Технологическая карта урока литературное чтение в 3 классе "М.Пришвин "Моя Родина""
Оценка 4.9

Технологическая карта урока литературное чтение в 3 классе "М.Пришвин "Моя Родина""

Оценка 4.9
docx
28.03.2023
Технологическая карта урока литературное чтение в 3 классе "М.Пришвин "Моя Родина""
литература 3 класс.docx

                                                                             ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКА

Тема урока: «М.Пришвин. «Моя Родина»»

Класс: 3

Цель фрагмента урока: создание условий для получения знаний о рассказе М. Пришвина «Моя Родина»

 

Задачи фрагмента урока:

Дидактические: Создать условия для ознакомления детей с рассказом М. Пришвина «Моя Родина», совершенствовать умение читать текст правильно, осознанно и выразительно, целыми словами; развивать умения: вчитываться в рассказ; работать с содержанием произведения; находить в тексте информацию, заданную в явном виде; понимать смысл использованных в тексте образных выражений; характеризовать природу нашей родины на основе прочитанного; подтверждать свою точку зрения выдержками из текста; развивать творческие способности.

Развивающие: Способствовать развитию правильной  речи. способствовать развитию связной речи, учить использовать в речи средства художественной выразительности; обогащать и расширять словарь.

Воспитательные: Воспитывать интерес к предмету, любовь к русскому языку, взаимопомощь, взаимопроверку, самооценку учащихся. Привитие навыков дружеского общения. Формирование положительного отношения к учебе.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

 

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р - регулятивные, К- коммуникативные)

Личностные

Мотивационный этап

 

Словесный

 

Рассказ

 

 

Беседа

Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Проверка готовности к уроку

 – Проверь-ка, дружок,

   Ты готов начать урок?

   Все ль на месте,

   Все ль в порядке:

   Учебник, ручка и тетрадка?

Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно изучать правила русского языка?

Пригодится ли это нам в дальнейшем? !                                              

- Давайте улыбнемся друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение.  Мысленно пожелайте добра и удачи друг другу. С хорошим настроением мы начинаем наш урок.

Приветствуют учителя. Организуют свое

рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

 

 

Фронтальная

 

 

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

положительное отношение к процессу учения

Актуализация знаний и осуществление первичного действия

 

Словесный

Игра

 

Беседа

 

Пояснение

А теперь я предлагаю нам поближе познакомиться(поиграть).

Если вы согласны со мной, то хлопайте в ладоши один раз:

* У меня сегодня хорошее настроение.

* У меня в классе много друзей.

* Я люблю читать книги.

* Я люблю смотреть телевизор.

* Я люблю помогать взрослым.

* Я люблю природу.

* Я люблю уроки литературного чтения.

- Я тоже люблю читать и люблю уроки литературного чтения. Ведь это - это уроки общения, уроки встречи с новыми произведениями, писателями, уроки - открытия: мы всегда узнаём что - то новое.

- Ребята, давайте перед работой сначала немножко разомнём наш речевой аппарат. Перед вами скороговорка.

На тропинке крапивка,

на крапивке крупинка.

- Сначала читаем скороговорку медленно, протяжно, затем в среднем темпе, выразительно, а потом в скороговорном, быстром темпе.

(Учащиеся сначала читают вместе с учителем, затем можно спросить любого ученика по желанию).

-Хорошо, посмотрите на следующий слайд. Ведь это уже не части скороговорок, а что же это?

-  Продолжите пословицы:

•          Кто много читает…(тот много знает)

•          Чтение – лучшее…(учение)

•          Будешь книги читать…(будешь много знать)

– Так зачем же нам надо читать?

- Верно, подружитесь с книгами, и вы всегда найдете ответ на любой вопрос.

 

 

 

 

 

-Хлопают в ладоши

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Читают скороговорку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Это части пословиц

 

 

-тот много знает

 

-учение

 

-будешь много знать

 

 

-Чтобы учиться, узнавать новое, больше знать.

 

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Интерактивная доска

Контроль,Самоконтроль

 

 

Р: волевая саморегуляция, взаимоконтроль.

К: полное и точное выражение своих мыслей.

Л: сохранение мотивации к учению.

Личностные:

 

Положительное отношение к изучаемому материалу.

Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения

 

СловесныйБеседа

 

Постановка проблемной ситуации

 

Постановка системы перспектив

- Сегодня мы познакомимся с одним из произведений, которое открывает новый раздел в нашем учебнике. Прочитайте название раздела («Люби живое»).

- Как вы думаете, что означает словосочетание «Люби живое»?

Что такое «ЖИВОЕ»?

 А что значит любить ?

 

- А вы любите живое? (Я очень надеюсь).

