Технологическая карта по развитию речи
Тема: «Веселый двор»
Возрастная группа: старшая группа.
Образовательная область: речевое развитие, познавательная область, художественно-эстетическое развитие.
Цель: обогащение словаря на тему домашние птицы и развитие связной речи.
Задачи:
Образовательные: -расширить и углубить представления детей о домашних птицах (характерные признаки, повадки, особенности); - закреплять навык строить полные и чёткие предложения при ответе на вопрос.
Развивающие: -развивать связную речь; - развивать диалогическую речь, речевое дыхание; - закреплять образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; - формировать умение слушать и понимать услышанное; -развивать эмоциональную сферу, любознательность.
Воспитательные - формировать навыки сотрудничества, умение работать в коллективе; -воспитывать доброжелательное отношение к домашним птицам.
Словарная работа:
Обогащение словаря: птичница, птичий двор, схема, селезень, индюшка, гусыня.
Активизация словаря: хозяюшка, гусь, петух, индюк, индюшонок, цыпленок, утенок, утка,
Материалы, оборудование (средства): экран, аудиооборудование, ноутбук, презентация, иллюстрации, карточки с детёнышами и их «родителями», чашка с водой, перо.
Методы и приемы (способы): игровая ситуация, вопросы к детям, загадки, беседа, объяснение, показ взрослого, положительная оценка, поощрение, рефлексия.
Подготовительная (предварительная) работа: разучивание стихов, пословиц, рассматривание схем, составление рассказов по мнемотаблицам, чтение художественной литературы, складывание разрезных картинок, разучивание пальчиковых гимнастик, отгадывание загадок и ребусов.
Форма организации: фронтальная, группа, дети сидят на стульях за столами.
Планируемый результат: у детей представление о многообразие окружающего мира, а именно домашних птиц.
№ |
Этапы, продолжительность |
Задачи этапа |
Деятельность педагога |
Предполагаемая деятельность детей |
Ожидаемый результат |
1 |
Организационно-мотивационный этап (вводная часть) |
Заинтересовать детей предстоящей деятельностью. |
Ребята, сегодня я предлагаю нам с вами отправиться на «Весёлый двор», где живут домашние птицы. Каких домашних птиц вы знаете? Как много птиц вы знаете, молодцы. |
Ответы детей. |
Заинтересованность детей предстоящей деятельностью. |
2 |
Основной этап |
|
|
|
|
2.1 |
Этап постановки проблемы |
Подготовить детей к восприятию предстоящей информации, выполнению предстоящих заданий. |
Как вы думаете, как мы можем попасть на «Веселый двор»? Как много ответов, но чтобы попасть на двор, Всем сначала надо встать. Хлопнуть, топнуть и нагнуться, Вновь подняться, улыбнуться, Тихо сесть, глаза закрыть, Обо всём на миг забыть, Дружно всем сказать слова: «Здравствуй, птицы и игра». Вот мы и попали на птичий двор. |
Ответы детей.
Дети выполняют движения в соответствии со словами. |
Готовность детей к восприятию предстоящей информации, выполнению предстоящих заданий. |
2.2 |
Этап восприятия материала |
Расширить и углубить представления детей о домашних птицах (характерные признаки, повадки, особенности).
Закреплять навык строить полные и чёткие предложения при ответе на вопрос.
Развивать диалогическую речь, речевое дыхание.
Закреплять образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Формировать умение слушать и понимать услышанное.
