Технологическая карта по русскому языку Для 3 «В» класса На тему: «Роль прилагательного в тексте»

  • docx
  • 18.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Роль прилагательных в тексте.docx

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»

 

Технологическая карта по русскому языку

Для 3 «В» класса

На тему:

«Роль прилагательного в  тексте»

 

Выполнила:

 студентка группы Ш-47

Шварёва Екатерина Алексеевна

Проверили:

Учитель: Корсакова Любовь Леонидовна

 

Отметка: «___» (_________________)

 

 

Соликамск, 2020 г.

Технологическая карта урока по русскому языку

Тема урока

«Роль прилагательного в  тексте»

УМК

Школа России

Цели деятельности педагога

Дать представление о тексте-описании; развивать умение употреблять имена прилагательные в тексте.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемы образовательные результаты

Предметные:

·        Познакомить с текстом – описанием; научить употреблять имена прилагательные в речи.

Личностные:

·        Научить развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение);научить осознавать свои возможности в учении;  адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

УУД (предметные):

Познавательные:

·        показать важность употребления имен прилагательных в русской речи; владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осуществлять сравнение, находить различие и сходство текстов.

Регулятивные:

·        формулировать тему и проблемные вопросы урока.

Коммуникативные:

·        Оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Методы и формы обучения

Методы: словесный, наглядный, практический

Формы: фронтальная, индивидуальная

Наглядно-демонстрационный материал

Раздаточный материал

Оборудование

Доска, учебник, тетрадь, раздаточный материал.

 

Организационная структура урока

 

Этапы

урока

 

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

 

Формы организации со взаимодействия

 

Промежуточный

контроль

1.Орг. момент

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Алексеевна, и я проведу урок русского языка.

-Проверьте, на партах у вас должны лежать учебник русского языка, тетрадь, письменные принадлежности.

Слушают учителя

Фронтальный

Зрительный контакт

 

 

2.Минутка чистописания.

- Этот урок я хочу начать словами великого поэта А.С.Пушкина:

«О сколько нам открытий чудных

готовит просвещенья дух»

-Откройте рабочие тетради, пропустите от предыдущей работы 3 строки вниз и запишите число и классная работа. Сегодня у нас 3 марта.

-Спишите слова великого поэта к себе в тетрадь, с красной строки.

Оформление записей в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

Зрительный контакт, ответы на вопросы

 

3.СТиЦ

- Как вы понимаете слова великого поэта?

 

 

-Значит, на каждом уроке вы совершаете маленькое открытие – чудо. С каждым годом этих открытий становится все больше и больше.

- Скажите, как называют человека, который открывает что-то новое, например, в науке?

 

- Каким должен быть исследователь?

 

 

 

 

- А в первую очередь исследователь должен уметь мыслить. Недаром в народе говорят:

«Красив тот, кто умеет мыслить.

Ищешь трудность, находишь мудрость»

 

-Каждый исследователь, прежде чем познать, создать что-то новое, проходит через много трудностей и препятствий.

 

– Кто готов стать исследователем сегодня на уроке? (МЫ)

 

- Чтобы узнать, что будем исследовать на уроке, давайте совершим сейчас первое маленькое открытие, своего рода, гимнастику для ума. Отгадайте о чем идет речь в стихотворении.

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная,

Опишу любой предмет –

В этом равных со мною нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить

Мною нужно дорожить!

- Итак, сегодня мы, о чем поговорим?

- Да, сегодня на уроке мы будем продолжать исследовать имя прилагательное.

 

 

- Что уже может рассказать о себе имя прилагательное?

-Обратите, внимание на слайд, давайте вспомним, что вы знаете об имени прилагательном.

1. Что такое имя прилагательное?

а) Часть слова.

б) Член предложения.

в) Часть речи.

2. Что обозначает  имя прилагательное?

а) Признак предмета.

б) Предмет.

в) Действие предмета.

3. На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

а) Какой? Какая? Какое? Какие?

б) Кто? Что?

в) Что делать? Что сделать?

4. С какой частью речи связано по смыслу прилагательное в предложении?

а) Глагол.

б) Имя существительное.

в) Имя прилагательное.

 

-Итак, тогда какая у нас сегодняшняя цель исследования?

 

-Да, мы продолжим наблюдать за именем прилагательным, и узнаем о нем что-то новое.

 

- После каждого вида работы на уроке мы будем делать с вами определённые выводы, и выносить их на доску.

 

-Прочитайте текст  про себя, вслух прочитает….(Текст представлен на слайде)

 

-Чего не хватает в тексте?

-Какая часть речи пропущена?

- Какую роль играют имена прилагательные в речи.(вывод№1)

- Сформулируйте тему урока.

-Тема урока: «Роль прилагательных в тексте»

Каждый раз, когда мы узнаем что-то новое мы делаем открытие.

 

 

 

Ученый, исследователь.

 

 

Любознательный, внимательный, трудолюбивый, терпеливый, умный, мудрый.

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О прилагательном

 

 

 

 

 

 

 

1. в) Часть речи

 

 

 

 2. а) Признак предмета

 

 

 

3. а) Какой? Какая? Какое? Какие?

 

 

4. б) Имя существительное.

 

 

 

 

 

Предположения детей

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение текста

 

Пропущены слова

Имя прилагательное

 

 

Формулируют тему урока

 

Фронтальная

 

4.Работа над пройденным материалом (повторение, закрепление ранее изученного материала)

- Откройте учебники на стр. 68, упр.118.