-Многие поэты и писатели так же, как и вы, дети, любят природу и всегда подмечают в ней что-нибудь необычное, интересное. Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, страстно любящим природу. Он описывал её так, словно пел торжественную песню в её честь. Кто он-пока тайна.

- А начнём изучать раздел мы с удивительного произведения.

- Хотите знать о чём оно? Попробуем ответить на этот вопрос вместе. Я начну читать строки стихотворения, а вы продолжите.

                 ***

Слышишь песенку ручья?

Это Родина моя!

Слышишь голос соловья?

Это...                                  

Школа, где твои друзья.

Это ...                                

Руки матери твоей,

Звон дождей,

И шум ветвей,

И в саду смородина –

Это тоже  ...                       - Догадались?  О чем будет новое произведение?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-растения, животные,

-заботься, не обижать, не вредить, охранять.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Конечно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Родина моя!

 

-Родина моя!

 

 

 

 

- Родина!

 

-О родине

Фронтальная, групповая

интерактивная доска

Самоконтроль, контроль

 

Р:

 

Адекватно воспринимать предложения учителя.

 

 

 

Коммуникативные: использовать простые речевые средства

Л: сохранение мотивации к учению.

Построение плана по разрешению возникших затруднений

Словесный Беседа

Беседа

Ребята, откройте учебники на стр. 58

Прочитайте тему урока.

Чему будете учиться, поставьте цель?

Я познакомлюсь…

 

Узнаю, определю…

Буду тренироваться …

 

Учиться…

-

 

 

-М. Пришвин «Моя Родина»

 

- (с биографией писателя и произведением)

-(жанр произведения)

-(читать без ошибок, выразительно)

-(сотрудничать, активно работать)

Фронтальная

учебник

Контроль

 

Регулятивные:

 

Понимать выделенные учителем ориентиры действия. уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

Личностные:

 

Положительное отношение к изучаемому материалу

Этап открытия нового знания

познакомить детей со временем глагола, повторить и закрепить изученные признаки глагола.

Практический (работа с учебником)

 

Словесный (беседа)

Рассказ

 

Языковой анализ,синтез

 

 

 

 

 

 

 

А что такое Родина?

«РОДИНА – ЭТО ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, МЕСТО РОЖДЕНИЯ КОГО-ЧЕГО-НИБУДЬ.»

- Как называется наша Родина, наша страна?

 

 

А слышал ли кто из Вас такое словосочетание: МАЛАЯ РОДИНА?

Что оно означает?

 

 

-Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, страстно любившим природу. Это Михаил Михайлович Пришвин.

- Что же способствовало тому, что М. Пришвин писал о Родине и родной природе?

Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии, провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Детство его прошло на лоне необыкновенно красивой природы. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься    наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц». Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями.

- Что же способствовало тому, что М. Пришвин писал о Родине и родной природе?

- Чем любил заниматься Пришвин? 

А вот в чём была её особенность, вы узнаете, прочитав  отрывок из воспоминаний Пришвина.

 

- Внимательно послушайте рассказ. Следите по тексту, отмечайте непонятные слова и выражения и обратите внимание на то, в чем заключалась «охота» писателя? (читаю произведение)

- Какое впечатление произвёл на вас рассказ? - Какие картины вы представили?

•          Какой тип текста вы прослушали? (Повествование, описание или рассуждение?)

•          Какое по жанру произведение? (сказка, рассказ, былина, басня…)

•          Событие, описанное в тексте выдуманное или реальное (документальное)?

•          Рассказ такого вида является очерком. Что означает это слово, прочитаем в толковом словаре:

 «Очерк – это небольшой повествовательный документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке и т.д

 

Словарная работа

- Ребята, в этом произведении нам встретятся непонятные слова. Прочитайте их.

 

Со/кро/ви/ща -

Кла/до/вая -

- Что такое сокровища?

- Давайте посмотрим в толковом словаре значение этого слова.

 Сокровища - 1) драгоценность, дорогая вещь; 2) так говорят о ком - то, о чем-то ценном, дорогом; 3) ценности духовной и материальной культуры.

- Что такое кладовая?

-Найдите в толковом словаре.

- Кладовая – это: 1)помещение для хранения материалов, товаров; 2) место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности, (например подземные кладовые).

 

 

 

 

 

 

-Россия, Российская Федерация – страна, в которой мы живём. Это БОЛЬШАЯ РОДИНА.

 

-Место, где мы родились, где живут наши родители, наш посёлок, улица, дом.

