Тема урока: К.Д. Бальмонт "Камыши", «Снежинка».
Тип урока: Урок – исследование.
Цель урока: Исследование и изучение художественной роли метафоры на основе произведений К.Бальмонта «Снежинка», "Камыши".
Задачи урока:
· Образовательные:
1)Учить различать стихи по темам, интонационному рисунку, закрепить понятие «рифма», «строфа», «эпитет», «сравнение», «олицетворение», «метафора».
2) Организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению содержания стихотворения.
· Развивающая: Развитие исследовательских умений и навыков, умения работать с художественным образом слова.
· Воспитательная: Способствовать формированию умения видеть красоту в окружающем мире, привитие любви к природе.
Планируемые результаты обучения, формирования УУД:
Предметные: Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
Познавательные УУД:
Формирование умений анализировать, синтезировать, строить речевые высказывания.
Коммуникативные:
Формирование умений высказывать свои мысли, используя различные выразительные средства, строить доказательства, умение понять и принять точку зрения другого человека.
Личностные:
Формирование этических чувств: «вдыхать» аромат художественного слова.
Регулятивные: Формировать умения планировать и распределять работу.
|
№ |
Этап урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность Учащихся |
Формируемые УУД |
|
1. |
Организационный момент. |
2 мин |
Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, зовут меня Ольга Николаевна. |
Приветствуют учителя.
|
Личностные
|
|
2. |
Актуализация знаний. |
2-3 мин |
Прослушивание отрывка из песни «Кабы не было зимы»
Просмотр слайдов о зиме. - Ребята! Сегодня на уроке нам предстоит очень интересная и серьёзная работа - О каком времени года поётся в песне? - С каким произведением на эту тему, вы недавно познакомились?
- Посмотрите на доску, прочитайте сначала про себя: На коньках начнём кататься Мы на звонком льду. /// Будет смех наш раздаваться В парке на пруду. ///
- Что означают 3 полосы? -Какую интонацию вы выберите для прочтения отрывка? - Читаем весело. - Кто желает прочитать вслух? (1-2 чел.)
- Кто автор? - Какая модель обложки подходит к этому произведению?
- Модели обложек раскрашены в три цвета: зеленый – о природе (З), желтый – о детях (Ж), красный – о родине (К). Треугольник на модели обозначает стихотворение. |
Рассматривают репродукции картин на фоне музыки.
- зима
- «К зиме»
- долгую паузу
- Весёлую.
Читают
- К.Д. Бальмонт
|
Коммуникативные Познавательные (анализ объектов с целью выделения признаков) |
|
|
|
|
- Почему вы выбрали вторую модель?
- Верно, молодцы, вы правильно выбрали. |
-Жанр – стихотворение, тема – о детях. |
Регулятивные Коммуникативные (установление связи между целью учебной деятельности и мотивом)
|
|
3 |
Проверка Д/З |
2-5 мин |
-Что было задано на дом?
- Выразительно расскажите наизусть стихотворение, ставит и комментирует оценки (2-3 человека рассказывают наизусть «К зиме»)
- Молодцы, я вижу вы хорошо подготовили домашнее задание, а сейчас приступим к изучению нового материала. |
- По выбору выучить наизусть произведения К. Д. Бальмонта «Россия», или «К зиме»
|
|
4. |
Открытие новых знаний. |
2-3 Мин |
- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством поэта Константина Дмитриевича Бальмонта. (1867-1942)
- Поиграем в игру «Я знаю больше!». Кто-то начнёт, а остальные должны будут дополнить, сказав – я знаю больше, и рассказывать следующие факты об авторе.
- Молодцы, вы многое запомнили о Бальмонте, сейчас послушайте еще о нём.
- Константин Бальмонт родился в 1867 году в семье небогатого дворянина и детство провел в деревне Гумнище Владимирской губернии. Отец поэта – тихий, добрый человек, научил сына видеть красоту русской природы, а благодаря матери мальчик узнал красоту музыки. В девять лет мальчик начал писать стихи. Долгие годы Бальмонт жил за границей, но всегда ощущал себя русским человеком и русским поэтом. Во всех произведениях поэта чувствуется искренняя любовь к природе, к красоте.
|
Называют факты из жизни Бальмонта.
|
Личностные _ планирование сотрудничества)
Познавательные ( извлечение информации) |
|
|
|
|
- Послушайте произведение и определите его жанр и тему. (Видеофрагмент)
- Понравилось вам произведение? Что понравилось?
