Технологическая карта урока истории в 6 классе.Опричнина
Оценка 4.7

Технологическая карта урока истории в 6 классе.Опричнина

Оценка 4.7
doc
09.02.2020
Технологическая карта урока истории в 6 классе.Опричнина
урок опричнина.doc

Предмет: история, 6 класс

Тема урока: Опричнина

Тип урока: комбинированный

Задачи:

образовательные – дать представление о сущности опричнины;

развивающие – развивать информационные и речевые навыки учащихся, аналитические способности, умение выделять главное и обобщать исторические факты;

воспитательные – развитие познавательного интереса, умения работать с историческими документами, воспитывать уважение к историческому прошлому стран мира.

Формирование УУД:

Личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные действия: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные действия: обще-учебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Метапредметные результаты:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

Предметные результаты:

- овладение целостными представлениями об историческом пути человечества;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Оборудование урока:

Учебник: История России с Древнейших времен до конца XVI в. А.А. Данилов, Косулина Л.Г. М.: Просвещение, 2008.

 

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности,

включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне

Приветствие, организация внимания школьников.

 

Подготовка класса к работе

Личностные – я пришел на урок, чтобы…

Развитие мотивов учебной деятельности, регулятивная

2. Постановка цели и задач урока

Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез

«Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение велие Русской земли», - писал псковский летописец.

- Попробуйте объяснить, «перевести» слова летописца (царь сделал что-то такое, что привело к запустению Русской земли).

Поработав на сегодняшнем уроке, мы всё поймём, разберёмся, что такое опричнина, почему царь проводил политику, ухудшавшую экономическую и политическую ситуацию в России. Наконец, узнаем, чем закончилось противоречивое, зачастую очень жестокое правление Ивана Васильевича IV Грозного.

 

Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют

Познавательная –

принятие задач урока, коммуникативная – участие в обсуждении

3. Актуализация

Организация  подготовки и мотивации  к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;

выявление  затруднения в деятельности каждого обучающегося

Ученик предъявляет свои вопросы другому ученику по теме «Внешняя политика Ивана IV». Ответивший ученик предъявляет свой вопрос задавшему и т.д.

 

Исторический диктант:

1.       Священник, деятель Избранной рады (Сильвестр).

2.       Титул Ивана Грозного (царь).

3.       Казак, возглавивший поход против Кучума (Ермак).

4.       Служилые люди, получавшие за службу земельный надел (дворяне).

5.       Сословно-представительный орган при царе (Земский собор).

6.       Постоянное войско, созданное Иваном Грозным (стрельцы).

7.       Центральные органы управления, созданные Иваном Грозным (приказы).

8.       Сборник законов (судебник).

9.       Сборник документов о церкви, принятый церковным собором 1551 года (Стоглав).

10.   Монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя (самодержавие).

Демонстрируют знания, умения  по предыдущей теме

 

Познавательная – установление соответствия, анализ. Коммуникативная

4. Усвоение новых знаний

Учитель предлагает материал для прослушивания, учит выделять ключевые слова. Новое знание обучающиеся получают в результате фиксации своего внимания на объяснении учителя и последующей рефлексии

- Вспомним систему органов управления, созданную Иваном Грозным.

Сложившаяся в ходе реформ Избранной рады, эта система укрепляла централизованное управление страной. Но Боярская дума, Избранная рада, отчасти и Земские соборы ограничивали самодержавную власть царя. Он же стремился к единоличной власти.

- Определите другие причины, прочитав пункт «Разрыв Ивана IV с Избранной радой».

- В тетрадь записываются причины террора:

1.       Стремление Ивана Грозного к укреплению личной власти;

2.       Борьба с остатками удельной старины, с отдельными личностями высшего боярства;

3.       Болезненная подозрительность, злоба Ивана Грозного, усилившаяся после смерти жены Анастасии;

4.       Необходимость вследствие ведения тяжёлой Ливонской войны, неудачи в ней.

Первоначально, в 14-15 вв. опричь – удел, выделяемый вдовым княгиням.

Опричнина название удела Ивана Грозного в 1565-1572 гг. с особой территорией, войском, государственным аппаратом.

Опричнина – политика Ивана Грозного для борьбы с предполагаемой изменой, заключавшаяся в массовых казнях, земельных конфискациях, расправах (запись).

- Стр. 216 с кем же (1) Иван Грозный расправился, (2) и кто выступал против него?

(1) Адашев;

Сильвестр.

(2) митрополит Афанасии;

Андрей Курбский.