 

 

 

 

 

 

- акцент на то, что детство его прошло на лоне необыкновенно красивой природы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Рассуждают

 

 

 

-Охотой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Внимательно слушают произведение

 

 

 

 

 

-понравился. Интересный

-Рассуждают

 

 

- Повествование

 

 

- рассказ

 

 

- реальное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Ответы детей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Ответы детей)

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Учебник, презентация,

Контроль, самоконтроль

П:

Создать условия для ознакомления детей с рассказом М. Пришвина «Моя Родина», совершенствовать умение читать текст правильно, осознанно и выразительно, целыми словами; развивать умения: вчитываться в рассказ;

Р: принимать и сохранять учебную задачу. планировать свои действия в соответствии с поставленной задаче

П: - общеучебные умения, навыки (слушать, отвечать),

К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других,

-формировать положительную мотивацию к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам,

интерес к творчеству М. Пришвина, любовь к природе, любовь к Родине.

воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественного произведения.

Первичное закрепление нового знания.

 

Словесный

Практический

Беседа, упражнение, самостоятельная работ а

Дети еще раз читают произведение по цепочке.

Чтение произведения по частям.

- Ребята, попробуйте разделить этот текст на части. Помните, что каждая часть должна быть логически закончена.

 

- Сколько частей у вас получилось?

-Прочитаем 1-ю часть. ) - Какую привычку воспитала у Пришвина его мать?

 

Читает 1 учащийся.

- Найдите и прочитайте, как по-особенному готовилось молоко, и каким был чай?

 

-

 

- О каком удивительном явлении природы в начале произведения пишет Пришвин?

-Прочитаем 2-ю часть. - Какая очень хорошая привычка выработалась у автора, которая проявилась, даже тогда, когда он стал жить в городе?

 

(Читает 2 учащийся)

- Почему автор считает, что начинать работу надо рано утром вместе с солнцем?

 

- В чем заключалась «охота» писателя? Прочитайте.

 

 

 

 

 

 

 

-Прочитаем 3-ю часть.

- К кому Пришвин обращается в этой части?

(Читает 1 учащийся)

-Как он вас называет?

 

- Кем вы являетесь по отношению к нашей природе?

- С чем он сравнивает природу?

 

 

- Правильно, эти сокровища - животные, растения, моря, воздух и т.д. К чему Пришвин нас призывает?

 

- Почему, охранять природу, - значит охранять Родину?

 

 

 

 

Давайте с вами ответим на некоторые вопросы.

1.         - О какой Родине – малой или большой идёт речь в произведении Пришвина «Моя Родина»?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.         Как автор относится к Родине? (Природа на латинском языке – натура). Таких писателей, которые изучали природу, то есть натуру, и называют   натуралисты.

 

– Какие строки этого произведения самые главные?

-

 

 

 

 -Какими являются эти слова для рассказа?

 

-Что каждый из вас может сделать для охраны природы?

 

 

 

 

3.         Почему же именно этим произведением Пришвина «Моя Родина» начинается раздел «Люби живое», то есть, как мы выяснили – люби Природу?

 

- Вот мы и ответили на все вопросы. Значит цель урока достигнута? Мы молодцы.

 

 

 

 

 

 

 

 

-Учащиеся делят текст на части.

-- 3 части.

 

 

 

 

 

-Молоко кипятилось в глиняном горшочке и сверху всегда покрывалось румяной пенкой, от этого чай становился особенно вкусным.

- Восход солнца, пробуждение природы.

 

 

(- Он стал вставать рано.)

 

 

 

 

 

 

- Тогда прибудет здоровье, радость, жизнь и счастье.

 

- С детства Пришвин любил охоту, но его охота была особенной. Он ходил чаще всего не с ружьем, а с записной книжкой и охотился не за птицей и зверем, а за открытиями. Он мечтал сделать такое открытие, которое не сделал никто.

-Он обращается к нам.

 

 

- Молодые друзья.

 

- Мы - хозяева природы.

 

- С кладовой солнца, с великими сокровищами жизни.

 

-Нужно беречь эти сокровища.

 

 

 

-Эти слова стали крылатыми - Природа – часть Родины – Для Пришвина Природа и Родина неразделимы! Эта тема актуальна на сегодняшний день.

 

 

-Когда рассказывает о маме, о родном доме, о чае с молоком, и даже о походах в лес – о малой родине, он там родился и жил.  А когда говорит, о кладовые СОЛНЦА - природе, о ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩАХ ЖИЗНИ – О ВОДЕ, ВОЗДУХЕ, ПТИЦАХ, ЖИВОТНЫХ, РАСТЕНИЯХ –  О большой-  О СТРАНЕ, ДАЖЕ О ВСЕЙ ПЛАНЕТЕ.

-

Пришвин был очень наблюдательным человеком, любил и изучал природу, любил свою Родину.

 

 

 

- Охранять природу - значит охранять Родину.

 (Ибо, охраняя  природу, живое, мы охраняем  свою Родину).

- Эти слова являются главными, главная мысль этого рассказа.

