Технологическая карта по литературному чтению
«М. М. Зощенко – «Золотые слова»»
|
Структура технологической карты урока литературного чтения
Тема |
«М. М. Зощенко – «Золотые слова»». |
Цели деятельности педагога |
Знакомство с произведением М. М. Зощенко «Золотые слова». Воспитание чести и достоинства, ответственности за свое поведение перед друзьями. Развитие умения видеть в юмористических произведениях серьезное и делать выводы. |
УМК |
«Школа России» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. |
Планируемые образовательные результаты
|
Предметные: -воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя; - отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции; - высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному тексту. Личностные: - формировать умению выражать своё эмоциональное отношение к содержанию прочитанного рассказа (устно высказывать своё мнение по поводу героев и обсуждаемых проблем). Регулятивные: - формировать умение менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи; -принимать алгоритм выполнения учебной задачи; - развитие умения адекватно оценивать свои результаты учебной деятельности. Познавательные: - формулировать познавательную цель; - формировать умение извлекать необходимую информацию из текста; - развивать навык осознанно строить речевое высказывание. Коммуникативные: - развивать умение задавать вопросы; - формировать умение точно выражать свои мысли, следить за речью. |
Методы и формы обучения |
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах. Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный, практический, работа с книгой. |
Наглядно- демонстрационный материал |
Наглядный материал. |
Оборудование |
АРМ педагога, учебник по литературному чтению за 3 класс 2 часть, интерактивная доска и мультимедиа-проектор, раздаточный материал. |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия |
Универсальные учебные действия |
Промежу- точный контроль |
Оргмомент |
Есть у радости подруга В виде полукруга. На лице она живет То куда-то вдруг уйдет, То внезапно возвратится, Грусть – тоска её боится. - Что это такое? (Улыбка)
- Подарите друг другу улыбки, повернитесь к гостям и подарите им свои улыбки, и начнем урок. Меня зовут Арина Юрьевна, и урок литературного чтения сегодня у вас проведу я. |
Слушают учителя.
- Улыбка.
Улыбаются друг другу и гостям. |
Фронтальная. |
Коммуникативные: приветствие учителя.
Регулятивные: готовность рабочего места. |
Зрительный контакт. |
СТиЦ |
Посмотрите внимательно на экран.
Что это за слова? А что значит «вежливые слова»?
Какие еще вежливые слова вы знаете?
- Слово обладает великой силой. Есть поговорка
«Слово не воробей, вылетит не поймаешь», думаю, все ее слышали и не раз.
Все правильно. Мне бы очень хотелось, чтобы в вашей речи было много вежливых слов, что бы они были в постоянном употреблении. Что бы в вашей речи не было бранных слов и выражений, что бы вы их не произносили в сторону друзей, сверстников, учителей и родителей. Потому что вы показываете свое бескультурье и неуважение к собеседнику. И в последствие на вас люди будут смотреть по-другому и относиться будут иначе. - Скажите, пожалуйста, как можно назвать человека, который всегда говорит волшебные слова, такие, какие представлены у нас на слайде и те, которые назвали вы?
- Верно, это воспитанный человек. Надеюсь, что большинство из вас хотят стать воспитанными людьми. Есть такая пословица: «От доброго слова язык не усохнет». Поэтому, ребята, старайтесь как можно чаще использовать вежливые слова и иногда делать комплименты другим людям, даже без повода. И тогда вы не только порадуете собеседника, но еще и сами получите удовольствие внутри, и поймете, как это приятно. И тогда, быть может и вам станут чаще говорить комплименты.
На сегодняшнем уроке мне хотелось бы поведать вам об одном авторе литературных произведений, который через свои рассказы воспитывал в человеке вежливость, воспитывал читателей через слова, что были на страницах книг – его творений. - Сегодня мы познакомимся с биографией и творчеством М.М.Зощенко и его произведением «Золотые слова». Это один из великих русских авторов, который призывал - Как вы думаете, о чем именно мы сегодня будем вести беседу?