|
Посмотрите, как много птиц на нашем дворе, а вы знаете кто заботится о домашней птице? Правильно, человек, но называть его нужно правильно птичница. Давайте вместе повторим, птичница, молодцы. Посмотрите, кто это у нас появился во дворе? Конечно, это птичница, давайте послушаем, что же она нам хочет сказать. «Кормлю я деток птичьих, Смешных и симпатичных. Я знаю, что цыплятам, Утятам и гусятам Нужна не просто птичница, А птичница – отличница! Здравствуйте, дети! Много мне приходится трудиться. Скажите, а вы знаете, как нужно заботиться о домашних птицах?» Правильно ребята, а для чего люди разводят птиц? Молодцы, птичница нам хочет что-то еще сказать: «Рано – рано я встаю, а раньше меня встаёт мой дружок. Кто он? Не царь, а в короне, Не всадник, а со шпорами, Не сторож, А всех будит». Кто же это ребята? Правильно петух. Какой он красивый, гордый. Попробуйте его описать, а в этом нам поможет схема. (Дети описывают петушка, используя схему, выделяя характерные признаки: петух домашняя птица, живёт в курятнике, он большой, разноцветный, хвост красивый, длинный, клюв маленький, прямой). Дыхательная гимнастика. Ребята, давайте поиграем, встаньте. Представим, что у нас в руке пёрышко. Мы подуем на пёрышки правильно, не надувая щёк, не опуская плечи, и сил у нас прибавится (3-4 раза). Молодцы! Сели. Посмотрите, кто идёт! По лужку он важно бродит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки. Молодцы, это гусь. Гусь в воде купался и сухим остался. А почему, как вы думаете? Потому что перья смазаны жиром. Посмотрите. У меня есть пёрышко, тело гуся и утки выделяет жир. Птицы смазывают им перья при помощи клюва. Вода не может намочить перья, и птицы держатся свободно на воде. Давайте проверим это! Посмотрите, что получилось. Перо плывёт. Не зря говорят в народе: «Как с гуся вода». Физминутка. А теперь встаньте в круг, на нашем птичьем дворе начинаются танцы. Молодцы! Проходите на свои места. Отгадывание загадок. (Запись голосов домашних птиц). Ребята, сейчас я вам предлагаю поиграть в игру. Мы с вами будем слушать голоса птиц и отгадывать кто же это. Слушайте внимательно. Ребята, смотрите, к нам снова вышла птичница: «Ой, ребята, я слышу, как птицы расшумелись. Помогите малышам: Потеряли дети мам. Без родителей одни. Попадут в беду они. Помогите малышам! Поскорей найдите мам!» Ребята, поможем малышам? Шею вытянул гусёнок, озирается спросонок. Еле – еле соню сына под крыльцом нашла… Правильно, это гусыня. (картинка на экране гусыня, гусёнок и гусь) А кто у гусёнка папа? Правильно, гусь. Ну-ка марш назад цыплятки! Залезать нельзя на грядки! Ищет вас, волнуется ваша мама … конечно, это курица. (картинка на экране курица, цыплёнок и петух). А кто у цыплёнка папа? Конечно, папа у цыплят петух. Что стряслось у индюшат? Почему они спешат? У сарая, за кадушкой, червяка нашла … Индюшка, правильно. (картинка на экране индюшка, индюшонок и индюк). А кто у индюшонка папа? У индюшонка папа индюк. Эй, утята, вы куда? Здесь собачья будка! Ждёт вас около пруда ваша мама … Утка, молодцы. (картинка на экране утка, утёнок и селезень). А кто у утёнка папа? У утёнка папа селезень. Молодцы. |
Человек, хозяин, хозяюшка.
Их нужно кормить, поить, содержать в тепле, чистить клетки.
Чтобы получить мясо, яйцо, перья, пух.
Дети по очереди описывают петуха.
Гусь.
(Дети исполняют танец «Маленьких утят»).
Гусыня. Гусь.
Курица.
Петух.
Индюшка.
Индюк.
Утка. Селезень.
|
Расширенное и углубленное представление детей о домашних птицах (характерные признаки, повадки, особенности).
Навык строить полные и чёткие предложения при ответе на вопрос.
Диалогическая речь, речевое дыхание.
Умение образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Умение слушать и понимать услышанное. |
2.3 |
Этап практического решения проблемы |
Формировать навыки сотрудничества, умение работать в коллективе.
|
У вас на столах карточки. Вы должны найти птенцам «родителей» и соединить их. Молодцы! Помогли птенцам! Они нашли своих родителей. (На экране появляется картинка птичьего двора и шум голосов птиц). Птичница: «Спасибо ребята я очень весело провела с вами время. Надеюсь очень вам понравился вам мой птичий двор. До свидания Ребята!» Раз. Два, три вместе в группу мы вернулись. |
Выполняют задание. |
Навыки сотрудничества, умение работать в коллективе.
|
3 |
Заключительный этап |
Подведение итоги и рефлексия |
Вот и закончилось наше с Вами приключение на «Веселый двор». Вам понравилось это путешествие? Что вам запомнилось больше всего? Что нового вы сегодня узнали? Что вам было трудно? Какие домашние птицы мы сегодня с вами видели? Молодцы. |
Ответы детей. |
Итоги подведены. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.