Технологическая карта "Семя, его строение и значение"
Оценка 4.9

Технологическая карта "Семя, его строение и значение"

Оценка 4.9
Разработки курсов
doc
биология
6 кл
16.01.2020
Технологическая карта "Семя, его строение и значение"
Данная разработка урока по теме «Семя, его строение и значение» составлена для УМК Пономаревой И.Н. и соответствует требованиям ФГОС второго поколения. Урок биологии разработан для учащихся 6 класса.
семя-технологическаякарта.doc

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема урока

Семя, его строение и значение.

Данная разработка урока по теме «Семя, его строение и значение»  составлена для УМК Пономаревой И.Н. и соответствует  требованиям ФГОС второго поколения. Урок биологии разработан для учащихся 6 класса.

Тип урока

Урок общеметодологической направленности,  комбинированный  с выполнением лабораторной работы.

Цель

Изучить строение семян.

Задачи

- образовательные: довести до сознания и осмысления особенности строения семян однодольных и двудольных растений.      - развивающие:  анализировать, сравнивать и обобщать; устанавливать причинно-следственные связи; формировать навыки самоконтроля и самооценки; уметь организовать деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли; самостоятельно оценивать достигнутые результаты.                                                                                                                                 - воспитательные:  осознанно достигать поставленной цели;  воспитывать положительное отношение к совместному труду;  воспитывать  любовь к живой к природе.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

- научиться давать определения понятиям: семя, проросток, кожура, зародыш, эндосперм, семядоля, однодольные растения, двудольные растения;

- объяснять роль семян в природе;

- характеризовать функции частей семени;

- описывать строение зародыша растения;

- устанавливать сходство проростка с зародышем семени;

- выявлять отличительные признаки семян двудольных и однодольных растений.

Метапредметные

 Регулятивные:

 - формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения;

- планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты;

- проводить наблюдения, фиксировать их результаты;

- осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные:

- строить речевые высказывания в устной форме;

-  аргументировать свою точку зрения;

 - обсуждать в рабочей группе  информацию;

- строить продуктивное взаимодействие со сверстниками взрослыми.

Познавательные:

-  устанавливать причинно- следственные связи;

- выделять объекты и процессы  с точки зрения целого и частей;

- работать с натуральными объектами;

- сравнивать и делать выводы.

Личностные

- формирование познавательного интереса к изучению биологии;

- мотивирование учащихся на получение новых знаний;

- соблюдение правил работы в кабинете и с лабораторным оборудованием.

Ресурсы

Мультимедийное оборудование, учебник, рабочая тетрадь.   Для выполнения лабораторной работы, набор лабораторной посуды и оборудования: чашки Петри, пинцеты, скальпели, лабораторные препаровальные  иглы;  лупы; микроскоп; проросшие семена фасоли; сухие семена различных растений, микропрепарат «Зерновка пшеницы».

Технологии

ИКТ- технологии, здоровьесбережения, технологии проблемного обучения,  структурно-логические («от простого к сложному, от теоретического к практическому»).

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока, дидактические цели.

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

Форма организации учебной деятельности

Формирование УУД.

1 этап. Организационный

 

Приветствие  обучающихся.

Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания позитивной эмоциональной обстановки.                                                                «Звенит звонок,                                                           Начинаем наш урок,                                                       Нам многое надо понять,                                         Узнать и друг другу рассказать». (см слайд 1)

Приветствуют учителя. 

Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.

фронтальная

Личностные:      проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

2 этап.

Актуализация знаний

 

- Какие жизненные формы растений вам известны?

 (деревья, кустарники, травы).

- Назовите покрытосеменные растения, которые произрастают в нашей местности. 

(черёмуха, рябина, ромашка, тысячелистник подорожник, одуванчик и др.).

-Назовите самое высокое дерево в мире?

 (Секвойя). Её высота - 115,5 метров. Рекорд установлен в 2006 году. В одной СЕКВОЙЕ индейцы прорубили отверстие – девятиметровый туннель (см слайд 2,3,4)

-Вспомните, как называется самая высокая в мире трава?