Совершенно верно. |
Слушают учителя, смотрят на мульт. экран. - Это вежливые слова. - Это добрые, волшебные слова, они дарят нам теплоту в душе, хорошее настроение. Дети перечисляют несколько вежливых слов: Мир вашему дому, рад приветствовать тебя, Добры день…, Мое почтение, Очень приятно, Спасибо, Тронут вниманием, Здравия желаю….
- Сначала нужно думать, что хочешь сказать, а уже потом произносить. Нужно уметь говорить такие слова, что бы они не были обидными для кого-то.
- Такого человека называют вежливым или воспитанным.
Слушают внимательно учителя.
- Может быть, мы будем говорить о том, каким человеком был М. М. Зощенко, узнаем какие-либо интересные факты о нем; узнаем, какие произведения он писал. |
Фронтальная. Индивидуальная. |
Познавательные: - формулировать познавательную цель; - проводить доказательство; - извлекать необходимую информацию; - осознанно строить речевое высказывание.
|
Зрительный контакт.
Правильность ответов. |
Подготовка к восприятию текста
|
Краткая биографическая справка. Михаил Михайлович Зощенко (1894 – 1958 гг.).
Человек, чья жизнь была не легкой, который прошел через многое и сумел устоять и прожить достойную жизнь.
М. М. всю жизнь стремился к литературе. Особенно ему удавалось описывать детские характеры в своих произведениях.
Будучи гимназистом Зощенко хотел связать свою жизнь с писательской деятельностью. Интересен факт, что у него была очень низкая успеваемость по многим дисциплинам, в частности по русскому языку и литературе.
За свою жизнь «обуздал» много профессий, самых разных и, порой, не схожих вовсе меду собой ничем. Он успел поработать милиционером, сапожником, секретарем суда, счетоводом и даже инструктором по птицеводству.
Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными!
В его произведениях многие узнавали себя. Не каждый человек достойно может пережить такую «встречу с самим собой» в рассказе, над которым смеются тысячи читателей.
Имея пагубную привычку –курение, М. М. Зощенко остро ощутил ее последствия - осложнении здоровья, которые закончились летальным сходом. В честь Зощенко назван астероид под номером 5759. Выставка книг. Может, кто то из вас уже знает, какие произведения написал М. М. Зощенко? Михаил Михайлович создал такие известные произведения, как «Маленькие хитрости», «Галоши и мороженое», сборник рассказов «Рассказы для детей», «Хитрые и умные», «Самое главное» и много других произведений. Самую большую популярность писателю принес цикл рассказов под названием «Леля и Минька». В них писатель Михаил Зощенко рассказывает о своём собственном детстве, где Минька – это и есть Михаил Зощенко, а Лёля – его старшая сестра Ольга. А мы с вами будем читать рассказ «Золотые слова».
Словарная работа. А теперь давайте посмотрим, какие слова в тексте нам могут быть непонятны, которые нам не известны.
(На каждой парте будут «пазы». Дети будут работать в парах, соотносить понятия – слова с их значениями. После будут проверять вместе с учителем, верно л они выполнили задание)
А теперь будем работать в парах. У вас на партах лежат «пазлы». Сейчас я дам вам немного времени, за которое вы должны в парах, помогая друг другу найти и соотнести «слова» с их понятиями. Из нескольких понятий есть лишь одно понятие. Как только вы выполните задание – мы с вами проверим, верно ли вы справились с заданием.
1. Абсурд - нелепость, бессмыслица. 2. Прельщала – стала заманчивой, приятной. 3. Угореть - отравиться угаром, потерять соображение. 4. Развязно – излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими. 5. Раскаяться - сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом. 6. Соблазн - искушение, приманка, нечто влекущее. 7. Беспрекословно – делать что-то без возражений, отговорок, не смотря на то, есть желание или же нет. 8. Огорчение - небольшая печаль или неприятность. 9. Подражать – повторять что-то за кем-либо. 10. Чрезвычайно - очень исключительно. 11. Буквально - В прямом смысле, что-то есть в действительности.
