Технологическая карта урока истории в 6 классе на тему "Феодалы и крестьянство в средние века"

  • docx
  • 22.12.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта урока Феодалы и крестьянство в средние века.docx

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа - интернат № 67

Пушкинского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

                                             Технологическая карта открытого урока истории в 6-Б классе на тему:

«Феодалы и крестьянство в средние века»

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: учитель истории и обществознания

                                                                                                                      Болотчева Екатерина Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2024

 

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Предмет

История

Класс

6 Б

Тема

Феодалы и крестьянство в средние века

Цель

Создать условия для формирования представлений о жизни средневековой деревни, об обязанностях, которые несли крестьяне; познакомить с понятиями «феодальная вотчина», «повинности», «оброк», «барщина», «крестьянская община», «натуральное хозяйство»

Задачи

Коррекционно -образовательные:

  • сформировать представление у учащихся о феодальных повинностях, крестьянской общине, подвести к пониманию того, что натуральное хозяйство – основа феодализма.

Коррекционно - развивающие:

  • продолжить формирование навыков работы с историческими источниками, иллюстративным материалом, составления характеристики отдельных социальных групп средневекового общества, составления связного рассказа и участия в обсуждении;
  • продолжить формирование умения составлять схемы;
  • работа с новыми понятиями и терминами.

Коррекционно -воспитательные:

  • способствовать развитию у учащихся культуры взаимоотношений при работе в парах, коллективе;
  • воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, осознание необходимости самосовершенствования, желания осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда;
  • формировать у учащихся умения оценивать с нравственной точки зрения поведение и поступки представителей различных слоев общества в средневековую эпоху;
  • воспитывать уважение к крестьянскому труду.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знают понятия «феодальная вотчина», «повинности», «оброк», «барщина», «крестьянская община», «натуральное хозяйство»; знают, на какие сословия делилось средневековое общество; имеют представление о видах феодальной зависимости, крестьянской общине как организации жизни средневекового крестьянина; проводят поиск необходимой информации на основе исторического источника, умеют интерпретировать историческую информацию: характеризуют условия и образ жизни, занятия крестьян.

Метапредметные:

Познавательные: анализируют и осознают факты и явления, самостоятельно сопоставляют факты, устанавливают причинно-следственные связи, строят речевые высказывания в устной форме, умеют использовать иллюстративный материал, владеют смысловым чтением текстов, выделяя главное.

Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, осознают качество и уровень усвоения материала.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, строят монологические высказывания, договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, осознают причины успеха в учебной деятельности, ориентируются в нравственном содержании поведения людей на примере взаимоотношений различных слоев общества в Средневековье.

Образовательные  ресурсы

Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История средних веков. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2018.

Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по всеобщей истории. История Средних веков. 6 класс: пособие для учителя / Е.Н. Сорокина. – 7-е изд. – Москва: ВАКО, 2022.

Презентация «Феодалы и крестьянство в средние века»

Оборудование

-Мультимедийный проектор;

-Экран;

-Компьютер;

- Слайд-презентация

- Карточки для работы в парах.

Формы работы

Индивидуальная и фронтальная работа, работа в парах, работа с карточками и слайдами.

Методы

Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, наглядные, практические методы, использование информационных технологий, использование кластера как одного из методов критического мышления.

Основное содержание темы, понятия и термины

Феодальное общество. Феодалы. Крестьяне. Феодальная вотчина. Повинности. Оброк. Барщина. Поземельная и личная зависимость. Крестьянская община. Натуральное хозяйство.

 

Организационная структура урока

Этап урока/

 

       Содержание  деятельности

 

Обучающие и развивающие компоненты

Учителя

Учащихся

1

2

3

I. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, определяет отсутствующих, проверяет готовность учащихся к уроку, организует внимание всех учащихся.

Дети приветствуют учителя, проверяют, все ли у них готово к началу урока.

II. Целеполагание и мотивация учебной деятельности

Сегодня у нас не совсем обычный день. Сегодня мы совершим путешествие.

Есть два разряда путешествий: Один - пускаться с места вдаль,

Другой - сидеть себе на месте. Листая старый календарь.