  (Бамбук). Каждый день молоденький БАМБУК вырастает на 50 см, но прибавляет он в росте не долго, всего 40 дней, а иначе дотянулся бы до облаков. Из стеблей этой травы делают удочки, лыжные палки, мебель, предметы быта. Очень красивый звук издают бамбуковые трубки  (см слайд 5,6)

-Мякоть созревших плодов этого ДЕРЕВА варят, сушат, пекут в золе? (Хлебное дерево)

 На нём растут  овальные тяжёлые плоды, весом до 30 килограммов каждый. Из их мякоти местные жители пекут в золе лепёшки, похожие по вкусу на настоящий хлеб  (см слайд 7,8).

- Вот какие удивительные растения существуют на нашей планете, а как они появляются на свет, это нам и предстоит узнать сегодня на уроке.

Учащиеся слушают информацию.

фронтальная

Коммуникативные:       умение сотрудничать, высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.     Познавательные: ориентируются в своей системе знаний. Регулятивные:    оценивают правильность выполнения заданий.

3 этап.

Создание проблемной ситуации

 

У меня в руке будущая жизнь,

Будущий побег и корень.

Дружно прорастут в глубину и ввысь,

Лишь вода дождей землю всю напоит.

А пока гостит осень на дворе,

А пока зима вьюгою все воет

Спит и дышит жизнь у меня в руке.

Будущий побег и корень.

- Это орган растения. Он может быть очень маленьким и лёгким, всего тысячные доли миллиграмма. У других же растений его длина достигает 45- 60 сантиметров, а масса – 20 кг.                                                                         - Так какова же тема сегодняшнего урока?            (версии детей)                                                                                                Тема урока: «Семя, его строение и значение».

 

Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, проговаривают и осознают.

 

фронтальная

Личностные:      формирование мотивационной основы учебной деятельности.  Познавательные:    обобщение информации.     Регулятивные:                          в сотрудничестве с учителем,  решают проблемы.

4 этап

Целеполагания

-На этом уроке мы начнем изучать семя. Что такое семя?  Его значение?                                                                            - Выполняя лабораторную работу, мы узнаем строение семени.

Есть мудрая китайская пословица:
«Скажи мне, и я забуду
Покажи мне, и может быть, я запомню
Сделай меня соучастником, и я пойму».

 (см слайд 9)

Проговаривают тему урока, осознают цель.

 

 

Личностные:                   формирование мотивационной основы учебной деятельности

5 этап

Осмысление.

.Обощение и систематизация знаний.

 

         В качестве домашнего задания учащимся  предложено принести из дома различные семена.              ---------------------------------------------------------------------

 -Для чего необходимо изучать семена?                             ------------------------------------------------------------------------
После ответа учащихся подвожу итог: семена важная часть растений. Семена многих растений употребляются в пищу (фасоль, горох, пшеница, кукуруза). Часть семян обладает лекарственными свойствами – кукурузные рыльца выводят камни из почек, семена тыквы помогают при глистных инвазиях, семена моркови – мочегонное средство, семена льна используются в парфюмерии для завивки. С помощью семян происходит размножение растений. Таким образом, семена играют важную роль в жизни растений, животных и человека.
---------------------------------------------------------------------   

- Что такое семя? Семя - это генеративный орган, предназначенный для размножения и распространения семенных растений. Это и есть зародыш будущего растения. В неблагоприятных для растения условиях этот зародыш может долгое время пребывать в состоянии покоя, то есть семя не будет прорастать. Поэтому мы можем хранить семена растений по несколько лет. Но когда мы посадим наши семена, они попадут в благоприятные условия и прорастут.

- Семена растений бывают разные! Вспомните, как выглядят семена гороха и фасоли. Какого они размера? А какие семена поменьше? Ну а совсем маленькие? Семена некоторых растений, например, орхидеи Венерина башмачка, могут весить всего миллионные доли грамма. А семена некоторых растений могут весить до двух килограмм, как, например, семена сейшельской пальмы.

- А какой различной формы могут быть семена! Вспомните, какой формы семена яблока, груши?

-А семена, каких растений имеют форму шара? Некоторые семена имеют специальные крючки, как семена череды и лопуха.

-Для чего им нужны эти крючочки?                                 А у некоторых растений есть на семенах пуховые выросты. У каких растений семена опушены? Семена этих растений распространяются ветром. У семян клена и ясеня есть крылышки.

