Предмет: история, 6 класс
Тема урока: Опричнина
Тип урока: комбинированный
Задачи:
образовательные – дать представление о сущности опричнины;
развивающие – развивать информационные и речевые навыки учащихся, аналитические способности, умение выделять главное и обобщать исторические факты;
воспитательные – развитие познавательного интереса, умения работать с историческими документами, воспитывать уважение к историческому прошлому стран мира.
Формирование УУД:
Личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные действия: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Познавательные действия: обще-учебные, логические, постановка и решение проблемы.
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути человечества;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Оборудование урока:
Учебник: История России с Древнейших времен до конца XVI в. А.А. Данилов, Косулина Л.Г. М.: Просвещение, 2008.
Этап урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1. Организационный момент |
Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне |
Приветствие, организация внимания школьников.
|
Подготовка класса к работе |
Личностные – я пришел на урок, чтобы… Развитие мотивов учебной деятельности, регулятивная |
2. Постановка цели и задач урока |
Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез |
«Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение велие Русской земли», - писал псковский летописец. - Попробуйте объяснить, «перевести» слова летописца (царь сделал что-то такое, что привело к запустению Русской земли). Поработав на сегодняшнем уроке, мы всё поймём, разберёмся, что такое опричнина, почему царь проводил политику, ухудшавшую экономическую и политическую ситуацию в России. Наконец, узнаем, чем закончилось противоречивое, зачастую очень жестокое правление Ивана Васильевича IV Грозного.
|
Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют |
Познавательная – принятие задач урока, коммуникативная – участие в обсуждении |
3. Актуализация |
Организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося |
Ученик предъявляет свои вопросы другому ученику по теме «Внешняя политика Ивана IV». Ответивший ученик предъявляет свой вопрос задавшему и т.д.
Исторический диктант: 1. Священник, деятель Избранной рады (Сильвестр). 2. Титул Ивана Грозного (царь). 3. Казак, возглавивший поход против Кучума (Ермак). 4. Служилые люди, получавшие за службу земельный надел (дворяне). 5. Сословно-представительный орган при царе (Земский собор). 6. Постоянное войско, созданное Иваном Грозным (стрельцы). 7. Центральные органы управления, созданные Иваном Грозным (приказы). 8. Сборник законов (судебник). 9. Сборник документов о церкви, принятый церковным собором 1551 года (Стоглав). 10. Монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя (самодержавие). |
Демонстрируют знания, умения по предыдущей теме
|
Познавательная – установление соответствия, анализ. Коммуникативная |
4. Усвоение новых знаний |
Учитель предлагает материал для прослушивания, учит выделять ключевые слова. Новое знание обучающиеся получают в результате фиксации своего внимания на объяснении учителя и последующей рефлексии |
- Вспомним систему органов управления, созданную Иваном Грозным.
Сложившаяся в ходе реформ Избранной рады, эта система укрепляла централизованное управление страной. Но Боярская дума, Избранная рада, отчасти и Земские соборы ограничивали самодержавную власть царя. Он же стремился к единоличной власти. - Определите другие причины, прочитав пункт «Разрыв Ивана IV с Избранной радой». - В тетрадь записываются причины террора: 1. Стремление Ивана Грозного к укреплению личной власти; 2. Борьба с остатками удельной старины, с отдельными личностями высшего боярства; 3. Болезненная подозрительность, злоба Ивана Грозного, усилившаяся после смерти жены Анастасии; 4. Необходимость вследствие ведения тяжёлой Ливонской войны, неудачи в ней. Первоначально, в 14-15 вв. опричь – удел, выделяемый вдовым княгиням. Опричнина – название удела Ивана Грозного в 1565-1572 гг. с особой территорией, войском, государственным аппаратом. Опричнина – политика Ивана Грозного для борьбы с предполагаемой изменой, заключавшаяся в массовых казнях, земельных конфискациях, расправах (запись). - Стр. 216 с кем же (1) Иван Грозный расправился, (2) и кто выступал против него? (1) Адашев; Сильвестр. (2) митрополит Афанасии; Андрей Курбский. В декабре 1564 царь с семьей и приближенными выехал из Москвы в Александровскую слободу. Через некоторое время он направил в Москву две грамоты, которые надлежало огласить на Красной площади. В первой грамоте, которая была адресована митрополиту Афанасию, царь обвинял бояр и духовенство в расхищении казны, земли, в нежелании защищать царя от «недругов его». Во второй, адресованной купцам и всем посадским людям, он объяснял причины отречения от престола. Иван заявил, что вернется на престол, только при условии предоставления ему права казнить «изменников» по своему усмотрению и учредить опричнину. - Итак, что же предусматривал новый порядок (стр. 218)? Разделение страны на две части: 1. Опричнину, взятую в особое царское владение; 2. Земщину, которой должны были ведать бояре. - Какие тер-ии вошки в опричнину?
