Технологическая карта урока литературного чтения "К.Д. Бальмонт "Камыши", «Снежинка"
Оценка 5

Технологическая карта урока литературного чтения "К.Д. Бальмонт "Камыши", «Снежинка"

Оценка 5
doc
11.10.2023
Технологическая карта урока литературного чтения "К.Д. Бальмонт "Камыши", «Снежинка"
Литературное чтение.doc

 

Тема урока: К.Д. Бальмонт "Камыши", «Снежинка». 

Тип урока: Урок – исследование.

Цель урока: Исследование и изучение художественной роли метафоры на основе произведений К.Бальмонта «Снежинка», "Камыши".

Задачи урока:

·   Образовательные:  

1)Учить различать стихи по темам, интонационному рисунку, закрепить понятие «рифма», «строфа», «эпитет», «сравнение», «олицетворение», «метафора».

2) Организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению содержания стихотворения.

·   Развивающая: Развитие исследовательских умений и навыков, умения работать с художественным образом слова.

·   Воспитательная: Способствовать формированию умения видеть красоту в окружающем мире, привитие любви к природе.

 

Планируемые результаты обучения, формирования УУД:

Предметные: Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

Познавательные УУД:

Формирование умений анализировать, синтезировать, строить речевые высказывания.

Коммуникативные:

Формирование умений высказывать свои мысли, используя различные выразительные средства, строить доказательства, умение понять и принять точку зрения другого человека.

Личностные:

Формирование этических чувств: «вдыхать» аромат художественного слова.

Регулятивные: Формировать умения планировать и распределять работу.

 

 

 

 

 

 

 

  Этап урока

Время

Деятельность

учителя

Деятельность

Учащихся

Формируемые УУД

 

1.

Организационный момент.

  2 мин

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, зовут меня Ольга Николаевна.

Приветствуют учителя.

 

 

 

Личностные

 

 

2.

Актуализация знаний.

2-3 мин

Прослушивание отрывка из песни «Кабы не было зимы»

 

Просмотр слайдов о зиме.

- Ребята! Сегодня на уроке нам предстоит очень интересная и серьёзная работа

 - О каком времени года поётся в песне?

- С каким произведением на эту тему, вы недавно познакомились?

 

- Посмотрите на доску, прочитайте сначала про себя:

На коньках начнём кататься

Мы на звонком льду. ///

Будет смех наш раздаваться

В парке на пруду. ///

 

- Что означают 3 полосы?

-Какую интонацию вы выберите для прочтения отрывка?

- Читаем весело.

- Кто желает прочитать вслух? (1-2 чел.)

 

- Кто автор?

- Какая модель обложки подходит к этому произведению?

 

- Модели обложек раскрашены в три цвета: зеленый – о природе (З), желтый – о детях (Ж), красный – о родине (К). Треугольник на модели обозначает стихотворение.

Рассматривают репродукции картин на фоне музыки.

 

 

- зима

 

- «К зиме»

 

 

 

 

 

 

 

 

- долгую паузу

 

 

- Весёлую.

 

Читают

 

- К.Д. Бальмонт

 

Коммуникативные

Познавательные

(анализ объектов с целью выделения признаков)

 

 

 

 

 

- Почему вы выбрали вторую модель?

 

- Верно, молодцы, вы правильно выбрали.

 

 

-Жанр – стихотворение, тема – о детях.

Регулятивные

Коммуникативные (установление связи между целью учебной деятельности и мотивом)

 

 

3

Проверка Д/З

2-5 мин

-Что было задано на дом?

 

 

- Выразительно расскажите наизусть стихотворение, ставит и комментирует оценки

(2-3 человека рассказывают наизусть «К зиме»)

 

- Молодцы, я вижу вы хорошо подготовили домашнее задание, а сейчас приступим к изучению нового материала.

 

- По выбору выучить наизусть произведения К. Д. Бальмонта «Россия», или «К зиме»

 

 

4.

Открытие новых знаний.

 2-3

 Мин

- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством поэта Константина Дмитриевича Бальмонта. (1867-1942)

 

- Поиграем в игру «Я знаю больше!». Кто-то начнёт, а остальные должны будут дополнить, сказав – я знаю больше, и рассказывать следующие факты об авторе.

 

- Молодцы, вы многое запомнили о Бальмонте, сейчас послушайте еще о нём.

 

   - Константин Бальмонт родился в 1867 году в семье небогатого дворянина и детство провел в деревне Гумнище Владимирской губернии.

     Отец поэта – тихий, добрый человек, научил сына видеть красоту русской природы, а благодаря матери мальчик узнал красоту музыки.

    В девять лет мальчик начал писать стихи.

Долгие годы Бальмонт жил за границей, но всегда ощущал себя русским человеком и русским поэтом.

    Во всех произведениях поэта чувствуется искренняя любовь к природе, к красоте.

