Технологическая карта урока изучение нового материала по физике в 8 классе по теме "Электрический ток. Источники электрического тока».
Учебный предмет: физика
Класс: 8
УМК: Пёрышкин А. В.
Тема урока: «Электрический ток. Источники электрического тока».
Тип урока: изучение нового материала.
Учебные:
1. Сформировать понятие «электрический ток».
2. Выяснить условия существование электрического тока и назначение источника тока.
3. Рассмотреть принципы действия источника тока.
4. Ознакомить учащихся с различными видами источников тока.
Развивающие:
· Развивать абстрактное и логическое мышление учащихся.
· Формировать умение самостоятельной исследовательской работы.
· Развивать умение анализировать учебный материал.
Воспитательные:
· Формировать материалистическое мировоззрение учащихся.
· Формировать познавательный интерес к физике и учебе в целом.
(личностный результат).
Методы обучения: проблемный, репродуктивный, , эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник, лабораторное оборудование, карточки рефлексии, компьютер, проектор, Интернет.
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||||
Осуществляемые учебные действия |
Формируемые способы действий |
Осуществляемые учебные действия |
Формируемые способы действий |
Осуществляемые учебные действия |
Формируемые способы действий |
||
1. Организационный момент. |
|||||||
«Здравствуйте, приготовьтесь к уроку, в карте рефлексии обозначьте свое настроение в начале урока: «+»-хорошее, «-»-плохое, «0»-безразличное |
Приветствие учащихся, анализ выбранных обозначений настроения |
Отвечают на приветствие учителя |
Выделение существенной информации из слов учителя. |
Взаимодействуют с учителем |
Слушание учителя |
Целеполагание |
Умение настраиваться на занятие |
2. Постановка цели и задач урока |
|||||||
Рассказывает о том, что электричество широко используется в различных сферах нашей жизни и какую важную роль играет. Вопрос- Представьте себе на минуту, что отключили электричество в наших домах. Что было бы? Каковы последствия этого события?
|
Выяснение темы урока и формулировка его цели. Постановка проблемного вопроса |
Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о теме урока «Электрический ток. Источники электрического тока». |
Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. |
Взаимодействуют с учителем |
Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. |
Контроль правильности ответов обучающихся |
Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
3. Актуализация знаний |
|||||||
«Чтобы лучше усвоить новый материал необходимо вспомнить материал прошлого урока. Беседа с учащимися по вопросам: · Что такое электризация тел? · Как можно наэлектризовать тело? · Назовите два рода зарядов. Как взаимодействуют тела, имеющие электрические заряды? · Что такое проводники и непроводники электричества? · Какие металлы проводят электричество? · Под действием чего движутся свободные электроны в металлах? · Какие заряженные частицы вы знаете? · Что такое энергия? · Какие виды энергии вы знаете? · Какой энергией обладает движущийся автомобиль? Летящий самолет? Нагретая батарея?
|
Беседует по вопросам. Даёт задания обучающимся, Следит за правильностью ответов. |
Отвечают на вопросы учителя |
Компетенция обучающихся в области физики. |
Взаимодействуют с учителем |
Слушание учителя, |
СамоконтрольВзаимоконтроль |
Регуляция учебной деятельности |
4. Первичное усвоение новых знаний |
|||||||
Демонстрация опыта протекание электрического тока. Электрический ток – это упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц, под действием электрического поля. Для того, чтобы ток в цепи существовал долго, необходимо создать электрическое поле и постоянно поддерживать его. Для этого используются специальные устройства, называемые источниками тока. Источники тока – это устройства, создающие и поддерживающие длительное время электрическое поле. Существуют различные источники тока, но в любом из них совершается работа по разделению положительно и отрицательно заряженных частиц. Учащиеся выполняют фронтальный опыт, собирают электрическую цепь из состоящую из батареи гальванических элементов, лампочки, ключа и соединительных проводов. Замыкают ключ, убеждаются, что лампочка горит. Отвечают на вопрос: Что необходимо для того, чтобы тело совершило работу? Чтобы совершить работу, тело должно обладать энергией. Виды источников тока. По ходу урока заполняется таблица. Ученик демонстрирует опыт: Действие электрофорной машины. Делает вывод, что механическая энергия превращается в электрическую. Демонстрирую опыт №3. Действие термоэлемента. Вывод: тепловая энергия превращается в электрическую. Демонстрирую опыт №4. Действие фотоэлемента и солнечной батареи. Вывод световая энергия превращается в электрическую. Ученик дает историческую справку о создании гальванического элемента. Рассматривается устройство и принцип работы гальванического элемента. Работают с учебником, отвечают на вопросы. · Что такое батарея гальванических элементов? · Срок действия гальванических элементов? · Существуют ли химические источники тока многоразового действия? · Что представляет простейший аккумулятор? · Какие виды аккумуляторов бывают? Демонстрация опыта №5 Лимон источник электрического тока Рассматриваются наиболее распространенные источники тока аккумуляторы и батареи элементов.