Землевладельцы, не вошедшие в царскую опричнину, должны были покинуть свою вотчину. Им предоставлялись земли в отдаленных местах. Одновременно было создано опричное войско. Опричники были призваны «грызть» царских изменников и «выметать из гос-ва измену». - Как относилось к введению опричнины большинство население страны (стр. 218)?
В 1569 г. царь расправился со своим двоюродным братом Владимиров Андреевичем. Услышав, что он якобы замышляет отравить царя, Иван Грозный приказал дать яд князю Владимиру, его жене и дочери. Так было уничтожено последнее удельное княжество на Руси. В декабре 1569, получив ложный донос о боярском заговоре, Иван выступил в поход против древнерусского города – Новгорода, который позже был опустошен. В период опричнины Иван IV добился резкого усиления самодержавной власти. Ущерб, нанесенный стране опричниной огромен. Затяжная Ливонская война, набеги крымских татар, голод и эпидемия усугубили бедственное положение гос-ва, разделенного на две части. Все это, а также низкая боеспособность опричного войска вынудило Ивана Грозного осенью 1572 г. отменить опричнину (запись). С отменой опричнины было ликвидировано разделение тер-ии, часть отобранных земель была возвращена прежним владельцам. Само слово «опричнина» было запрещено произносить под угрозой наказания кнутом. - На стр. 219-220 выделим итоги царствование Ивана Грозного: 1. Хозяйственный упадок; 2. 1581 г. – указ о заповедных летах – запрет в эти годы переходить крестьянам от одного хозяина к другому в Юрьев день, что способствовало формированию крепостного права; 3. Изменения в высших слоях населения: а) боярско-княжеская знать попала в полную зависимость от царя; б) люди, сделавшие карьеру в опричнине, не только сохранили свои вотчины, но и приобрели новые земли. |
Читают
Делают запись в тетрадь
Делают запись в тетрадь Отвечают
Отвечают
часть Москвы, Вязьма, Можайск, Вологда, Кострома и некоторые др. города и земли
в 1566 подана на земском соборе челобитная об отмене опричнины; челобитчики были казнены
Делают запись в тетрадь
Выделяют
|
Познавательная – следят за логикой изложения материала учителем, устанавливают соответствие между ключевыми словами и материалом. Коммуникативная – умение слушать других, высказывания учащихся |
5. Рефлексия |
Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов |
Что нового вы узнали на уроке? Вопросы учителя на повторение, с целью выявить, усвоен ли материал учащимися |
Ответы учащихся
|
Коммуникативная – монологическая речь учащихся, познавательная – соотнесение учебных задач с результатом, анализ своей работы, работы в паре, в группе. Личностная – развитие доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, личностного смысла учения, ориентация на моральные нормы и их выполнение |
6. Подведение итогов Домашнее задание |
Осознание обучающимися значимости своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса |
Наш урок заканчивается. Прошу вас оценить свою работу Запишите домашнее задание: § 25, р∕т упр. 2, 3, 5 |
Оценочная деятельность. Записывают домашнее задание
|
Познавательная – соотносят учебные задачи с результатом деятельности на уроке. Личностная – осознание учащимися значимости своей деятельности, осознание успехов/неуспехов, их причин Регулятивная – оценка, саморегуляция |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.