(см слайд 10-15)                                                                                                                               Физкульминутка                                                                   Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,                     
Отдохнули мы слегка

 

- Давайте рассмотрим семя фасоли.

Лабораторная работа

    Цель работы: изучить строение семени фасоли.
    Материалы и оборудование:  набухшие зерна фасоли,  препаровальные иглы,
пинцеты, скальпели, ручные лупы.
   Инструкция по технике безопасности.

1.Работать за столом следует аккуратно.

2.Не делать резких движений.

3.Осторожно пользоваться колющим инструментом. Пальцами держать объект так, чтобы не уколоться.

4.Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.

5.После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.

(см слайд 16)

 Ход работы:


    1. Рассмотрите и устно опишите внешний вид семени фасоли (форма, поверхность, величина).                                 Где расположен рубчик?

На брюшной стороне хорошо заметен след от семяножки, прикреплявшей семя к стенкам плода. Это рубчик, рядом - маленькое круглое отверстие - семявход. 

Познакомимся со строением семени фасоли. Оно крупное, и все его части можно легко рассмотреть. Извлечем семя из плода, намочим его в воде и рассмотрим. Семя фасоли почковидное, уплощенное, снаружи покрыто толстой семенной кожурой.

Кожура - плотный, прочный наружный покров, белая или различно окрашенная (зависит от сорта).

Она надежно защищает семя от механического повреждения, высыхания, патогенных микроорганизмов и не дает ему прорасти до надежного и устойчивого установления благоприятных условий. Недаром мы поместили семена в мокрую тряпочку за 1,5-2 дня до урока, внимательно следили, чтобы она не высыхала, и содержали их в теплом месте. При мимолетном намокании вода внутрь не пройдет, т.к. сухая кожура плотно охватывает семя.
    2. Возьмите набухшее семя фасоли и отделите кожуру от зародыша.

Снимем семенную кожуру. С намоченного семени она снимается легко, а сухого удалить ее очень трудно. С набухшего семени кожура снимается легко, и обнажаются семядоли - первые, зародышевые, листья, а значит, они являются частью зародыша. Семядоли толстые, мясистые, т.к. содержат много питательных веществ. Раздвигать семядоли начинаем со спинной стороны, медленно и осторожно. Если повезет, обе дольки останутся сидеть на маленьком побеге, но в любом случае легко увидеть места их прикрепления.

Зародышевый корешок уже приготовился выйти наружу. Осторожно снимаем кожуру.

3. Возьмите  целиком зародыш, рассмотрите его, найдите 2 семяпочки, корешок, стебелек, почечку.
Какой вид имеет корешок, почечка, как их отличить? К какому органу зародыша прикрепляются семядоли?

Без видимой границы корешок плавно переходит в зародышевый стебель, на котором и сидят семядоли. В верхней части стебелек изгибается, унося внутрь семени от щели между семядолями зародышевую почку.

    Какой орган зародыша является самым крупным? Почему семядоли толстые и большие? Каково строение зародыша? Через него к зародышевой семяпочке еще в цветке проникают мужские половые клетки - пылинки, и тогда происходит оплодотворение. Он и теперь сослужит хорошую службу. Сжимаем набухшее семя - через семявход выступает капелька воды. Какой можно сделать вывод?  Через него в семя проникает вода!

- Где остановился корешок?

- Как раз напротив семявхода!

- Да, ему полагается первому выскочить наружу, закрепить семя в почве и начать добывать воду.              - А где же эндосперм? Чем же будет питаться зародыш?                                                           «Упитанный» вид семядолей наводит на мысль:        - А семядоли на что?                                                         Дело в том, что у фасоли и других ее родственников (бобовых) семядоли оказались особенно трудолюбивыми и заботливыми няньками зародыша. Они заблаговременно перекачали все питательные вещества из эндосперма в себя. Окруженный такой заботой зародыш сформировал зачатки всех вегетативных органов будущего проростка, и при благоприятных условиях прорастание происходит очень быстро. На этом их забота о зародыше не заканчивается.   В плотных дольках, как в люльке, надежно укрылась нежная почка, и во время прорастания именно семядоли пробьют дорогу молодому побегу сквозь грунт, защитив почку от повреждения.                                                                       А молодые листики могут не спешить приступать к своим обязанностям - кормить растение продуктами фотосинтеза. И эту обязанность на первых порах возьмут на себя семядоли. Выйдя на поверхность, они заметно подрастут, позеленеют, и мы увидим на них многочисленные жилки проводящей системы. Они активно будут кормить молодой побег. А когда он войдет в силу, сморщатся, засохнут и отомрут. Вспомним, какие еще растения выносят на поверхность свои крупные семядоли. Это огурцы, тыквы, кабачки. 

