Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: «Стихотворение "Дедушка Дерево". Э.Э. Мошковская». (2 класс).
Оценка 4.9

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: «Стихотворение "Дедушка Дерево". Э.Э. Мошковская». (2 класс).

Оценка 4.9
docx
25.05.2021
Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: «Стихотворение "Дедушка Дерево". Э.Э. Мошковская». (2 класс).
Литературное чтение (03.02.21).docx

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»

 

 

 

Технологическая карта по литературному чтению

«Стихотворение «Дедушка Дерево». Э.Э. Мошковская»

                                                                                                                                            

Выполнила:

                                                                                                                                                                  Студентка группы Ш – 37

                                                                                                                                                                 Ладкина Арина Юрьевна       

     

                                                                                                                                            Проверили:

                                                                                                                                                               Методист от колледжа:

                                                                                                                                                                     Прягаева Елена Алексеевна

                                                                                                                                                                        _______________________

 

Отметка «__ » (___________________)

 

Методист от школы:

                                                                                                                                                                     Кичигина Татьяна Петровна

                                                                                                                                                                        _______________________

 

Отметка «__ » (___________________)

 

 

Структура технологической карты урока литературного чтения

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тема урока

«Стихотворение «Дедушка Дерево». Э.Э. Мошковская»

УМК

«Система развивающего обучения» ЗанковЛ.В.

Цели деятельности педагога

1.    Познакомить учащихся со стихотворением  Эммы Эфраимовны Мошковской - «Дедушка Дерево».

2.    Способствовать усвоению содержания стихотворения «Дедушка Дерево».

3.    Способствовать овладению умением детьми выразительного чтения; на публику.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний.

Планируемый результат

Личностные УУД:

1)   Проявлять  познавательную инициативу, оценивать результаты своего учебного труда.;

2)   Проявлять позитивное отношение к чтению стихотворений;

3). Проявлять интерес к биографии и творчеству  Э.Э. Мошковской.

 

Предметные УУД:

1)   Осознанно читать стихотворение «Дедушка Дерево», выразительно, не допуская речевых ошибок.

2)   Закрепление навыка работы с содержанием текста стихотворения,

3)   Развитие навыка проводить анализ содержания произведение.

 

Метапредметные УУД:

 

Познавательные УУД:

1)   Определять тему и главную мысль, обосновывать своё мнение;

2)   Развивать умение у учащихся грамотно формулировать вопрос и адекватно на отвечать на вопросы других.

 

Регулятивные УУД:

1)   Овладение навыком аппелировать текстом (ориентироваться в тексте) для ответа на вопрос или подтверждения своего ( и чужого)мнения.

2)   Выполнять учебное задание в соответствие с целью;

3)   Осуществлять взаимовыручку и самооценку при выполнении учебного задания.

 

Коммуникативные УУД:

1)   Излагать понятно и грамотно свои мысли в устной форме;

2)   Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

3)   Адекватно взаимодействовать в паре или группе при выполнении учебного задания.

 

Методы и формы обучения

Формы работы: индивидуальная, фронтальная

Методы: словесный,  объяснительно-иллюстративный, практический, работа с книгой.

Наглядно-демонстрационный материал

Наглядный материал, аудио- и видео- материал.

Оборудование

АРМ педагога,  учебник по литературному чтению за 2 класс, часть 2 (В.Ю. Свиридова), интерактивная доска и мультимедиа-проектор, раздаточный материал.

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации со взаимодействия

Универсальные учебные действия

Промежуточный контроль

 

 1.Оргмомент

Приветствие учителя с учениками, проверка готовности учащихся к уроку.

- Здравствуйте, меня зовут Арина Юрьевна.

- Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

 

Добрым день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать!

 

– Проверим готовность к уроку.

- На краю стола должны лежать: пенал с ручками, карандашами и учебник по литературному чтению 2 часть.

 

- Сегодня на уроке у нас с вами будет активная работа.
- На уроке за активную работу, за правильные, полные, грамотные ответы на вопросы я буду выдавать вам жетоны.
- Кто наберет 5 и более жетонов может получить оценку!
- Но, те кто будет нарушать дисциплину, баловаться или мешать другим работать – я буду наказывать, забирая жетоны.
- Ваша задача внимательно слушать учителя и  активно работать на уроке!

