Технологическая карта уроков истории России
Тема урока |
Народный ответ |
||
Тип урока |
Комбинированный урок |
||
Цель урока |
Определить причины, ход и итоги народных выступлений в царствование Алексея Михайловича |
||
Образовательные |
Учебник И.Л.Андреева, И.Н.Федоров, И.В.Амосова «История России XVI-конец XVIIвека»,В.А.Клоков, Е.В.Симонов. Рабочая тетрадь к учебнику история России конца XVI-XVII веков |
||
План урока |
|
||
Личностно значимая проблема |
Что укрепило власть царя – принятие Соборного уложения или создание приказа тайных дел? |
||
методы
и формы |
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная |
||
Основные понятия |
Казаки, прелестные письма |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
|
Учащиеся смогут давать определение «казаки», определять причины, ход и итоги народных выступлений в XVII веке. |
Познавательные учащиеся смогут показывать территории и характеризовать масштабы народных движений (используя историческую карту); раскрывать причины и последствия народных движений в России XVII в.; сравнивать Соляной и Медный бунты, выявляя сходство и отличия. Коммуникативные: определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; |
учащиеся смогут характеризовать личность и поступки Степана Разина, значение народной войны под его предводительством.. |
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока
|
Время
|
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия |
||||||||||||
I. Мотивация к учеб- ной деятельности
|
2 |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися
|
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют |
Фронтальная работа
|
||||||||||||
II. Проверка домашнего задания |
|
Тестовая работа |
Выполнение тестовой работы |
|
|
||||||||||||
III. Актуализация опорных знаний учащихся ввод в тему
|
|
Беседа |
1. Как изменилось правовое положение крестьян в корнце XVI – первой половине XVII века? 2. Какую роль в этом сыграло Соборное уложение 1649 г. ? 3. Кто такие казаки и почему территория изх проживания окраины государства? 4. Как изменилось положение посадских людей в XVII веке (происходит ликвидация белых слобод, ужесточается налоговый гнет. 5. Какое событие произошло в Москве в 1648 г.? Чем закончилось
|
Отвечают на вопросы |
|
||||||||||||
Введение в тему |
|
Беседа Работа с учебником |
XVII век не спроста называют бунташным. Усиление давления на тягловые сословия приводили не просто к побегам крестьян. В это время «лихой человек», т.е. разбойник становится образцом для подражания многих. Сегодня на уроке причины, ход и итоги народных выступлений, происходивших в царствование Алексей Михайловича. Тема урока – Народный ответ. |
Слушают, отвечают на вопросы Зачитывают эпиграф, проблемный вопрос. Пытаются на него ответить. |
|
||||||||||||
. Изучение нового
|
|
Работа с учебником с. 175
Работа с тетрадью
Беседа
Работа с учебником с. 177
Работа с текстом песни Дмитрий садовникорв
Беседа
Работа с учебником
Работа с контурной картой с. 54 тетради (карта на с. 180 учебника)
|
Прочитать п. 2 § 23 и заполнить таблицу
Как вы думаете, почему мирное обращение к царю переросло в вооруженное столкновение? Зачем люди шли в Коломенское?
Выполнить задание 1.
Медный бунт восстание горожан. А, как вы думаете, какой протест исходил от крестьян? Особенно от владельческих крестьян? – побеги. Куда бежать? К другому помещику (но там найдут или на окраины. Как называли представителей служилого сословия, населявших окраины страны? (казаки). Как вы думаете. За счет чего ни жили? Были домовитые казаки – жили за счет сельского хозяйства. А было войско Донское (что легче – грабить или хлеб выращивать?) войско Донское – это была та сила, с которой приходилось царской власти. Как вы думаете, они нужны были царю? (да, потому, что они охраняли южные границы страны). Прочитать текст на с. 177 (и только на 177 с.) ответить на вопросы:
Из-за острова на стрежень Кстати, княжна – это захваченная в ходе одного из походов дочь персидского шаха. Как вы думаете, могла ли царская власть контролировать войско Донское. Даже если взять одно это событие: захват персидских крепостей, пленение родственников персидского шаха, затем уничтожение дочери персидского шаха. Как вы думаете. Что на это скажет русский царь? 1670 г. Степан Разин (с богатой добычей) во главе войска появляется на Дону. Атаман объявляет о новом походе – только теперь не в Персию и не к туркам – а в Москву – освобождать царя-батюшку от бояр-изменников. Искоренять неправедных воевод. По всей округе рассылаются «прелестные письма» - грамоты , призывающие в ряды восставших. Откройте страницу 173 – эпиграф к параграфу прочитать (вслух). Распространяются слухи, что со в войске Степана Разина находится патриарх Никон (к тому моменту опальный) и царевич Алексей Алексеевич (к тому моменту умерший). Разин подходит к Царицину и берет город. Затем. Чтобы обезопасить себя с юга, спускается вниз по Волге к Астрахани. Город был взят почти без боя. После этого направляется вверх по Волге, берет Самару и подходит к Симбирску. Город был осажден, но взять его не удалось. Царь выслал войско под руководством Юрия Барятынского. Свою роль сыграли трения между казаками. В ходе сражения Степан Разин был ранен и переправлен на Дон в Кагальницкий городок. Посмотрите на карту – видите стрелочки к городам Пенза, Саранск, Аладырь, Шатск? Это походы атаманов войска Степана Разина. Давайте отметим какую территорию охватило восстание. Правда, последствия поражения под Симбирском дало о себе знать. Сопротивление приняло очаговый характер. В 1771 году в Кагальницком городке домовитые казаки схватили Степана Разина и передали его властям. Атаман был привезен в Москву и казнен. В конце 1771 года пал последний оплот восставших – Астрахань. |
Работа с учебником. Работа с таблицей
Работа с тетрадью, выполнение задания
Отвечают на вопросы
Работа с учебником. Ответы на вопросы
Слушают, отвечают на вопросы
. |
|
||||||||||||
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
7 |
Работа с учебником с. 173 Работа с тетрадью задание 3 с. 53 |
Лента времени
|
Выполняют задание |
Индивидуальная работа |
||||||||||||
V. Итоги урока. Рефлексия |
5 |
|
|
состояние на уроке |
Фронтальная работа |
||||||||||||
Домашнее задание |
2 |
§ 23, тетрадь с. 52-56 |
|
Записывают домашнее |
Индивидуальная работа |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.