Технологическая карта урока русского языка. 5 класс.
Тема урока: Употребление имен прилагательных в речи
Цель урока |
Актуализация знаний об имени прилагательном, расширение понятия о роли прилагательных в художественных и научных текстах
|
Тип урока |
Комбинированный |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: уметь выделять имена прилагательные среди других частей речи, определять их роль в художественном и научном тексте Метапредметные: Познавательные: умение работы с разными типами текстов: лингвистическим, научным и художественным, формулировать гипотезу и искать пути ее решения, делать выводы, строить речевое высказывание (лингвистическое рассуждение) по образцу. Регулятивные: умение ставить цели, проводить исследование по алгоритму, оценивать ход и результат выполнения задания, проводить самооценку и взаимооценку; Коммуникативные: умение работать в группах, осуществлять поиск и сбор информации для решения лингвистической задачи, умение строить речевое высказывание. Личностные: воспитание уважения при работе в группах, привитие учащимся интереса к урокам русского языка. |
Методы и формы обучения |
Исследовательский, практическое занятии (лабораторная работа), групповая работа |
Образовательные ресурсы |
Русский язык.5 класс: технологические карты уроков по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Барановой и т.д. / сост. Г.В.Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2014
|
Оборудование |
Экран, компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал |
презентация Microsoft Office PowerPoint, печатный материал, инструктивные карты, оценочные листы, предметы декоративно-прикладного творчества, рефлексивная мишень, аудиозапись «Мимолетностей» С.С.Рахманинова, образцы полезных ископаемых, учебники Литература 5 класс, Изобразительное искусство 5 класс, Музыка 5 класс, Физическая география Частинского района
|
Основные понятия |
«Имя прилагательное», «Научный текст», «Художественный текст»», «Роль имен прилагательных» |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия |
Промежуточный контроль |
Формируемые УУД |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. |
-Добрый день, ребята. Мы начинаем очередное заседание лингвистической лаборатории, для того чтобы вновь раскрывать тайны нашего языка. |
. |
Фронтальная |
Учебный диалог |
Личностные: привитие учащимся интереса к урокам русского языка. |
2.Создание проблемной ситуации (выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию) |
Ролевая игра Учебная лингвистическая задача |
Стук в дверь. В кабинет Даша и Данил
|
Разыгрывают ролевую игру Даша: Добрый день, Данил! Данил: Здравствуй, Даша! Ты что, опять читаешь стихи? Даша: Да. У меня хорошее настроение, на улице весна... Вот послушай. Вот уж снег последний в поле тает, Данил: Да… Неплохими словами написано о весне. Даша: Стихотворение образное, выразительное, так как в нем очень много имен прилагательных. Данил: Прилагательные!? Но ведь они нам нужны только на уроках русского языка и литературы. А на других уроках они нам совсем не обязательны. Даша: А ты почему так думаешь? Данил: Ты только представь, что если я на уроке математики скажу «прелестное уравнение» или же на уроке физики «изумительная сила тяжести», а еще лучше - на уроке химии «бесподобный формальдегид», то надо мной же весь класс смеяться будет. Еще А.П.Чехов говорил, что «краткость – сестра таланта». Я полностью с ним согласен, поэтому имена прилагательные в нашей речи излишни. Даша: Нет, я с тобой не соглашусь. Имена прилагательные играют огромную роль в нашем языке. Дорогие пятиклассники! Мы знаем, что вы любите путем исследования совершать открытия. Вот вам очередная лингвистическая задача: проведите научное исследование и определите, кто же прав: я или Данил? Желаем удачи!
|
Фронтальная
|
Проблемный диалог. Постановка проблемной ситуации. |
Личностные: привитие учащимся интереса к урокам русского языка. |
3. Постановка проблемы исследования |
Беседа |
- Какова точка зрения Даши?
- О чем говорил Антон?
- А вы, ребята, как думаете?
|
1 мнение Данила – в русском языке прилагательные не так важны, можно легко обойтись без них. 2 мнение Даши – имена прилагательные очень важны, они играют огромную роль в нашей речи |
Фронтальная |
Проблемный диалог |
Коммуникативные: умение строить речевое высказывание.
|
4. Формулирование темы исследования |
Беседа |
- Итак, исследователи, какая же часть речи станет предметом нашего изучения?
|
Предметом исследования станут имена прилагательные. |
Фронтальная |
Проблемный диалог |
Коммуникативные: умение строить речевое высказывание. Познавательные: умение формулировать предмет исследования.
|
5. Выдвижение гипотезы |
Беседа |
Сформулируем гипотезу.
