ОТКРЫТЫЙ УРОК
5 КЛАСС
НА ТЕМУ
«ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ НА КООРДИНАТНОМ ЛУЧЕ»
Тема урока: «Представление натуральных чисел на координатном луче»
|
|
Математика – царица наук, арифметика – царица математики. К.Ф.Гаусс |
Цель урока: Создать условия для формирования представлений у учащихся о размещении чисел на координатном луче.
Планируемые результаты.
|
Предметные: |
Знать понятие луча, координатного луча, единичного отрезка. Уметь отмечать на координатном луче точки, соответствующие натуральным числам, сравнивать числа с помощью координатного луча, называть число соответствующее заданной точке, выбирать единичный отрезок.
|
|
Метапредметные: |
Участие в диалоге; отражение в письменной форме своих решений; критически оценивать полученный ответ; определять общую цель и пути её достижения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. |
|
Личностные: |
Мотивация учебной деятельности; уважительное отношение к иному мнению при ведении диалога. |
Тип урока: Применение и совершенствование знаний. Практикум.
Наглядность и оборудование: учебник, рабочие тетради учащихся, опорный конспект урока, чертежные инструменты.
Ход урока
|
I этап. |
Организационный. Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает их на плодотворную работу. Вступительное слово учителя. |
|
|
II этап. |
Проверка домашнего задания. 1. Проверить домашнее задание, заданное по учебнику, сверить ответы. 2. Ответить на вопросы учащихся, возникшие в результате выполнения домашнего задания. |
|
|
III этап. |
Формулирование цели и задач урока. Учитель сообщает учащимся о том, что числа удобно представлять точками на прямой. Для этого задают луч. Если начало луча (точку О) принять за начало отсчета, а какой-нибудь другой точке этого луча поставить в соответствие число 1, то получится координатный луч. Отрезок от этой точки до начала луча называют единичным отрезком. Координатный луч, как правило, мы будем чертить с лева на право, выходящим из точки О в направлении, отмеченном стрелкой, и отметить отрезок, длину которого принимают за единицу – единичный отрезок. |
|
|
IV этап. |
Актуализация знаний и умений учащихся. Устные упражнения. 1. Уменьшаемое 40, а вычитаемое 6. Найдите разность. 2. Чему равно уменьшаемое, если разность равна 17, а вычитаемое 8? 3. Найдите вычитаемое, если уменьшаемое 13, а разность 5. 4. Сколько сантиметров в 3дм, в 4м, в 5дм 7см? 5. Нина отметила 4 различные точки и провела все отрезки, концами которых являются отмеченные точки. Сколько отрезков у неё получилось?
|
|
|
V этап. |
Усвоение и восприятие нового материала. План изучения темы. 1. Понятие координатного луча. 2. Начало отсчета – начало луча. 3. Единичный отрезок. 4. Координата точки. 5. Сравнение натуральных чисел с помощью координатного луча. 6. Размещение натуральных чисел на координатном луче. (Важно помнить, что: из двух натуральных чисел больше то, которое на координатном луче находится правее.) 7. Пример. Изобразить координатный луч ОР и отметить на нем точки: А(3); В(5); С(6); D(11); F(9); М(4); N(8). (Единичный отрезок взять равный 1см) Предложить учащимся самим придумать и отметить точку с некоторой координатой. |
|
|
VI этап. |
Усвоение нового материала. Решение упражнений. 1. Работа с учебником: рассмотреть примеры в учебнике. 2. Совместно у доски и индивидуально на местах (задание из учебника). 3. Индивидуальные задания на карточках. 4. Дополнительные упражнения. |
|
|
Физкультминутка. Физкультминутку
можно провести в форме игры: два ученика держат веревку с узелками. Начало
веревки (узелок) – это начало луча, расстояние между узелками – единичный
отрезок. Две команды, у каждой команды карточки |
||
|
VII этап. |
Домашнее задание. 1. Устно: изучение параграфа и выполнение устных упражнений. 2. Письменно: выполнение письменных упражнений из учебника. 3. Дополнительные задания (для тех, кто хочет знать больше). |
|
|
VIII этап |
Подведение итогов урока. Вопросы учащимся. 1. Какой отрезок называют единичным? 2. Как построить координатный луч? 3. Как сравнивают натуральные числа при помощи координатного луча? 4. Какой этап урока запомнился и понравился больше всего. 5. В чем испытывали затруднение |
|
На втором уроке для закрепления материала по теме: «Представление натуральных чисел на координатном луче» можно провести математический диктант.
Математический диктант. Координатный луч.
|
Вариант 1 1. Начертить координатный луч (единичный отрезок равен 1см) и обозначить на нем точки, соответствующие числам: 3, 5, 7. 2. Точке А на координатном луче соответствует число 7, это записывают так … . 3. Если точка С на координатном луче лежит между точками А(4) и В(6), то она имеет координату … , выраженную натуральным числом. 4. Начертите координатный луч (можно дать листок на котором уже начерчен координатный луч и указан единичный отрезок) и отметьте на нем точку М, удаленную от точки К(10), на три единичных отрезка. Сколько возможно случаев? 5. Дана точка D(12), а точка С(17). Какая точка лежит правее? 6. На координатном луче большее число расположено … . 7. Если точка R имеет координату 2, а точка Р – координату 8, то какую координату имеет точка Т – середина отрезка RP? |
Вариант 2 1. Начертить координатный луч (единичный отрезок равен 1см) и обозначить на нем точки, соответствующие числам: 4,6,8. 2. Точке В на координатном луче соответствует число 5, это записывают так … . 3. Если точка М на координатном луче лежит между точками К(9) и N(11), то она имеет координату … , выраженную натуральным числом. 4. Начертите координатный луч (можно дать листок на котором уже начерчен координатный луч и указан единичный отрезок) и отметьте на нем точку B, удаленную от точки C(4), на два единичных отрезка. Сколько возможно случаев? 5. Дана точка F(11), а точка E(19). Какая точка лежит левее? 6. На координатном луче меньшее число расположено … . 7. Если точка С имеет координату 4, а точка D – координату 10, то какую координату имеет точка S – середина отрезка CD? |
Урок окончен!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.