Приветствуют учителя.

 

Слушают внимательно.

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют свою готовность к уроку.

 

Фронтальная

Коммуникативные УУД:

Приветствие учителя.

Регулятивные УУД:

Готовность рабочего места.

Зрительный контакт

 

 2.СТиЦ

Учитель проговаривает учащимся тему и цели урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Мы с вами каждый урок отправляемся в путь по «литературному чтению» и стремимся узнать новое и новое, читаем разные произведения разных авторов. И так сегодня мы тоже продолжаем по этому пути.

 

 

- Посмотрите внимательно на слайд.
- На слайде изображены 3 отрывка из разных произведений.
прочитайте внимательно жужжащим чтением.

- Ребята, прочитайте 1,2 и 3 произведения вслух.  (Имена трех учащихся).

- Вы знакомы с этими произведениями, их вы уже читали.
- Скажите, какое из этих произведений здесь лишнее? Почему?

 

 

- Верно. Молодцы! Вижу, вы уже знакомы  с таким лит. жанром как стихотворение.

 

- Попробуйте дать определение.

 

 

-Верно.

 

– Вы читали уже стихотворения?

 

- Ребята, поднимите руку, любите ли вы слушать стихотворения или читать их вместе с родителями?

 

– Назовите, какие стихотворения вы уже знаете?

 

- Какие молодцы. Как много стихотворения вы знаете! Видно, что читаете. Или вам ваши родители читают?

 

- Сегодня на уроке мы с вами начинаем новую главу учебника «Вперед, по дороге открытий», глава № 6.

- Сейчас я предлагаю вам прослушать небольшую часть музыкального произведения, автором  музыки и слов которого является Минков Марк Анатольевич – советский и российский композитор, а также, народный артист РФ.

(Произведение «Дорогою добра из фильма «Приключения маленького Мука»»)

- Прослушав песню «Дорогою добра». - Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке литературного чтения? (вывешивается/пишется на доску    «Урок доброты»)

- Правильно.

Сегодня на уроке мы с вами должны узнать, что такое доброта?

 

-   Кто может проявлять доброту? Как доброту в отношении друг к другу проявляем мы с вами?

-И зачем нам быть добрыми?

- И какие же есть еще приятные чувства, которые мы можем и должны проявлять.

- И самое главное, чьи образы мы можем встретить на дороге доброты?!

- Итак, отправляемся по дороге добра.

Дети слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети внимательно смотрят на слайд.

 

(Читают жужжащим чтением).

 

(Трое учеников по очереди читают по одному отрывку из произведений).

 

 

 

 

Лишнее – «Акула», потому что это рассказ, а другие 2 произведения – стихи.

 

По заданию, поднимают руки те, кто знает, что такое стихотворение.

 

- Это что-то наподобие  рассказа, только он в стихотворной форме.

(Ответы детей.)

 

 

- Да.

 

 

 

Поднимают руки те ребята, кто любит слушать или читать сказки.

 

 (Ответы детей.)

 

 

 

 

- Ответы детей (Сами читаем/родители читают.)

 

Внимательно слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

Дети внимательно слушают произведение.

 

(Ответы детей:

 Сегодня мы будем говорить о доброте?!)

Фронтальная

Познавательные УУД:

умение структурировать знания.

 

Коммуникативные УУД:

речевая деятельность, планирование учебного сотрудничества.

Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.

Зрительный контакт

 

 3.Подготовка к чтению

Краткая биографическая справка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выставка книг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Словарная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод, итог, рефлексия

 

- Не каждый поэт может писать стихи для самого маленького ребенка. Не подлаживаясь к нему, ничего особенного не придумывая, чтобы заслужить его внимание и уважение.

 

- На свете было не так много писателей, который моги передать все теплые чувства к родным людям через слова. Одним из так авторов мы сегодня и познакомимся на уроке.

 

 

1.Через всю жизнь пронесла Э.Э Мошковская свое «Волшебное
стеклышко», которое делало мир прекрасным. Эмма Эфраимовна – добрый и открытый человек! Её стихи учат нас всем премудростям жизни,
учат быть честными, учат доводить любое дело до конца, учат быть
щедрыми, трудолюбивыми...