В декабре 1564 царь с семьей и приближенными выехал из Москвы в Александровскую слободу. Через некоторое время он направил в Москву две грамоты, которые надлежало огласить на Красной площади. В первой грамоте, которая была адресована митрополиту Афанасию, царь обвинял бояр и духовенство в расхищении казны, земли, в нежелании защищать царя от «недругов его». Во второй, адресованной купцам и всем посадским людям, он объяснял причины отречения от престола.

Иван заявил, что вернется на престол, только при условии предоставления ему права казнить «изменников» по своему усмотрению и учредить опричнину.

- Итак, что же предусматривал новый порядок (стр. 218)?

Разделение страны на две части:

1.       Опричнину, взятую в особое царское владение;

2.       Земщину, которой должны были ведать бояре.

- Какие тер-ии вошки в опричнину?

 

 

 

Землевладельцы, не вошедшие в царскую опричнину, должны были покинуть свою вотчину. Им предоставлялись земли в отдаленных местах.

Одновременно было создано опричное войско. Опричники были призваны «грызть» царских изменников и «выметать из гос-ва измену».

- Как относилось к введению опричнины большинство население страны (стр. 218)?

 

 

В 1569 г. царь расправился со своим двоюродным братом Владимиров Андреевичем. Услышав, что он якобы замышляет отравить царя, Иван Грозный приказал дать яд князю Владимиру, его жене и дочери. Так было уничтожено последнее удельное княжество на Руси.

В декабре 1569, получив ложный донос о боярском заговоре, Иван выступил в поход против древнерусского города – Новгорода, который позже был опустошен.

В период опричнины Иван IV добился резкого усиления самодержавной власти.

Ущерб, нанесенный стране опричниной огромен. Затяжная Ливонская война, набеги крымских татар, голод и эпидемия усугубили бедственное положение гос-ва, разделенного на две части. Все это, а также низкая боеспособность опричного войска вынудило Ивана Грозного осенью 1572 г. отменить опричнину (запись)

С отменой опричнины было ликвидировано разделение тер-ии, часть отобранных земель была возвращена прежним владельцам. Само слово «опричнина» было запрещено произносить под угрозой наказания кнутом.

- На стр. 219-220 выделим итоги царствование Ивана Грозного:

1. Хозяйственный упадок;

2. 1581 г. – указ о заповедных летах – запрет в эти годы переходить крестьянам от одного хозяина к другому в Юрьев день, что способствовало формированию крепостного права;

3. Изменения в высших слоях населения:

а) боярско-княжеская знать попала в полную зависимость от царя;

б) люди, сделавшие карьеру в опричнине, не только сохранили свои вотчины, но и приобрели новые земли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают

 

Делают запись в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают запись в тетрадь

Отвечают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают

 

 

 

часть Москвы, Вязьма, Можайск, Вологда, Кострома и некоторые др. города и земли

 

 

 

 

 

в  1566 подана на земском соборе челобитная об отмене опричнины; челобитчики были казнены

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают запись в тетрадь

 

 

 

 

Выделяют

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательная – следят за логикой изложения материала учителем, устанавливают соответствие между ключевыми словами и материалом. Коммуникативная – умение слушать других, высказывания учащихся

5. Рефлексия

Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов

Что нового вы узнали на уроке?

Вопросы учителя на повторение, с целью выявить, усвоен ли материал учащимися

Ответы учащихся

 

Коммуникативная –   монологическая речь  учащихся, познавательная – соотнесение учебных задач с результатом, анализ своей работы, работы в паре, в группе.

Личностная – развитие доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, личностного смысла учения, ориентация на моральные нормы и их выполнение

6. Подведение итогов

Домашнее задание

Осознание обучающимися значимости своей учебной деятельности;

самооценка результатов своей деятельности и всего класса

Наш урок заканчивается. Прошу вас оценить свою работу

Запишите домашнее задание:

§ 25, р∕т упр. 2, 3, 5

Оценочная деятельность.

Записывают домашнее задание

 

Познавательная – соотносят учебные задачи с результатом деятельности на уроке.

Личностная – осознание учащимися значимости своей деятельности,  осознание успехов/неуспехов, их причин

Регулятивная – оценка, саморегуляция

 


Предмет: история, 6 класс Тема урока:

Предмет: история, 6 класс Тема урока:

Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез «Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение велие

Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез «Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение велие

Он же стремился к единоличной власти

Он же стремился к единоличной власти

Землевладельцы, не вошедшие в царскую опричнину, должны были покинуть свою вотчину

Землевладельцы, не вошедшие в царскую опричнину, должны были покинуть свою вотчину
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2020