- Определите жанр и тему этого произведения.
- Создадим модель обложки, кто может выполнить у доски?
- Почему вы выполнили такую модель? - Посмотрите, совпадает ли она?
- Прочитайте название произведения - К.Д. Бальмонт «Снежинка».
|
отвечают на вопрос
- Это стихотворение о природе.
- Жанр – стихотворение, тема о природе.
|
|
|
|
|
|
- Прочитайте начало произведения. Что сказано о снежинке? Какая снежинка? - Прочитайте, куда летит снежинка - Прочитайте, как качается на ветру снежинка? - Что покинула снежинка?
- Поработаем со словарным словом? Ваши предположения, что означает слово «низринула»? -Давайте прочитаем после стихотворения, как объясняется это слово. Прочитайте строчки с этим словом. - Прочитайте остальные определения со слайда.
- Как скользила снежинка? Прочитайте. С чем сравнивается снежинка?
- Найдите: сравнения, олицетворения.
|
Учащиеся находят и читают вслух ответы на вопросы.
-низринула – сбросила
- Снежинка сравнивается со звездой
сравнение – снежинка сравнивается со звездой, олицетворение – дрожит, взметается, как живой человек, покинула, скользит, касается
|
|
|
|
|
|
- Прочитайте на стр.36 вверху сноску о метафоре. Найдите и прочитайте в тексте метафоры.
1) Работа с метафорой как средством художественной выразительности. 1) - С чем автор сравнивает снежинку? - Как называется это художественное средство? 2) Упражнения в выразительном чтении. - Давайте проведём литературный эксперимент. Исключим метафору из текста, а вместо неё вставим эпитет. - Что получилось? - Какова художественная роль метафоры? (слайд 5)
- Какие строки говорят, что поэт восхищается снежинками? Как вы думаете, какое настроение было у поэта, когда он писал эти строки?
|
- Метафоры: Звезда кристальная
Рассуждения детей
Вывод: Автор с помощью метафоры создаёт яркий образ снежинки, вносит эмоциональную окраску, позволяет увидеть больше, чем снежинка.
|
|
|
|
|
|
-Кто из вас любовался снежинкой? - Сколько лучей у снежинки?
- Подходит ли иллюстрация к этому произведению?
- Выполним №4 в рабочей тетради, разберём вместе - Прочитайте первую строфу, вторую строфу и т.д. Как написано стихотворение?
- Назовите рифмы в 1-м, 2-м, 3-м и.т.д. четверостишиях.
- Какие это рифмы?
- Определите ритм стихотворения ( Дети считают гласные буквы в каждой строчке, и говорят, что количество гласных в строках одинаково и повторяется)
|
-Всегда 6
– Нет, не подходит, потому что в стихотворении снежинка красивая, блестящая, белая, как звезда, а на рисунке бледная и маленькая.
- Это четверостишие
Учащиеся находят в тексте и доказывают, что это рифма. - Перекрёстные.
|
|
|
|
|
|
Работа в тетради стр.25 - Прочитайте 1-ое задание, поработайте парами. - Что такое эпитет, кто не знает, можете прочитать на 35 стр. -Проверим
- №2 ТПО 25 стр. -Прочитайте стихотворение, расставьте логические паузы, потренируйтесь для пробного выразительного чтения, почитайте друг-другу. - Кто готов попробовать прочитать выразительно? (Проверка 1-2 человека, обсуждение.)
- Послушайте ещё одно произведение, определите его жанр и тему. (видеофрагмент)
- Понравилось вам произведение? Что понравилось? - Определите его жанр и тему.
- Сделайте модель обложки выполним у доски. - Почему вы сделали именно такую модель? - Проверим |
- Эпитеты: снежно-пушистая, белая, чистая, смелая, в лучах блистающих.