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют факты из жизни Бальмонта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные

_ планирование сотрудничества)

 

Познавательные

( извлечение информации)

 

 

 

- Послушайте произведение и определите его жанр и тему. (Видеофрагмент)

 

- Понравилось вам произведение?

Что понравилось?

 

- Определите жанр и тему этого произведения.

 

- Создадим модель обложки, кто может выполнить у доски?

 

- Почему вы выполнили такую модель?

- Посмотрите, совпадает ли она?

- Прочитайте название произведения

- К.Д. Бальмонт «Снежинка».

 

 

 

 

 

 

 

отвечают на вопрос

 

- Это стихотворение о природе.

 

- Жанр – стихотворение, тема о природе.

 

 

 

 

 

- Прочитайте начало произведения.

Что сказано о снежинке?

Какая снежинка?

- Прочитайте, куда летит снежинка

- Прочитайте, как качается на ветру снежинка?

- Что покинула снежинка?

 

- Поработаем со словарным словом? Ваши предположения, что означает слово «низринула»?

-Давайте прочитаем после стихотворения, как объясняется это слово. Прочитайте строчки с этим словом.

- Прочитайте остальные определения со слайда.

 

 

 

- Как скользила снежинка? Прочитайте. С чем сравнивается снежинка?

 

- Найдите: сравнения, олицетворения.

 

 

 

Учащиеся находят и читают вслух ответы на вопросы.

 

 

 

 

 

 

-низринула – сбросила

 

 

- Снежинка сравнивается со звездой

 

сравнение – снежинка сравнивается со звездой,

олицетворение – дрожит, взметается, как живой человек, покинула, скользит, касается  

 

 

 

 

 

- Прочитайте на стр.36  вверху сноску о метафоре. Найдите и прочитайте в тексте метафоры.

 

1) Работа с метафорой как средством художественной выразительности.

1) - С чем автор сравнивает снежинку?

- Как называется это художественное средство?

2) Упражнения в выразительном чтении.

- Давайте проведём литературный эксперимент. Исключим метафору из текста, а вместо неё вставим эпитет.

-  Что получилось?

- Какова художественная роль метафоры?

(слайд 5)

 

 

 

 

 

- Какие строки говорят, что поэт восхищается снежинками? Как вы думаете, какое настроение было у поэта, когда он писал эти строки?

 

 

- Метафоры:

Звезда кристальная

 

 

 

Рассуждения детей

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: Автор с помощью метафоры создаёт яркий образ снежинки, вносит эмоциональную окраску, позволяет увидеть больше, чем снежинка.

 

 

 

 

 

 

-Кто из вас любовался снежинкой?

- Сколько лучей у снежинки?

 

- Подходит ли иллюстрация к этому произведению?

 

 

 

 

- Выполним №4 в рабочей тетради, разберём вместе

- Прочитайте первую строфу, вторую строфу и т.д.

Как написано стихотворение?

 

- Назовите рифмы в 1-м, 2-м, 3-м и.т.д. четверостишиях.

 

- Какие это рифмы?

 

- Определите ритм стихотворения ( Дети считают гласные буквы в каждой строчке, и говорят, что количество гласных в строках одинаково и повторяется)

 

 

-Всегда 6

 

– Нет, не подходит, потому что в стихотворении снежинка красивая, блестящая, белая, как звезда, а на рисунке бледная и маленькая.

 

 

 

- Это четверостишие

 

Учащиеся находят в тексте и доказывают, что это рифма.

- Перекрёстные.

 

 

 

 

 

Работа в тетради стр.25

- Прочитайте 1-ое задание, поработайте парами.

- Что такое эпитет, кто не знает, можете прочитать на 35 стр.

-Проверим

 

- №2 ТПО 25 стр.

-Прочитайте стихотворение, расставьте логические паузы, потренируйтесь для пробного выразительного чтения, почитайте друг-другу.

- Кто готов попробовать прочитать выразительно?

 (Проверка 1-2 человека, обсуждение.)

 

- Послушайте ещё одно произведение, определите его жанр и тему. (видеофрагмент)

 

- Понравилось вам произведение? Что понравилось?

- Определите его жанр и тему.

 

- Сделайте модель обложки выполним у доски.

- Почему вы сделали именно такую модель?

- Проверим

- Эпитеты: снежно-пушистая, белая, чистая, смелая, в лучах блистающих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Жанр – стихотворение, тема о природе.

 

 

- Жанр – стихотворение, тема о природе.

 

 

 

 

 

- Как называется произведение?

 

- Прочитайте начало стихотворения.

- Что делают камыши?

- Что спрашивает поэт? Что происходит в полночь?

- А когда наступает полночь?

 

- Чей лик – лицо в болоте?

-Чем пахнет в болоте?

- Что говорят камыши?

- Как шуршат камыши?

- Почему им тоскливо?

- Какие слова с шипящим звуком помогают услышать шорох?

 

- Выполним №1 в ТПО, на 26 стр. Разберём вместе

- Прочитайте 1-ю строфу, 2-ю строфу, 3-ю строфу.