У взрослых – очки,
большие портфели,
такие огромные гири – гантели,
приемник, который на шею надет.
А такого красивого стеклышка
нет!
Все у них есть -
И часы, и браслет...
А такого красивого стеклышка
нет!


2. В последние годы жизни Эмма Мошковская жила в небольшой
двухкомнатной квартире у метро «Щёлковская». Дом среди
зелени, в тени деревьев. Мебель была очень скромная, полы
скрипучие, книг немного, она не собирала библиотеку, зто всюду были  рукописи.

 

3. Мир ребенка, его мысли и переживания Эмма Мошковская понимала, пожалуй, как никто из детских поэтов.

И сколько бы лет ни прошло, ее стихи будут всегда интересны и любимы малышами. И не только малышами. Благодаря музыкальности и ритмичности многие стихи Эммы Мошковской стали песнями, их очень даже любят исполнять "звезды" отечественной поп- и рок-музыки...

 

 

Выставка книг

- Эмма Эфраимовна за свою жизнь написала очень много интересных произведений, например такие как:
«Счастливый остров», «Какие бывают подарки», «Секрет», «Сборник стихов и сказок», «Жадина», «Хитрые старушки» и много-много других.

- Кнги с произведениями Эммы Мошковской вы, ребята, можете взять в библиотеке! Обязательно сходите.


(Учитель показывает книги Э.Э. Мошковской)

 

Словарная работа

 

- А сейчас предлагаю вам познакомиться с новыми словами.

- На доске есть несколько слов и их определения.

 

- Ваша задача подумать и устно соединить их по смыслу. Затем мы вместе все проверим.

 

- И так, даю вам немного времени познакомиться со слови.

 

- Кто готов, сядьте правильно, что бы я видела вашу готовность.


- По поднятой руке учитель вызывает детей к доске.

 

Слова:

1.       добрые(добрый)

2.       суетиться

3.       славный

4.       свиристели

5.       Пуховая постель

6.       усадить(усаживаться)

 

(Слова и их понятия будут распечатаны и расположены на доске)

 

- На этом этапе активно работали (Имена учащихся).

 

- Молодцы.

 

- Остальные, ребята, просыпаемся! Я не могу работать с одними и теми же, мне важно знать, как вы понимаете то, о чем мы говорим, что изучаем.

Слушают задание учителя.

 

 

 

 

Слушают задачу, которую им поставил учитель на данный этап урока.

 

 

 

Фронтальная

Регулятивные УУД:

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием ( что я знаю и умею).

Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, постановка и решение проблем.

 Коммуникативные УУД:

уметь выражать свои мысли.

Зрительный контакт

 

 4.Первичное чтение

Проверка готовности учащихся к первичному чтению (прослушиванию) стихотворения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация посадки.

 

 

 

 

Учитель читает стихотворение  выразительно наизусть , дети слушают, следят глазами за текстом.

-  А сейчас откройте ученики, которые лежат у вас на краю стола, на странице сорок восьмой (где напечатано стихотворение Э.Э. Мошковской «Дедушка Дерево»).

- Сейчас я буду читать произведение, а вы будите внимательно слушать меня, и следить глазками за текстом или представлять образы у себя в голове.

 

- Приготовились.

 

- Учебники со стихотворением на странице 48 открыты у всех.

 

- Сели ровно, ноги вместе, стопы стоят на полу, руки положили как прилежные ученики, глазки опустили в книжки, следим за текстом.

 

- Слушаем внимательно!

Э.Э. Мошковской «Дедушка Дерево».

(Учитель грамотно, не допуская речевых ошибок, выразительно, громко и четко читает стихотворение Э.Э. Мошковской «Дедушка Дерево» наизусть ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Закончили.

Слушают задание учителя.

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация посадки перед прослушиванием стихотворения.

Дети готовы к прослушиванию произведению.

 

 

 

 

 

 

Слушают внимательно, как стихотворение «Зимний вечер» выразительно читает наизусть учитель; следят глазами за текстом; простым карандашом выделяют в тексте слова, значение которых не понятно для детей, либо эти слова им не знакомы

Фронтальная

Личностные УУД:

высказывание предположений, принятие точки зрения другого.

