|
|
|
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Предмет: Литература
Класс: 3 Б
Автор УМК: Школа России. Климанова Л.Ф , Горецкий В Г
Тема урока: Стихотворения А.Фета
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Вид урока: Урок беседа
Цель урока: создание условий для расширения знаний учащихся о творчестве А.А.Фета
Задачи для учителя:
Образовательные: совершенствовать навыки чтения вслух, познакомить с творчеством А. Фета
Развивающие: развивать творческие способности, память, речь, мышление.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, интерес к предмету, умение работать в коллективе, дружбу и взаимопомощь.
Задачи урока для ученика:
на знание: лирических произведений и их авторов
на понимание: настроение лирического героя
на применение: выразительное чтение вслух
на анализ: содержания текста, стихотворения
на синтез: самоопределение, самостоятельной работы на уроке
на оценку: собственной деятельности на уроке и во время выполнения заданий
Планируемые результаты изучения темы |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Ученик научится:
- читать стихотворения и передавать интонационно настроение поэта - наблюдать за жизнью слов в художественном тексте - задавать вопросы по прочитанному произведению -находить на них ответы в тексте - понимать особенности стихотворения - расположение строк - сравнивать произведения поэтов - группировать произведения по темам |
Ученик научится: Познавательные УУД: П1: ориентироваться в учебнике П2: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); П3: находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт; П4: проводить анализ учебного материала; П5: уметь определять уровень усвоения учебного материала РегулятивныеУУД: Р1: обучать умению самим формулировать тему урока, цели и задачи; Р2: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Р3: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Р4: планировать своё действие с поставленной задачей; осознанно КоммуникативныеУУД: К1: развивать умение сотрудничать; К2: формулировать собственную позицию и мнение; К3: формировать собственное мнение; К4: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; К5: строить понятные для партнёра высказывания. |
Ученик получит возможность формирования:
- умение привлекать опыт собственных переживаний и жизненных впечатлений в процессе размышлений над лирическим произведением,
- осознают значимость чтения для развития и обучения, испытывают потребность в систематическом чтении
- оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. |
Ресурсы |
||
Учебно-методическое сопровождение |
Дидактические материалы |
ИКТ, ЦОР |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
презентация |
Межпредметные связи |
Русский - язык |
|
Организация пространства |
Стандартная |
Этапы урока
Название этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
|||
Мотивационный этап |
Приветствие учителя
Здравствуйте ребята, я рада вас всех видеть, можете садиться.
Сегодня мы не только начнём знакомство с произведениями А.Фета, но и на протяжении всего урока вы будете не просто слушателями, а внимательными, думающими читателями. |
Включение обучающихся в деятельность на личностно – значимом уровне |
|
|
Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия |
Актуализация изученного материала, необходимого для работы на уроке
Сегодня на уроке мы вспомним одно из самых сказочных времён года, а какое, вы узнаете из строк автора Фёдора Ивановича Тютчева.
Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит — И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит
Ребята, как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении?
Верно, о зиме
Давайте с вами ещё раз посмотрим на стихотворение.
Какие средства художественной выразительности применил автор, подумайте.
Для начала вспомним, какие средства художественной выразительности мы знаем.
(Если вы затрудняетесь, то откройте учебники на странице 42.)
На какие вопросы отвечает эпитет?
Верно, какой, какая, какие.
С помощью каких слов мы можем определить сравнение?
Верно, как, точно, будто
А как мы назовём средство художественной выразительности в котором происходит перенесение признаков и свойств человека на неодушевлённый предмет.
Теперь, когда вы вспомнили средства художественной выразительности, предлагаю вам ещё раз посмотреть на отрывок из стихотворения и найти эти самые средства
Хорошо, молодцы.
На прошлом уроке мы начали изучать новый раздел, который называется поэтическая тетрадь.
Мы обсудили что просто прочитать стихотворение недостаточно, нужно читать его с выражением, правильно подбирая интонацию.
Давайте с вами немного потренируемся и попробуем выполнить несколько упражнений на выразительное чтение.
Попробуйте прочитать стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева с постепенным нарастанием голоса, то есть начинаете шёпотом, а затем увеличиваете силу голоса.
Хорошо, а теперь давайте попробуем наоборот, сейчас вы начинаете читать громко, а затем постепенно переходите на шёпот.
