Технологическая карта урока истории России
Тема урока |
Русские земли под властью Орды |
||
Тип урока |
Комбинированный урок |
||
Цель урока |
Раскрыть последствия монгольского нашествия на Русь, дать характеристику борьбе русских князей за ханский ярлык, сформировать понятия ярлык на Великое княжение, баскак, ордынский выход, запись в число |
||
Образовательные |
1. И.Л.Андреев, И.Н.Федоров. История России с древнейших времен до XVI века 2. Презентация 3. Рабочая тетрадь |
||
План урока |
1. Последствия монгольского нашествия 2. Борьба за первенство на Руси 3. Ордынская власть над Русью 4. Отношения князей к Ордынскому господству |
||
Личностно значимая проблема |
|
||
методы
и формы |
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная |
||
Основные понятия |
ярлык на Великое княжение, баскак, ордынский выход, запись в число |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
|
Формировать понятия ярлык на Великое княжение, баскак, ордынский выход, запись в число, анализировать данные исторических источников. |
Познавательные: уметь определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы Коммуникативные: формулировать и аргументировать, отстаивать свое мнение. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия |
Уважать прошлое и настоящее России, осознавать этническую принадлежность, формировать чувство ответственности и долга перед Родиной |
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока
|
Время
|
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия |
||||||||||||||
I. Мотивация к учеб- ной деятельности
|
2 |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися
|
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют |
Фронтальная работа
|
||||||||||||||
II. проверка домашнего задания |
|
Тестовая работа |
Проведение тестовой работы |
Выполнение тестовой работы |
|
||||||||||||||
III. Актуализация опорных знаний и умений |
5 |
Беседа
Работа с рабочей тетрадью |
1. Что стало итогом первого и второго походов Батыя на Русь? 2. Какое государство было образовано в результате похода Батыя на Русь? 3. Были ли русские земли присоединены к Монгольской державе? 4. Выполнение задания 1 страница 51 |
1. Погром русских земель Русские земли присоединены не были 2. Выполнение задания в тетради |
|
||||||||||||||
III . Изучение нового |
20 |
Беседа
Работа с учебником § 20-21 п. 1 с. 143-144 Работа с тетрадью с. 51 задание 2 Работа с учебником § 20-21, п. 2, с. 144-146
Работа с тетрадью с. 52 задание 4 Беседа
Работа с тетрадью с. 51 (задание 3) , словарем с. 228, 232, 235
Работа с тетрадью с. 52 (задание 5) Беседа
Работа с учебником
Прочитать вопрос на с. 143
|
Прежде чем говорить об установлении власти Золотой орды над Русью, необходимо сказать, что это было одно из самых больших государств Средневековья. Его население — пестрая смесь народов, но основную массу составляли половцы. Уже в XIV в. завоеватели стали растворяться в половецкой среде, забывая свой язык, письменность, культуру. В качестве государственного языка использовался половецкий. Но монгольские племена, приведенные Батыем, по-прежнему составляли ядро воинства. Работа с учебником Работа с рабочей тетрадью
Прочитать, составить хронологическую таблицу Борьба за первенство Руси
Выполнит задание …
Что такое ярлык на Великое княжение? Т.о. монголы не присоединили русские земли к Золотой Орде, но русские князья осуществляют власть в качестве вассалов монгольских ханов. В литературе Ордынское владычество части именуется «Игом» Как вы думаете, какие еще повинности должны были нести русские земли в пользу Золотой Орды? (платить длань) Выполнить задание 3 в рабочей тетради Как вы думаете, как установить размер дани, который должны были платить русские земли? (пересчитать людей) В 50-е гг. XIII века в русские земли были отправлены численники. «Исчисление» людей в православной традиции говорит о приближении «конца света». Поэтому новгородцы в 1257 г. Дань собрали, но послов выгнали. В 1259 г. Ордынцы появились снова, но уже в сопровождении дружины и князя Александра Ярославича (Невского). Выполнить задание 5 Какие повинности должны были нести русские земли в пользу Орды?
Прочитать п. 5 с. 148 и ответить на вопрос: Каковы были альтернативы установление ордынского ига над Русью? Можно ли было преодолеть тяжесть иноземного владычества над Русью на основе общерусского единства? (ответы с. 150) |
Слушают
Работа с учебником, ответы на вопросы
1,4,7
Работа с учебником, составление хронологической таблицы
Михаил Черниговский
(грамота, которую давал Хан Золотой Орды, объявлявшая русского князя Великим князем и возлагавшая на него обязанность осуществлять свою власть от имени Ордынского хана) Дают определения понятий «ордынский выход», «баскак», «ярлык»
Выполняют задание 1. Выплачивать дань 2. Теряли самостоятельность 3. Несли воинскую повинность (по приказу хана подавляли мятежи)
Принятие христианства по католическому образцу, помощь крестоносцев |
Индивидуальная работа Фронтальная работа
|
||||||||||||||
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
7 |
Обобщение полученных на уроке сведений |
Выполнение задания 3 учебник с. 150, задание 6-7 в рабочей тетради с. 53
|
Ответы на вопросы |
Индивидуальная работа |
||||||||||||||
V. Итоги урока. Рефлексия |
5 |
|
|
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке |
Фронтальная работа |
||||||||||||||
Домашнее задание |
2 |
§ 20-21, рабочая тетрадь с. 51-53 |
|
Записывают домашнее |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.