Мы с вами узнали значение слов, которые могли не знать и теперь готовы читать рассказ « Золотые слова».
-Как вы думаете, это произведение будет грустное или смешное? - Почему вы так решили? - По заглавию предположите, о чём будет это произведение. Давайте узнаем, верны ли ваши предположения, прочитав рассказ. |
Слушают учителя.
Рассказывают, какие произведения М. М. Зощенко знают дети 3 класса.
Слушают задание учителя.
Прослушав
рекомендации учителя, приступают к выполнению работы в парах, собрат
литературные пазлы, подбирая к новым слова подходящие, на их взгляд,
значения.
Слушая вопросы учителя, отвечают на них, предполагая, какое будет произведение и о чем в нем будет говориться.
|
Фронтальная |
Коммуникативные: - задавать вопросы; с полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: - проводить доказательство; - извлекать необходимую информацию; - осознанно строить речевое высказывание.
|
Зрительный контакт.
Правильность ответов. |
Первичное чтение |
Откройте учебники на странице сто сорок четвертой (144). Сядьте ровно, ноги вместе, стопы стоят на полу, руки положили как прилежные ученики, глазки опустили в учебники, следим за текстом.
Комбинированное чтение. Сейчас мы будем с вами все вместе читать. Читать будем по отрывкам. Сначала читаю я вслух, после, останавливаясь, и даю вам время на прочтение отрывка текста жужжащим чтением. После, не останавливаясь, вновь продолжаю я. Таким образом, по очереди: я – вы- я- вы, мы будем читать все произведение.
Приготовилось. Настроились на работу. - Слушаем внимательно!
(При прочтении учитель делает небольшую паузу, чтобы учащиеся пережили непосредственное эмоциональное настроение от только что услышанного). |
Дети открывают учебники.
Садятся правильно
Слушают чтение учителя.
Дети читают вместе с учителем. |
Фронтальная. Индивидуальная. |
Предметные: воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя.
Регулятивных: - формировать умение менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи; -принимать алгоритм выполнения учебной задачи. |
Зрительный контакт. |
Проверка первичного восприятия |
-Какие эмоции у вас вызвало данное произведение?
-Какие чувства возникли после прослушивания данного произведения?
- Мне данный рассказ показался смешным, юмористическим, но немного грустным, когда детей отругали за их проказы и они ничего не сказали, хотя выполняли беспрекословный приказ отца. А также, мне кажется, этот рассказ является очень поучительным.
|
Веселые эмоции. Позитивные эмоции. Грустные эмоции (Сочувствие детям).
|
Фронтальная |
Предметные: -отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции; - высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.
Личностные: - формировать умению выражать своё эмоциональное отношение к содержанию прочитанного. |
Зрительный контакт.
Правильность ответов.. |
Физминутка |
Мы, детки, послушные и исполнительны, Правила нарушать – мы не любители! Если сказали: «Молчать за столом!», Будем молчать мы с Лёлей вдвоем! Ну, а если случилась какая беда- Мы промолчим. Ведь говорить нам нельзя! Может, быть в чем-то мы и не правила, Но не станем нарушать запреты от папы!
|
Повторяют за учителем движения. |
Фронтальная. Коллективная. |
Регулятивные УУД: организация своей деятельности. |
Правильность выполнения упражнений. |
Беседа по содержанию |
Кто является главными героями этого рассказа? А вы знали, что полная форма имени Лёля – Ольга, а полная форма имени Минька – Махаил!
А как вы думаете, почему родители зовут детей не полными именами – Ольга, Оля и Михаил, Миша – а именно Лёля и Минька?
