План урока по дисциплине: Техническая графика
Тема: Зубчатые передачи
Тип занятия: урок сообщения новых знаний
Вид занятия урок с применением технологии компьютерных демонстраций
Цель занятия: научиться условно, изображать зубчатые колёса, цилиндрическую зубчатую передачу на эскизах; изучить требования, предъявляемые к оформлению и правила выполнения чертежей зубчатых колес; приобрести практические навыки по определению основных параметров зубчатого колеса
Задачи:
Обучающая: закрепить знания студентов по теме: «Зубчатые передачи» и научить правильно изображать цилиндрическую зубчатую передачу на эскизах;
Воспитательная: развить пространственное воображение, память, способности мыслить творчески;
Развивающая: воспитать у студентов интерес к предмету и добросовестное отношение к труду.
Обеспечение занятия: компьютер, мультимедийная установка, мультимедийная презентация в программе Мicrosoft Power Point, электронные плакаты, учебный фильм «Типы зубчатых передач», учебный фильм «Червячный редуктор», учебный фильм «Цилиндрический редуктор»
Междисциплинарные связи: Инженерная графика «Зубчатые передачи»; Материаловедение «Конструкционные материалы»;
Этап урока
|
Компьютерное оборудование и ТСО, используемое на данном этапе урока |
Содержание этапа урока
|
Время |
1. Организационный момент |
|
Приветствие. Проверка отсутствующих; проверка наличия рабочих тетрадей и чертёжных принадлежностей |
2мин |
2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока |
Мультимедийный проектор с экраном, компьютер |
На прошлом уроке мы рассматривали один из видов типовых соединений – шпоночное соединение. Шпоночное соединение - неподвижное соединение вала с надетой на него деталью. Шпонка-деталь шпоночного соединения, закладываемая одновременно в паз в ступице шкива, зубчатого колеса.
Рассмотри зубчатые передачи, в которых используются шпоночные соединения.
|
5мин |
3. Изучение нового материала |
Презентация «Зубчатые передачи» |
Целью нашего урока является приобретение практических навыков в расчётах основных параметров зубчатых колёс, а одной из основных задач - изучение устройства и принципа работы зубчатой передачи (слайды №3, №4). Применяются для передачи вращательного движения с одного вала на другой, преобразования вращательного движения в поступательное. Рассмотрим виды зубчатых передач. В зависимости от расположения валов используют те или иные передачи. Если оси валов параллельны, то применяют цилиндрические зубчатые передачи (слайд№7) Если оси валов пересекаются, то используют конические передачи (слайд№8.) Если оси валов скрещиваются (обычно под прямым углом), то применяют червячные передачи (слайд№9). Реечная передача преобразовывает вращательное движение в поступательное (слайд№10). Отмечу, что соединение вала и зубчатого колеса возможно благодаря шпонке, о которой мы говорили ранее. Рассмотрим параметры зубчатых колёс (слайд№11): 1. Зубчатый венец, в который входят • Диаметр окружности вершин da=m(z+2), линия сплошная основная • Диаметр окружности впадин df=d-2,5m, линия сплошная тонкая • Диаметр делительной окружности d=mz, линия штрих –пунктирная. 2. Модуль зацепления (слайд№12) Зная модуль и число зубьев, можно произвести необходимые расчёты для вычерчивания зубчатого колеса и передачи. Формулы приведены на слайде №13. Зубчатые передачи нашли широчайшее применение во многих отраслях промышленности, строительства, сельского хозяйства. Это самые разнообразные двигатели, которые выдают на свой рабочий вал определённый крутящий момент. Редукторы, которые служат для преобразования частоты вращения двигателя. Это коробка передач автомобиля – хороший пример понижающего редуктора с возможностью регулирования частоты и крутящего момента на выходе. В любой бытовой технике и электроинструменте, оснащённых электродвигателями небольшой мощности (стиральные машины, кухонные комбайн, миксеры, дрели т.д.) (слайд №15) Посмотрим небольшой видеоролик, который наглядно покажет работу зубчатой передачи в редукторе (слайд№16)
|
15мин |
4. Закрепление новых знаний, умений навыков |
Чертёжные принадлежности, рабочая тетрадь, калькулятор |
Ну а сейчас рассчитайте основные параметры зубчатого колеса по приведённым выше формулам, если известно: модуль зацепления m=3, число зубьев z=50 и начертите эскиз колеса по образцу(слайд17)
|
15мин |
5. Подведение итогов урока: рефлексия деятельности |
Мультимедийный проектор с экраном, компьютер |
Вопросы для самоконтроля: · Какие передачи используют, если оси валов параллельны? (слайд№18) · Внимательно рассмотрите изображение и определите, к какому виду передач оно относится (слайд№21) |
5мин |
6. Инструктаж о домашнем задании |
|
Начертите на формате А4 сборочный чертёж зубчатой цилиндрической передачи, если известны следующие параметры: Модуль зацепления m = 3,5 Число зубьев колеса z₁ = 24 Число зубьев шестерни z₂ = 12
|
2мин |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.