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества.

Зрительный контакт

 

 5.Проверка первичного восприятия

Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают на них, оценивают свою работу на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод, итог, рефлексия

- Давайте же с вами сейчас разберемся, что бы лучше понять смысл стихотворения «Дедушка Дерево».

Вопросы к стихотворению:

 

- Ребята, скажите, пожалуйста, что вы себе представили, слушая это стихотворение?

- Какое чувство возникло у вас, когда вы слушали стихотворение?

- Удивительно, правда, что в одном стихотворении можно уместить очень много чувств, а благодаря некоторым фрагментам, можно узнать некоторые фрагменты из жизни!

- Молодцы. На этом этапе работали активно (имена учащихся), поэтому они получают свои заслуженные жетоны.

Слушаю внимательно учителя.

 

 

Дети рассуждают и говорят свое мнение, отвечая на вопрос учителя.

 

Фронтальная

Регулятивные УУД:

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием ( что я знаю и умею).

Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, постановка и решение проблем.

 Коммуникативные УУД:

уметь выражать свои мысли.

Зрительный контакт

 

  6.Повторное чтение

(Использование приемов  организационного чтения

 

Орг.посадки

 

 

 

 

 

Чтение учащимся произведения по жужжащим чтением.

- Сейчас я вам предлагаю самостоятельно познакомиться и прочитать произведение, жужжащим чтением.

 

- Но для начала:

Сели ровно, ноги вместе, стопы стоят на полу, руки положили как прилежные ученики, глазки опустили в книжки, следим за текстом

- Начинаем.

 

 

 

 

 

-  Кто прочитал, сядьте правильно, что бы я видела вашу готовность.

Слушают задание учителя и ход работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Тихое чтение учащимися всего стихотворения дает возможность еще глубже пережить те настроения, которыми наполнено это лирическое произведение.)

 

 

Фронтальная

Словесная

 

Познавательные УУД:

Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное.

 

Личностные УУД:

Учатся высказывать собственное мнение не схожее с другими.

 

Ответ на вопрос

Зрительный контакт.

Проговаривание правильного, грамотного ответа.

 

Физминутка

 

Упражнения на все группы мышц.

 

 

 

 

 

 

А сейчас настало самое время немного отдохнуть.

1 раз я показываю – вы повторяете движения вместе со мной, но без слов;

2 раз я показываю - вы повторяете со словами.

 

Физминутка провидится под муз. произведение «Такой хороший дед»

 

 - Молодцы.

- Можете садиться на свои места.


 

Сначала дети смотрят на учителя.

Потом встают и повторяют движение за педагогом.

 

 

 

 

 

Фронтальная

Словесная

Наглядная

Познавательные УУД:

Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное.

 

Личностные УУД:

выражать положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление.

 

Регулятивные УУД: 

оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений.

Зрительный контакт.

  6.Повторное чтение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орг.посадки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод, итог, рефлексия

- Скажите, ребята, о чем была эта песенка?

- А о каком дедушке?

 

 

 

 

- А кто такой дедушка?

- Есть  у вас дедушки? Какие они? Опишите вашего дедушку, только  черты характера.

- Поднимите руку те, кто любит своего дедушку?

 

- Вижу, что вы все любите своих дедушек. Молодцы. Ребята, обязательно заботьтесь о них и берегите своих дедушек!

 

- Ребята, а посмотрите-ка, у нас в стихотворение тоже говорится про дедушку. И быть может не зря!

 

-Давите сейчас с вами вновь прочитаем стихотворение «Дедушка Дерево», и докажем, что это был настоящий Дедушка, а не просто Дерево.

 

- Сели ровно, ноги вместе, стопы стоят на полу, руки положили как прилежные ученики, глазки опустили в книжки, следим за текстом.

 

- Читать мы будем стихотворение Э.Э. Мошковской «Дедушка Дерево» по цепочке, начиная с 1 ряда.

 

 - Начинаем.

 

(Учитель проверяет чтение вслух детей, помогает правильно ставить ударение в словах, помогает правильно читать с интонацией).

 

-Закончили, молодцы. Мне очень понравилось, как читали (Имена учащихся)

 

- Молодцы, закончили.

