Технологическая карта урока.
Учитель:Крюкова Надежда Владимировна
Тема урока: И.А.Крылов «Зеркало и обезьяна» УМК «Школа России»
Цель урока : продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова и новой басней ; выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков; развивать навыки выразительного чтения.
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
- проявлять интерес к новому жанру - басне;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на примере изучаемых произведений;
Метапредметные:
регулятивные:
- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
познавательные:
- находить в тексте ответы на вопросы;
- определять мораль басни;
коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- умение работать в группе.
Предметные:
- понимание предметного содержания знания; умение применять знания, анализировать.
- учиться средствам выразительности.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, учебник Л.Ф. Климанова «Литературное чтение» 3 класс, толковый, фразеологический словарь, карточки с заданиями, пословицами, словами, зеркало, магнитная доска, куклы медведя и обезьяны кукольного и пальчикового театра, реквизит для инсценирования, маски.
Ход урока.
Этап урока |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
Методы и приемы, формы |
|||
Орг момент. Мотивационный
|
Работа на уроке организована в группах. Выполнение теста на знание биографии Крылова. Взаимопроверка. |
-Учитель организует проверку домашнего задания, предлагает выполнить тест на знание биографии Крылова. Тест: 1.Назовите раздел, который мы изучаем. -Поэтическая тетрадь. -Самое великое чудо на свете. -Великие русские писатели. 2.Как звали Крылова? -Андрей Иванович -Иван Алексеевич -Иван Андреевич 3.Сколько басен написал Крылов? -100 -500 -236 4.Сколько лет проработал И.А.Крылов в Петербургской публичной библиотеке. -10 -15 -20 -30 После выполнения предлагает детям передать свою работу соседу по плечу слева от себя, организовывается взаимопроверка по слайду. Напоминает алгоритм оценивания: ü Зеленый кружечек обозначает, что «Отвечал на вопросы правильно, ты– молодец!» ü Желтый кружечек обозначает: «Не всегда удавалось отвечать на вопросы верно ». ü Красный кружок – «Не смог выполнить задание. Нужна помощь!».
|
Ребята выполняют тест . Взаимопроверка Дети проверяют тесты соседа пользуясь слайдом, оценивают.
|
Коммуникативные: Развиваются умения планировать, умение договариваться и сотрудничать с одноклассниками, соблюдать правила поведения и общения в группе Регулятивные: Волевая саморегуляция, управление своей деятельностью Личностные: Проявляется личностная активность .
|
Самопроверка и взаимопроверка усвоения темы, коррекция |
|||
|
|
|
|
|||||
Актуализация, фиксация затруднений
|
Чтение слов , нахождение связи между словами. Постановка цели урока, проблемы. Работа в парах.
|
Учитель показывает зеркало. -Сегодня на уроке у нас необычный предмет, в нем отразились слова, необходимо их прочитать. В зеркале отражаются слова :Крылов, Зеркало, Обезьяна, аллегория. -О чем нам говорят, эти слова? Предлагает сформулировать цели на урок. -Почему слова обезьяна и зеркало большими буквами? -Они будут герои? - Незнакомое слово-аллегория, о чем -то нам говорит? -Предлагается детям поработать в парах и поставить цели на урок.
Вывод: Если я вас правильно поняла, мы сегодня на уроке продолжим знакомится с творчеством И.А.Крылова, познакомимся с новыми героями басен Крылова, узнаем, какой приём использовал И.А. Крылов для высмеивания в баснях людских пороков?
- Оцените свою работу и сделайте отметку в листе достижений: l успешно справился с заданием; l были незначительные ошибки в работе; l не справился с заданием.
|
Рассматривают и читают слова отраженные в зеркале. Формулируют цели урока. Отвечают на вопросы
Выполняют задание на карточках, работая в парах. Дети озвучивают цели урока и происходит отбор.
|
Личностные: формируется нравственно-этическая ориентация (оценивание усвоенного исходя из социальных и личностных ценностей). Познавательные: структурирование знания, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, проводить анализ изученного материала, формулировать конечный результат. Коммуникативные: Слышать и слушать друг друга, полно и точно выражать свои мысли, договариваться и находить общее решение. Регулятивные: соотносить свои знания с предлагаемыми заданиями. Целеполагание, как постановка учебной задачи (формируется умение определять и формулировать цель на уроке)
|
Словесный метод, проблемный вопрос, работа в парах |
|
||
Открытие нового знания (Изучение нового учебного материала) |
Составление кластера. Работа в группах. Прогнозирование содержания басни.
Словарная работа.
