динамикой справляется, меховедение хорошее, следует более точно запомнить смену меха. |
П. Чайковский «Французская песенка» |
10 мин. |
Работа над характером произведения. |
Для того чтобы добиться спокойного, напевного характера пьесы при исполнении, работая над пьесой П. Чайковского «Французская песенка», необходимо полностью выдерживать длительности мелодической партии, а мелкие длительности, особенно в затакте следует исполнять неторопливо, как бы с неохотой покидая их, не подчеркивая и не выделяя. Аккомпанемент должен звучать мягко и не громко. Басы и аккорды исполнять немного укорочено, (но не в коем случаи нельзя отрывисто) – это позволит делать смену меха по фразам на «и», после второй доли такта. В тексте динамические оттенки указаны. С учеником выяснить, где общая кульминация (точка наивысшего напряжения), она приходится на 6 такт второй части. При исполнении добиться хорошей кульминации, делая правильную смену меха. Стараться передать динамику, помнить о развитии мелодии в каждом предложении, думать не мотивами, а фразами и предложениями. Работать над интонированием во фразах, предложениях. Помнить, что характер третьей части, одинаков с первой, и поэтому уметь быстро переключаться, так же не забывать о дыхании. |
Произведение более объемное. Всю проделанную работу закрепить дома. |
Г. Беренс «Этюд». |
3 мин. |
Закрепление штриха – кистевое стаккато. |
В «Этюде» Г. Беренса a moll основной штрих - кистевое стаккато. Степень укорачивания длительностей нот при стаккато и исполнительский прием зависят от характера музыки и темпа. В медленном темпе, когда каждый звук прослушивается отдельно, звуки извлекаются путем краткого прикосновения к клавишам с помощью движения кисти. Объясняется методика исполнения штриха стаккато, которая состоит из 3 основных частей: замах пальца, удар пальца, отскок от клавиатуры. Именно этим приемом необходимо исполнять данный «Этюд». А так же следить за сменой позиций, ученик должен быстро и не заметно ее осуществлять, так что бы это не мешало выполнению точной динамики и работе над звуком. |
Ученик полностью освоил все приемы и навыки в данном произведении. |
Д. Кабалевский «Маленькое скерцо». |
4 мин. |
Чтение с листа и работа над пальцевым стаккато. Показать как характер музыки влияет на данный способ игры, научиться добиваться качественного звука при этом штрихе – пальцевое стаккато. |
Данная пьеса берется для чтения с листа и ознакомления с пальцевым стаккато. Объяснить ученику, что есть и пальцевое стаккато. Т.е. при быстром чередовании звуков, воспринимающих на слух, как ритмическая группа (с одним ударением на 2, 4 и более звуков), стаккато исполняется коротким, активным движением пальцев, что диктует характер пьесы и при исполнении этого штриха важно следить за качеством звука каждой ноты, группы нот. |
Закрепить дома новый штрих. |
РНП «Полянка». |
5 мин. |
Работа над акцентами. |
Работая над качеством звучания в РНП «Полянка» необходимо обратить внимание на акценты. Добиваться качественного его исполнения. Ученик должен научится исполнять акцент коротким и резким движением меха в сочетании с активным нажатием пальцем клавиши, но без специального замаха. Очень важным является предслышание акцента и мышечная подготовка. Упругое движение мехом для выполнения акцента производится, как правило, не в момент нажатия клавиши, а раньше, непосредственно перед акцентом. Конечно, для этого должна быть цезура между акцентируемой нотой и предыдущей. Если цезура отсутствует (например, при игре легато), то подготовка акцента может осуществляться усилением (cres.) предыдущих звуков. Степень резкости акцента зависит от художественной задачи. Разучивая пьесу играть ее надо в замедленном темпе. При повторении можно исполнять песню в разных октавах. Это позволит приобрести данный навык и в менее удобной для исполнения части клавиатуры. |
Ученик осознает, как исполняется акцент, но чувствуется отсутствие закрепившихся навыков его исполнения. Продолжить данную работу. В дальнейшем использовать другие произведения с применением акцентов, а так же изучить необходимые упражнения. |
Устный опрос о изученном материале. |
2 мин. |
Закрепление изученного |
Ученик отвечал на заданные вопросы. |
Ученик отвечал правильно и без затруднений. |
Вывод: Ученик на уроке достиг хороших результатов в работе над динамикой, качеством звука и интонированием. Урок был познавательный, интересный, использовались различные методы и приемы. В работе чувствуется индивидуальный подход преподавателя к ученику, творческая атмосфера зажигает интерес ребенка, что плодотворно сказывается на результатах. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.