Вот и я, листая старый календарь, решила отправиться с вами на несколько сотен лет назад: а куда, определим с вами вместе.

      Посмотрите на слайды и попробуйте догадаться, где мы с вами окажемся.

      Итак, мы отправимся в деревню, но не в обычную. Какой период времени мы с вами проходим? Средневековье.

       Значит сегодня мы отправимся в средневековую деревню, и тема нашего урока «Феодалы и крестьянство в средние века»

Учитель предлагает сформулировать учебные задачи.

    Как вы думаете, что мы должны сегодня на уроке узнать? О чем мы будем говорить?

- Предстоит узнать, как жили крестьяне в те далёкие времена, какие работы им приходилось выполнять в хозяйстве феодала, и что из себя представляла крестьянская община.

Учитель демонстрирует план урока на слайде

С помощью слайдов презентации формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.

Формулируют учебные задачи.

 

III. Актуализация знаний

- К середине XI века в Европе установился общественный строй, который современные историки называют феодальным.

- Кому принадлежала власть и земля при феодальном строе?

- Как назывался порядок, при котором в феодальном обществе каждый феодал подчинялся более старшему?

- Дайте определения понятиям «сеньор» и «вассал».

- Входили ли крестьяне в феодальную лестницу?

- Давайте вспомним, кто такие крестьяне?

Середина XIXIII вв. – это расцвет средневекового общества. В Западной Европе оно делилось на 3 сословия: «те, кто молятся», «те, кто воюет», «те, кто трудится».

- Есть такое выражение «нет земли без сеньора», как вы его понимаете, и как можете объяснить?

Участвуют в диалоге, формулируют ответы.

 

 

 

IV. Первичное усвоение новых знаний

 

1. Рассказ учителя. Работа с иллюстрациями учебника и презентации

 

 

2.Изучение материалов презентации

 

3.Работа с текстом учебника

 (п.2 Феодал и зависимые крестьяне; п. 3. Крестьянская община)

 

5.Работа с учебником (п.6 Натуральное хозяйство

Учитель рассказывает о феодальной вотчине, показывает необходимые слайды презентации, предлагает сделать записи в тетради.

 

Учитель предлагает на основе изучения иллюстраций подготовить ответ на вопрос:

- Какие работы выполняют крестьяне, изображенные на миниатюре?

- Почему крестьяне выполняют эти работы?

 

 

Учитель ставит задачу выяснить, как историческая наука называет такие работы. Что такое феодальные повинности? Виды феодальных повинностей.  На основе полученного материала составить кластер.

Ставит задачу на основе изучения текста учебника   составить схему, отображающую виды и причины феодальной зависимости;

- определить роль общины в жизни крестьян.

 

 

 

 

Предлагает прочитать текст учебника и выяснить, какое хозяйство называется натуральным.

Слушают учителя, делают записи в тетради

 

 

 

Изучают иллюстрации учебника и презентации, формулируют устные ответы

 

 

 

 

 

Осмысленно читают текст, отвечают на вопросы

 

 

Слушают учителя, составляют схему в тетради, формулируют ответы на поставленные вопросы, записывают в тетрадь причины объединения крестьян в общину.

 

 

 

 

Осмысленно читают текст, формулируют устные ответы, записывают определение в тетрадь.

 

Динамическая пауза

 

Тематическая физкультурная пауза на тему: «Крестьянские

работы» (на 4 такта с движениями рук и ног):

«Как крестьяне рубят дрова?» — движения рук;

«Косят траву?» — движения рук и ног;

«Сеют зерно?» — движения рук;

«Веют зерно?» — движения рук (подбрасывание лопатой на ветру).

«Шьют одежду?» — движение рук .

«Изготавливают вино?» — движение ног.

Выполняют упражнение, не нарушая пространство партнера.

 

V. Первичная проверка понимания

Раздает карточки и предлагает в парах прочитать отрывок из исторического источника (Приложение 1) и ответить на вопросы.

- Какие обязанности крестьян, упомянутые в тексте, относятся к оброку, а какие – к барщине?

- Какие еще дополнительные платы и ограничения были у крестьян?

-Можно ли на основании документа сказать, было ли у крестьян свое хозяйство?