-Не ломать школьные вещи, не рисовать на стенах, не мусорить, убирать территорию, не разжигать костры, сажать деревья, делать кормушки и скворечники…

-Верно, природа – всё живое. А любить природу – значит любить Родину. К чему нас призывает М.М. Пришвин в своём рассказе.

-Да

Фронтальная, индивидуальная групповая

Учебник

Самоконтроль, контроль

П:

работать с содержанием произведения; находить в тексте информацию, заданную в явном виде; понимать смысл использованных в тексте образных выражений; характеризовать природу нашей родины на основе прочитанного; подтверждать свою точку зрения выдержками из текста;

Коммуникативные:

 

выражение своих мыслей; аргументация своего мнения;

 

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение; извлечение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Личностные:

 

способность к оценке своей учебной деятельности.

интерес к творчеству М. Пришвина, любовь к природе, любовь к Родине.

воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественного произведения.

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

 

Практический

Самостоятельная работа

 

Упражнение

Сейчас мы с вами разделимся на 2 группы.

1 литературоведы

- Мне хотелось бы, чтобы вы высказали свои мысли по теме нашего урока, написав синквейн. Напомню, что синквейн – это стихотворение из 5 строчек, которое строится по определённым правилам.(слайд).

1) Одно сущ., главное понятие темы.

 

2) Два прил., описание темы

3) Три глагола, суть событий

4) Фраза, предложение. Главная мысль, отношение автора.

5) Одно сущ., синоним темы.

После того, как закончите, выходите к доске и читаете, то что у вас получилось, а я ставлю вам оценки.

 

2 художники

-Ребята, сейчас в очерке мы познакомились с авторской позицией. А теперь у вас есть возможность выразить рисунками свою позицию, представление о своей родине. Изобразите это на своих иллюстрациях.

И также я выставляю вам оценки за ваши работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Пишут свой синквейн

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Учащиеся рисуют свою Родину, далее выходят по очереди к доске и поясняют свои рисунки

Индивидуальная

Учебник, тетрадь

Самоконтроль, взаимоконтроль

П:

развивать творческие способности.

П:

- анализ, сравнение, классификация;

- рефлексия способов и условий действий.

 

Р:

самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действий, внесение необходимых коррективов.

Л:

 

способность к оценке своей учебной деятельности.

Этап рефлексии деятельности.

 

Словесный Беседа

 

Самооценка

 

– С творчеством какого писателя мы сегодня познакомились?

 

 

– Что нового узнали на уроке?

 

 

-Какую пользу для себя вы получили от этого урока? Какие знания с урока вам могут пригодиться в дальнейшем?

 

-Да, ребята, книги М. Пришвина – пример большой любви ко всему живому на Земле.

Каждый из нас любит свою Родину. Поэт создаёт образ Родины с помощью слова, композитор - с помощью звуков, художник использует краски и кисть, чтобы передать нам всю красоту, увиденную им. И всё это великий труд, приносящий радость.

- Спасибо вам за урок! Мне было очень приятно с вами работать! До свидания!

- Мы познакомились с творчеством М.Пришвина.

 

 

- Природа – это кладовая солнца. Мы – хозяева природы и мы должны охранять ее сокровища.

(Ответы учащихся)

Фронтальная

Интерактивная доска,

 

 

самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, переоценка результатов работы (Р);

Личностные:

 

способность к оценке своей учебной деятельности.

 


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Словесный Рассказ БеседаЗдравствуйте, ребята

Словесный Рассказ БеседаЗдравствуйте, ребята

Словесный Игра Беседа

Словесный Игра Беседа

Хорошо, посмотрите на следующий слайд

Хорошо, посмотрите на следующий слайд

СловесныйБеседа Постановка проблемной ситуации

СловесныйБеседа Постановка проблемной ситуации

Это тоже ... -

Это тоже ... -

Языковой анализ,синтез

Языковой анализ,синтез

Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц»

Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц»

Какое впечатление произвёл на вас рассказ? -

Какое впечатление произвёл на вас рассказ? -

Со/кро/ви/ща - Кла/до/вая - -

Со/кро/ви/ща - Кла/до/вая - -

Словесный Практический Беседа, упражнение, самостоятельная работ аДети еще раз читают произведение по цепочке

Словесный Практический Беседа, упражнение, самостоятельная работ аДети еще раз читают произведение по цепочке

Прочитаем 3-ю часть. - К кому

Прочитаем 3-ю часть. - К кому

О какой Родине – малой или большой идёт речь в произведении

О какой Родине – малой или большой идёт речь в произведении

Какими являются эти слова для рассказа? -Что каждый из вас может сделать для охраны природы? 3

Какими являются эти слова для рассказа? -Что каждый из вас может сделать для охраны природы? 3

Практический Самостоятельная работа

Практический Самостоятельная работа

Словесный Беседа Самооценка –

Словесный Беседа Самооценка –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2023