Урок …..
тема урока: «Ассирийская держава»
дата проведения урока: __________________
Педагогические |
Способствовать пониманию особенностей природных условий Ассирии, возможностей хозяйственного освоения территории; создать условия для развития умений анализировать причины быстрого роста территории государства, превращения Ассирии в могущественную державу, работать с картой; содействовать формированию представлений об ассирийском войске, культурных достижениях ассирийцев |
Тип и вид урока |
Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-путешествие |
Планируемые |
Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом |
Личностные |
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности |
Метапредметные |
Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сочинение, сообщение и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др. |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Местоположение и природные условия верховий реки Тигр, занятия жителей. Освоение железа (X в. до н. э.). Завоевательные войны ассирийцев, образование могущественной державы. Устройство ассирийского войска, вклад ассирийцев в военную науку и практику. Ассирийские цари и их способы управления державой. Падение Ассирии. Разрушение Ниневии – столицы Ассирии (612 г. до н. э.). Культурные сокровища Ниневии: планировка городов, градостроительство, каменные рельефы, глиняная библиотека Ашшурбанапала. Ассирийцы, держава, империя, конница, таран, глиняная библиотека |
Образовательные ресурсы |
Учебник. Учебная картина Г. Савинова «Возвращение ассирийского войска из похода». Электронное приложение к учебнику. Карта «Вавилонское царство в XVIII в. до н. э. Ассирийская держава в VIII–VII вв. до н. э.». Рабочая тетрадь № 1 |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Формы, |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма |
|
характеристика
|
формируемые УУД |
||||
I. Организационный момент |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Быстрое включение в деловой ритм |
|
II. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, |
Сообщает тему урока. – Что мы должны выяснить? Какую учебную задачу поставим? Предлагает совершить путешествие |
Слушают учителя, формулируют учебную задачу |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, сформулированную учителем |
|
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Местоположение и природные условия, занятия жителей.
|
Фронтальная, парная. Объяснительно-иллюстративный, проблемный, практический. Рассказ учителя, работа с картой, контурной картой, иллюстрациями, беседа |
Рассказывает о местоположении и природных условиях Ассирии, освоении железа, используя карту, иллюстрации, схему (см. Приложение 1). Организует работу учащихся с картой, контурной картой (№ 74) в рабочей тетради. – В чем преимущества железных орудий труда и оружия перед каменными и медными? |
Находят и показывают на карте верхнее течение Тигра, Ассирию. Выполняют задания в контурной карте в паре. Выявляют преимущества железных орудий труда и оружия перед каменными и медными |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: контролируют действия партнера |
Работа с картой, контурная карта, беседа по вопросам |
Ассирийское войско. Завоевания ассирийских царей |
Групповая. Словесный, практический. Работа с текстом, документом, картой, картиной |
Предлагает прочитать п. 2, 3 § 18, документ, рассмотреть картину и выполнить задания (см. Приложение 2). – Назовите причины военных успехов ассирийцев. (См. Приложение 3.) |
Находят на карте покоренные Ассирией страны; описывают рисунок, извлекают из документа ответы на вопросы. Называют причины военных успехов ассирийцев |
Познавательные: осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач; овладевают навыками смыслового чтения. Коммуникативные: принимают участие в работе группами; высказывают свое мнение |
Работа с картой, беседа |
Культурные достижения ассирийцев |
Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, проблемный. Рассказ учителя, работа с картой, иллюстрациями, беседа |
Рассказывает о культурных достижениях ассирийцев: планировке городов, градостроительстве, каменных рельефах, глиняной библиотеке Ашшурбанапала. Знакомит с событием: разрушение Ниневии – столицы Ассирии (612 г. до н. э.) |
Под руководством учителя знакомятся с достижениями ассирийцев; описывают изображения художников и скульпторов, рассказывают о содержании книг |
Познавательные: осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков; строят логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Беседа по вопросам |
IV. Закрепление знаний и способов действий |
Групповая. Словесный, творческий. Беседа, рассказ,
работа |
Предлагает показать на карте Ассирию и завоеванные ею страны. Организует работу с картой, беседу |
Показывают на карте Ассирию, завоеванные страны, описывают культурные достижения |
Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения |
Беседа по вопросам, работа с картой |
V. Информация о домашнем задании |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя |
Комментирует задание. Написать письмо из военного похода |
Воспринимают задание, уточняют |
Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения |
Письмо, |
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
НАЧАЛО ОБРАБОТКИ ЖЕЛЕЗА
Открытие железа – X в. до н. э. |
||
Земледелие
распространяется в степях |
Развитие ремесла, |
Развитие хозяйства,
разделение труда, |
Приложение 2
1. Какие военные новшества применяли ассирийцы?
2. Как вели себя ассирийцы в завоеванных странах?
3. Найдите на карте Ассирийскую державу и ее столицу. Определите, какие страны были покорены ассирийцами.
4. Опишите по картине «Возвращение ассирийского войска из похода» возвращение ассирийского войска в Ниневию по плану:
1) царская колесница; 2) унижение пленных царей; 3) воины-победители; 4) каменные стражи при входе во дворец.
5. Познакомьтесь с документом «Летопись ассирийского царя» (с. 89) и ответьте на вопросы: 1) Чем похвалялся владыка Ассирии? 2) Синахериб называет себя «любящим справедливость», подумайте, что царь считал справедливым.
Приложение 3
ПРИЧИНЫ ВОЕННЫХ УСПЕХОВ АССИРИЙЦЕВ
1. Повсеместное использование стального оружия.
2. Появление нового рода войск – конницы.
3. Прокладывание стратегических дорог, наведение переправ через водные преграды для форсирования их войсками.
4. Применение стенобитных орудий и камнеметов для осады крепостей.
5. Крайняя жестокость по отношению к мирному населению захваченных территорий.
Приложение 4
1. Если бы вы на машине времени смогли переместиться во дворец ассирийских царей, то какое бы описание составили об увиденном?
2. При раскопках ассирийской столицы археологи нашли во дворце целую библиотеку, насчитывающую около 20 тыс. книг. Подумайте, для чего правитель Ассирии Ашшурбанапал собирал книги, прослыв образованным человеком?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.