А теперь прочитайте стихотворение красиво с выражением. |
В стихотворении говорится о зиме
Эпитет, сравнение, олицетворение
Какой, какая, какие
Как, точно, будто
Олицетворение
Чародейкою зимою околдован, лес стоит – олицетворение
И под снежной бахромую, неподвижною, немою – эпитет
Чудной жизнью - эпитет
*выполняют упражнение*
*выполняет упражнение*
*один-два ученика читают стихотворение*
|
Формировать тему урока |
|
Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия. |
Сегодня нас ждёт встреча с замечательным русским поэтом, которому были открыты все тайны природы, о котором другой замечательный автор А.К.Толстой сказал, что он не имеет равного себе ни в одной литературе. Его поистине волшебные стихи проникнуты любовью к Родине, к ее народу, к русской природе.
Имя этого поэта Афанасий Афанасьевич Фет, которому 5 декабря исполнится 191 год со дня рождения.
Афанасий Афанасьевич Фет родился в 1820 году в селе Новосёлки Орловской губернии в семье помещика Афанасия Неофитовича Шеншина. Фамилия матери, немки Каролины Фёт, стала его литературным именем.
Рассказывая о своем детстве, Фет вспоминал, как летом с деревенскими ребятами ходил в лес, ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом. С детства будущий поэт полюбил стихи, переписывал их в тетрадь, особенно его привлекали стихи Пушкина. Фет учился в частном немецком пансионе (частная школа) и уже тогда начал писать стихи. Он окончил философский факультет Московского университета. Первый сборник своих стихотворений выпустил, когда ещё был студентом. Именно в это
время из-за ошибки наборщика фамилия Фёт заменена на Фет.
Долгое время Фет находился на военной службе, затем вышел в отставку, переехал в Орловскую губернию и начал заниматься хозяйством в своём имении, но до конца жизни писал стихи.
Фет писал о самом простом: о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о лесе, о звёздах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях.
Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи.
Ребята, ранее мы с вами говорили о осени, кто вспомнит имя автора лирического произведения «Листья»
Верно, Фёдор Иванович Тютчев, в этом произведении мы свами разобрали несколько выражений, давайте с вами вспомним одно из них
Буйные ветра, это какие ветра?
Верно, сильные.
Буйные ветра сорвали листочки с веток, а что происходит дальше в природе?
Верно, природа готовится к зиме.
Вспомните ощущения, когда вы проснулись, а за окном пошёл первый снег, что вы чувствуйте?
Очень хорошо.
Откройте пожалуйста ваши учебники на странице 45. |
*слушают биографию писателя*
Фёдор Иванович Тютчев
Сильные
Природа готовиться к зиме
*описывают свои чувства*
|
Формировать цель урока |
|
Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения. |
Ребята, как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься?
Давайте с вами составим план нашей работы сегодня на уроке:
1) Познакомиться с лирическим произведением Афанасия Афанасиевича Фета 2) Обсудить стихотворение, найти в нём литературные приёмы, найти значение незнакомых слов 3) Выразительно прочитать
|
Строят грамматические рассуждения. мы познакомимся с произведением А.А Фета
|
- понимать особенности стихотворения - расположение строк - сравнивать произведения поэтов |
|
Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап, на котором и происходит «открытие» нового знания. |
Сейчас каждый из вас прочитает данное стихотворение про себя, можете немного шептать, но так, чтобы не мешать другим.
Как только вы закончите поднимите глазки на меня.
Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?
Верно о зиме, какие строчки указывают нам о том, что говорится о зиме?
Хорошо, молодцы.
Давайте с вами попробуем найти литературные приёмы в стихотворении. Молодцы.
Ребята, а от чьего лица написано стихотворение?
Верно, но ведь не просто от лица автора, как вы думаете в каком возрасте, находится автор именно в этом стихотворении.
Верно, в детстве.
А все ли слова вам понятны?
В стихотворении мы видим выделенное слово, что нужно сделать?
Верно, заглянуть в словарик, найдите значение слова.
С какой интонацией говорит ребенок с мамой, когда ему хочется что-то рассказать?
Как будем читать это стихотворение?
Верно, с восклицательной.
А почему именно с восклицательной?
Верно, автор описывает свой восторг.
Значит, как нужно ещё прочитать?
Верно, восторженно.
Но всё ли стихотворение нужно читать восклицательно и восторженно?
Верно, не всё.
Давайте с вами разберём стихотворение.
Возьмите в руки карандаши и сейчас мы постараемся найти ударные слова в каждой строчке, а так же узнаем с какой интонацией нужно читать каждую строчку.
Мама! Глянь-ка из окошка –
Сначала тихое удивление, а затем мы приглашаем «Глянь-ка из окошка»
Какие ударные слова мы здесь найдём?
Верно, Мама и Глянь-ка.
Знать, вчера недаром кошка Умывала нос
Ребята, а как мы прочитаем эту строчку?
Игриво
Какие ударные слова?