|
Объясняет новый материал, задает вопросы учащимся, помогает демонстрировать опыты. Даёт задание поработать с учебником. Демонстрация ЭОР. |
Слушают учителя, отвечают на вопросы. Проводят и наблюдают за физическим экспериментом учителя, за материалом ЭОР. Работают с материалом учебника, выделяют существенную информацию, пишут план-конпект урока. |
Формирование умения наблюдать, делать выводы, Исследовать, сравнивать, пользоваться физическими терминами, участвовать в диалоге.
|
Обсуждают эксперимент прилагают усилия на решение поставленных вопросов, участвуют в диалоге по предложенным вопросам |
Координация усилий по решению учебной задачи, учитывать мнения других при диалоге договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности |
Самоконтроль и взаимоконтроль Контроль правильности ответов обучающихся.
|
Умение внимательно слушать, осмысленно читать, организовать себя, планировать, корректировать свои действия в соответствии с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
5. Первичная проверка понимания |
|||||||
Ребята, сегодня мы рассмотрели, что такое электрический ток, и какие виды источников тока существуют. Вам предлагается ответить на вопросы · Что называется электрическим током? · Что может заставить заряженные частицы упорядоченно двигаться? · Как можно создать электрическое поле? · Можно ли искру, возникшую в электрофорной машине, назвать электрическим током |
Задает учащимся вопросы
Слушает и проверяет правильность выполнения |
Готовят ответы на вопросы, читают конспект, учебник.
|
Построение по предложенному алгоритму речевого высказывания в устной форме. Выделение существенной информации.
|
Участвуют в работе группы, сотрудничают при решении учебных задач. |
Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, понимать на слух ответы обучающихся. Умение оказать и принять помощь. |
Понимание заданий, планирование деятельности. Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль . |
Умение готовить выступление ,слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Обсуждение, дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля |
6. Первичное закрепление |
|||||||
Выполнение миникроссворда. · Какая энергия в солнечных батареях преобразуется в электрическую? · Положительная частица, входящая в состав ядра. · Неделимая частица вещества. · На каком веществе при трении о шелк образуется положительный заряд? · Атом, потерявший или присоединивший электрон. · На каком веществе при трении о шерсть образуется отрицательный заряд? · В центре атома находится…
|
.
Формулировка условий заданий. Обсуждается выполнение задания. |
Выполняют задания, взаимопроверку. Слушают своих товарищей, выполняющих задание эвристического характера |
Закрепление знаний, полученных на уроке. Построение речевого высказывания в устной форме.
|
Участвуют в диалоге с учителем и в обсуждении ответов на вопросы . |
Понимание на слух ответов обучающихся, умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументированно отстаивать свою точку зрения |
Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов. |
Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля. |
7. Домашнее задание |
|||||||
· Параграф 32. Вопросы 1-8. · Задание №6 · Домашний проект «Сделай батарейку» Инструкция выдается каждому ученику. Инструкция: 1.Возьмите 5 желтых монет по 10 копеек и 5 белых монет по 5 копеек. (Они примерно одинаковые по величине, а сделаны из разных сплавов). 2.Расположите их столбом друг на друга поочередно, а между ними положите кусочки газетной бумаги, смоченной в крепком растворе поваренной соли. 3.Возьмите столб мокрыми пальцами за концы, и вы почувствуете слабый электрический удар.
|
Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению |
Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике |
Выделение существенной информации из слов учителя. |
Взаимодействуют с учителем |
Слушание учителя |
Развитие регуляции учебной деятельности. |
Регуляция учебной деятельности. |
8. Итог урока |
|||||||
«Ребята, вспомните цель нашего урока: Сформировать понятие «электрический ток». Выяснить условия существование электрического тока и назначение источника тока. Рассмотреть принципы действия источника тока. Ознакомить учащихся с различными видами источников тока. Выставляются оценки учащимся. |
Формулирует вопрос |
Отвечают на вопрос: «Какие виды источников тока вы знаете, какие превращения энергии в них происходят». |
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме |
Обсуждают содержание урока во фронтальном режиме. |
Понимание на слух ответов обучающихся, умение формулировать собственное мнение и позицию |
Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль. |
Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся
|
9. Рефлексия |
|||||||
Приведите в порядок свои рабочие места. Предлагает продолжить следующие фразы: Сегодня
на уроке я научился … |
Проводит рефлексию, анализирует. |
Рефлексируют. |
Умение делать выводы |
Взаимодействуют с учителем |
Уметь формулировать собственное мнение |
Учащиеся проводят самоанализ деятельности, продолжая одну из предложенных фраз, саморегуляцию эмоционального состояния.
|
Умение проводить самоанализ деятельности, продолжая одну из предложенных фраз
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.