Прослушивание аудиозаписи. |
Учитель предлагает ответить на вопрос. -Какой литературный жанр использовал Крылов в своем творчестве? Детям предлагается составить кластер к слову «Басня» Кластер к слову : басня (работают в группах)
Вывод: Басня –это короткое прозаическое или стихотворное произведение в котором высмеиваются пороки людей.
Умение прогнозировать содержание по заголовку. – Прочитайте заголовок. - О чем говорит заголовок? - Предположите, какие события могут происходить между Зеркалом и Обезьяной? (Высказывают предположения) Учитель предлагает поработать с трудными словами которые встретятся в тексте.
образ - вид, облик.внешность; кум, кума- крестный отец или мать по отношению к родителям крестника и к крестной; ужимки- гримасы; неестественные телодвижения; сатира - смешное, комическое в изображении героев и ситуаций, в которые они попадают НА. украдкой -скрытно, незаметно от других, тихо, никто не знал.
По пальцам перечесть-о недостаточном, небольшом количестве кого-либо или чего-либо На себя оборотиться- посмотреть на себя Совет попусту пропал-не слушала На руку не чист - склонен к воровству Первичное чтение. –Послушайте басню, постарайтесь представить те лица, о которых пойдет речь.(Аудиоприложение СД- диск). - Оправдались ли наши предположения, о чем басня? - Кто главные действующие герои? -Что вам показалось смешным?
|
Дети в группах составляют кластер к слову басня( составляют кластер на листе а3) и вывешивают их на магнитную доску. Составляют определение слова басня. Работают с заголовком басни и прогнозируют содержание басни 3 группы работают с толковыми словарями и объясняют лексическое значение слов.
2 группы работают с фразеологическими словарями и объясняют фразеологические обороты
Дети слушают аудиозапись
Самооценка своей деятельности. |
Познавательные: формирование умения работать с информацией и текстами ( отбирать, анализировать), структурирование знаний, анализ и синтез, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование,
Регулятивные : развитие саморегуляции, контроля, коррекции.
Личностные: нравственная ориентация.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении. |
Кластер, работа со словарями, форонтальный опрос. |
|
Физкультминутка
|
Осуществление профилактики утомления
|
Совместное выполнение физических упражнений |
Личностные: умение выделять нравственный аспект поведения. Познавательные: формирование умения слушать и выполнять действия по определенному плану. Регулятивные: владеть навыком самоконтроля. Коммуникативные: сотрудничать в совместной деятельности. |
Наглядный |
||
Первичное закрепление
|
Самостоятельное и выборочное чтение. Работа с текстом басни.
Проверка предположений и первых впечатлений.
Развитие кругозора.
|
Повторное чтение вслух. Анализ и выборочное чтение произведения. - Из скольких частей состоит басня? - Как называется первая часть басни? (Краткий рассказ) Читаем 1-ую часть. - Почему Зеркало с большой буквы? (Это герой, который помогает увидеть Обезьяне саму себя) (зеркало отражает реальную жизнь, показывает, кто есть кто) - Кого мартышка увидела в зеркале? (Саму себя, свой образ) - Понравилось ли обезьяне её отражение в зеркале? (Нет) - Узнала ли она себя в нём? (Нет) - Докажите словами из текста. - Обезьяна не догадалась, что это она сама и стала над собой смеяться. Она умна или глупа? (Она глупая) - Как мартышка характеризует тот образ, который увидела в Зеркале, прочитайте только эти слова. (Ужимки, прыжки, рожа – некрасивое, безобразное лицо, кривляка). - Про кого обезьяна так говорит? (Про кумушек) - Докажите словами из текста. - Кому на самом деле она даёт такую характеристику (Себе) - Прочитайте строки, в которых обезьяна говорит о своём превосходстве над другими (Я удавилась бы с тоски, когда бы на неё хоть чуть была похожа. Можно сказать, что она была самоуверенной) - Какой изобразил Крылов мартышку? (Глупой, кривлякой, самоуверенной) - Глупость, самоуверенность –это пороки, от них надо избавляться. - Умела обезьяна видеть свои недостатки? (Нет) - А у людей вы встречали такое качество? (Да) - А вот ещё один герой. В заголовке о нём ничего не говорится. Кто он? (Медведь) - Прочитайте, какой совет дал ей Мишка? Как вы понимаете? - Каким тоном прочитаем его слова? - Какой бы вы дали совет человеку, который осуждает других, хотя сам ничуть не лучше поступает? ИТОГ: Людям свойственно видеть недостатки окружающих, а свои не замечать. Вот и Обезьяна видит в зеркале настоящую кривляку – саму себя, но не в состоянии это признать. Совет Медведя она пропускает мимо ушей. - Какова же главная мысль басни? Прочитайте. «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ли на себя, кума, оборотиться?» Вывод: Это был совет медведя. Медведь – это автор и это его оценка поведению обезьяны.
