Класс: 3
Тема: «Доли»
УМК: «Школа России»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: первичное знакомство с понятием «Доля», учить называть, записывать, сравнивать доли; закреплять знание таблицы умножения.
Задачи:
1) Образовательная: сформировать представления о доли числа, учить определять долю числа, записывать дроби, познакомить с терминами «доля», «дробь», «числитель», «знаменатель», научить сравнивать доли.
2) Развивающая: развивать внимание, логическое мышление, приёмы сравнения, умение анализировать, делать выводы, развивать математическую речь, память.
3) Воспитательная: воспитывать активность, любознательность, интерес к изучению математики.
УУД:
познавательные: УУД - формировать представления учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений;
метапредметные: УУД – определять и формулировать цель урока, понимать учебную задачу, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения, работать в паре, в группе, слушать и понимать речь других.
личностные УУД: развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи, аккуратности, наблюдательности, обобщить жизненный опыт учеников.
коммуникативные УУД: развитие способности ученика осуществлять коммуникативную деятельность, организация речевой деятельности, использование правил общения в учебных ситуациях, воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности, дисциплины.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы.
Ход урока:
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Актуализация знаний и выявление места и причины затруднений |
Индивидуальная работа (карточки) На столах у некоторых учеников заранее розданы индивидуальные карточки. - На карточках два уровня заданий, выберите задание по своим силам и решите его. 1.Задача Для детского сада купили 24 маленьких мяча, а больших в 4 раза меньше. Сколько больших мячей купили? 2.Задача Для детского сада купили 24 маленьких мяча, а больших в 4 раза меньше. Сколько всего мячей купили? 2. Устный счет (фронтально) (работа с интерактивной доской) - В саду есть три яблони. На них растут разные яблоки. Поможем садовнику убрать яблоки по своим корзинкам. На каждом яблоке числовое выражение. Подходим берем яблоко, считаем и кладем в корзинку с нужным результатом. 1 корзина 8 64:8 8*1 24:3 16:2 40:5 2 корзина 3 9:3 1*3 27:9 18:6 21:7 3 корзина 6 12:2 30:5 6*1 54:9 42:7 -Молодцы ребята, садовнику понравилось с вами сотрудничать. Посмотрите, у него что-то есть, у него письмо для вас, ребята. Прочитаем его. (Один из учеников читает письмо)
- Учитель по одному вызывает устно решать задачи.
-Для чего мы сейчас решали задачи и примеры?
- На столах у вас лежат листы самооценки. После каждого этапа урока вы будете оценивать свою деятельность на этом этапе и ставить отметку. Поставьте себе отметку за этот этап работы. |
Работа для одаренных и отстающих учащихся.
Учащиеся выполняют задание.
- «Здравствуйте, ребята! Спасибо вам, что помогли собрать яблоки, помогите еще решить задачки, пожалуйста.»
Учащиеся сдают индивидуальные карточки.
- Мы решали эти задания, т.к. они пригодятся нам для работы на уроке.
С помощью листов самооценки ставят отметку о своей деятельности на данном этапе урока.
|
Предметные: формирование математических навыков вычислений.
Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник. |
Построение проекта выхода из затруднений |
-На партах у вас лежит еще одна задачка от садовника. Попробуем решить ее.
-Значит, у нас возникло затруднение. - Сможем мы сейчас решить такую задачу? - А когда, например, делят апельсин или мандарин, на какие части они делятся? -Как называется каждая часть у апельсина или мандарина? -Кто догадался, какая тема нашего урока? -Исходя из темы урока, какую цель поставим и задачи?
Вывод: сегодня тема нашего урока «Доли. Узнаем о том, что такое доли, как они пишутся и читаются. Поставьте себе отметку за этот этап работы. |
«Петя и Маша нашли одно красное большое спелое яблоко. И стали спорить кому оно достанется. А как бы вы решили задачу и записали результат, сколько получит каждый из детей?» - Нужно разделить яблоко на две равные части…
- Нет, не сможем.
- На дольки.
- Доля.
- Тема нашего урока доли.
- Цель: узнать, что такое доли. Задачи: научится решать задачи с долями и примеры. Учащиеся оценивают свою работу с помощью листов самооценки. |
Предметные: формирование представления учащихся о делении на равные части (доли) предметов, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета. Личностные: способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия. Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу. Коммуникативные: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками. |
Реализация построенного проекта выхода из затруднений |
- Откроем теперь учебник на странице 92. -Теперь поработаем в парах. На партах возьмите карточку № 2. На ней несколько вопросов. Поработав в парах найдите ответы на стр. 92 вверху. Вопросы: 1.На сколько равных частей разрезали яблоко? 2.Как по-другому можно назвать половину яблока? 3.Что больше одна вторая доля яблока или одна четвертая? -Проверим, как вы ответили на вопросы.