- В песне поется о дедушке.

 

(Дети говорят о том, о чем они услышали и запомнили в песне, которая была использована для физминутки).

 

Дедушка – это отец папы или мамы.

 

Да/нет.

 

(Некоторые дети описывают своих дедушек).

 

(Дети слушают учителя и отвечают на вопрос о своем дедушке, описывая его).

 

(Дети поднимают руки).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята настраиваются на совместное прочтение вслух вместе с учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети начинают по очереди читать стихотворение «Дедушка Дерево» по частям.

 

 

 

Фронтальная

Словесная

 

Познавательные УУД:

Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное.

 

Личностные УУД:

Учатся высказывать собственное мнение не схожее с другими.

 

Ответ на вопрос

Зрительный контакт.

Проговаривание правильного, грамотного ответа.

 

  7. Беседа по содержанию

Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают на них, оценивают свою работу на уроке.

- О чем говорится в произведении? Кто главный герой?

 - Каких ещё героев можете назвать?

 

- Верно. Эти герои являются второстепенными.

- За что животные любят дерево?

 

 

-С кем сравнивается дерево?  Докажите словами текста.

- Верно. С дедушкой. А как вы думаете почему?

- Совершенно верно.

- Какими же человеческими чертами характера Э.Мошковская наделила Дерево? Докажите текстом.

 

- А , как вы думаете, зачем это нужно было?

- Хорошо, тогда докажите текстом.

- А вы почувствовали тепло, уют или хотя бы радость от произведения? Почему?

- Каким приемом воспользовалась Эмма Мошковская, чтобы мы увидели эти картины?

- Дети, а как вы думаете, в чем заключается скрытый смысл произведения?

- Ребята, а теперь внимательно посмотрите на название стихотворение. Скажите, почему слово «Дедушка» с большой буквы?

 

 

 

- А почему слово «Дерево» тоже с большой буквы?

 

 

- Верно. Дерево – в мифологии, как символ мирового древа.


Однажды по прихоти случая дерево выросло в заброшенной лачуге без окон и отправилось на поиски света. Человеку нужен воздух, рыбе — вода, а дереву — свет. Корнями оно уходит в землю, а ветвями к звездам, оно — путь, соединяющий нас с небом

 

Антуан де Сент-Экзюпери «Цитадель»

 

 

- Напоминаю, что мы с вами сегодня следопыты и идем дорогою открытий.  


- Какое мы сейчас смогли  сделать открытие?

- Открытием сегодня для нас с вами стало то, что путем олицетворения можно показать, как в природе заботятся друг о друге. Как, например, Дерево из нашего стихотворения, выросло и сколько лет оно есть, оно заботится о лесных жителях, насекомых, как служит для них домом. Сколько тепла и уюта оказалось у Дедушки Дерева.

В произведении говорится о главном герое - Дереве Дедушке, которого любят все жители лиса.


В стихотворении говорится о птицах, насекомых, зверях. (Дети перечисляют животных)

 

 

 

- Животные любят дерево за доброту, за то что, дерево, как добрый дедушка, всех качает руками – ветками, обо всех заботится.

 

 

Дерево сравнивается с дедушкой.

 

 

(Варианты детей)

 

 

 

 

Дерево – дедушка, ветки – руки и плечи.

Добрый, любит всех, заботливый.

 

 

Для создания образа тепла, уюта, радости, дома.

 

(Дети ищут слова из текста).

 

(Разные ответы детей).

 

 

 

 

 

Приемом олицетворения и сравнения.

 

 

(Разные ответы детей).

 

 

Примерный ответ:

- Наверное потому, что дедушка- это тот, кто много много прожил и знает, его все уважают.

 

Потому что дерево старое, многое знает, и всем жителям леса интересно проводить время с ним.

 

 

Примерный ответ:

Наверное, потому что писательница хотела призвать нас, что нужно беречь деревья, ведь одно дерево – это дом для одного или нескольких животных.

 

 

Дети внимательно слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Дети предполагают свои варианты ответов).

 

Фронтальная Словесная

Наглядная Практическая

Коммуникативные УУД:

отвечать на вопросы учителя.