Работа в парах с историческим документом и карточками.

Осмысленно читают текст, отвечают на вопросы

 

 

VI. Первичное закрепление

Учитель раздает карточки и предлагает выполнить задание (Приложение 2) в парах (вычеркнуть неверные утверждения и зачитать правильные ответы)

В парах выполняют задания в карточках. Вычеркивают неверные утверждения.

 

VII   Домашнее

задание

 

Сообщает домашнее задание и способы его приготовления. Прочитать параграф № 11,

 Для первой группы (слабых учеников): ответить устно на вопросы 1, 2, 3, 6 после параграфа;

Для второй группы (средних учеников): подготовить рассказ о жизни и быте средневековых крестьян по плану: 1) орудия труда; 2) хозяйство; 3) жилище; 4) пища.

Для третьей группы (сильных учеников): написать мини-рассказ «Один день из жизни средневекового крестьянина»

Записывают домашнее задание

VIII. Рефлексия

Учитель подводит итоги урока, предлагает учащимся закончить предложения, пользуясь Приложением 3.

-На уроке я работал…..

- Своей работой на уроке я ….

- Урок для меня показался ….

- Материал урока мне был …

Оценивают свою работу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Э.ле Гоз «Поэма о веронских вилланах». Нормандия, XIII век

Вилланы должны возить камень – без споров и сопротивления. В нем что ни день, то нужда. И на печах и на мельницах. Вилланы постоянно повинны службой. Строится ли дом – они должны подавать каменщикам камень и цемент…

…Затем должны они очистить мельничные канавы, каждый приходит со своей лопатой, с лопатой же на шее идут они выгребать сухой и жидкий навоз. Такую работу делает виллан.

 Но вот наступает август… Вилланы должны жать хлеб, собирать и связывать его в снопы, складывать скирдами среди поля и отвозить немедленно к амбарам. Эту службу несут они с детства, как несли ее предки. Так работают они на сеньора…И вот подъезжает он к амбару, где берут с него штраф, если он потерял хоть один сноп, упавший с воза в поле или на дороге.

…А потом подходит время ярмарки «на лугу» и сентябрьский богородичный день, когда надо везти поросят. Если у виллана восемь поросят, то он берет двух наилучших, один для сеньора, который, конечно, не возьмет того, что похуже!..

… Виллан не может продать свою землю без того, чтобы сеньор не получил тринадцатой доли с цены. К Рождеству надо сдавать кур. Затем идет пивная повинность: ячмень и пшеница с каждого. Если виллан выдает дочь замуж, за пределы сеньории, то сеньор получает пошлину – «кюллаж». Затем приходит вербное воскресенье, богом установленный праздник, когда нужно нести сеньору пошлину на овец, так как с вилланов по наследству требуется эта повинность. После этого надо ехать в кузницу подковывать лошадей, потому что пора отправляться за дровами в лес…

…Виллан должен заплатить еще и за выпечку своего хлеба. Жена виллана отправляется к сеньориальной печи и исправно платит свой форнаж…

 

Вилланы – крестьяне

Форнаж – печной сбор, плата за выпечку хлеба

 

 

 

Приложение  2

Выполните следующие задания:

1)Вычеркните неверные утверждения.

2) Скажите правильные ответы

1. Феодальная вотчина – это хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.

2. Главными повинностями крестьян были барщина и оброк.

3. Крестьяне должны были отдавать феодалу часть продуктов и изделий со своего хозяйства – барщину.

4. Оброк – это все работы крестьян в поместье феодала

5.В Средние века существовала поземельная и личная зависимость крестьян

6. Привычной для крестьян была жизнь в общине, которая занималась самыми различными делами.

7. В вотчине феодала всё, что нужно для жизни, производилось на месте, то есть хозяйство было натуральным.

 

Приложение 3

 

Закончите предложения

Возможные варианты ответов

- На уроке я работал…..

- Своей работой на уроке я ….

- Урок для меня показался ….

- Материал урока мне был…

 

активно/ пассивно

доволен/  не доволен

коротким/ длинным

понятен/ не понятен

полезен/ бесполезен

интересен/ скучен