 

А вот горох - нет. Его семядоли остаются под землей и поддерживают растущий побег лишь находящимися в них веществами. Не у всех растений семядоли заранее вбирают в себя питательные вещества из эндосперма. Некоторые частично или полностью откладывают эту работу на момент прорастания. Перекачивание питательных веществ - сложный биохимический процесс, подобный перевариванию пищи.               Семядоли вырабатывают специальные вещества, растворяющие эндосперм, и превращают его в легко усваиваемую пищу для зародыша. Это особое «детское питание», как и полагается малышам! Эндосперм - это не простое хранилище питательных веществ, он тоже возникает в результате оплодотворения, отчего питательные вещества приобретают особую ценность. Эндосперм самым наилучшим образом способствует закреплению и развитию всех полезных свойств и качеств обоих родителей. Лиши семя эндосперма (как собственно эндосперма, так и семядолей) - и зародыш развиваться не будет, погибнет, и семя не даст потомства. Семядоли есть у всех семенных растений, но их количество, форма и время работы различны.       Таким образом, зародыш обладает теми же вегетативными органами, что и взрослое растение. У зародыша есть корень и побег. Зародышевый побег состоит из стебелька, двух зародышевых листьев (семядолей) и почечки.                                            Растения, зародыш которых имеет две семядоли, относят к двудольным. Это - картофель, томаты, морковь, яблоня, дуб, огурцы и многие другие растения. Большинство двудольных растений имеет семена с эндоспермом.                                                   (см слайд 17-23)       

---------------------------------------------------------------------                                                             - Рассмотрите семена пшеницы,  микропрепарат «Зерновка пшеницы» и устно опишите  внешний вид сухого семени пшеницы.  Пшеница, как и все злаки, - растение однодольное.                                                                Рассматривая представленный материал,  дайте ответы  на следующие вопросы:                                                          - Какова поверхность, цвет зерна? Каков размер?            - Найти кожуру, эндосперм, зародыш.                               - Какая часть зерна занимает больше места?                     -  Где расположены зародыш и эндосперм?                       - Где же сама семядоля?

Основную часть зерновки составляет эндосперм. На препарате продольного разреза зерновки под микроскопом видны органы зародыша, зародышевый корешок, стебелек и почечка. Семядоля расположена сбоку зародыша на границе эндоспермом и имеет форму щита, только очень маленького, поэтому семядолю и называют щитком.

Зародыш пшеницы, как и других хлебных культур, имеет своеобразное строение и отличается от других однодольных растений боковым положением семядоли и крупной, хорошо сформированной почечкой.      Однодольные растения - это растения зародыши, которых имеют одну семядолю.

(см слайд 24)       

Дети рассказывают, какие семена они принесли, где их используют.                ----------------------------------------------Версии детей.                                                ---------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, проговаривают и осознают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предположительные ответы учащихся.

Различные выросты и крючочки им нужны, чтобы прикрепляться к животным и таким образом перемещаться на новые места обитания.

 

 

 

 

------------------------------------------------

Осуществляют профилактику утомления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выполняют лабораторную работу.

В ходе деятельности развивают мыслительные процессы.

Проявляют познавательную инициативу.

Отвечают на вопросы, обосновывают своё мнение.

Участвуют в диалоге с учителем.

В ходе лабораторной работы просматривают соответствующие слайды презентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно работают с микропрепаратам.

 

В ходе деятельности развивают мыслительные процессы

Проявляют познавательную инициативу.

 

 

фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

 

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

продуктивное взаимодействие и сотрудничество при выборе правильного ответа;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками.

 

Личностные:

создание условий  к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию;

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

 устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

оценивать собственный вклад в работу группы.

 

Познавательные:

анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать информацию.

Регулятивные:

продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии;

продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью;

продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные:

 установка на здоровый образ жизни

 

6 этап

Закрепление и обобщение.

