1. Технологическая карта учебного занятия детского творческого объединения «Палитра»
Педагог дополнительного образования МБОУ ДО Дома детского творчества г.Давлеканово
Стрельцова Наталья Вячеславовна
Тема занятия: Введение в образовательную программу. Виды изобразительного искусства.
Возраст обучающихся: 8-9 лет.
Цель занятия: формирование познавательного интереса к изобразительному искусству.
Задачи занятия:
1. Знакомство с видами изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство);
2. Знакомство с особенностями работы различными художественными материалами и инструментами (на примере выполнения декоративно-прикладной работы в технике «Имитация витража»);
3. Воспитание внимания, аккуратности, формирование чувства значимости чужого труда;
4. Развитие умения работать в парах, развитие мелкой моторики;
5. Формирование положительного эмоционального отклика на занятие.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Форма занятия: занятие-экскурсия, практическое занятие.
Условия проведения и оборудование:
Учебный кабинет, столы и стулья по количеству обучающихся; Стол для педагога, наборы материалов и инструментов для различных видов изобразительного искусства, а также предметы скульптуры, архитектуры и других видов изобразительного искусства; Пластиковые трафареты и наборы витражных красок для выполнения витража; Аудиомагнитофон (музыкальное сопровождение); Мультимедийный проектор, компьютер, экран (видеоматериалы экскурсии).
Этап №1. Организационный (2 минуты).
Задачи: Создание положительного настроя в группе, знакомство с детьми.
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Методический комментарий |
Проведение знакомства с детьми с помощью «Подружки Кисточки» – куклы-помощника педагога. Сообщение темы занятия. |
Выполнение несложных заданий, предложенных педагогом, ответы на вопросы педагога |
Введение тематического персонажа-помощника педагога позволяет настроить детей на занятие, облегчает установление контакта с педагогом. |
Этап №2. Теоретический (13 минут).
Задачи: Систематизация знаний о видах изобразительного искусства, сообщение нового материала, формирование умения работать в парах, создание положительного эмоционального фона.
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Методический комментарий |
Проведение видеоэкскурсии в г. Санкт-Петербург и Государственный музей Эрмитаж. Изложение учебного материала (введение понятий «Живопись», «Графика», «Скульптура», «Архитектура», «Декоративно-прикладное искусство»). Диагностика уровня усвоения нового материала (задание для работы в парах): предлагается набор материалов и инструментов, из которого необходимо выбрать предметы, соответствующие различным видам изобразительного искусства. |
Просмотр видеоэкскурсии, диалог с педагогом, ответы на вопросы, выполнение предложенных заданий |
Просмотр видеоматериалов с комментарием педагога, обращение к опыту и имеющимся знаниям детей позволяет сформировать положительный эмоциональный фон занятия, задействует различные зоны восприятия информации. Педагог определяет степень усвоения изложенного материала. Задание выполняется в парах, где каждый ребенок ответственен за ответ на общий вопрос. Данное задание используется в качестве физической разминки, поскольку для его выполнения дети встают из-за рабочих столов и двигаются по кабинету. |
Этап №3. Практический (10-12 минут).
Задачи: знакомство изделием декоративно-прикладного искусства – витражом; формирование навыков практической работы с витражными красками, трафаретами, формирование умения работать в парах, в коллективе.
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Методический комментарий |
Представление трафарета витража как предмета, сочетающего в себе различные виды изобразительного искусства. Сообщение особенностей работы с трафаретом и красками. Знакомство с витражной техникой, рассказ о художнике-стекольщике Луисе Тиффани. Организация просмотра готовых работ. |
Определение центра и фона композиции на трафарете, выбор цвета. Заполнение пластикового витражного трафарета красками. |
Витражная техника позволяет познакомить с новым для детей видом рисования: заполнение краской из тюбика замкнутого контура, что требует точности движений, развивает мелкую моторику рук. Наличие одного набора красок на пару детей формирует ситуацию, в которой дети должны заботиться о своем товарище, договариваться друг с другом и т. д. Использование художественного слова (легенды о мастере Тиффани) параллельно с практической деятельностью детей направлено на сообщение информации о витражах, области их применения. Организованная демонстрация детских работ позволяет оценить результаты работы друг друга, отметить достоинства каждой работы. |
Этап №4. Заключительный (3-5 минут)
Задачи: Подведение итогов занятия, тренировка памяти и наблюдательности, стимулирование на дальнейшую деятельность.