 

Познавательные УУД:

 извлекать информацию из иллюстраций, текста.

 

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других.

Зрительный контакт.
Ответы детьми на вопросы учителя

 

  8.Подгоовка к выразительному чтению

Дети настраиваются на выразительное чтение стихотворения на публику с помощью подготовительных движений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ребята, чтобы нам выразительно прочитать стихотворение, мы должны подготовить наше дыхание.

 

- Выполним дыхательную гимнастику!

 

- Вставайте со своих мест, задвиньте стулья для того, что бы вам было удобнее и свободнее стоять и выполнять движения.

 

(Учитель показывает 3 упражнения)

 

 "Повороты головы"
С исходного положения по стойке «смирно» делаются повороты головы поочередно в правую и левую стороны. Упражнение сопровождается вдохом. После возвращения головы в начальное положение выдох уходит незаметно носом или ртом. Всего 3 подхода по 2 раза.

 

"Погончики"
Руки резко, практически в толчке, направляются от пояса вниз. Синхронно следует делать короткий и шумный вдох. После окончания упражнения руки возвращаются в исходное положение, занимая расслабленное состояние в области пояса. Всего 3 подхода по 2 раза.

 

"Ладошки"
Встать ровно и прямо. Руки согнуты в локтях, локти вниз. Кисти рук расположить на уровне плеч ладонями к зрителю. Сделать вдох синхронно со сжатием ладоней в кулак. Всего 3 подхода по 2 раза.

 

- Закончили!

 

- Молодцы, а теперь нам предстоит еще одна несложная работа, но работа на внимательность.

 

- Итак, сейчас мы будем работаться с вами по учебнику, поэтому сядьте ровно и пододвиньте к себе учебники со стихотворением.

- С чем сравнивает автор ветки Дедушки Дерева ? Докажите предложением из текста.

 

- А сколько было «рук» у Д.Д?

 

 

- Для чего Д.Д столько «рук»? Найдите это в тексте.

 

- О каких насекомых говорится в тексте?  Какие насекомые прилетали к Д.Д?

- Перечитайте отрывок из стихотворения со звонкими звуками.

 

- Как вы думаете, почему автор использует именно название «жучище», а не просто «жук» или «жучок»?

 


-  Смотрите-ка, а вот в тексте говорится, что «Д.Д. пчел подхватил…». А куда же он их подхватил? Как он это сделал?

 

- А кто же еще жил у Д.Д. на ветках? Какие еще животные написаны в стихотворении? Докажите словами из текста.

 

 

- Молодцы. Как же хорошо вы поработали!

Слушают внимательно учителя.



 

 


Дети встают со своих мест для выполнения дыхательной гимнастики.

 

 

(Дети смотрят за учителем, а после повторяют за ним упражнения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимательно слушают учителя.








 


«У дедушки дерева добрые руки…»

 

- «Наверно, их сто… Или сто двадцать пять…»

 

 

- «Что бы всех покачать!»

 

- В стихотворении говорится о таких насекомых, как: Жучище, пчелы, стрекозы и мошки.

 

«Жучище примчался, и сел, и качался…»

 

 

 

 

- Наверное автор хотел показать, что прилетел большой жук, а не маленький.

 

 

 

Дети находят ответ в тексте и говорят своими словами.

 

 

 

Дети находят и зачитывают строки из текста о белке, о птице и свиристелях.

Фронтальная форма

Групповая (коллективная) работа.

Регулятивные УУД:

 осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий.

Правильное выполнение заданий

 

 

 9.Выразительное чтение

Проверка готовности учащихся к выразительному чтению произведения (по частям).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование приемов организации  деятельности детей.

 

 

 

 

 

 

 

Организация посадки.

 

 

 

 

 

 

Чтение детьми стихотворения «Дедушка Дерево», остальные – слушают ровесников.

 

 

 

Рефлексия.

- А сейчас, будем учиться читать данное стихотворение выразительно вслух.

 

- Будут читать несколько учеников, но не по ролям, т.к. в стихотворении содержится монолог автора.

 

- Что такое монолог?

- Это разговор одно лица, верно.

 

- Есть желающие прочитать отрывок/полностью стихотворения? Кто желает прочитать ?