Как написано стихотворение?

 

- Прочитайте рифмы. Какие это рифмы?

 

 

 

 

 

 

 

 

«Камыши»

 

Дети читают ответы из текста стихотворения.

 

 

- В двенадцать часов ночи.

Все свои ответы дети подкрепляют строками из произведения.

 

 

- В глуши, слышно, бесшумно, шуршат, и т.д.

 

 

- Это двустишие.

 

- Парные рифмы

 

 

 

 

 

- Найдите эпитеты и олицетворения в тексте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 -Посчитайте ритм этого стихотворения.

Сейчас мы поработаем над выразительностью, расставьте паузы в тексте.

 

Самостоятельная работа детей с текстом.

Проверка. Ребёнок читает по строчке и говорит: «Короткая пауза /, длинная пауза, // очень длинная пауза///», - в зависимости от знаков препинания и логических ударений.

 

- Подготовьтесь читать выразительно, выделите слова, подчёркивающие шелест, шуршание.

- Проверим

Олицетворение: шуршат камыши, шепчут, говорят, дрожит лик, месяц поник, трясина заманит, сожмёт, засосёт.

 

- Эпитеты: болотной глуши, блуждающий свет, месяц печальный, багряный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся готовятся к выразительному чтению, читают текст про себя.

Познавательные

(поиск информации, анализ, синтез)

 

Личностные

 

 

 

 

 

 

Регулятивные

 

 

 

 

Коммуникативные

(информационное представление работы)

 

 

 

Рассмотрите иллюстрацию, подходит ли эта иллюстрация к произведению?

 - Кто-то говорит: «Да, подходит»,- и зачитывает строки, подтверждающие его правоту, кто-то из детей говорит: «Нет,не подходит, потому что  болото страшное, по нему опасно ходить» и т.д.

 

 

- Да/нет

 

5.

Первичное закрепление.

2-3 мин

- С какими двумя произведениями мы познакомились?

- Что в них общего?

В чём различия?

№3 в ТПО на 27 стр.

 

 

- Какое настроение у вас возникло после чтения стихотворения «Снежинка»?

«Камыш?

 

 

 

- Какие картины представили?

 

На резерв: №3 ТПО 26 стр.

№2 ТПО 27 стр.

 

 

-Снежинка, Камыш.

- Автор и они о природе

Дети находят сходства и различия

 

 

- мечтательное

- радостное

- приподнятое

- лирическое

 

- Падающие снежинки, тёмное болото.

 Личностные

Познавательные

 ( поиск информации)

9.

Рефлексия.

Подведение итогов.

5-6

мин

- Что на вас произвело наибольшее впечатление?

- Какие задания вам показались наиболее интересными?

- Пригодятся ли знания этого урока в дальнейшей жизни?

-Как мы должны относиться к природе?

Рассуждения детей по изученной теме.

- Составим синквейн к стихотворению «Снежинка».

(вспомните структуру синквейна)

 

 

 

 

- Молодцы, у вас хорошо получилось.

 

 

 

 

Ответы и рассуждения детей

 

 

 

 

 

 

Примерный ответ учащихся:1) Снежинка.

2) Пушистая, мягкая.

3) Летает, кружится, падает.

4) Белые снежинки порхают в воздухе.

5) Красота!  

 

Регулятивные

( контроль и оценка)

 

 

 

Личностные

( способность к самооценке на основе критериев успешности учебной работы)

 

 

 

Регулятивные

 ( контроль и оценка)

10.

Домашнее задание.

 1-2

 мин

По выбору:

1) Выучить стихотворение.

2)Выразительное чтение стихотворения.

3) Выполнение задания №2 стр.26 и нарисовать снежинки. 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тема урока: К.Д. Бальмонт "Камыши", «Снежинка»

Тема урока: К.Д. Бальмонт "Камыши", «Снежинка»

Этап урока Время

Этап урока Время

Актуализация знаний. 2-3 мин

Актуализация знаний. 2-3 мин

Почему вы выбрали вторую модель? -

Почему вы выбрали вторую модель? -

Открытие новых знаний. 2-3

Открытие новых знаний. 2-3

Послушайте произведение и определите его жанр и тему

Послушайте произведение и определите его жанр и тему

Прочитайте начало произведения

Прочитайте начало произведения

Прочитайте на стр.36 вверху сноску о метафоре

Прочитайте на стр.36 вверху сноску о метафоре

Кто из вас любовался снежинкой? -

Кто из вас любовался снежинкой? -

Работа в тетради стр.25 -

Работа в тетради стр.25 -

Как называется произведение? -

Как называется произведение? -

Найдите эпитеты и олицетворения в тексте

Найдите эпитеты и олицетворения в тексте

Рассмотрите иллюстрацию, подходит ли эта иллюстрация к произведению? -

Рассмотрите иллюстрацию, подходит ли эта иллюстрация к произведению? -

Рефлексия. Подведение итогов

Рефлексия. Подведение итогов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2023