Технологическая карта урока изучения нового материала:
1. Класс 3
2. Предмет: окружающий мир
3. Тема урока: «Тела. Вещества. Частицы»
4. УМК: школа России, Плешаков А.А.
5. Структура урока изучения нового материала:
1) Организационный момент;
2) Актуализация знаний;
3) Совместное определение и принятие учебной задачи учениками;
4) Введение в тему;
5) Освоение учебного материала и первичное закрепление;
6) Подведение итогов;
7) Рефлексия.
6. Цель – создать условия для формирования у обучающихся понятий «тела», «вещества», «частицы».
7. Задачи:
1) Образовательная: формировать интерес к изучению новой темы;
2) Развивающая: развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес к окружающему миру;
3) Воспитательная: воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
8. Оборудование: учебник, презентация.
Этап урока |
Время, мин |
Цель |
Содержание учебного материала |
Методы и приемы |
ФОУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент |
1 |
Проверка готовности обучающихся, их настрой на работу. |
- |
словесные |
- |
Здравствуйте, садитесь. Прозвенел звонок, Встало солнышко давно, А теперь давайте проверим, все ли нужное для урока есть у вас на партах: ручка есть? Учебник? Карандаш? Ластик? Тогда давайте улыбнемся друг другу и начнем нашу работу.
|
1) учащиеся приветствуют учителя 2) внимательно слушают и успокаиваются
|
2. Актуализация знаний и совместное определение и принятие учебной задачи учениками |
11 |
Выявить уровень усвоения знаний по актуализируемому вопросу и ликвидация пробелов; создать условия для развития знаний и УУД в процессе освоения предметов; проверка уровня усвоения ведущих понятий и оценивание. |
Презентация |
Проблемная ситуация |
Г |
Сейчас делимся на 3 команды, берем листочки. На слайдах вы видите вопросы, вам нужно на них ответить. Та команда, которая наберет большее количество баллов за каждый правильный ответ, получат такие медальки, за второе такие и за третье такие.
(называет правильные ответы)
Молодцы. Хорошо усвоили прошлый материал. |
Отвечают на вопросы
Выставляют себе баллы за каждый правильный ответ |
|
|||||||
3. Введение в тему |
15 |
Осуществить логический переход от ранее изученного материала к новому, создавая ситуацию успеха |
Страницы учебника |
Беседа |
Ф, И |
Сегодня на уроке мы будем говорить о том, что такое тела, вещества и частицы. Когда вы читаете или слышите слово «тело», то что вы представляете?
В словаре Ожегова есть такое значение: «Тело – организм человека или животного в его внешних и физических формах». Но у этого слова есть и другое значение, оно-то и будет нас интересовать Телами называют все предметы, окружающие нас. Среди бесчисленных и разнообразных тел есть тела природы или ЕСТЕСТВЕННЫЕ ТЕЛА (созданы самой природой), а еще есть тела, сделанные человеком, их называют ИСКУССТВЕННЫЕ ТЕЛА. - На какие подгруппы можно разделить естественные тела? -Назовите тела, которые относятся к естественным – Назовите тела, которые относятся к искусственным - А теперь отгадайте загадки и подумайте, являются ли слова – отгадки телами? Белые цветочки вечером расцветают, утром увядают. Не огонь, а больно жжет, не фонарь, а ярко светит, не пекарь, а печет Когда я молод был – светло светил, под старость – меркнуть стал - Это тела?
- К какой группе тел они относятся?. Их еще называют НЕБЕСНЫЕ или КОСМИЧЕСКИЕ ТЕЛА. Все тела, о которых мы говорим, состоят из веществ. Эти тела образованы одним веществом, но есть тела, которые образованы несколькими веществами. Очень сложный состав имеют живые существа. Например, в растениях есть вода, сахар, крахмал, другие вещества. Веществами называют то, из чего состоят тела. Все тела в природе могут быть твердыми, жидкими или газообразными. Приведите примеры твердых тел, жидких, газообразных. Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. Как же можно убедиться, что эти частицы существуют? Давайте проведем опыт. Для опыта берется тело, образованное одним веществом – кусочек сахара. Сахар опускается в стакан с водой, и перемешивается ложкой. Сначала сахар хорошо виден, но постепенно становится невидимым. - попробуйте воду на вкус. Она сладкая. Значит, сахар не исчез, он остался в стакане. - Почему же мы не видим сахар? Потому что кусочек сахара распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял (растворился). И эти частицы перемешались с частицами воды. Этот опыт показывает, что вещества, а значит и тела, состоят из частиц. - Скажите, раствор сахара в воде – это вещество или смесь веществ? (смесь двух веществ) Каждое вещество состоит из особых частиц, которые по размеру и форме отличаются от частиц других веществ. Ученые установили, что между частицами есть промежутки. В твердых телах эти промежутки маленькие. В жидкостях эти промежутки побольше. А в газах – еще больше. В любом теле все частицы находятся в постоянном движении.
|
Тело человека
(живые и неживые)
(дерево, камень, трава, облако, бабочка)
( карандаш, книга, стол, ручка, плащ)
(звезды)
(солнце)
(месяц)
Да
Естественные |
4. Освоение учебного материала и первичное закрепление |
9 |
Закрепление учебного материала |
Презентация |
Проблемная ситуация |
И , Ф |
Я буду называть слова, а вы должны сказать. Что это. Если это тела, то живое или нет, если вещество- твердое, жидкое или газообразное.
|
|
5. Подведение итогов |
3 |
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. |
- |
Беседа |
Ф, И |
Какая тема была сегодня?
Что такое частицы?
Что такое вещества? Что такое тела?
|
Тела, частицы, вещества
|
6. Рефлексия |
1 |
формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;
|
- |
Беседа |
Ф, и |
Что нового вы узнали?
Возникли ли трудности?
Были ли вы удовлетворены своей работой?
Спасибо вам за работу, мне было приятно с вами работать. |
Узнали что такое, тела, частицы, вещества
да
да |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.