- Обратимся ко 2-ой части.Как называется эта часть? (Мораль) Что такое мораль? (Мораль – вывод или поучение, где объясняется смысл басни.) – Самостоятельное чтение басни. - Таких людей, как эта обезьяна много. - Прочитайте только мораль.(Не любит узнавать никто себя в сатире.) - Кто главные герои басни? (животные) - Чьи поступки высмеивает автор? (людей) -Значит, все недостатки людей автор переносит на….(животных). - Как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей? (Слайд7) Этот прием называется иносказание (аллегория)- то есть, говорить о пороках не прямо, указывая на конкретного человека, а иначе, перенося на животных, маскируя их за образами животных. - И.А Крылов, высмеивая людские пороки, использует необычный приём (иносказание): переносит их на животных, а это для человека не обидно и наказать за это – нельзя, хотя каждый может увидеть в этом свои пороки). Вывод: Крылов изображает своих героев в смешных ситуациях. Помогает исправить недостатки, посмеявшись над ними.
- Оцените свою работу и сделайте отметку в листе оценивания. |
Чтение басни самостоятельно (без морали) Выборочное чтение.
Рассматривают иллюстрации, высказывают предположения.
Работают с текстом.
Самооценка своей деятельности.
.
|
Познавательные: развитие навыка чтения, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, построение логической цепи рассуждений и доказательств. Регулятивные: развитие саморегуляции (умение слушать), умение дополнять, уточнять высказанные мнения. Личностные: нравственная ориентация, умение выражать своё отношение к содержанию прочитанного, развитие доброжелательности и внимательности к людям, готовность оказать помощь тем, кто в ней нуждается Коммуникативные: владение монологической речью, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Самостоятельная работа, анализ текста |
|
Включение в систему знаний и повторение.
|
Творческая работа в группах (применение знаний и способов действий)
|
Учитель предлагает поработать творчески в группах . У каждой группы свое задание. После подготовки каждая группа представляет свой продукт деятельности.
- Оцените свою работу и сделайте отметку в листе оценивания
|
Дети выполняют задания в группах 1-я группа- выразительное чтение по ролям в масках. 2-я-выразительное чтение басни с использованием кукол кукольного театра . 3-я-ыразительное чтение (пальчиковый театр) -4-я – группа пишет отзыв о басне. 5-я нужно прочитать и подобрать пословицы, которые подходят к этой басне. 6-я оставить диафильм «Зеркало и обезьяна»(Даются иллюстрации к басне, дети должны из фрагментов составить Диафильм.
-
|
Личностные: формирование нравственного взгляда на мир, развитие доброжелательности и внимательности к людям, готовность оказать помощь тем, кто в ней нуждается, формирование творческих способностей. Регулятивные: планировать своё действие с учётом поставленной задачи, умение взаимодействовать в группах Познавательные: умение выразительно читать по ролям, при этом показывая своё отношение к героям, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, структурирование знаний; ориентироваться в своей системе знаний, извлекать информацию, предоставленную в разной форме. Коммуникативные: Согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать другие мнения.
|
Групповая , творческая работа. |
|
Домашнее задание |
|
Наизусть выучить басню «Зеркало и обезьяна» По желанию можно использовать реквизит, изобразить характер героев с помощью мимики, жестов. |
|
|
|
|
Рефлексия деятельности
|
|
- Давайте вернемся к учебным задачам, которые мы определили в начале урока. - Достигли ли мы поставленной цели? - Что вам в этом помогло? - Было ли вам в процессе урока легко и интересно? - Что было сложно выполнять? - Где пригодятся знания, полученные на уроке. Учитель предлагает проанализировать свою деятельность на уроке по листу оценивания..
-За портретом обезьяны я вижу людей, которые…….. -За портретом медведя я вижу людей, которые…. - Прочитав басню, я задумался о …….. -К какому произведению подходит пословица? Других не суди, на себя погляди. 1. -«Ворона и Лисица» 2. -«Мартышка и Очки» 3. -«Зеркало и Обезьяна» 4. -«Утес»
- Спасибо всем, кто читал басню внимательно и работал старательно!
|
Анализируют свою работу на уроке. |
Личностные: формируется самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности Познавательные: оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: развивается самоопределение, самооценка.
|
Самооценка деятельности, лист оценивания. |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.