|
Варианты гипотез: допустим, что имена прилагательные играют большую роль в речи. Предположим, что прилагательных в русском языке не так важны (без имен прилагательных них наша речь более краткая и точная)
|
Фронтальная |
Проблемный диалог |
Регулятивные: умение ставить цель исследования |
6. Формулирование цели исследования |
Беседа |
- Сформулируем цель нашей деятельности
|
-Выявление (выяснение) роли имен прилагательных. - Изучение значений имен прилагательных. |
Фронтальная |
Проблемный диалог |
Коммуникативные: умение строить речевое высказывание. Познавательные: умение формулировать гипотезу |
7. Проверка гипотезы: проведение лабораторной работы |
Проведение лингвистического эксперимента, исследования художественного, научного и лингвистического текста, заполнение таблицы результатов исследования.
Инструкция. |
- Ребята, что нужно сделать, чтобы достигнуть цели урока? Для этого проведем лабораторную работу. Материалом для исследований послужат всем вам известные учебники, по которым обучаетесь в 5 классе: география, изобразительное искусство, музыка, биология.
Прежде чем приступить к исследованию предложенных материалов, еще секундочку на экран. Проведем инструктаж.
Дорогой пятиклассник! Мы желаем тебе успехов в разгадке очередной тайны русского языка. Ознакомься с краткой инструкцией. 1. Ознакомьтесь с предложенными заданиями на инструктивных карточках. 2. Проведите исследование в течение 10 минут. 3.Занесите результаты исследования в таблицу и сделайте выводы 4. Озвучьте результаты исследования.
Соблюдая четко регламент, приступите к работе. Вопросы по ходу деятельности. - Если нет вопросов, предлагаю начать исследование.
|
- Доказать или опровергнуть гипотезу, провести исследование.
Прослушивают инструктаж.
Проводят лингвистический эксперимент, исследуют художественный и научные текст в парах, заносят результаты лабораторной работы в таблицу. |
Парная |
Лингвистический эксперимент. Таблица результатов лабораторной работы. Лингвистический текст. |
Познавательные: умение работы с разными типами текстов: лингвистическим, научным и художественным, формулировать гипотезу и искать пути ее решения, делать выводы, строить речевое высказывание (лингвистическое рассуждение) по образцу или самостоятельно.
Регулятивные: умение проводить исследование по алгоритму.; Коммуникативные: умение работать в группах, осуществлять поиск и сбор информации для решения лингвистической задачи, умение строить речевое высказывание. Личностные: воспитание уважения при работе в парах. |
8. Интерпретация полученных данных |
Речевое высказывание (лингвистическое рассуждение) |
Ребята, я прошу вас изложить результаты ваших научных исследований. Первыми выступят перед нами ребята, которые проводили исследования по литературе.
Слово предоставляется исследователям, которые изучали материал по Истории Пермского края.
Выслушаем результаты деятельности группы, которая работала в области изобразительного искусства.
Последними выступают ребята-исследователи, проводившие исследование в области «Музыка».
|
Наша группа проанализировала отрывок из поэмы Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос» (читают отрывок). В результате изучения текста мы выписали слова и выражения, с помощью которых поэт рисует образ русской женщины. Он отмечает спокойную важность лица, красивую силу в движеньях, походку и взгляд царицы, она румяна, стройна, высока, ловка, терпелива, ровна. Путем исследования мы выяснили, что среди этих выражений есть имена прилагательные: спокойная, красивая, румяна, стройна, высока, ловка, терпелива, ровна. Именно они помогают нам увидеть красоту русской женщины, ее величие, терпение, трудолюбие. Таким образом роль прилагательных в литературе огромна.
Нашей группе для изучения были предложены образцы полезных ископаемых, среди которых мы искали волконскоит. Этот минерал добывают в Частинском районе. Но без описания, нам было трудно его найти. Поэтому мы обратились к учебному пособию «Физическая география Частинского района» и нашли следующее описание волконскоита «плотный, глиноподобный минерал , окрашенный солями хрома в зеленый цвет разных оттенков». Имена прилагательные плотный, глиноподобный, зеленый очень точно и конкретно охарактеризовали это минерал. Поэтому мы без труда его определили среди других полезных ископаемых. Таким образом имена прилагательные придают научному тексту точность, помогают раскрыть отличительные свойства предмета.