 

Для закрепления предлагается выполнить «Рабочий лист ученика»  (см Приложение).

Задание №1

«Строение семени двудольных растений».                    На рисунке подпишите части семени фасоли.

«Строение семян однодольных растений».                    На рисунке подпишите части зерновки пшеницы.

Задание №2

Сравните части семени и проростка.

 Покажите стрелками на схеме, из каких частей семени развились соответствующие части проростка.

Задание №3

Открытый тест  (закончить предложение)

1. Семя состоит из ____________, __________ и __________________________________ 

2. Запас питательных веществ семени находится в ___________________

3.Растения, имеющие в зародыше одну семядолю, называются ________________.

Задание №4

Заполните схему:       ВЕРЮ - НЕ ВЕРЮ.

 

+/-

1. У семени фасоли наибольшую массу имеют семядоли.

 

2. Все семена имеют по две семядоли и эндосперм.

 

3.Первым у проростка появляется корешок.

 

4. Снаружи семена покрыты корой.

 

5. Вода в семя проникает через семявход.

 

6. Семена растений, имеющие одну семядолю,

называют двудольными.

 

Баллы

 

Самоконтроль осуществляется по эталону, который демонстрируется на слайдах презентации.                     (см слайд 25-36)                                                       Самооценка осуществляется по эталону, который демонстрируется на слайде презентации.                      (см слайд 37)                

 

Учащиеся активно  и самостоятельно работают в соответствии со своими обязанностями.

В ходе деятельности развивают мыслительные процессы

Проявление познавательной инициативы.

Обсуждение в группах варианты решения.

 

индивидуальная,

фронтальная

 

 

Коммуникативные:

 

продуктивное взаимодействие и сотрудничество при выборе правильного ответа;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

Личностные:

Осознают свои возможности в учении.

 

Познавательные:

Ориентируются в своей системе знаний.

Регулятивные:

Осуществляют контроль учебных действий.

 

7 этап

Рефлексия (итог урока).

Свои предметные результаты, отрази выбором яблок

Красное яблоко – все знаю.                                               Желтое яблоко – знаю, но есть пробелы.                            Зеленое яблоко –  затрудняюсь себя оценить

1_6t8PX2Rb      d376478f8dd0           3

Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям используются «Говорящие рисунки».

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улы­бающееся лицо.

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получа­лось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.

(см слайд 38-39)                

 

 

Происходит рефлексия результатов деятельности

 

индивидуальная

 

Познавательные:      ориентируются в своей системе знаний, анализируют, воспринимают, интерпретируют и обобщают информацию.     

Регулятивные:                         проводят рефлексию учебной деятельности;                   осуществляют контроль учебных действий.

8 этап

Домашнее задание. 

 

1. Параграф   §10, вопросы на странице  42.   

2. Выполнить   Кроссворд – наоборот.

У вас есть  заполненный кроссворд, в нем представлены основные понятия нашего урока. Надо дать определения этих понятий или пояснить их, или же поставить вопросы, ответами на которые будут эти понятия.

http://festival.1september.ru/articles/588173/img4.gif 

Записывают домашнее задание

фронтальная

 

 

 

 

Копия верна.

Заместитель по УВР ______________________  Белова В.А.

 

Технологическая карта "Семя, его строение и значение"

Технологическая карта "Семя, его строение и значение"

Технологическая карта "Семя, его строение и значение"

Технологическая карта "Семя, его строение и значение"

Технологическая карта "Семя, его строение и значение"

Технологическая карта "Семя, его строение и значение"

Технологическая карта "Семя, его строение и значение"

Технологическая карта "Семя, его строение и значение"

Технологическая карта "Семя, его строение и значение"

Технологическая карта "Семя, его строение и значение"

Технологическая карта "Семя, его строение и значение"

Технологическая карта "Семя, его строение и значение"

Технологическая карта "Семя, его строение и значение"

Технологическая карта "Семя, его строение и значение"

Технологическая карта "Семя, его строение и значение"

Технологическая карта "Семя, его строение и значение"

Технологическая карта "Семя, его строение и значение"

Технологическая карта "Семя, его строение и значение"

Технологическая карта "Семя, его строение и значение"

Технологическая карта "Семя, его строение и значение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2020