Технологическая карта урока по основам исламской культуры
Класс: 4
Тема: «Искусство ислама»
Тип урока: открытие нового знания
Система: «Школа России»
Цель: формирование представлений об исламском искусстве, чувство уважения к духовным памятникам народов ислама
Задачи: предметные: определение понятий каллиграфии, орнамента и их значение в искусстве ислам; метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение навыками смыслового чтения текста; Развивать творческую и познавательную активность; личностные: развитие этических и нравственных чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, формировать уважительного отношения к культурному наследию своего народа.
Оборудование: проектор, компьютер
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Методы работы: словесный, наглядный, практический
Модуль: Основы исламской культуры
Использ.работы: Сайгина Гульнара Дамировна
Урок: 28
Учебник: Д.И.Латышина, М.Ф.Муртазин «Школа России»
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Оргмомент |
Приветствие, посадка детей |
Приветствуют учителя, садятся на свои места. |
2. проверка домашнего задания |
-Ребята, вам предлагается терминологический диктант по теме «Ислам и наука». 1. Дом, который был построен в 8 веке для видных учёных? (Дом мудрости) 2. Какие слова пришли из арабского языка? (алгебра, цифра) 3. Какими открытиями ислама мы пользуемся сегодня? (десятичная система исчисления) 4. Какие науки получили своё начало в исламской культуре? (астрономия, медицина) |
Пишут диктант, после проверка |
3. подведение к теме |
-Чтение учителем стихотворения. «Горит рассвет, блеснув из облаков, Сверкнув эмалью чудных куполов. И минареты дивной красоты Раскиданы повсюду, как цветы!» - Ребята, как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на нашем уроке? - Правильно, сегодня мы познакомимся с искусством ислама. Запись темы в тетради 1слайд |
Слушают стихотворение. Определяют тему урока |
4. работа по теме урока |
-Что вы знаете об исламском искусстве? -Откр.уч. на стр 36 и прочитайте 1-3 абзацы. -В чем неповторимость исламского искусства? (Оно связано с исламским вероучением и помогает укреплению веры, через все виды исламского искусства проходит вера в единого Бога, милостивого и милосердного) -Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие, в виртуальный мир исламского искусства. Гидами будут ребята, которые подготовились заранее к данному путешествию.
-На земле достаточно мест, городов и стран, которые манят людей, любящих странствия и путешествия. Но среди них много замечательных и древних городов исламской культуры. Архитектура ислама унаследовала многие достижения древних цивилизаций (кирпичную кладку, колонные залы, мозаику….) Были разработаны новые типы зданий (мечети, минареты, медресе, мавзолеи, караван-сараи, крытые рынки, роскошные дворцы.) -Скажите, а что такое мечеть?2слайд (мечеть-это место для совершения земных поклонов)
-Рассказ ученика про мечеть в Кордове 3,4слайды Мечеть в Кордове - лучший образец мусульманского зодчества. Это колоссальный зал со множеством колонн более 600 и 19 нефами. Для колонн используется яшма, порфир, мрамор и отсутствует основание. Лес колонн, «вырастающих» из пола рождает чувство бесконечности
-Ребята, а что такое медресе?5слайд (Медресе-высшие учебные заведения)
-Рассказ ученика про медресе 6слайд -Ребята, а что такое минарет 7слайд (Минарет-башня для призыва верующих на молитву)
-Рассказ ученика про минарет 8слайд Минарет аль – Мальвия - гигантское сооружение 50 м. в высоту. Форма усечённого конуса со спиралевидным пятиярусным пандусом
-Сообщение про дворец Альгамбра 9,10 слайды Лучшим образцом светской архитектура считается дворец Альгамбра в Южной Испании. Мощная крепостная стена красного цвета отделяет дворец от внешнего мира. Предназначен для приемов послов и жизни эмира (правителя). В ансамбль входят павильоны, залы, мечеть, гарем, баня. Центром личных покоев эмира является 11,12слайды Львиный дворик - четырёхугольный сад со скульптурной композицией-фонтаном(12 львов), апельсиновыми деревьями и изящными тонкими колоннами(124 шт.), арками, сводами.
-Сообщение про Мавзолей Тадж-Махал в Агре. 13слайд Выдающимся памятником исламской архитектуры является купольный мавзолей Тадж-Махал в Агре. Он расположен на платформе из красного песчаника. Его арочный портал высотой в 20 м обрамлён каллиграфическим орнаментом, украшенным чёрным сланцем по белому мрамору. Здание венчает огромный белый купол луковичной формы с устремлённым ввысь золочёным 10-ти метровым шпилем. Купол обрамлён четырьмя башенными павильонами. По углам взметнулись четыре стройных трёхъярусных минарета. Мавзолей расположен на берегу реки в большом парке с фонтанами и каналами. Интерьер Тадж-Махала составляют резьба и инкрустация самоцветами по белому мрамору. Другой особенностью усыпальницы является акустический эффект – слово, произнесённое шёпотом усиливается и звучит под сводом 16 секунд |
Читают, отвечают на вопросы, слушают сообщения |
5. домашнее задание |
-Пользуясь дополнительными источниками информации, подготовить сообщение про изобразительное искусство ислама или составить кроссворд по теме урока. |
Записывают |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.