Верно, недаром, умывала, подчеркиваем
Грязи нет, весь двор одело,
Здесь мы должны убедить маму что грязи нет, и мы не испачкаемся
Выделим ударные слова Нет и Одело
А также средство художественной выразительности, какое?
Верно, олицетворение «Весь двор одело» Так как одеваться могут только люди.
Посветлело, побелело – Видно есть мороз.
Ребята, а с какой интонацией мы прочитаем эти строки?
Мы подтверждаем свои слова, тем что мороз на самом деле наступил.
Какие здесь ударные слова?
Есть
Не колючий, светло синий По ветвям развешан иней –
Что здесь необычного?
Какое средство художественной выразительности здесь используется?
Верно, олицетворение «развешан иней»
Как мы прочитаем эти строки?
Восхищённо, мы восхищаемся как красиво зимой.
Какие ударные слова?
Верно, Синий, иней.
Погляди хоть ты!
Как мы прочитаем эту строчку?
Верно, но не только восклицательно, мы зовём маму «Ну погляди же!» с некоторым нетерпением и просьбой
Выделим ударное слово Ты
Словно кто-то тороватый
Слово Тороватый мы с вами уже разобрали, что оно обозначает? Щедрый\ не скупой
Как мы прочитаем эту строчку Задумчиво, догадливо
Ударное слово – словно
Ребята, а какое средство художественной выразительности здесь есть?
Обратите внимание на слово словно
Верно, сравнение
Свежей, белой, пухлой ватой
Какое средство художественной выразительности здесь есть?
Верно, эпитет.
Ватой какой? – свежей, белой, пухлой
Какая вата на ощупь?
Верно, лёгкая, пушистая, мягкая.
Значит, как мы прочитаем?
Легко и мягко, особенно выделив слово «вата»
Какое здесь ударное слово?
Вата
Все убрал кусты
Здесь мы удивляемся тому как кто-то с помощью пухлой ваты убрал кусты.
Ударное слово - все
Уж теперь не будет спору:
Здесь мы говорим задористо, уж теперь то точно не будет спору
Ударное слово – не будет
За салазки, да и в гору Весело бежать
Как мы прочитаем эти строки?
Мы должны побуждать к действию!
Ударное слово – салазки, гору
Правда, мама? Не откажешь
Здесь мы как бы просим, умоляем маму. Ну не откажешь же!
Ударные слова – мама, не откажешь
а сама, наверно, скажешь:
с ожиданием и нетерпением
ударные слова – сама
«Ну, скорей гулять!»
Так же ожидание
Ударно слово – ну
Вот мы с вами и поработали со стихотворением
Теперь кто-нибудь из вас попробует прочитать стихотворение на оценку
|
О зиме
*приводят примеры*
*находят литературные приёмы*
От лица автора
В возрасте, когда он маленький
Нет
Заглянуть в словарик
С восклицательной
С восторгом, с восклицательной
Потому что автор испытывает восторг
С восторгом
|
- понимать особенности стихотворения - расположение строк - сравнивать произведения поэтов |
|
Первичное закрепление нового знания. |
Сейчас посмотрите внимательно на стихотворение и найдите созвучие в словах.
Как мы назовём это по-другому?
Верно, рифма.
На каких словах расположена рифма?
Хорошо, молодцы
Давайте с вами попробуем вспомнить что же такое рифма.
Верно, молодцы. |
Рифма
*приводят примеры*
Рифма – это созвучие слов
|
Самостоятельное решение задач |
|
Самостоятельная работа и проверка по эталону. |
Сейчас вы поработаете самостоятельно.
Подумайте, как можно озаглавить стихотворение и почему именно так.
Хорошо, молодцы.
|
*приводят примеры* |
Самостоятельный контроль
задавать вопросы по прочитанному произведению -находить на них ответы в тексте |
|
Включение в систему знаний и умений |
Ребята, вы все большие молодцы, сейчас прочитайте стихотворение своему соседу по парте, так будто бы вы рассказываете его маме и делитесь с ней своими эмоциями. |
|
читать стихотворения и передавать интонационно настроение поэта |
|
Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. |
Вот наш урок подходит к концу, ребята, давайте вспомним что мы должны были сделать на уроке, ему научиться?
Мы выполнили эти пункты?
Ребята, у всех всё получилось на уроке?
Или у кого-то возникли трудности?
Сегодня многие из вас были активными заработали себе оценки.
Домашним заданием у вас будет написать маленький рассказ на тему «первый снег» |
|
|
|
Подпись учителя: _________/___________________________ Дата ____
Подпись методиста:_______/___________________________ Дата ____
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.