Мне кажется, что
родители к ним обращались с лаской, любовью, как бы проявляя свою любовь и
заботу о них, что готовы их всегда защищать и они всегда и всеми любимы в
семье.
Скажите, пожалуйста, есть ли помимо главных героев второстепенные? Назовите их.
Что можете рассказать о Лёле? А что вы можете рассказать о Миньке, от лица которого идет практически весь рассказ?
Почему Леля и Минька обожали сидеть за общим столом? Докажите словами из текста.
О чем рассказывал папин начальник, и кто его прервал? Найдите это в тексте.
Было ли детям интересно слушать рассказ о спасении угоревшего пожарника?
Почему Лёля перебивала папиного начальника?
Что означает "сидеть как на иголках"?
По какому поводу папин начальник нередко высказывал недовольство во время ужина?
Какая пословица встречается в рассказе Зощенко «Золотые слова»?
Чем была недовольна бабушка во время ужина? Как отреагировала мама? Папа? Докажите словами из текста. Что в итоге сделали родители?
Почему папа запретил детям присутствовать на ужинах со взрослыми?
В течение какого срока после неприятного инцидента детям было запрещено ужинать со взрослыми?
Когда детям разрешили вновь проводить ужин в кругу взрослых? Докажите словами из текста.
Какое условие поставил папа детям, разрешив им в дальнейшем ужинать со взрослыми?
Как повели себя дети, когда получили разрешение вновь сидеть за столом со взрослыми? Найдите ответ в тексте.
Как теперь вели себя дети, будучи за столом? Что сделал Минька?
По какой причине в горячем чае папиного начальника оказалось сливочное масло?
Почему Минька не предупредил папиного начальника о том, что в его стакан упало масло?
На что был похож чай, в котором плавало сливочное масло? Чьи это слова?
Как отреагировал папин начальник на чай с маслом?
Что сказал папин начальник, как он выразил свое недовольство? Найдите слова в тексте.
Как повела себя сестра Миньки?
Почему папа назвал поведение Лели и Миньки глупым?
Что сказал папа? Найдите в тексте.
Какие слова надо золотыми буквами записать в своём сердце?
Как вы думаете, почему слова называют "золотыми"? Почему нельзя слепо придерживаться указаний?
А почему эти слова нужно записать в сердце, а не, например, на записную бумажку?
Как изменилось поведение детей?
Почему автор рассказа назвал себя «счастливым человеком»? Найдите это в тексте.
Почему автор рассказа не писал по правилам старых мастеров? |
- Лёля и Минька.
Предположения детей.
Мама, папа, бабушка, папин начальник и остальные гости. Дети говорят свое мнения/впечатление о том, каких они представили детей, какими они их увидели по содержанию рассказа. Пробут доказать словами текста. … из-за вкусной еды и забавных рассказов из жизни…
О спасении угаревшего пожарника, а перебивала его Лёля.
Нет.
Лёля вспомнила похожую историю, и хотела все рассказать. - Вести себя нетерпеливо.
- По поводу плохо воспитанных детей, Лёли и Миньки.
- «На сердитых воду возят».
Все родители возникали. Находят слова из рассказа. Папа разозлился и впредь запретил детям ужинать со взрослыми.
Потому как дети не умеют вести себя за столом.
В течении 2 месяцев.
Перед одним из ужинов, когда папа был в хорошем расположении духа.
Что они не скажут ни слова.
Молчали. Лёля иногда хихикала, переглядывалась с братом. Миньке хотелось бутерброда с маслом, и он начал греть масло на ноже над стаканом папиного начальника.
Нож нагрелся, масло растаяло и упало в стакан с чаем…
Он промолчал, т.к. вспомнил папин наказ о том, что они с Лёлей должны молчать.
На куриный бульон. Мама это сказала, когда опробовала его.
Он был крайне возмущен и зол.
«Ах, в самом деле, гадкие дети, почему вы мне ничего не сказали? Я бы тогда не стал пить этот чай…»
Лёля разъяснила всю ситуацию.