Мы, исследователи, рассматривали предметы народного промысла и изучали научный текст о хохломской росписи из учебника «Изобразительное искусство». Проанализировав его, мы выписали следующие выражения, которые характеризуют эту роспись: по золотому фону, красные ягоды смородины и рябины, тонкие стебли и листочки. Имена прилагательные из этих словосочетаний помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, придать описанию образность, яркость. Сопоставив описание хохломской росписи с предметами народных промыслов, мы выявили среди них те, которые расписанные хохломской росписью (показывают эти предметы). Таким образом, и в изобразительном искусстве без прилагательных не обойтись.
2016 год президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным объявлен Годом Сергея Сергеевича Прокофьева. Поэтому наша группа прослушала его миниатюру из цикла «Мимолетности» (включить запись). А (ФИ ребенка) изобразила свои впечатления от прослушанной музыки на бумаге (показать рисунок). Мелодия «Мимолетностей» ритмичная, причудливая, веселая, мягкая, мечтательная, разнообразная, и как отмечают авторы учебника передает «минутные впечатления», «беспредметные живописные образы», «ломаные линии», «необычную гармонию», «красочные пятна». Имена прилагательные: минутные, живописные, ломаные, необычные, красочные не только дают характеризуют само музыкальное произведение, но и передают настроение, чувства, переживания. Таким образом, и в «Музыке» имена прилагательные также играют важную роль.
|
Парная |
Таблица результатов лабораторной работы. |
Познавательные: умение работать с лингвистическим текстом, строить речевое высказывание (лингвистическое рассуждение). Личностные: воспитание уважения при работе в парах и при оценивании результатов работы своих одноклассников. |
9. Вывод по результатам исследования (сравнение с эталоном) |
Задание на сравнение с эталоном |
- Ученые-лингвисты также как и вы занимались изучением окончания в русском языке. Давайте посмотрим, к какому результату они пришли. (слайд 6) Прочитаем.
- Сравним. К такому же результаты мы с вами пришли или нет?
- Вернемся к нашей гипотезе. Доказана или опровергнута она.
|
Проговаривают лингвистический текст.
Да.
Гипотеза о роли имен прилагательных доказана, так как наши выводы совпадают с эталоном. |
Фронтальная |
Проблемный диалог |
Познавательные: умение работать с лингвистическим текстом, строить речевое высказывание (лингвистическое рассуждение). |
10. Рефлексия. Самооценка. Взаимооценка. |
Ролевая игра |
Выходят Даша и Данил
Подведем итог нашей совместной деятельности, для этого заполним оценочные листы. Посовещайтесь и озвучьте результаты своей работы. В этом вам помогут незаконченные предложения на слайде (слайд 7).
-Какую отметку вы поставите своей паре. Прокомментируйте ее.
|
Даша: Ребята, пока вы занимались исследовательской деятельностью, мы за вами внимательно наблюдали. Нам очень понравилась ваша работа, особенно ее результат. Ну что, Данил, ты, наконец-то, понял, что имена прилагательные очень важны в нашей речи. Данил: После того, как я увидел с каким интересом, тщательно, увлеченно ребята участвовали в заседании лингвистической лаборатории и проводили исследования в разных областях наук: в изобразительном искусстве, истории Пермского края, музыке, литературе, то во мне поселилось сомнение, что я не совсем прав. Даша: Да, ребята убедили нас, что благодаря именам прилагательным любой текст «оживает», начинает сверкать всеми гранями смыслов, звучать полно и многогранно. С их помощью наша речь делается более информативной, выразительной, точной, емкой и красочной. Ребята, если вы правильно и уместно будете употреблять прилагательные в своей речи, то это будет говорить о вашем высоком культурном уровне. Данил: Ребята, нам будет интересно узнать, что вы сами думает об уроке? Все ли у вас получилось? Где вы испытали затруднения? А для этого мы предлагаем вам поиграть в игру «Мишень». Даша: Определите, насколько вы активно участвовали, было ли вам интересно и понятно, узнали ли что-то новое на уроке. Оцените себя фишками. Данил: Ребята, по этой мишени мы видим, что вы были активны на уроке, с большим интересом выполняли задания и расширили свои знания. Даша. Молодцы. Так держать! А мы прощаемся с вами. До новых встреч!
Осуществляют самооценку, взаимооценку, комментируют выставленные отметки, качество и результативность работы в парах (что получилось, что не получилось) |
Групповая. Индивидуальная |
Оценочные листы. Устные высказывания. Рефлексия «Мишень» |
Регулятивные: умение проводить самооценку и взаимооценку; Коммуникативные: умение работать в группе, строить речевое высказывание. Личностные: воспитание уважения при работе в парах и при оценивании результатов работы своих одноклассников. |
12. Итоги урока |
Беседа |
Учитель озвучивает общие итоги урока. |
|
Фронтальная |
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.