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Методический комментарий |
Подведение итогов занятия: вспомнить, какие виды изобразительного искусства сочетаются в витраже (графика, живопись), к какому виду относится витраж (декоративно-прикладное искусство), где может использоваться (в архитектуре, интерьере); выявление степени удовлетворенности занятием (опрос). |
Беседа с педагогом о пройденном материале, ответы на вопросы |
Беседа с педагогом закрепляет полученные знания. Завершенная работа приносит детям радость, дает возможность сделать подарок своим близким, стимулирует на дальнейшую изобразительную деятельность. |
2.Анализ занятия педагога дополнительного образования детей
Детское объединение Палитра
Группа №_5__,__2_года обучения
Ф.И.О. Стрельцова Наталья Вячеславовна_
Количество детей: в группе___12__на занятии_11
Тема занятия : Иллюстрирование. Моя любимая сказка
Цели и задачи занятия: Содействовать формированию эстетического отношения к действительности. Расширить представление о роли художника в оформлении книги сказок, развивать творческое воображение, умение представить действия героев согласно тексту сказок, способствовать формированию художественного вкуса, пробуждать добрые чувства, сочувствие героям сказок, развивать графические умения для выражения главного в композиции, для передачи настроения и своего отношения к героям.
Цель занятия прозвучала довольно четко. Основной целью было поведать о том , кто такие художники иллюстраторы, и дать возможность обучающимся на время стать иллюстраторами.
Кабинет к занятию подготовлен очень хорошо: много представлено иллюстраций, красочное название урока вывешено на доске, установлен проектор для презентаций. Рабочие столы полностью оснащены все необходимым. У педагога дополнительный набор материалов. Порадовало наличие фартуков и нарукавников для детей, это значит ребята уйдут с занятия чистыми и опрятными.
Правила охраны труда и техника безопасности пройдены как в начале занятия, так и перед практической частью занятия.
Структура занятия была вполне стандартная:
1. Этап организационный.
2. Вводная беседа об иллюстрации.
3. Основная часть.
4. Начало практической работы
5. Физминутка
6. Завершение практической работы обучающимися.
7. Подведение итогов занятия.
Темп работы на занятии был очень быстрый, но при этом детям нравилась эта активность и они с удовольствием участвовали в процессе. Время использовалось рационально, все этапы занятия проходили в соответствии с нормами по времени.
Содержание занятия вполне соответствует поставленным целям и задачам. Объем содержания данного занятия оптимален возрасту присутствовавших детей. Педагог очень доступно и последовательно раскрывал содержание занятия.
Связь с ранее пройденным материалом не прослеживалась, это было потому что изучался новый для обучающихся материал.
Педагог оправданно и оптимально подобрала методы, формы и способы обучения и прекрасно подготовила методическую оснащенность занятия. На занятии использовались материалы учебно-методического комплекса, технические средства обучения и электронные образовательные ресурсы. Применение этих форм и средств было очень эффективно. Ребята с увлечением смотрели презентации, показанные на проекторе, плюс ко всему развивалась зрительная память
В ходе занятия осуществлялись дифференцированный подход и индивидуальная работа с детьми. Наталья Вячеславовна постоянно вела с детьми диалоги, позволяла им высказывать свое мнение и индивидуально работала с каждым ребенком во время практической части занятия.
Для оценки знаний, умений и навыков педагог использовала картинки с вопросами, викторину.
Речь педагога довольно ясная, четкая, правильно поставленная, тема излагалась ясно, делались акценты на самом важном. С помощью интересной темы и интонации своего голоса Наталья Вячеславовна полностью завладела вниманием детей, и организовала продуктивную работу учащихся- было заметно, что детям темя очень интересна.
Атмосфера на занятии была дружелюбная, дети не боялись гостей, и работали с педагогом на полнейшую отдачу.
С поставленными целями и задачами ребята справились, работу выполнили полностью. В итоге у обучающихся получилась книжка – малышка, которую они сделали собственными руками, чему, собственно, и очень рады.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.