Потому что исполняли папин наказ бездумно. Дети находят и зачитывают папины слова…
«Всё надо делать с учётом изменившейся обстановки.»
Дети высказывают свое мнение.
Дети не сразу поняли смысл слов, лишь когда повзрослели, они осознали истинный смыл слов.
Находят ответ в тексте в учебнике. |
Фронтальная |
Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы учителя.
Познавательные УУД: - понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации).
Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других. |
Зрительный контакт.
Правильность ответов. |
Обобщающая беседа |
- Чему нас учит этот рассказ, как вы думаете?
1. Всегда внимательно слушай объяснения взрослых, и переспрашивай, если что-то не ясно. 2. Не встревать в чужие разговоры, в беседу между взрослыми людьми. 3. Учит быть мудрей и делать только то, что действительно нужно и необходимо исходя из сложившейся ситуации.
Примеры из жизни.
Как вы поняли, в чем заключается главная мысль рассказа М. М. Зощенко?
Воспитательный момент: На самом деле, рассказ М. М учит нас с вами тому, что придерживаться правил и исполнять приказания нужно с умом! Делать всё нужно с учетом изменившихся обстоятельств. Не стоит беспрекословно выполнять чьи-либо указания, даже если эти указания от родителей. Если обстоятельства/сложившаяся ситуация требуют того, чтобы правила были нарушены, то нужно так и сделать. Тогда поступок будет верным и правильным и никто вам не накажет слова за нарушение правил, а наоборот – проявят искреннюю благодарность. Рассказ нас учит быть самостоятельными и всегда, думать своей головой. Нужно уметь отвечать за себя и свои поступки. Недаром есть пословица: «Не забывай, где должен сказать, а где промолчать».
|
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Дети отвечают на вопрос, высказывая свое мнение о том, чему их научило произведение М. М. Зощенко «Золотые слова».
Главная мысль заключается в папиных словах о том, что придерживаться правил и исполнять чьи-либо приказы, обдумывая их. И следовать всегда по ситуации, идет она точно по плану или же происходят какие-то события, которые были не предвидены – тут же нужно «действовать по ситуации». |
Фронтальная. Коллективная. Индивидуальная. |
Познавательные: - извлекать необходимую информацию из текста; - осознанно строить устное речевое высказывание, ответ на вопрос. |
Зрительный контакт. |
Итог |
- С каким автором мы сегодня познакомились?
- За что вы похвалили бы себя? - Что у вас особенно получилось выполнить на уроке? |
С Михаилом Михайловичем Зощенко.
Отвечают на вопросы учителя. |
Фронтальная. Индивидуальная. |
Познавательные УУД: Извлекать информацию.
Коммуникативные УУД: Обсуждение и формирование своего мнения |
Зрительный контакт. |
Рефлексия |
«Пять добрых слов»
У вас на столах лежат отпечатки ладоней.
Сейчас вам нужно будет на каждом пальчике написать добрые слова – пожелания своему другу или все классу.
А после мы объединим эти ладошки воедино к нашему Солнцу, у которого пока нет лучиков.
Посмотрите, какое
солнце получилось Я желаю, что бы в вашем классе всегда была приятная,
теплая, крепкая и солнечная атмосфера, и что бы все пожелания, которые вы
написали на «лучиках» сбывались, и ваш класс становился все дружнее и
дружнее. |
Слушают внимательно учителя.
Выполняют задание по рефлексии.
Приклеивают «солнечные ладошки» к солнцу.
Слушают внимательно учителя.
Прощание с учителем. |
Фронтальная. Индивидуальная. |
|
Зрительный контакт. |
Домашнее задание |
Стр.153,
вопрос № 8. |
Открывают дневники,
записываю домашнее задание. |
Фронтальная. |
Познавательные УУД: умение структурировать знания. |
Зрительный контакт. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.