 

(Учитель смотрит на активность класса: если много желающих, то педагог спрашивает по поднятой руке несколько человек, если же все сидят и молчат, то учитель спрашивает на свое усмотрение или же тех, кого ему хотелось бы услышать).

 

(Учитель ставит стул на середину класса для рассказчика)

 

- Все настроились? Ребята, приготовились.

 

- Сели ровно, ноги вместе, стопы стоят на полу, руки положили как прилежные ученики, глазки опустили в книжки, следим за текстом

- Начинаем.

(Учитель проверяет чтение вслух детей, помогает правильно ставить ударение в словах, помогает правильно читать с интонацией).

 

 

 

- Закончили. Молодцы.

- Дети, скажите, пожалуйста, вам понравилось, как -читали ваши одноклассники? Кто и почему? Расскажите свое мнение.

 

 

- Мне понравилось как читали (имена учащихся), остальным не хватило силы голоса / уверенности / было не слышно и тп.

- А так, вы все большие молодцы, что решились прочитать данное стихотворение! Я горжусь вами!

Слушают внимательно задание учителя.

 

 

 

 

 

 

 

- Это когда кто-то один говорит.

 

Слушают внимательно задание учителя.

(Желающие прочитать стихотворение поднимают руку).

 

 

 

 

 

 

Ребята настраиваются на прочтение вслух по фрагментам стихотворение, остальные – к прослушиванию своих одноклассников.

 

 

 

 

(Выбранные несколько человек, читают стихотворения вслух, громко, четко и выразительно.

Остальные ребята из класса слушают внимательно, как стихотворение читают одноклассники; следят глазами за текстом).

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя – ответы у детей разные, каждый высказывает свое мнение и учиться его аргументировать.

 

Фронтальная

Словесная

Наглядная

Познавательные УУД:

Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное.

Умение давать характеристику героям произведения.

 

Личностные УУД:

Выражать положительное отношение к познанию;

Умение высказывать свое мнение, давать характеристику героям произведения.

Умение проявлять внимание, удивление.

 

Регулятивные УУД: 

Оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений

 

Ответ на вопрос

Зрительный контакт.

Проговаривание правильного, грамотного ответа.

 

 10.Обобщающая беседа

Обобщение знаний полученных на уроке по работе со стихотворением Э.Э. Мошковской «Дедушка Дерево»

- Ребята, скажите мне, какой в литературе есть способ изображения жизни человека и его чувств к кому-то в художественной форме?

- Скажите, а если бы у нас была возможность по-своему озаглавить произведение. Как бы вы назвали произведение?

- А какую главную мысль высказал автор в этом произведении?

 

- Конечно же, главная мысль произведения заключается в чувстве заботе о ком-то, что нужно беречь тех, кто тдля вас важен.

- Поэтому я желаю вам, что вы как можно чаще проявляли любовь, заботу о родных и близких вам людям, берегли их и чувствовали те же приятные и добрые чувства от них.

- А сейчас, подводя итоги, мне бы хотелось зачитать вам несколько строк из произведения Константина Георгиевича Паустовского  «Скрипучие половицы»
- Слушайте внимательно!

«- Подлость! - бормотал Петр Ильич Чайковский. - Мерзость чудовищная! Кто дал право человеку калечить и безобразить землю!? «…»

Есть вещи, которые не оценить ни рублями, ни миллиардами рублей. Неужели так трудно понять там, в Петербурге, этим многомудрым государственным мужам, что могущество страны - не в одном материальном богатстве, но и в душе народа! Чем шире, свободнее эта душа, тем большего величия и силы достигает государство. А что воспитывает широту духа, как не эта удивительная природа! Ее нужно беречь, как мы бережем самую жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им»...»

Дети слушают учителя и отвечают на его вопросы.

 

- Способ олицетворения.

 

 

 

 

(Разные ответы детей)

 

 

- Нужно заботиться о тех, кто тебе дорог, важен, кого ты любишь и беречь их.

 

 

Фронтальная Словесная Наглядная

Познавательные УУД:

Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное.

 

Личностные УУД:

Умение выражать положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление.

 

Регулятивные УУД:

Умение оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений.