Прочитайте текст.

Синяя птица! - это название птицы. живёт в горах Памира и Тянь-Шаня. У этой птицы есть секрет. Из далека оперение синей птицы чёрное, вблизи сине-лиловое, а на груди серебряные пятнышки. Выглянет солнышко - и перо синей птицы начнёт вспыхивать ярким синим цветом.

- О ком говориться в тексте ? 

- К какому виду текстов относится этот текст? 

-Докажите, что это текст-описание 

 

 

- Найдите в тексте описание внешнего вида птицы. Прочитайте.

 

 

- Какой заголовок можно подобрать к тексту? 

 

- Назовите имена прилагательные из текста. 

 

 

-Назовите словосочетания прилагательное + существительное, которые встречаются в тексте?

 

 

- Какую роль в тексте выполняют

прилагательные?  (вывод №2)

 

- Спишите предложение в котором описывается синяя птица. Подчеркните имена прилагательные. Как подчеркивается прилагательное?

 

-Совершенно верно, сейчас я предлагаю вам отдохнуть.

Чтение текста

 

 

 

 

 

 

 

-О синей птице

-Описание

-Много слов, описывающих птицу, много прилагательных

-Из далека оперение синей птицы чёрное, вблизи сине-лиловое, а на груди серебряные пятнышки

-Синяя птица; птица с секретом.

-Синяя, синей, чёрное, сине-лиловое, серебряные, ярким, синем.

-Синяя птица, оперение чёрное, синей птицы, серебряные пятнышки, ярким синим цветом

-Описывают внешность птицы, делают речь более красивой.

-Из далека оперение синей птицы чёрное, вблизи сине-лиловое, а на груди серебряные пятнышки.

Фронтальная, индивидуальная

Правильность выполнения задания

5.Физминутка

Если слово отвечает на вопросы кто? и что?

То мы дружно приседаем, чтоб не видел нас никто

Прилагательным в ответ мы рукой помашем в след

А когда глагол услышим сесть за парту надо тише.

(весна, зеленная, поёт, ромашка, трава, красивый, кружится, бумажное, цветы, летят, весенняя, сели)

-Тихо сели молодцы, продолжаем урок.

Выполняют физминутку с учителем

Коллективная

Выполнение физминутки

 

- А сейчас мы с вами познакомимся  с новым словарным словом, а каким вы узнаете отгадав загадку:

Кто тебя не знает,

Полевой цветок:

Белые реснички,

Золотой глазок.

-Найдите слово ромашка в орфографическом словаре.

-Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

-Составте предложение со словом ромашка, запишите.

(Спрашиваю несколько учащихся, какие предложения они составили)

-Запомните написаное словарного слова РОМАШКА.

Знакомство с новым словарным словом.

 

РОМАШКА

 

 

 

 

 

 

Фронтальная, индивидуальная

 

7.Работа по развитию речи.

-Найдите упр.119.

Прочитайте 2 текста о ромашке.

1.Маленькое солнце на моей ладошке -

Белая ромашка на зелёной ножке.

С белым ободочком жёлтые сердечки...

Сколько на лугу их, сколько их у речке!

 

2.Белая ромашка (или нивяник) - многолетнее травянистое растение. Оно имеет прямостоячий стебель. Листья продолговатые, плотные, жёсткие, с зазубринами по краям. Цветы собраны в цветочную корзинку: жёлтые в середине, а белые по краям

 

- К какому типу относятся эти тексты? (текст-описание)

 

- Определите стиль текстов. (вывод 3)

 

 

- В чём их различие и сходство?

 

 

 

- С чем сравнивают ромашку в первом тексте?

 

 

- С какой целью употреблены имена прилагательные в каждом тексте?

 

-Совершенно верно, сейчас мы еще познакомимся с одним словарным словом, для этого вам нужно отгадать загадку:

Дышит, растет,

                                А ходить не может.       

-Молодцы! Объясните значение этого слова.

-Найдите данное слово в орфоэпическом словаре.

-Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

-Составьте предложение со словом растение, запишите.

(Спрашиваю несколько учащихся)

-Так как это слово словарное, вам необходимо его запомнить, как оно пишется.

-Чтение текста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Текст-описание

 

-Первый художественный, второй научный.

 

- Они оба описывают ромашку, только один в стихотворении, а другой текстом

- С солнышком

 

 

Описать внешний вид ромашки

 

 

 

 

-Растение

-Растение это организм, обычно развивающийся в неподвижном состоянии, получающий питание.

 

Фронтальная, индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Итог

Итак, сейчас я предлагаю подвести вывод и итоги урока.

-Что же такое текст-описание?

-Какую главную роль выполняет прилагательное в тексте?

-Что мы уже знаем о прилагательном?

- С какими словарными словами вы сегодня познакомились?

-Что нового вы открыли для себя?

Слушают учителя , отвечают на вопросы.

Фронтальная

Ответы на вопросы

Д/З

С.69 Упр. 120

Запись домашнего задания в дневник

 

 

9.Рефлексия.

 - У вас на партах лежит лестница успеха если у вас на уроке сегодня получилось верно, выполнить все задания, то отметьте себя на самой верхней ступени, если были трудности – на средней, а если совсем ничего не поняли – на нижней. Поднимите свои карточки вверх.

- Мне было приятно сегодня с вами работать. Спасибо за урок до свидания.