Технологическая карта проекта урока/занятия по финансовой грамотности
№ группы |
|
ФИО участников |
|
Тема занятия: |
Семейный бюджет |
Целевая группа: |
Обучающиеся 4 класса |
Цель занятия: |
Сформировать понятие о семейном бюджете. |
Планируемые результаты:
|
Формирование понятий: Бюджет, доход, расход. Формирование предметных умений: 1) представление о роли денег в семье, обществе; 2) знание источников доходов и направлений расходов семьи; 3) проводить простейшие финансовые расчёты. Формирование установок: практическое применение знаний в жизни. Введение / отработка компетенций: овладение простейшими навыками в мире финансовых отношений. |
Базовая технология |
|
Средства обучения
|
А) Технические: видеоролик мультфильм «Азбука денег тётушки Совы. Семейный бюджет» серия 3.
__________________________________________________________ Б) Дидактический материал -текст (в группах), таблица (Доходы – Расходы), - рабочая тетрадь для 4 класса. |
Расстановка парт и стульев |
3 группы по 8-10 человек |
Форма для разработки сценария
№ |
№ слайда презентации, используемые СО |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Образовательный эффект* |
||||
1 |
Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности |
На доске Ю Д Т Ж Е Б Составьте слово, определите тему. -Что хотите узнать по теме? -Цель занятия? |
Составляют слово Тема «Бюджет»
Ответы детей. |
|
||||
2 |
Первичное усвоение новых знаний |
Перед каждой группой текст. На основе текста необходимо записать, что такое семейный бюджет, заполнить схему, из каких частей состоит семейный бюджет. Семейный бюджет · Доходы · Расходы Обсуждение. На что семья может тратить деньги? |
Работа в группах.
Бюджет – доходы и расходы семьи. Расходы – затраты семьи. Доходы – денежные поступления
Ответы детей. |
Умение работы в группе, вести диалог, ориентироваться на мнение окружающих. |
||||
|
Мультфильм «Азбука тётушки Совы. Семейный бюджет.» 3 серия.
На доске карточки. Расходы · Обязательные · Необязательные |
Посмотрим м/ф на эту тему. Каждая группа заполняет таблицу
-О каких доходах семьи идёт речь?
-Приведите примеры расходов в семье.
-О каких группах расходов ведёт речь тётушка Сова? -Приведём примеры из м/ф, что относится к обязательным расходам? -Что относится к расходам непредвиденным?
|
Просмотр, обсуждение, запись в таблицу.
Зарплата, пенсия, стипендия,..
Покупки, проезд, оплата за жильё,..
Обязательные, необязательные.
Питание, лекарства, квартплата, проезд…
Ответы детей. |
На основе изученных понятий приводят примеры доходов, расходов. |
||||
|
Работа в тетради. |
Сделаем задание №1 с. 37 Из перечня расходов назовём только обязательные расходы. Обсуждение.
|
Выполняют задание.
Проверка в парах. |
|
||||
3 |
Первичная проверка понимания. |
-Что такое семейный бюджет? -Из чего он состоит? -Источники семейного бюджета? -Какие бывают расходы? |
Ответы детей |
|
||||
|
Работа в тетради. |
Решим задачу с. 38 №4. Сможет ли семья купить новый телевизор? |
Индивидуальная работа. Обсуждение. Сможет, т.к. при доходе в 65 тыс. руб. остаётся 10 тыс. руб. на телевизор.
|
Практическое применение знаний. |
||||
4 |
Первичное закрепление. Контроль. |
Какие действия по порядку нужно выполнить при составлении бюджета? |
Подсчитать доходы, учесть обязательные расходы. Сравнить. Можно ли отложить на сбережения. Подсчитать, сколько денег можно потратить на необязательные расходы. |
Умение выстраивать последовательность действий. |
||||
5 |
Подведение итогов. Рефлексия. |
Чему научились на уроке? Что урок дал для будущей жизни? |
Ответы детей. |
Осознание детьми практической значимости данной темы для будущей жизни. |
*В графе «Образовательный эффект» - обозначить учебные достижения школьников на данном этапе урока, зафиксировать эффект учебной деятельности в достижении цели или поставленных задач.
Текст для работы в группах.
Слово «бюджет» происходит от латинского слова, означающего «кожаный мешок», к нам пришло из Англии.
В далёкую старину английский казначей при произнесении речи в парламенте, в котором излагал смету будущих доходов и расходов, открывал свой кожаный мешок, где лежали деньги и документы.
Отсюда эта речь и получила название «бюджет», означающее смету, роспись.
А с конца 18 в. – так назывался документ, содержащий роспись доходов и расходов государства.
Бюджет (англ.) – роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи или отдельного лица на определённый срок.
Доходы – деньги или материальные ценности, получаемые государством, учреждением или частным лицом в результате какой-либо деятельности.
Расходы – затраты, возникающие в процессе хозяйственной деятельности, приводящие к уменьшению средств.
Задача
Реши задачу.
Ежемесячный доход семьи Красновых составляет 65 000 руб. Расходы на питание составляют 37 000 руб., коммунальные платежи – 5 000 руб., на уплату налогов уходит 5 000 руб., на развлечения семья тратит 8 000 руб. Сможет ли семья купить новый телевизор стоимостью 10 000 руб?
Задание №1 в тетради
Что относится к обязательным расходам семьи? Подчеркни.
Расходы на питание, оплата коммунальных услуг и аренды жилья, оплата туристической путёвки, покупка новой компьютерной игры, хозяйственные расходы, приобретение сезонной обуви и одежды, оплата занятий в секции, покупка билетов в театр,…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.