- Жанр – стихотворение, тема о природе.
- Жанр – стихотворение, тема о природе. |
|
|
|
|
|
- Как называется произведение?
- Прочитайте начало стихотворения. - Что делают камыши? - Что спрашивает поэт? Что происходит в полночь? - А когда наступает полночь?
- Чей лик – лицо в болоте? -Чем пахнет в болоте? - Что говорят камыши? - Как шуршат камыши? - Почему им тоскливо? - Какие слова с шипящим звуком помогают услышать шорох?
- Выполним №1 в ТПО, на 26 стр. Разберём вместе - Прочитайте 1-ю строфу, 2-ю строфу, 3-ю строфу. Как написано стихотворение?
- Прочитайте рифмы. Какие это рифмы?
|
«Камыши»
Дети читают ответы из текста стихотворения.
- В двенадцать часов ночи. Все свои ответы дети подкрепляют строками из произведения.
- В глуши, слышно, бесшумно, шуршат, и т.д.
- Это двустишие.
- Парные рифмы
|
|
|
|
|
|
- Найдите эпитеты и олицетворения в тексте.
-Посчитайте ритм этого стихотворения. Сейчас мы поработаем над выразительностью, расставьте паузы в тексте.
Самостоятельная работа детей с текстом. Проверка. Ребёнок читает по строчке и говорит: «Короткая пауза /, длинная пауза, // очень длинная пауза///», - в зависимости от знаков препинания и логических ударений.
- Подготовьтесь читать выразительно, выделите слова, подчёркивающие шелест, шуршание. - Проверим |
Олицетворение: шуршат камыши, шепчут, говорят, дрожит лик, месяц поник, трясина заманит, сожмёт, засосёт.
- Эпитеты: болотной глуши, блуждающий свет, месяц печальный, багряный.
Учащиеся готовятся к выразительному чтению, читают текст про себя. |
Познавательные (поиск информации, анализ, синтез)
Личностные
Регулятивные
Коммуникативные (информационное представление работы) |
|
|
|
|
Рассмотрите иллюстрацию, подходит ли эта иллюстрация к произведению? - Кто-то говорит: «Да, подходит»,- и зачитывает строки, подтверждающие его правоту, кто-то из детей говорит: «Нет,не подходит, потому что болото страшное, по нему опасно ходить» и т.д.
|
- Да/нет |
|
|
5. |
Первичное закрепление. |
2-3 мин |
- С какими двумя произведениями мы познакомились? - Что в них общего? В чём различия? №3 в ТПО на 27 стр.
- Какое настроение у вас возникло после чтения стихотворения «Снежинка»? «Камыш?
- Какие картины представили?
На резерв: №3 ТПО 26 стр. №2 ТПО 27 стр.
|
-Снежинка, Камыш. - Автор и они о природе Дети находят сходства и различия
- мечтательное - радостное - приподнятое - лирическое
- Падающие снежинки, тёмное болото. |
Личностные Познавательные ( поиск информации) |
|
9. |
Рефлексия. Подведение итогов. |
5-6 мин |
- Что на вас произвело наибольшее впечатление? - Какие задания вам показались наиболее интересными? - Пригодятся ли знания этого урока в дальнейшей жизни? -Как мы должны относиться к природе? Рассуждения детей по изученной теме. - Составим синквейн к стихотворению «Снежинка». (вспомните структуру синквейна)
- Молодцы, у вас хорошо получилось.
|
Ответы и рассуждения детей
Примерный ответ учащихся:1) Снежинка. 2) Пушистая, мягкая. 3) Летает, кружится, падает. 4) Белые снежинки порхают в воздухе. 5) Красота! |
Регулятивные ( контроль и оценка)
Личностные ( способность к самооценке на основе критериев успешности учебной работы)
Регулятивные ( контроль и оценка) |
|
10. |
Домашнее задание. |
1-2 мин |
По выбору: 1) Выучить стихотворение. 2)Выразительное чтение стихотворения. 3) Выполнение задания №2 стр.26 и нарисовать снежинки.
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.