-Открываем тетради, записываем дату и классная работа. -Беру яблоко и говорю: с апельсином легко, он с дольками, а что делать с яблоком? -Я взрослый, отрежу себе побольше, а вы маленькие, вам можно поменьше. -Правильно я поступила? -Получились доли? -Почему?
-А как правильно разрезать?
-Какой вывод можно сделать? На доске: Держу в руках две половинки и спрашиваю: -На сколько равных долей разрезано яблоко? -А если я возьму одну из двух долей? - Как назовем долю? - Ещё разрежу пополам. На сколько частей теперь разрезано яблоко? Какая доля получилась - Как это записать? Сначала была вторая, теперь четвертая… Надо же различать доли при записи. На доске дети видят следующую запись: ¼ - Что эта запись обозначает? - Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:) . - Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта - и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными. - Как вы думаете, что обозначает число под чертой? - А число над чертой? - В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли На доске карточки: «на сколько частей разделили», « сколько долей взяли» -Чтобы правильно научиться записывать и читать доли, выполним задание № 1 на стр. 92. -На сколько частей разделили сначала пирог? -Запишем в тетради 1/6-одна шестая -Сколько долей получится, если разделить на две равные части каждую шестую долю пирога? -Запишите, какая получится доля. -Чему мы сейчас научились? Вывод: мы сейчас научились записывать и читать доли. Физкультминутка Видео - Послушайте задачу и ответьте на вопросы. - Миша и Даша пригласили гостей. Весь класс! Даша 12 девочек, Миша 16 мальчиков. Испекли два одинаковых торта. Мальчикам – один, девочкам – другой. Выставить две модели тортов. - На сколько одинаковых долей разрезали торт девочкам? - Как назвать эту долю? - Что обозначает число под чертой? - Что обозначает число над чертой? - На сколько равных долей разрезали торт мальчикам? - Как назвать эту долю? - Что обозначает число под чертой? - Что обозначает число над чертой? - Чьи куски будут больше? - А как это выяснить, мне жалко резать такие красивые макеты? 2) Практическая работа в сравнении долей полосок. - На столах у вас есть две полоски. -Разделите путем сгибания одну полоску на две части, а другую на четыре части. - Давайте посмотрим, какие доли получались у вас. Положите доли рядом для сравнения. - Какая доля самая маленькая? -Самая большая? - Почему?
Вывод о сравнении долей. Вывод: Чем больше количество долей, тем меньше одна доля. Поставьте себе отметку за этот этап работы. |
Работа с учебником.
- на 2 равные части.
- одна вторая доля яблока.
- ½ доля яблока больше.
(Одна пара называет ответы, остальные проверяют.) Выполняют задание.
- Нет. - Нет. - Потому что доли – это равные части. - Нужно разрезать так, чтобы доли были равные. - Доля – это равная часть.
- На две равные доли.
- Одна вторая доля яблока.
- На 4 части.
(Дети не знают)
- Доли.
- Число долей. - Сколько всего предметов.
- На 6 равных частей. Записывают.
- 12. - 1/12. - Научились решать задачи с долями.
- На 12. - одна двенадцатая. - число кусочков торта. - число тортов.
- На 16. - Одна шестнадцатая. - Число кусочков торта. - Число тортов. - Куски девочек.
- 1/16 - 1/12 - 1/12 больше, т.к. торт разрезали всего на 12 частей, а там торт разрезали на 16 частей.
Учащиеся оценивают работу на уроке. |
Предметные: находить нужную информацию в учебнике; Личностные: познавательные мотивы учебной деятельности, способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем; сохранять учебную задачу урока; планировать своё высказывание Коммуникативные: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий; Познавательные: называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета; понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации; находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников; |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
-Чтобы закрепить свои умения, выполним задание № 2 на стр. 92. -Прочитайте задание. -Запишите и назовите доли, на которые разделен прямоугольник. -Теперь сравним доли. -одна вторая и одна третья -одна третья и одна шестая -одна шестая и одна четвертая Вывод: сейчас мы закрепили свои знания о записи, чтении и сравнивании долей. Поставьте себе отметку за этот этап работы. |
(Читают №2)
- ½, 1/3, ¼, 1/6.
- ½ больше 1,3 1/3 больше 1/6 1/6 меньше /4
Учащиеся оценивают работу на уроке. |
Познавательные: называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета; Коммуникативные: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Работа по карточкам. |
Работа по карточкам. Дети сдают карточки учителю. |
Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу. |
Приложение.
Для одаренных учащихся Для слабоуспевающих учащихся Для остальных детей
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.