Зрительный контакт Ответы детьми на вопросы учителя

 

 

 11.Итог, рефлексия

 

Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают на них, оценивают свою работу на уроке.

 

 

 

 

Рефлексия

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

 

- Что вам больше всего запомнилось из произведения «Дедушка Дерево»?

 

- Кто является автором этого произведения?

- Совершенно верно. Какие молодцы, вы это запомнили!

 

- А с каким музыкальным произведением вы познакомились в начале урока? Как оно называется?

 

- Чем еще вы сегодня занимались на уроке?

 

-Чему вы сегодня научились на уроке? Что нового вы узнали?

 

 

 

 

 

 - Урок у нас заканчивается. За это
время выросло удивительное
дерево, благодаря которому
каждый из вас может показать
пользу или бесполезность нашего
урока.

 

-  Итак, слушайте внимательно:

 

·  Если урок для вас прошел
плодотворно, и вы остались
довольны - прикрепите к дереву
плоды - яблоки.

· 
Если урок прошел хорошо, но
могло быть и лучше - прикрепите
цветы.

· 
Если урок не отличается от
прежних уроков, и ничего нового
принес - зеленые листочки.

- Всем спасибо. Мне было безумно приятно с вами работать. Урок окончен.

- Сегодня мы познакомились с литературным произведением «Дедушка Дерево».

(Дети говорят, что им запомнилось в произведении)

- Автором произведения является Эмма Эфраимовна Мошковская.

 

 

 

 (Дети проговаривают все то, что помнят, чем они сегодня занимались на уроке).

Дети говорят о том, что узнали: с помощью олицетворения можно показать заботу и чувства в природе, как животные и растения заботятся друг о друге.

 

Фронтальная Словесная Наглядная

Познавательные УУД:

Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное.

 

Личностные УУД:

Умение выражать положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление.

 

Регулятивные УУД:

Умение оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений.

Зрительный контакт Ответы детьми на вопросы учителя

 

 


 

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им

Структура технологической карты урока литературного чтения

Структура технологической карты урока литературного чтения

Организационная структура урока

Организационная структура урока

Мы с вами каждый урок отправляемся в путь по «литературному чтению» и стремимся узнать новое и новое, читаем разные произведения разных авторов

Мы с вами каждый урок отправляемся в путь по «литературному чтению» и стремимся узнать новое и новое, читаем разные произведения разных авторов

Вперед, по дороге открытий», глава № 6

Вперед, по дороге открытий», глава № 6

Выставка книг.

Выставка книг.

Выставка книг.

Выставка книг.

Вывод, итог, рефлексия - Не каждый поэт может писать стихи для самого маленького ребенка

Вывод, итог, рефлексия - Не каждый поэт может писать стихи для самого маленького ребенка

Учитель читает стихотворение выразительно наизусть , дети слушают, следят глазами за текстом

Учитель читает стихотворение выразительно наизусть , дети слушают, следят глазами за текстом

Повторное чтение (Использование приемов организационного чтения

Повторное чтение (Использование приемов организационного чтения

Повторное чтение

Повторное чтение

Вывод, итог, рефлексия - Скажите, ребята, о чем была эта песенка? -

Вывод, итог, рефлексия - Скажите, ребята, о чем была эта песенка? -

Почему? - Каким приемом воспользовалась

Почему? - Каким приемом воспользовалась

Однажды по прихоти случая дерево выросло в заброшенной лачуге без окон и отправилось на поиски света

Однажды по прихоти случая дерево выросло в заброшенной лачуге без окон и отправилось на поиски света

Ребята, чтобы нам выразительно прочитать стихотворение, мы должны подготовить наше дыхание

Ребята, чтобы нам выразительно прочитать стихотворение, мы должны подготовить наше дыхание

Для чего Д.Д столько «рук»? Найдите это в тексте

Для чего Д.Д столько «рук»? Найдите это в тексте

Использование приемов организации деятельности детей

Использование приемов организации деятельности детей

А так, вы все большие молодцы, что решились прочитать данное стихотворение!

А так, вы все большие молодцы, что решились прочитать данное стихотворение!

Есть вещи, которые не оценить ни рублями, ни миллиардами рублей

Есть вещи, которые не оценить ни рублями, ни миллиардами рублей

Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока

Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2021