технологическая карта Построение узора из окружностей 5кл

  • docx
  • 08.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала технологическая карта урока Практическая работа Построение узора из окружностей. 5 кл.docx

Технологическая карта урока по математике, 5 класс

Предмет: Математика, 5 класс
Тема: Практическая работа «Построение узора из окружностей»
Тип урока: Контроль усвоенного при помощи различных средств (практика + проверка знаний)
Соответствие ФГОС: формирование предметных результатов (умение строить окружности, работать с циркулем и линейкой, применять понятия «окружность», «центр», «радиус», «диаметр»), личностных и метапредметных результатов (самоконтроль, коммуникативные навыки, планирование и оценка своей деятельности).

Цели урока: проверить усвоение учащимися понятий и практических навыков по теме.

Задачи :

- Образовательные:

    • Проверить и закрепить умение строить окружность заданного радиуса и концентрические окружности.
    • Проверить владение понятиями: окружность, круг, центр, радиус, диаметр; уметь применять формулы d = 2r, C = 2пr   на простых численных примерах.
    • Научить составлять простой узор из одинаковых окружностей (алгоритм построения «цветка»).

- Развивающие:

    • Развивать пространственное воображение и мелкую моторику при работе с чертёжными инструментами.
    • Развивать умение планировать последовательность действий, логическое мышление при анализе конструкции узора.
    • Развивать навыки контроля качества собственной работы и времени выполнения задания.

- Воспитательные:

    • Воспитывать аккуратность, внимательность к измерениям и уважение к рабочему материалу (циркулю, линейке).
    • Формировать культуру сотрудничества при парной работе и взаимопроверке.
    • Поощрять ответственное отношение к учебной деятельности и честность при проверке заданий.

Формы работы: фронтальная беседа, демонстрация, практическая работа, индивидуальная и парная работа, взаимопроверка, тестирование.

Оборудование: учебник «Математика: 5 класс: базовый уровень: учебник: в 2 частях/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков и др. – 3-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 2023»» циркуль, линейка, проектор, экран, презентация, рабочие листы с заданием, бланки теста, лист самооценки, таймер.

Планируемые результаты обучения

Предметные :

    • Описывать и формулировать понятия «окружность», «круг», «центр», «радиус», «диаметр».
    • Вычислять диаметр по формуле d = 2r; вычислять длину окружности C = 2пr на простых примерах.
    • Практически выполнять построения: окружность заданного радиуса, концентрические окружности, узор из равных окружностей (цветок).
    • Применять приём переноса радиуса циркулем и строить пересечения окружностей как центры следующего круга.

Метапредметные (универсальные учебные действия):

    • Планировать и контролировать последовательность действий при выполнении практического задания.
    • Рефлексировать свою деятельность, оценивать и корректировать результат по чек-листу.
    • Аргументировать замечания при взаимопроверке.

Личностные:

    • Проявлять аккуратность и ответственность при работе с инструментами.
    • Демонстрировать мотивацию к достижению качественного результата и уважительное отношение к одноклассникам при проверке работ.

 

 

 

 

 

                      

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся.

Формирование УУД

Организационный момент (3 мин)

Учитель приветствует обучающихся. Настраивает на плодотворную работу.

- Вы готовы поработать? (Да)

- Вы готовы отвечать? (Да)

- Вы готовы, если надо, что-то вспомнить и узнать? (Да)

- Ну, а главное – готовы Вы сегодня рисовать? (Да)

Сегодня мы отправимся учениками в конструкторское бюро. И напутствием пусть будут для вас слова Конфуция:

«Услышишь – забудешь,

Увидишь – запомнишь,

Построишь – поймешь!» (слайд !)

Желаю вам успеха, будущие архитекторы!

Ребята, у каждого из вас есть лист самооценки, не забывайте его заполнять по ходу урока.

Проверьте, всё ли вы приготовили к уроку: циркули, линейки, ластик, лист А4.

 

Подготавливаются к работе на уроке, включаются в работу. Записывают в тетрадях число.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

организация своей учебной деятельности.

Личностные УУД:

 мотивация учения.

Актуализация знаний (5 мин)

Чтобы сегодня всё у нас получилось давайте вспомним то, что вы уже знаете.

У  каждого из вас на парте задание № 1: Тест с выбором ответа.

На выполнение теста – 4 мин.

Затем вы поменяетесь листочками с соседом и проверите его ответы по готовым ответам на слайде. Там же критерии оценивания. (слайд 2)

Внесите свои оценки в лист самоконтроля.

- Будем рисовать узоры.

 

 

 

Ребята выполняют тест, проводят взаимопроверку по готовым ответам.

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной форме

 

Познавательные УУД:

 уметь ориентироваться в своей системе знаний

 

Личностные УУД:

уважать мнение одноклассника, способность к адекватной самооценке

Определение темы урока. Постановка целей урока. (5 мин)

-Ребята, на экране несколько изображений. Они разные, но есть что-то общее. Как вы думаете, что это? (слайд 3)

- Как можно связать данные рисунки и то, что вы приготовили для работы на уроке?

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока точнее.

 

 

Запишем тему урока на доске. На урок мы поставим следующие задачи (слайд 4)

- На рисунках изображены узоры.

 

- Будем рисовать узоры.

 

Ребята пытаются сформулировать тему урока (при необходимости – помогает учитель).

 

Регулятивные УУД:

целеполагание.

 

Познавательные УУД: постановка и формулировка проблемы

 

Введение нового понятия. (3 мин)

Ввести понятие «концентрические окружности», показать их построение.

- Постройте две концентрические окружности  r = 2см и r = 4см.

Ребята строят окружности в тетради.

Познавательные УУД: формирование интереса к данной теме

 

Физкультминутка. (1 -2 мин)

Попробуйте глазами нарисовать знак «бесконечности», следуя за стрелкой.

Выполните 4-5 круговых движения глазами в левую сторону, затем в правую.

Закройте глаза, и попробуйте дотронуться пальцами до кончика носа, левой рукой до правого уха, а правой рукой – до левого.

Молодцы!! Продолжим наш урок.

Ребята выполняют физминутку.

 

Практическая работа (20 мин)

Каждый ученик получает рабочий лист с поэтапной инструкцией.

Во время выполнения работы наблюдает, если ученик просит помощь – оказывает её.

Ребята выполняют работу на листе А4.

Личностные УУД: формирование  готовности к самообразованию

 

Итоги практической части и домашнее задание (4 мин)

Озвучивает типичные ошибки и примеры хороших работ. Объявляет домашнее задание (слайд  )

Слушают учителя

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса

Обобщение и систематизация. Подведение итогов учебного занятия

 (2 мин)

Подведём итоги урока. (слайд )

«Сегодня я узнал..»

«Трудным для меня было…»

«Понравилось..»

«Хотел бы научиться….»

«Я бы поставил себе оценку…»

«Можно ли построить узор, с помощью циркуля и линейки?»

Ребята, не забываем заполнить лист самооценки и сдать его учителю.

Анализируют свою работу на уроке

Коммуникативные УУД: Умение  слушать одноклассников, вступать в диалог.

Личностные УУД: умение делать выводы.

 


 

Посмотрите также